Вводный урок по истории «История — наука о прошлом» (5 класс)
Предмет : история
Класс 5
Тема урока: История – наука о прошлом
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели:
Образовательные: ученики должны понять, какую новую науку они стали изучать, почему называется «история» - наукой о прошлом.
Воспитательные: привить учащимся уважение к своему прошлому
Планируемые результаты на уровне УУД:
Предметные УУД: Понимать, что такое история, какие вопросы ставит себе историк, как их решает. Для чего необходимо человеку и обществу в целом история,
Метапредметные УУД: Убежденность в возможности познания прошлого, в необходимости разумного использования достижений науки для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки отношение к истории, как элементу общечеловеческой культуры. Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.
Личностные УУД: Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий.
План урока:
1.орг. момент
2. изучение нового материала.
3 закрепление новой темы, рефлексия.
Межпредметные связи: ИЗО, археология.
обрудование
Ход урока
Этап урока |
Действия учителя |
Действия ученика |
УУД |
Орг.момент |
Приветствие, выявление отсутствующих |
Приветствие |
|
Изучение нового материала |
1.Вводное слово учителя о знакомстве с прошлым, 2. предлагает рассмотреть иллюстрации в учебнике на стр. 4 и ответить на вопрос: Что общего между этими картинами? 3. предлагает прочесть на стр.5 учебника определение слова: история и сравнить с теми высказываниями, которые прозвучали от учеников 4. предлагает далее игру со словами: постепенно убирая из определения слова «в прошлом», а затем «жизнь и деятельность». Ученикам нужно объяснить, на основе игры, что история – это наука о жизни человека. |
2. высказывают свои мнения, которые должны подводить учеников к ому, чтобы понять: на картинах изображено то, чего нет сейчас, то есть прошлое. 3. читают текст и сравнивают со своими высказываниями. 3. играют в «игру с предложением», высказывают свое суждение о науке. |
Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий. |
Изучение нового материала |
Предлагает составить схему «история» приложение №1. Потом предлагает вопросы: 1.Правильно ли высказывание: «Наука, которая изучает жизнь и деятельность людей, называется историей. 2. Как вы считаете, грамотно ли построено определение: «Наука о прошлом называется историей»? 3. Как вы понимаете выражение «Люди творят историю» |
Составляют схему №1 Отвечаю на вопросы. Составляют схему №2 |
Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями |
Словарная работа |
1.Определите по учебнику, из какого языка пришло к нам слово история 2.Посмотрите в учебнике и определите, какие сведения содержатся в тексте словаря? Словарь таким образом помог вам найти какие - то сведения о выдающейся личности. 3. предлагает внимательно послушать текст из сочинения Геродота в методическом пособии «Введение в историю» А. Н. Майкова на стр.20 и ответить на вопрос: Что в данном рассказе может быть правдой, а что вымыслом? |
1.Читают: история (слово греческое) – рассказ о прошлом, об узнанном. 2. ученики определяют имя историка, время его жизни, его труд, кем считают его потомки. 3. после определения правды и вымысла вводится понятие ФАКТ и определяют понятием правда, истина. |
Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий. |
1.Рассмотрите пожалуйста картины на странице 6 и 7 учебника, изображающие прошлое. Они имеют место быть в различные эпохи: извержение вулкана Везувий в 79 г., битва Куликовом поле в 1380 г., битва при Ватерлоо в 1815 г. Данные исторические события происходили в разных местах и в разные эпохи. Как вы думаете, что между ними общего? 2. Что произошло, где и когда – это главные вопросы, которые волнует любого историка и на основе которых они начинают изучать события прошлого. Однако настоящего исследователя волнует не только данные вопросы, но и другие. Такие как: почему произошло данное событие и какие они имели последствия. Ответы на них могут быть разные: некоторые из них находят ответы сравнительно быстро, а некоторые – ждут своего разрешения многие годы. |
1.Ученики высказывают свои версии, а при неправильном решении вопроса учитель помогает ученикам понять, что у каждого события на картине есть свое место и время происхождения. |
||
Закрепление изученного материала |
Подводя итог, заостряет внимание на понятия: факт, история, Отмечает необходимость и важность науки «история» в жизни каждого человека. |
Повторяют главные вопросы историка |
Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий. |
Домашнее задание |
Написать с помощью родителей историю происхождения своей семьи. |
Записывают задания. |
Приложение №1
Приложение №2