Интеллектуальная игра для 6–7 классов «Что мы знаем о Лицее»

4
0
Материал опубликован 1 November 2020 в группе

Пояснительная записка к презентации


Что мы знаем о Лицее
PPTX / 5.31 Мб

Интеллектуальная игра для 6-7 классов.


Составитель: Родыгина Наталья Александровна,

учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №7»,

город Глазов, Удмуртская Республика



Игра проводится для учащихся 6-7 классов после прочтения книги М. Басиной «В садах Лицея». Игра командная, в команде от 4 до 6 человек. Количество команд на усмотрение организатора. Количество баллов зависит от количества правильных ответов. К сценарию игры прилагается презентация, где отображены задания и ответы.

1 слайд: название игры.

2-4 слайды: Вступительное слово ведущего об открытии Лицея, чтение строк из книги М. Басиной.

5-8 слайды: 1 конкурс «Узнай здание Лицея» (на слайдах предлагаются 4 фотографии петербургских зданий, командам предлагается выбрать среди них здание Лицея; для ведущего игры дается краткая характеристика представленных зданий): За правильный ответ – 5 баллов.

1.Каменноостровский дворец. Памятник времён Екатерины II, загородная императорская резиденция. Памятник архитектуры федерального значения. Большой интерес представляет уникальная православная готическая дворцовая церковь Рождеств св. Иоанна Предтечи.

2.Елагин дворец - Летний императорский дворец на Елагине острове. Названный Елагиным по имени своего первого владельца, он так и сохранил это название, несмотря на периодическую смену хозяев. Дворец также называют Елагинским или Елагиноостровским. Сегодня в Елагином дворце также проводятся различные временные выставки произведений искусства и устраиваются развлекательные мероприятия.

3. Аничков дворец. - Один из императорских дворцов у Аничнкого моста на набережной Фонтанки. Старейшее из сохранившихся зданий на Невском проспекте.

4. Большо́й Екатери́нинский дворец, Большо́й дворе́ц[, Старый дворец) — бывший императорский дворец, официальная летняя резиденция трёх российских монархов — Екатерины I, Елизаветы Петровны и Екатерины II; дворец расположен в 26 км на юг от Санкт-Петербурга в бывшем Царском Селе (ныне город Пушкин). Входит в список Объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Учебное заведение было размещено в здании дворцового флигеля Екатерининского дворца. Флигель был построен в 1790-х годах архитектором Ильёй Неёловым (или Джакомо Кваренги) для великих княжон, дочерей императора Павла I. В 1811 году здание было значительно перестроено архитектором В. П. Стасовым и приспособлено под нужды учебного заведения. Состоит из четырёх этажей. У каждого лицеиста была своя комната — «келья», как называл её А. С. Пушкин. В комнате — железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания.

11 – 12 слайды: 2 конкурс – «Директора лицея».

Задание: Назовите первого директора лицея.

Информация для ведущего: В июне 1811 года Василий Фёдорович Малиновский получил назначение на должность директора Царскосельского лицея. Тяжело сложилась его директорская пора. Сначала грянула война 1812 года, затем в этом же году умерла жена Малиновского, оставив на его попечении малолетних детей. Человек добрый и скромный, он содействовал установлению в Лицее дружественных отношений между наставниками и воспитанниками, не случайно в его семье лицеисты любили проводить досуг — в беседах с ним и его близкими. В своей записной книжке он сформулировал важный этический принцип:

«Войну объявить лицемерию. Ценить выше малое внутреннее добро против великого наружного — даже уничтожить сие как полушку против фальшивой серебряной гривны, и пятак медный выше фальшивого рубля и червонца»

Дополнительные баллы получат те, кто расскажет о втором директоре лицея.

2. Егор Антоновтч Энгельгарт В 181623 годах состоял директором Царскосельского лицея. Был назначен вследствие усилившихся беспорядков в Лицее (особенно — в пансионе) вместо директора Малиновского, кратковременное управление которого зачастую забывается лицеистами, привыкшими считать Энгельгардта первым и старейшим своим директором.

На прощанье лицейский директор Егор Антонович Энгельгардт подарил всем лицеистам первого выпуска на память особые чугунные кольца — символ несокрушимой дружбы и памяти, — и они будут называть друг друга «чугунниками»…

Многие годы поддерживал дружеские отношения с воспитанниками лицея; переписывался со ссыльным И. И. Пущиным.

13-14 слайды: 3 конкурс. «Устав Лицея».

Задание командам выдается на листах.

Закончите некоторые пункты Устава лицея:

1.Принимать в Лицей только мальчиков __________ _____лет «с несомненным удостоверением об отличной их нравственности и в совершенном здоровье»;

2.Запретить выезд воспитанников ______________________________________________________.

3.В продолжение 6 лет обучения изучать науки: нравственные, словесные, исторические, физические и математические, изящные искусства и гимнастические упражнения.

4.Запретить преподавателям __________________________________________________________.



Информация для ведущего: Устав Императорского Лицея написан на двенадцати пергаментных листах. Все они (за исключением первого и последнего) имеют один и тот же рисунок, выполненный акварелью художником Новоселовым.

По боковым сторонам лист окаймляют две колонны, каждая из которых увенчана бюстом Гомера. К вершинам колонн прикреплена распахнутая белой стороной императорская мантия. Верхнюю часть листа занимает изображение двуглавого орла; нижнюю — многофигурная сцена, частично видная из-за приподнятого края мантии: справа — Сатурн и Фемида, окруженные толпой детей, несущих книги и другие учебные пособия, слева — сидящая богиня мудрости и правосудия Минерва, даровавшая людям законы и стоявшая на страже порядков. Перед Минервой стоит ребенок, пишущий на свитке. По нижнему краю изображения разбросаны атрибуты учения и науки: книги, глобусы, измерительные приборы. Среди них — сова, олицетворяющая мудрость. В этой символике воплощена забота императора о воспитании и просвещении юношества. Науки и знания процветают под сенью императорской порфиры.

15-16 слайды: 4 конкурс: «Преподаватели Лицея».

Задание:

Назвать самого любимого преподавателя А.С.Пушкина. (А.П.Куницын)

Назвать преподавателя словесности.(Н.Ф.Кошанский)



17-18 слайды: 5 конкурс : «Распорядок дня лицеистов».

Задание выдается командам на листах. Время на выполнение задания по усмотрению ведущего.

Вам предлагается расписать время лицеистов в течение дня.

______ - общий подъем,

______ - утренняя молитва

8.00 –10.00 - урок в классах,

______ — завтрак и прогулка в парке.

______ - урок в классах,

13.00. — обед и короткий перерыв.

______ - занятия по чистописанию и рисованию,

______ - уроки в классах.

17.00 – 20.00 - короткий отдых, полдник, прогулка, игры и гимнастические упражнения.

20.00 – ужин

______ - прогулка в парке и повторение уроков.

_______ - вечерняя молитва и ночной сон.


Информация для ведущего: В 6 часов утра объявлялся общий подъем, затем воспитанники шли на утреннюю молитву, после чего повторяли задания своих преподавателей. С 8 до 9 часов проводился урок в классах, а с 10 до 11-ти — завтрак и прогулка в парке. С 11 до 12 часов в Лицее предусматривался второй урок в классах, а с 13 часов — обед и короткий перерыв.

В 14 часов у лицеистов начинались занятия по чистописанию и рисованию, с 15 до 17 часов проходили уроки в классах. После этого был короткий отдых, полдник, прогулка, игры и гимнастические упражнения. С 20 часов учащиеся шли на ужин, потом были прогулка в парке и повторение уроков. После вечерней молитвы, в 22 часа, все воспитанники ложились спать. Продуманный распорядок дня способствовал ускоренному развитию лицеистов, которые к 16—18 годам становились физически крепкими, закаленными, трудолюбивыми, нравственно здоровыми людьми.

Отличительной особенностью Царскосельского лицея являлась единая форма одежды. Мундир Лицея состоял из однобортного кафтана темно-синего сукна со стоячим воротником из красного сукна и такими же обшлагами, с золотым и серебряным шитьем. Пуговицы были гладкие, позолоченные, подкладка синяя. Камзол и нижнее платье — из белого сукна.

У директора Лицея — полное шитье на воротнике, обшлагах и клапанах. У прочих чинов — шитье на воротнике и обшлагах или на одном воротнике полагалось сообразно должности, начиная с IX класса. Воспитанники носили с каждой стороны воротника по две петлицы: младшего возраста шитые серебром, а старшего — золотом (см.: Сборник постановлений МНП. СПб., 1875, т. 1. С. 215. Приложение).


19-21 слайды: стихотворная минутка(ведущий читает строки А.С.Пушкина).

22-25 слайды: 6 конкурс: «Случаи из жизни».

Задание: Вам предлагается рассказать о том, что вы видите на фотографиях, привести примеры какого-либо случая из жизни лицеистов, связанных с тем, что изображено на фотографии. Команды работают так: кто знает, тот и отвечает, зарабатывая баллы.

26-31 слайды: 7 конкурс: «Угадай лицеиста».

Задание: На слайдах представлены задания, описывающие известнейших лицеистов. Нужно назвать лицеиста. Ответы также на слайдах.

Информация для ведущего: Иван Иванович Пущин — сын сенатора Ивана Петровича Пущина и Александры Михайловны, урождённой Рябининой. Образование получил в Царскосельском лицее (1811—1817).

Служил в лейб-гвардии Конной артиллерии (октябрь 1817 — прапорщик; апрель 1820 — подпоручик; декабрь 1822 — поручик). Вскоре после выхода из лицея Пущин вступил в первое тайное общество («Священную артель»), основанное гвардейскими офицерами в 1814 г. Участвовал в восстании декабристов 14 декабря 1825 года, за что был сослан в Иркутскую губернию на рудники до 1856 года.


Вильгельм Карлович Кюхельбекер. Детство Вильгельма прошло в Лифляндии, в имении Авенорм. В 1808 году поступил в частный пансион в городе Верро (сейчас Эстония), который закончил с серебряной медалью. В 1811 году по рекомендации своего родственника военного министра Барклая-де-Толли был принят в Императорский Царскосельский лицей (лицейские прозвища — «Кюхля», «Гезель», «Бекеркюхель») воспитанником первого курса. Товарищ А.С.Пушкина, И.И.Пущина, А.А.Дельвига, А.М.Горчакова по Лицею, рано проявил интерес к поэзии и начал печататься в 1815 году в журналах «Амфион» и «Сын Отечества». Окончил лицей в 1817 году с чином IX класса. На выпускном акте 9 июня 1817 года удостоен серебряной медали за успехи и учёность

Антон Дельвиг. Поступил в Царскосельский лицей; учился он лениво, но рано начал писать стихи, и уже в 1814 году они появились в печати, в «Вестнике Европы» («На взятие Парижа» — за подписью Русский).

Кончил курс с первым выпуском лицея, в 1817 году, и к выпуску написал стихотворение «Шесть лет», которое было напечатано, положено на музыку и неоднократно пелось лицеистами. Служил в департаменте горных и соляных дел, оттуда перешёл в канцелярию Министерства финансов; с 1821 по 1825 годы был помощником библиотекаря (И. А. Крылова) в Императорской публичной библиотеке.



33-35 слайды: 8 конкурс. «Создай медаль».

Задание: На картонных «медалях» (после рассказа ведущего о памятной медали лицея) написать какое –либо изречение о науках и знании.

36-37 слайды: заключительное слово ведущего об А.С. Пушкине, о значении Лицея для нашей страны, для всех, кто ценит поэзию.

Итоги подводятся по количеству набранных баллов.

Источники:

1.М.Басина, В садах Лицея, «Детлит», 1987г.

2.Википедия.




















Предварительный просмотр презентации

Что мы знаем о Лицее

19 октября 1811 года в Царском Селе под Петербургом было открыто новое для России учебное заведение – Императорский Лицей. За 33 года существования Лицея (1811-1844, потом Лицей переведен в Петербург и назван Александровским) из его стен вышло много достойных людей (всего выпущено 286 чел.). Но для большинства слова «Царскосельский Лицей» ассоциируются с одним именем – ПУШКИН.

В те дни, когда в садах Лицея Я безмятежно расцветал, Читал охотно Апулея, А Цицерона не читал, В те дни, в таинственных долинах, Весной, при кликах лебединых, Близ вод, сиявших в тишине, Являться Муза стала мне.

1

2

3

4

Первый директор лицея

Второй директор

Устав лицея

Распорядок дня в Лицее был твердый, раз и навсегда установленный. Вставали в шесть утра и шли на молитву. С семи до девяти занятия – «класс». В девять – чай. До десяти прогулка. С десяти до двенадцати опять «класс». От двенадцати до часу – прогулка. В час – обед. От двух до трех чистописание или рисование. От трех до пяти – другие уроки. В пять – чай. До шести – прогулка, потом повторение уроков или «вспомогательный класс». В половине десятого – ужин до десяти – отдых (рекреация). В десять – вечерняя молитва и сон. Программа Лицея была обширной и пестрой, включала множество предметов. Изучали языки – русский, латинский, французский, немецкий, риторику (теорию красноречия), словесность (литературу), русскую и мировую историю, в большом количестве «нравственные науки», географию, статистику, науки математические и физические, «изящные искусства и гимнастические упражнения», т.е. чистописание, рисование, пение, танцевание, фехтование, верховую езду и плавание. Учились в классах по семи часов в день, с большими перерывами. Уроки обычно бывали сдвоенные: один и тот же преподаватель занимался с воспитанниками два часа подряд.

В Лицее строго-настрого запрещались телесные наказания, но сохранялись другие виды взысканий: занесение имени на черную доску, особый стол в классе для провинившегося, оставление без обеда, уединенное заключение в карцере. Но, как отмечали многие, самым страшным наказанием для лицеистов было лишиться дружеского расположения и любви учителя. Чуть более суровый взгляд, чуть более холодное отношение наставника действовали гораздо сильней и заставляли нашалившего воспитанника исправляться значительно скорее, чем карцер и «черные списки».

Друзья мои, прекрасен наш союз! Он как душа неразделим и вечен — Неколебим, свободен и беспечен Срастался он под сенью дружных муз. Куда бы нас ни бросила судьбина, И счастие куда б ни повело, Всё те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село.

К другу стихотворцу … Не так, любезный друг, писатели богаты; Судьбой им не даны ни мраморны палаты, Ни чистым золотом набиты сундуки: Лачужка под землей, высоки чердаки — Вот пышны их дворцы, великолепны залы. Поэтов — хвалят все, питают — лишь журналы; Катится мимо их Фортуны колесо… 1814

Кому из лицеистов посвящено? Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил. Молю святое провиденье: Да голос мой душе твоей Дарует то же утешенье, Да озарит он заточенье Лучом лицейских ясных дней!

Иван Пущин

Узнай, кто? Однажды один из лицеистов, один из близких друзей Пушкина, «не оценит» эпиграмму на себя и вызовет Пушкина на дуэль.  Уже стоя под дулом пистолета, Пушкин крикнет: «Дельвиг! Стань на мое место, здесь безопаснее», как бы говоря о том, что дуэлянт стрелять не умеет. Тогда противник Пушкина прострелит фуражку своего секунданта А.Дельвига, а Пушкин и вовсе выбросит пистолет.  Кто был противником Пушкина на дуэли в Лицее?

Вильгельм Кюхельбекер

О ком идет речь? Этот четырнадцатилетний лицеист был немного полноват, неуклюж и неповоротлив, всегда с румянцем на щеках. Учился весьма плохо, преподаватели называли его способности, как и прилежание, посредственными, а успехи медленными. Из-за этого в лицее за ним закрепилась репутация увальня и лентяя. Один из трех лучших друзей А.С.Пушкина.

Антон Дельвиг

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.