Интеллектуальная игра для 6–7 классов «Что мы знаем о Лицее»
Пояснительная записка к презентации
Что мы знаем о Лицее
PPTX / 5.31 Мб
Интеллектуальная игра для 6-7 классов.
Составитель: Родыгина Наталья Александровна,
учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №7»,
город Глазов, Удмуртская Республика
Игра проводится для учащихся 6-7 классов после прочтения книги М. Басиной «В садах Лицея». Игра командная, в команде от 4 до 6 человек. Количество команд на усмотрение организатора. Количество баллов зависит от количества правильных ответов. К сценарию игры прилагается презентация, где отображены задания и ответы.
1 слайд: название игры.
2-4 слайды: Вступительное слово ведущего об открытии Лицея, чтение строк из книги М. Басиной.
5-8 слайды: 1 конкурс «Узнай здание Лицея» (на слайдах предлагаются 4 фотографии петербургских зданий, командам предлагается выбрать среди них здание Лицея; для ведущего игры дается краткая характеристика представленных зданий): За правильный ответ – 5 баллов.
1.Каменноостровский дворец. Памятник времён Екатерины II, загородная императорская резиденция. Памятник архитектуры федерального значения. Большой интерес представляет уникальная православная готическая дворцовая церковь Рождеств св. Иоанна Предтечи.
2.Елагин дворец - Летний императорский дворец на Елагине острове. Названный Елагиным по имени своего первого владельца, он так и сохранил это название, несмотря на периодическую смену хозяев. Дворец также называют Елагинским или Елагиноостровским. Сегодня в Елагином дворце также проводятся различные временные выставки произведений искусства и устраиваются развлекательные мероприятия.
3. Аничков дворец. - Один из императорских дворцов у Аничнкого моста на набережной Фонтанки. Старейшее из сохранившихся зданий на Невском проспекте.
4. Большо́й Екатери́нинский дворец, Большо́й дворе́ц[, Старый дворец) — бывший императорский дворец, официальная летняя резиденция трёх российских монархов — Екатерины I, Елизаветы Петровны и Екатерины II; дворец расположен в 26 км на юг от Санкт-Петербурга в бывшем Царском Селе (ныне город Пушкин). Входит в список Объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Учебное заведение было размещено в здании дворцового флигеля Екатерининского дворца. Флигель был построен в 1790-х годах архитектором Ильёй Неёловым (или Джакомо Кваренги) для великих княжон, дочерей императора Павла I. В 1811 году здание было значительно перестроено архитектором В. П. Стасовым и приспособлено под нужды учебного заведения. Состоит из четырёх этажей. У каждого лицеиста была своя комната — «келья», как называл её А. С. Пушкин. В комнате — железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания.
11 – 12 слайды: 2 конкурс – «Директора лицея».
Задание: Назовите первого директора лицея.
Информация для ведущего: В июне 1811 года Василий Фёдорович Малиновский получил назначение на должность директора Царскосельского лицея. Тяжело сложилась его директорская пора. Сначала грянула война 1812 года, затем в этом же году умерла жена Малиновского, оставив на его попечении малолетних детей. Человек добрый и скромный, он содействовал установлению в Лицее дружественных отношений между наставниками и воспитанниками, не случайно в его семье лицеисты любили проводить досуг — в беседах с ним и его близкими. В своей записной книжке он сформулировал важный этический принцип:
«Войну объявить лицемерию. Ценить выше малое внутреннее добро против великого наружного — даже уничтожить сие как полушку против фальшивой серебряной гривны, и пятак медный выше фальшивого рубля и червонца» Дополнительные баллы получат те, кто расскажет о втором директоре лицея. |
2. Егор Антоновтч Энгельгарт В 1816—23 годах состоял директором Царскосельского лицея. Был назначен вследствие усилившихся беспорядков в Лицее (особенно — в пансионе) вместо директора Малиновского, кратковременное управление которого зачастую забывается лицеистами, привыкшими считать Энгельгардта первым и старейшим своим директором.
На прощанье лицейский директор Егор Антонович Энгельгардт подарил всем лицеистам первого выпуска на память особые чугунные кольца — символ несокрушимой дружбы и памяти, — и они будут называть друг друга «чугунниками»…
Многие годы поддерживал дружеские отношения с воспитанниками лицея; переписывался со ссыльным И. И. Пущиным.
13-14 слайды: 3 конкурс. «Устав Лицея».
Задание командам выдается на листах.
Закончите некоторые пункты Устава лицея:
1.Принимать в Лицей только мальчиков __________ _____лет «с несомненным удостоверением об отличной их нравственности и в совершенном здоровье»;
2.Запретить выезд воспитанников ______________________________________________________.
3.В продолжение 6 лет обучения изучать науки: нравственные, словесные, исторические, физические и математические, изящные искусства и гимнастические упражнения.
4.Запретить преподавателям __________________________________________________________.
Информация для ведущего: Устав Императорского Лицея написан на двенадцати пергаментных листах. Все они (за исключением первого и последнего) имеют один и тот же рисунок, выполненный акварелью художником Новоселовым.
По боковым сторонам лист окаймляют две колонны, каждая из которых увенчана бюстом Гомера. К вершинам колонн прикреплена распахнутая белой стороной императорская мантия. Верхнюю часть листа занимает изображение двуглавого орла; нижнюю — многофигурная сцена, частично видная из-за приподнятого края мантии: справа — Сатурн и Фемида, окруженные толпой детей, несущих книги и другие учебные пособия, слева — сидящая богиня мудрости и правосудия Минерва, даровавшая людям законы и стоявшая на страже порядков. Перед Минервой стоит ребенок, пишущий на свитке. По нижнему краю изображения разбросаны атрибуты учения и науки: книги, глобусы, измерительные приборы. Среди них — сова, олицетворяющая мудрость. В этой символике воплощена забота императора о воспитании и просвещении юношества. Науки и знания процветают под сенью императорской порфиры.
15-16 слайды: 4 конкурс: «Преподаватели Лицея».
Задание:
Назвать самого любимого преподавателя А.С.Пушкина. (А.П.Куницын)
Назвать преподавателя словесности.(Н.Ф.Кошанский)
17-18 слайды: 5 конкурс : «Распорядок дня лицеистов».
Задание выдается командам на листах. Время на выполнение задания по усмотрению ведущего.
Вам предлагается расписать время лицеистов в течение дня.
______ - общий подъем,
______ - утренняя молитва
8.00 –10.00 - урок в классах,
______ — завтрак и прогулка в парке.
______ - урок в классах,
13.00. — обед и короткий перерыв.
______ - занятия по чистописанию и рисованию,
______ - уроки в классах.
17.00 – 20.00 - короткий отдых, полдник, прогулка, игры и гимнастические упражнения.
20.00 – ужин
______ - прогулка в парке и повторение уроков.
_______ - вечерняя молитва и ночной сон.
Информация для ведущего: В 6 часов утра объявлялся общий подъем, затем воспитанники шли на утреннюю молитву, после чего повторяли задания своих преподавателей. С 8 до 9 часов проводился урок в классах, а с 10 до 11-ти — завтрак и прогулка в парке. С 11 до 12 часов в Лицее предусматривался второй урок в классах, а с 13 часов — обед и короткий перерыв.
В 14 часов у лицеистов начинались занятия по чистописанию и рисованию, с 15 до 17 часов проходили уроки в классах. После этого был короткий отдых, полдник, прогулка, игры и гимнастические упражнения. С 20 часов учащиеся шли на ужин, потом были прогулка в парке и повторение уроков. После вечерней молитвы, в 22 часа, все воспитанники ложились спать. Продуманный распорядок дня способствовал ускоренному развитию лицеистов, которые к 16—18 годам становились физически крепкими, закаленными, трудолюбивыми, нравственно здоровыми людьми.
Отличительной особенностью Царскосельского лицея являлась единая форма одежды. Мундир Лицея состоял из однобортного кафтана темно-синего сукна со стоячим воротником из красного сукна и такими же обшлагами, с золотым и серебряным шитьем. Пуговицы были гладкие, позолоченные, подкладка синяя. Камзол и нижнее платье — из белого сукна.
У директора Лицея — полное шитье на воротнике, обшлагах и клапанах. У прочих чинов — шитье на воротнике и обшлагах или на одном воротнике полагалось сообразно должности, начиная с IX класса. Воспитанники носили с каждой стороны воротника по две петлицы: младшего возраста шитые серебром, а старшего — золотом (см.: Сборник постановлений МНП. СПб., 1875, т. 1. С. 215. Приложение).
19-21 слайды: стихотворная минутка(ведущий читает строки А.С.Пушкина).
22-25 слайды: 6 конкурс: «Случаи из жизни».
Задание: Вам предлагается рассказать о том, что вы видите на фотографиях, привести примеры какого-либо случая из жизни лицеистов, связанных с тем, что изображено на фотографии. Команды работают так: кто знает, тот и отвечает, зарабатывая баллы.
26-31 слайды: 7 конкурс: «Угадай лицеиста».
Задание: На слайдах представлены задания, описывающие известнейших лицеистов. Нужно назвать лицеиста. Ответы также на слайдах.
Информация для ведущего: Иван Иванович Пущин — сын сенатора Ивана Петровича Пущина и Александры Михайловны, урождённой Рябининой. Образование получил в Царскосельском лицее (1811—1817).
Служил в лейб-гвардии Конной артиллерии (октябрь 1817 — прапорщик; апрель 1820 — подпоручик; декабрь 1822 — поручик). Вскоре после выхода из лицея Пущин вступил в первое тайное общество («Священную артель»), основанное гвардейскими офицерами в 1814 г. Участвовал в восстании декабристов 14 декабря 1825 года, за что был сослан в Иркутскую губернию на рудники до 1856 года.
Вильгельм Карлович Кюхельбекер. Детство Вильгельма прошло в Лифляндии, в имении Авенорм. В 1808 году поступил в частный пансион в городе Верро (сейчас Эстония), который закончил с серебряной медалью. В 1811 году по рекомендации своего родственника военного министра Барклая-де-Толли был принят в Императорский Царскосельский лицей (лицейские прозвища — «Кюхля», «Гезель», «Бекеркюхель») воспитанником первого курса. Товарищ А.С.Пушкина, И.И.Пущина, А.А.Дельвига, А.М.Горчакова по Лицею, рано проявил интерес к поэзии и начал печататься в 1815 году в журналах «Амфион» и «Сын Отечества». Окончил лицей в 1817 году с чином IX класса. На выпускном акте 9 июня 1817 года удостоен серебряной медали за успехи и учёность
Антон Дельвиг. Поступил в Царскосельский лицей; учился он лениво, но рано начал писать стихи, и уже в 1814 году они появились в печати, в «Вестнике Европы» («На взятие Парижа» — за подписью Русский).
Кончил курс с первым выпуском лицея, в 1817 году, и к выпуску написал стихотворение «Шесть лет», которое было напечатано, положено на музыку и неоднократно пелось лицеистами. Служил в департаменте горных и соляных дел, оттуда перешёл в канцелярию Министерства финансов; с 1821 по 1825 годы был помощником библиотекаря (И. А. Крылова) в Императорской публичной библиотеке.
33-35 слайды: 8 конкурс. «Создай медаль».
Задание: На картонных «медалях» (после рассказа ведущего о памятной медали лицея) написать какое –либо изречение о науках и знании.
36-37 слайды: заключительное слово ведущего об А.С. Пушкине, о значении Лицея для нашей страны, для всех, кто ценит поэзию.
Итоги подводятся по количеству набранных баллов.
Источники:
1.М.Басина, В садах Лицея, «Детлит», 1987г.