12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Копытина Людмила Анатольевна1066
учитель истории и обществознания МКОУ "Синелипяговская СОШ"
Россия, Воронежская обл.
Материал размещён в группе « Учителю истории и обществознания»

Воронежская область Нижнедевицкий район МКОУ «Синелипяговская СОШ»







Методическая разработка урока для обучающих 8-9 классов

на тему: «Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи».





Авторы: учитель истории и обществознания

Копытина Людмила Анатольевна,

Панина Елена Ивановна.













Синие Липяги,2019 год.

Содержание


Введение

3

1. Общая характеристика урока

5

2. Педагогическая характеристика урока

6

3. Методическая характеристика урока

8

Заключение

10

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ И ИСТОЧНИКОВ

11

ПриложениЕ 1

приложение 2

приложение 3

приложение 4

приложение 5

приложение 6

приложение 7

приложение 8

12

16

17

18

23

24

31

35











ВВЕДЕНИЕ

Финансовая грамотность в современном быстро меняющемся мире является жизненно необходимым элементом в системе навыков и правил поведения. Экономическая грамотность позволяет человеку не зависеть от обстоятельств, от воли других людей, системы. Образованный человек сам выбирает те пути в жизни, которые будут для него наиболее привлекательными, создавая материальную основу для дальнейшего развития благосостояния своей семьи. Стремительно растет доля учащихся, которые начинают принимать финансовые решения в достаточно раннем возрасте (карманные деньги, расходы на мобильный телефон, Интернет и т.д.). Именно в раннем возрасте закладываются не только основы финансовой культуры, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни.

Актуальность темы

Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира, отрицательно влияя на все стороны жизни общества. Она обесценивает результаты труда, уничтожает сбережения юридических и физических лиц, препятствует долгосрочным инвестициям и экономическому росту.

При определенных значениях инфляция способна стимулировать экономический рост, а при значениях, превышающих допустимые пределы, негативно влиять на развитие экономических процессов.
Сегодняшние дети – это будущие участники финансового рынка. Чем раньше молодежь узнает о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее сформируются полезные финансовые привычки, которые помогут избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

Цель урока : формирование у обучающихся комплексного представления о финансовой среде обитания для повышения финансовой культуры.

Задачи:

- изучить литературу и видеоролики по теме «Деньги»;

- выбрать методы, приёмы, технологии, формы и средства обучения, соответствующие теме занятия и планируемым результатам;

- оформить методическую разработку и презентацию;

- представить проект к защите.

Форма проведения – урок, основной дидактической целью которого является реализация усвоенных понятий в интеллектуальной и практической деятельности обучающихся.

Практической значимостью данной темы является то, что полученные навыки, знания и компетенции можно использовать в повседневной жизни, для выработки личной стратегии грамотного финансового поведения.














ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТИЯ

Характеристика условий реализации проекта

Объект:

Место:

Название занятия: «Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи».

Вид деятельности учащихся: урочная деятельность.

Тип занятия: урок введения новых знаний.

Форма проведения: комбинированная.

Оборудование: мультимедийный компьютер, интерактивная доска, наушники, раздаточный материал.

Учебно-методическое обеспечение:

Лавренова Е. Б., Рязанова О.И., Липсиц И.В. Финансовая грамотность: учебная программа. 8–9 классы общеобразоват. орг., М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. 32 c.

Рязанова О. И., Липсиц И. В., Лавренова Е. Б. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 8–9 классы общеобразоват. орг., М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. 144 c

Липсиц И.В., Рязанова О.И., Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для учащихся. — М.: Вита-Пресс, 2014.

Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для родителей. — М.: Вита-Пресс, 2014.


2. Педагогическая характеристика занятия

Тема: «Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи».

Цель урока: сформировать понимание того, какое влияние оказывает общеэкономическая ситуация в стране на финансовое состояние семьи при изменении стоимости денежных знаков.

Задачи урока:

Познакомить обучающихся с понятиями: инфляция, дефляция, покупательная способность денег.

Формирование у обучающихся умение различать инфляцию и дефляцию

Развитие навыков устанавливать причинно - следственные связи между инфляцией, дефляцией и уровнем доходов семьи.

Развитие навыков работы с различными источниками информации.


Планируемые результаты

Личностные:

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить для себя задачи. Самостоятельно планировать свою деятельность.

Формирование ответственности за принятие решений в сфере личных финансов.

Метапредметные:

Владение умением поиска различных способов решения финансовых проблем и их оценки.

Сформированность умения устанавливать причинно-следственные связи между социальными и финансовыми явлениями и процессами.

Умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и оценивать свои поступки.

Сформированность коммуникативной компетенции.

Предметные:

Владение понятиями: деньги, инфляция, дефляция, денежная масса, покупательная способность денег, благосостояние семьи.




МЕТОДИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТИЯ

Перечень методик (технологий, методических приемов), рекомендуемых к использованию на занятии:

Обучение в сотрудничестве.

Технология развития критического мышления.

Проблемно-поисковый метод.

Игровая технология.

 Информационно-коммуникационные технологии.

Здоровьесберегающие технологии.



Таблица 1

Структура занятия


Этап

Продолжительность (мин)

Действия учащихся

при выполнении заданий или

типы заданий для учащихся

Организационный момент

1

Приветствие. Деление на группы

Мотивация учебной деятельности учащихся.

5

Разгадывание ребуса и работа с кластером

Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока

3

Отвечают на поставленные вопросы учителя. Формулирование цели и задач урока

Первичное усвоение новых знаний.


10

Работают в группах с предложенным теоретическим материалом (учебным пособием по финансовой грамотности, раздаточным материалом, интернет-ресурсами, видеороликами);

Первичная проверка понимания

10

Учащиеся представляют материал в виде кластера, презентации, устного ответа

Первичное закрепление.


10

Работа с таблицами, решение экономических задач по теме

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.


1

Повторить материал 2 занятия пособия для учащихся «Финансовая грамотность» (с. 24-32), написать эссе по теме

Рефлексия

5

Обучающиеся заполняют оценочный лист и выполняют рефлексию по методике «Чемодан»

Описание учебного процесса представлено в приложении 1.








ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Данный урок позволяет создать представление о сущности, причинах инфляции, дефляции, их влияние на покупательную способность семьи. Полученная информация поможет применить приобретённые знания в жизненных ситуациях


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ И ИСТОЧНИКОВ

Лавренова Е. Б., Рязанова О.И., Липсиц И.В. Финансовая грамотность: учебная программа. 8–9 классы общеобразоват. орг., М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. 32 c.

Липсиц И.В., Рязанова О.И., Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для учащихся. — М.: Вита-Пресс, 2014.

Рязанова О. И., Липсиц И. В., Лавренова Е. Б. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 8–9 классы общеобразоват. орг., М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.144 c.

Видеосюжет «Медный бунт», https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=RXyNz0wL1BM

Видеосюжет «Что такое инфляция», https://www.youtube.com/watch?time_continue=4&v=Tw0s_etpBYQ

Виды, причины и последствия инфляции, http://humanitar.ru/page/10_ch2_10

Денежная реформа Екатерины II, https://xn--2-7sbasbsl1azs.xn--p1ai/%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D1%8B/%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%B6%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0/











ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Ход урока

Организационный этап.

Приветствие. Деление обучающихся на группы.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Учитель: Ребята, на прошлом уроке мы с вами, изучая тему «Деньги», рассмотрели их виды, функции, познакомились с новыми понятиями, такими как деньги, денежная масса, эмиссия, Центральный банк.

t1571897810aa.gif

t1571897810ab.gift1571897810ac.gift1571897810ad.gif

t1571897810ae.gift1571897810af.gif

t1571897810ag.gif

t1571897810ah.gif

t1571897810ai.gift1571897810aj.gif

t1571897810ak.gift1571897810al.gif

t1571897810am.gif





Но в экономике есть еще несколько понятий, которые непосредственно связаны с деньгами. И сейчас я предлагаю эти понятия вам назвать, но сделать вы это сможете, разгадав ребус (Приложение 2).

(учащиеся разгадывают слова инфляция, дефляция, девальвация и заполняем кластер).

Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока.

Учитель: Ребята, встречались ли вам в жизни эти понятия?

Предположите, какую роль эти понятия играют в жизни каждой семьи?

ПЗ: Инфляция – это зло?

- Итак, тема нашего урока «Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи».

Какие вопросы, на ваш взгляд, мы должны сегодня рассмотреть?

(Организация совместной работы по составлению плана работы).

План урока:

Что такое инфляция, дефляция, девальвация?

Историческая справка развития этих явлений в России.

Причины инфляции и дефляции.

Влияние инфляции и дефляции на финансы семьи.

Как уменьшить негативное влияние этих процессов на благосостояние семьи.

Первичное усвоение новых знаний.

Задание для 1 группы

Изучите предложенные информационные источники (Приложение 3-5). Объясните основной смысл понятий инфляция, дефляция, девальвация, покупательная способность. В чем сходство и различие понятий «инфляция» и «дефляция»?

Представьте результат своей работы в виде кластера. Подумайте, какое ключевое слово окажется в центре кластера, почему?

Задание для 2 группы

Изучите предложенные информационные источники по истории развития в России таких явлений, как «инфляция» и «дефляция» (Приложение 6-8). Когда и как влияли они на экономическое развитие страны и благосостояние населения?

Представьте результат своей работы в виде презентации (3-4 слайда)

Задание для 3 группы

Изучите материалы второго занятия пособия «Финансовая грамотность. Материалы для учащихся» на с. 30 и предложенные информационные источники по теме (Приложение 3, 8, 9). Выделите основные причины инфляции, дефляции, влияющие на благосостояние семьи.

Представить результат своей работы в виде устного ответа.

Первичная проверка понимания.

Представление учащимися продукта совместной деятельности.

Первичное закрепление.

Учитель. Итак, мы познакомились с основным теоретическим материалом по теме. А теперь давайте применим полученные знания на практике:

Задание 1. На основе таблицы (Приложения 10), выполните следующее задание:

А) Определите, в каком месяце был самый высокий процент инфляции;

Б) Посчитайте, на сколько процент инфляции в июне был больше, чем в августе?

В) Решите задачу: «Если пакет молока в январе стоил 40 руб., то чему будет равна стоимость этого пакета молока с учётом инфляции в июле?»

Задание 2. Рассмотрите таблицу «Стоимость отдельных товаров и услуг в СССР и РФ». Какие выводы вы можете сделать, анализируя показатели?


Таблица 1 – Стоимость товаров и услуг в СССР и РФ

Товар или услуга

СССР

РФ

Общественный транспорт

0,05

17

Автомобиль

7000

500000

Квартира 2 комн.

5000

3600000

Мороженое

0,2

40

Билет в кино

0,2

200

Пирожок с повидлом

0,06

25

Молоко, р/л

0,36

85

Хлеб белый 400г

0,18

27

Хлеб черный 700г

0,16

30

Картофель, р/кг

0,12

40

Яблоки, р/кГ

0,2

80

Рыба (хек) мор, р/кг

0,7

200

Яйца С0, 1 дес

0,7

80


Используя данные таблицы 1, решите задачи.

Задача№1.

Родители дали вам на карманные расходы 100 рублей. Перечислите, что вы могли себе позволить на эту сумму купить в СССР и сегодня?

Задача №2.

В 1965 году на зарплату в 100 рублей можно было купить 625 буханок хлеба. Используя данные таблицы выясните, сколько нужно потратить денег в 2018 году на покупку такого же количества буханок черного хлеба?

Задание №3. (Дополнительные задания)

1. Представьте, что в январе и феврале 2017 г. вы тратили на неизменный набор товаров для дома (продукты питания, предметы личной гигиены, бытовая химия) 12 тыс. р. в месяц, а в январе и феврале 2018 г. стали тратить 14 тыс. р. Каков прирост цен (т. е. инфляция) за прошедший год?

2. Представьте, что ваш отец получает заработную плату 40 тыс. р. ежемесячно. В результате резкого повышения цен на нефть, газ и электроэнергию цены на все товары увеличились за месяц на 4%. Теперь на свою зарплату ваш родитель сможет купить меньше товаров и услуг. Сколько рублей составит это уменьшение?


Какие выводы по теме урока вы можете сделать?

Комментарий учителя:

Таким образом, инфляция — это долговременное устойчивое повышение общего уровня цен на все товары и услуги внутреннего рынка. Если инфляция существенная (т. е. цены растут), а номинальные доходы не меняются, то реальные доходы людей снижаются, по покупательная способность населения снижается, т. е. на ту же самую сумму денег, которая имеется в их распоряжении, они смогут купить меньше, чем, например, год назад. Серьёзнее всего инфляция влияет на тех людей, которые имеют небольшие доходы, так как им приходится отказываться от определённых важных товаров и услуг. Чем выше темп инфляции, чем быстрее растут цены в стране, тем быстрее в ней беднеет большая часть населения, включая, возможно, и вашу семью. И даже если твои личные или общие доходы твоей семьи за год выросли, но рост этот оказался меньше, чем рост цен, то всё равно ты стал беднее, а не богаче.

Ребята, подумайте и скажите, а что можно сделать, чтобы поддержать финансовое благосостояние семьи в условиях инфляции?

Подвести учащихся к поминанию необходимости:

Рационально подходить к расходам семьи, покупать только необходимые в этот период товары и услуги.

Экономно использовать электроэнергию и воду, чтобы снизить плату за ЖКХ.

Частично отказаться от пользования транспортным средством, что сэкономит финансы и благотворно повлияет на ваше здоровье.

Если имеются накопления, родителям целесообразно открыть вклад в банке под процент, который может сохранить эти накопления.

ПЗ: Так, инфляция – это зло?

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Д/З. Изучить материалы занятия 2 пособия «Финансовая грамотность. Материалы для учащихся» с. 24-32, написать эссе, выбрав одну из тем

Деньги портят человека, а инфляция портит деньги.

У нас все больше рублей и все меньше денег.

Рефлексия (подведение итогов занятия).

Учитель: Подводя итог нашей работе, возьмите лист оценивания и оцените деятельность себя и своей группы по 10-бальной шкале оценок.

Таблица 2 – Лист оценивания

Оценка моей деятельности


Оценка деятельности группы


Оценка важности и нужности материала урока




Учитель. С каждого урока вы должны уходить, пополнив свой багаж знаний. Перед вами пустой чемодан,

t1571897810an.jpg

который вы должны заполнить своими знаниями. Предлагаю каждому из вас положить туда то важное, что получили вы на уроке (каждый называет слово или словосочетание, не используя повторения).

Итак, теперь наш чемодан превратился в ценный багаж, который вы должны беречь.

Спасибо за работу.










ПРИЛОЖЕНИЕ 2



t1571897810ao.pngt1571897810ap.pngt1571897810aq.jpgt1571897810ar.jpgt1571897810ar.jpgt1571897810as.pngt1571897810at.jpgt1571897810ar.jpgt1571897810ar.jpgt1571897810as.png









t1571897810au.pngt1571897810av.pngt1571897810aq.jpgt1571897810ar.jpgt1571897810ar.jpgt1571897810as.pngt1571897810at.jpgt1571897810ar.jpgt1571897810ar.jpgt1571897810as.png





t1571897810aw.jpg

t1571897810ar.jpgt1571897810ar.jpgt1571897810ar.jpg

t1571897810ax.jpg


t1571897810ay.png 4  = В


t1571897810at.jpg

t1571897810ar.jpgt1571897810ar.jpg

t1571897810az.png


























t1571897810au.pngt1571897810av.png

t1571897810ba.jpg

t1571897810bb.jpg


t1571897810ba.jpgt1571897810ba.jpg

t1571897810bc.jpg


t1571897810ba.jpg

t1571897810bb.jpg




t1571897810at.jpgt1571897810ar.jpg

t1571897810ar.jpgt1571897810as.png


ПРИЛОЖЕНИЕ 3


Видеосюжет «Что такое инфляция» https://www.youtube.com/watch?time_continue=4&v=Tw0s_etpBYQ

t1571897810bd.png
















ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Что понимают под дефляцией

Дефляция – это обратная сторона инфляции. Термин произошел от латинского «deflatio» («сдуваться») и означает повышение реальной стоимости денег и снижение цен на товары. Если последствия высокой инфляции первым ощущает на себе население, то дефляция сказывается сначала на предприятиях и банках, а уже потом затрагивает граждан. В рыночной экономике дефляция считается даже более опасной угрозой, нежели высокая инфляция. Не всегда, но в большинстве случаев.

Чем дефляция хуже инфляции?

В рыночной экономике наиболее подходящим для экономического роста состоянием считается инфляция в 1-3% в год. Такой показатель обеспечивает плавный и безболезненный переток средств населения в распоряжение бизнеса, за счет которых последний и развивается, после чего уровень жизни населения «подтягивается» к повысившемуся уровню развития экономики. Существенно более высокая инфляция становится чувствительной для граждан, ухудшая уровень жизни и понижая покупательную способность – это приводит к разбалансировке экономики.

А вот дефляция считается опасной для экономики, даже если она не превышает 1-2%. Снижение цен при сокращении спроса быстро приводит к падению доходов производителей. Это вызывает цепную реакцию по всей экономике, причем, как уже говорилось выше, реакция идет по спирали, с каждым витком ухудшая экономическую ситуацию, и изменить эту динамику сложнее, чем справиться с инфляцией.

Заключение

Процесс снижения покупательского спроса и неконтролируемого роста ценности денег не слишком распространен в мире. Однако в истории известны примеры того, как развернувшись, дефляция нанесла огромный урон экономикам ведущих стран мира. Сокращение спроса, кризис перепроизводства, массовое закрытие предприятий, увольнение персонала, рост безработицы, снижение доходов населения – всё это последствия дефляции. Государство имеет немало возможностей предотвратить наступление таких последствий. Это и стимулирование развития экономики, и развитие кредитования, и вливания в инфраструктуру, и налоговые манипуляции. Однако государство же может стать и катализатором дефляционных процессов, переборщив со сдерживанием инфляции или с регулированием цен на те или иные товары. Для России дефляция пока не слишком актуальна, однако знать о ее причинах и последствиях нужно, чтобы не быть застигнутыми врасплох.



















ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Девальвация в России

В истории нашей страны девальвация рубля происходила не раз, а в последние 30 лет это стало почти привычным явлением.

Период девальвации

События

1839-1843

Замена обесценившихся бумажных денег на государственные кредитные билеты, обеспеченные серебром. За один серебряный рубль государство предлагало сдать 3 рубля 50 копеек старыми ассигнациями.

1914-1917

До Первой Мировой войны 1 бумажный рубль стоил 0,774234 грамма золота. Почти сразу после начала военных действий свободный обмен бумаги на драгметалл был прекращен. Николаевские червонцы (золотые монеты) исчезли из обращения. К 1916-му количество находящихся в обороте рублей выросло с 2,4 миллиарда до 8 миллиардов. Соответственно снизилась и покупательная способность рубля. Официально девальвация не объявлялась.

1918-1923

За этот период суммарно рубль обесценился больше чем в 100 миллионов раз. Выпущенную Временным правительством и уже обесценившуюся в сотни раз валюту («керенки») сменили «совзнаки», которые печатали в неограниченных количествах. В 1921 году на 100 тысяч совзнаков можно было купить столько же товара, сколько в 1913 году на 1 копейку. В 1922-1923 годах произошло две деноминации, зачеркнувшие шесть нулей на деньгах. И даже после этого на 1 «советский золотой червонец» меняли 50 000 совзнаков.

1961

Денежная реформа происходила в виде деноминации и обмена старых денег на новые в соотношении 10 к 1 рублю. Однако у новых денег обеспечение золотом увеличилось не в 10 раз, а только в 4,4. Курс доллара также сократился лишь в 4,4 раза. Таким образом, государство девальвировало рубль по отношению к доллару более чем в 2 раза. Это позволило повысить доходы от экспорта, получить больше средств для развития внутреннего производства и компенсировать рост расходов на импорт.

1989-1993

В этот период уложилось множество событий:

обесценивание рубля после перехода предприятий на хозрасчет и увеличения зарплат без обеспечения возросшего спроса;

денежная реформа 1990 года с изъятием большого количества наличных денег, не приведшая к ожидаемому результату;

отказ от директивной установки курса доллара и других иностранных валют, переход к биржевому регулированию;

гиперинфляция начала 90-х с обесцениванием сбережений и резким падением курса рубля по отношению к доллару.

1998

Жесткая политика поддержания курса рубля на высоком уровне (для выполнения социальных обязательств) и мягкая бюджетная политика (большое количество льгот и раздутая социальная сфера) привели к резкому росту бюджетного дефицита. Поскольку промышленность еще с начала 90-х пребывала в упадке, деньги можно было найти только за счет внутренних и внешних заимствований (государственные краткосрочные облигации, ГКО). Однако либеральная экономическая политика в отношении международной торговли и слабое налоговое законодательство приводили к оттоку капитала из страны. К началу 1998 года на эти факторы наложился кризис на рынках Юго-Восточной Азии, вызвавший резкий рост стоимости заемных денег. Последней каплей стало падение стоимости энергоносителей. В августе 1998 года РФ объявила дефолт (отказ от выполнения обязательств) по ГКО. Это неудивительно – на тот момент государство должно было выплачивать по этим ценным бумагам 140% годовых. На поддержание курса рубля, которое проводилось активными валютными интервенциями, средств тоже не осталось. В результате за 3 месяца стоимость рубля по отношению к доллару упала в 5 раз.

2008

Мировой финансовый кризис наложился на внутренний кризис заимствований и ускоренный отток капитала. Всё это вызвало дефицит ликвидности банков. Снижение мировых цен на энергоносители и металл привело к падению производства и доходов бюджета. Потратив за октябрь-ноябрь на поддержание курса рубля около 100 миллиардов долларов, правительство РФ запустило плавную девальвацию национальной валюты (примерно на 20% в течение полугода). Дальнейшей девальвации удалось избежать благодаря использованию крупных (свыше триллиона рублей) вливаний в финансовый и реальный сектора экономики.

2014

Снижение цен на нефть на фоне экономических санкций из-за событий на Украине привели к ослаблению устойчивости рубля. Спекулятивные атаки на рубль сделали неэффективными валютные интервенции Центробанка РФ, и осенью было принято решение прекратить поддержку национальной валюты, отпустив ее курс в свободное плавание. В результате на пике кризиса курс доллара достигал 79 рублей, а евро – 98. Затем рынок несколько отыграл назад.

2018

В начале апреля на фоне информации о новых, гораздо более жестких санкциях против российских компаний, валюта РФ обесценилась по отношению к доллару и евро примерно на 10-12%. Дальнейшую девальвацию рубля остановил рост ценовых котировок на нефть.








ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Видеосюжет «Медный бунт» https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=RXyNz0wL1BM

t1571897810be.png












ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Денежная реформа Екатерины II https://xn--2-7sbasbsl1azs.xn--p1ai/%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D1%8B/%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%B6%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0/


























ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Видеосюжет «Что такое дефляция»


t1571897810bf.png














ПРИЛОЖЕНИЕ 9

Виды, причины и последствия инфляции

http://humanitar.ru/page/10_ch2_10



t1571897810bg.png














Приложение 10

Уровень инфляции в Российской Федерации в 2018 году

t1571897810bh.pnghttps://www.statbureau.org/ru/russia/inflation





15



Опубликовано в группе « Учителю истории и обществознания»


Комментарии (2)

Гаврилова Анна Сергеевна, 02.11.19 в 11:09 0Ответить Пожаловаться
Отличная работа! Спасибо!!!
Копытина Людмила Анатольевна, 15.11.19 в 11:17 0Ответить Пожаловаться
Спасибо!Рада,что Вам понравилась работа.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.