Статья «Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста»
Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста.
В своей статье хотелось бы поделиться своей педагогической практикой с вами дорогие читатели: коллеги и родители. Совсем недавно встретила маму своего выпускника, ученика второго класса, которая со слезами на глазах рассказала о своей проблеме с учебой у сына. Вот ее монолог:» Ольга Васильевна — вот сейчас мы поняли, почему вы нам постоянно говорили о фонематическом развитие слуха у ребенка. А нам казалось, что главное научить его читать и писать, и считать.» А ведь действительно мы старались донести до родителей о развитие фонематического восприятия. Конечно мы и сами очень много уделяли этому внимания в группе, но так как в нашем саду не было педагога логопеда, и действительно не все родители воспринимали эту проблему в серьез, в нашей работе были пробелы. Поэтому хотелось бы обратить ваше внимание на эту проблему.
Что же такое фонематическое восприятие? Фонематическое восприятие – способность воспринимать и различать звук, оно развивается с младенческого возраста, когда ребенок начинает реагировать на звуки и наша задача уже с этого возраста развивать фонематический слух. Ведь известно, что одним из главных этапов становления у ребенка грамотной речи является правильное произношение речевых звуков. Но многие родители, сами того, не понимая своими «сюсюканьями» искажают речь ребенка тем самым затормаживают развитие фонематического слуха. Такие речевые расстройства в большинстве случаев негативно влияют на развитие умственных способностей, а в последствии снижают его успеваемость в школе, приводя к школьной дезадаптации. С чем и столкнулись родители моего выпускника. К.Д. Ушинский говорил, что «Сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко – слоговое строение слова». Сам процесс формирования фонематического восприятия является достаточно сложным. И поэтому требуются колоссальные усилия, как воспитателя, так и родителей, и самого ребенка. Но так как у дошкольников главным видом деятельности является игра, поэтому важно подбирать, разрабатывать и использовать игры, направленные на развития фонематических способностей. В своей практике я использую следующие игры, которые соответствуют возрастным категориям детей:
Вот несколько игр по развитию фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста
Игра «Поезд»
Цель: Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.
Материал. Колокольчик, большой и маленький зайчонок.
Ход игры:
Звенит колокольчик. Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Поезд»: «Мы поедем к зайчатам, они хотят с нами поиграть». Дети имитируют движение поезда, произнося звуки и звукосочетания: «Чу-чу-чу» – отправление поезда; «У-у-у» – поезд гудит; «Чух-чух-чух» – поезд останавливается около стула, на котором сидит большой зайчик.
Воспитатель и дети здороваются с зайчонком, просят поехать его с ними в детский сад. Зайчонок присоединяется к детям. Поезд едет дальше.
На другой остановке детей ждет маленький зайчонок. С ним дети тоже здороваются и приглашают поехать его с ними.
Когда поезд останавливается, зайчата предлагают детям поплясать, попрыгать, похлопать. Потом воспитатель говорит: «Зайчата устали и хотят спать. Давайте им споем песенку: “Ааа-ааа…” (дети имитируют, что укачивают зайчат). Зайчата уснули, а вы садитесь на стульчики».
Игра: «Медвежата любят мёд»
Ход игры:
Воспитатель говорит детям, что они будут медвежатами, а медвежата очень любят мед. Предлагает поднести ладонь поближе ко рту (пальцами от себя) и «слизывать» мед – дети высовывают язык и, не дотрагиваясь до ладошки, имитируют, что едят мед. Затем, поднимая кончик языка, убирают его. (Обязательный показ всех действий воспитателем.) 3–4 раза.
Потом воспитатель говорит: «Медвежата наелись.
Они облизывают верхнюю губу (показ, нижнюю губу (показ)».
Гладят животики, говоря: «У-у-у» (2–3 раза).
Игра «Звенят колокольчики»
Цель: Развивать фонематический слух, речевое внимание и артикуляционный аппарат детей.
Материал: Большой и маленький кружки любого цвета. Ход игры: Воспитатель. Большой колокольчик (показывает большой кружок) звенит: «Дин, дин, дин». Маленький (показывает маленький кружок) звенит: «Динь, динь, динь» (дети повторяют звукосочетания). Когда я покажу большой кружок, зазвенят большие колокольчики; когда покажу маленький кружок, зазвенят маленькие колокольчики. Воспитатель показывает то большие (3 раза, то маленькие (3 раза) кружки (бессистемно).
Игра «Кто как кричит?» Цель: Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.
Материал. Фланелеграф, картинки к нему с изображением свиньи и поросенка.
Ход игры: Воспитатель: - У мамы свиньи (укрепляет соответствующую картинку на фланелеграфе) был маленький детеныш поросенок (выставляется картинка).Мама учила его хрюкать.
-Свинья хрюкала громко: «Хрю-хрю-хрю» (дети повторяют звукосочетание).
- А поросенок отвечал тихо: «Хрю-хрю-хрю» (дети повторяют звукосочетание).
-Играл поросенок и убежал далеко от мамы (переставляет картинку с изображением поросенка подальше). -Свинья зовет сыночка.
-Как она его зовет? (Дети вместе с воспитателем повторяют звукосочетание.) -Поросенок услышал, что мама его зовет, и захрюкал.
-Как он хрюкает? (Дети тихо произносят звукосочетание.)
-Прибежал поросёнок к маме (переставляет картинку).
-Свинья громко захрюкала. Как? (Ответы детей.) -Так она хвалила сыночка-поросенка.
-И поросенок отвечал ей. Как? (Ответы детей.)
Игра «Лошадки и поезд»
(в кругу) Цель: Развивать фонематический слух, речевое внимание и артикуляционный аппарат детей.
Ход игры:
Воспитатель. Когда скачут лошадки, то слышно: «Цок, цок, цок» (дети повторяют звукосочетание); когда едет поезд, колеса стучат: «Чок, чок, чок» (дети повторяют). Поскакали лошадки… Лошадки отдыхают. Поехал поезд, застучал колесами. Поезд остановился.
Игра «Телефон» Цель: Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.
Материал. 3–4 сюжетные картинки типа: девочка прыгает, мальчик умывается, дети поют.
Ход игры: Воспитатель предлагает трем детям встать в ряд. Последнему на ухо говорит фразу, соответствующую содержанию одной из картинок. Ребенок тихо повторяет ее своему соседу, тот – первому ребенку в ряду, который произносит фразу громко, подходит к столу и берет нужную картинку.
Игра «Научим зайку правильно говорить». Цель: Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.
Материал. Игрушечный заяц; картинки с изображением мишки, белки, слона, обезьяны, птицы, собаки на фланели; фланелеграф.
Ход игры: Воспитатель: - У меня на фланелеграфе картинки. Зайка будет говорить, что на них нарисовано. Если он скажет неверно, вы научите его говорить правильно.
Ишка – дети поправляют «Мишка». Елочка – белочка. Оник – слоник. Зьянка – обезьянка.
Ичка – птичка. Бака – собака. После «обучения» зайка начинает называть все предметы правильно.
Игры для детей старшего возраста
«Выдели слово».
Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх.) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.
«Какой звук есть во всех словах?»
Взрослый произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.
«Услышишь — хлопни».
Цели: развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие.
Ход игры. Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов, ребенок с закрытыми глазами, услышав определенный звук, хлопает в ладоши.
«Кто больше?»
Цели: развивать фонематические представления, слуховое внимание.
Ход игры-соревнования. Дети подбирают слова, начинающиеся на заданный звук. (Повторы недопустимы.)
«Внимательный слушатель» (или «Где звук?»).
Цели: развивать фонематические представления, внимание. Ход игры. Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом из них.
«Нужное слово».
Цели: развивать фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ. Ход игры. По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.
«Зоркий глаз»
Цели: развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание. Ход игры. Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, определить его место в слове.
«Бусы»
Цели: развивать фонематические представления, анализ, слуховое внимание, память.
Ход игры: После слов ведущего: Рассыпались бусы.Мы их соберем,
Нанижем на нитку и слово найдем участники игры по цепочке произносят слова-«бусинки» на определенный звук (без повторов, например:
на звук [Р] — радуга—ракета—каравай—пар—рука —. на звуки [Р]—[Л] — рак—лампа—нора—лук—рыба—мыло —.
«Звуковая зарядка»
Цели: развивать слуховое внимание, координацию движений; упражнять в дифференциации гласных звуков.
Ход игры.
Вариант 1: взрослый (ведущий) произносит звук, выполняя соответствующее движение, а дети повторяют.
Вариант 2: взрослый (ведущий) произносит звук, а дети выполняют движения по памяти.
Вариант 3: «Путаница» — взрослый (ведущий) произносит звук и выполняет движение ему несоответствующее, а дети — соответствующее.
Звук А — руки поднять в стороны на уровень плеч.
Звук У — руки вытянуть вперед.
Звук О —руки поставить на пояс.
Звук И —руки поднять вверх.
Звук Э — опущенные руки отвести немного в стороны.
Звук Ы — отвести руки назад (или за спину).
«Живые звуки»
Цели: учить воспроизводить и дифференцировать ритмы с опорой на зрительный, слуховой и двигательный анализаторы; упражнять в четком произношении гласных звуков; развивать слуховое и зрительное внимание, память; умение изменять голос по высоте, силе, длительности; чувство ритма.
Начинать каждую игру следует с «настройки» слуха и голоса на восприятие и воспроизведение звуков различной длительности, а именно, дать возможность прослушать и пропеть (произнести) эти звуки с опорой на их графическое изображение.
Звуки трех типов включаются в ритмические схемы, после того как дети освоят воспроизведение ритмов из двух типов звуков (средней продолжительности и краткого).
Эти и многие другие игры мы применяем для развития фонематического слуха наших воспитанников.
Так же проводились собрания на темы:
«Формирование фонематического восприятия – одно из важнейших условий развития речи детей»
Цель: Помочь родителям овладеть основными приемами развития фонематического восприятия у детей через игры и игровые упражнения.
«Роль дидактической игры в формировании и развитии фонематического слуха и зрительного восприятия у детей с общим недоразвитием речи»
Цель: познакомить родителей с дидактическими играми, направленными на формирование и развитие фонематического слуха и зрительного восприятия, грамматического строя речи, связной речи.
Родительского собрание-практикум: «Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи ребенка».
Только постоянная работа в единой связи: логопед, воспитатель, родитель позволяет добиться хороших результатов.
Литература:
Филичева Т. Б., Чевелева Н. А. Логопедическая работа в специальном детском саду. — М.,1987г;
Филичева Т. Б., Чиркина Т. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. — М., 1999 г;
Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов. — Гуманитарный издательский центр ВЛАДООС, 1999 г;
Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. — Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2004г. Дурова Н. В. Фонематика. — М., Мозаика-Синтез, 2002 г. Швайко Г. С.
Игры и игровые упражнения для развития речи. — М., «Просвещение», 1988 г.
Кияйкина Наталья Федоровна