12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Малинкина Ольга Васильевна23
3

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста.

В своей статье хотелось бы поделиться своей педагогической практикой с вами дорогие читатели: коллеги и родители. Совсем недавно встретила маму своего выпускника, ученика второго класса, которая со слезами на глазах рассказала о своей проблеме с учебой у сына. Вот ее монолог:» Ольга Васильевна — вот сейчас мы поняли, почему вы нам постоянно говорили о фонематическом развитие слуха у ребенка. А нам казалось, что главное научить его читать и писать, и считать.» А ведь действительно мы старались донести до родителей о развитие фонематического восприятия. Конечно мы и сами очень много уделяли этому внимания в группе, но так как в нашем саду не было педагога логопеда, и действительно не все родители воспринимали эту проблему в серьез, в нашей работе были пробелы. Поэтому хотелось бы обратить ваше внимание на эту проблему.

Что же такое фонематическое восприятие? Фонематическое восприятие – способность воспринимать и различать звук, оно развивается с младенческого возраста, когда ребенок начинает реагировать на звуки и наша задача уже с этого возраста развивать фонематический слух. Ведь известно, что одним из главных этапов становления у ребенка грамотной речи является правильное произношение речевых звуков. Но многие родители, сами того, не понимая своими «сюсюканьями» искажают речь ребенка тем самым затормаживают развитие фонематического слуха. Такие речевые расстройства в большинстве случаев негативно влияют на развитие умственных способностей, а в последствии снижают его успеваемость в школе, приводя к школьной дезадаптации. С чем и столкнулись родители моего выпускника. К.Д. Ушинский говорил, что «Сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко – слоговое строение слова». Сам процесс формирования фонематического восприятия является достаточно сложным. И поэтому требуются колоссальные усилия, как воспитателя, так и родителей, и самого ребенка. Но так как у дошкольников главным видом деятельности является игра, поэтому важно подбирать, разрабатывать и использовать игры, направленные на развития фонематических способностей. В своей практике я использую следующие игры, которые соответствуют возрастным категориям детей:

Вот несколько игр по развитию фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста

Игра «Поезд» 

Цель: Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.

Материал. Колокольчик, большой и маленький зайчонок.

Ход игры:

Звенит колокольчик. Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Поезд»«Мы поедем к зайчатам, они хотят с нами поиграть». Дети имитируют движение поезда, произнося звуки и звукосочетания«Чу-чу-чу» – отправление поезда; «У-у-у» – поезд гудит; «Чух-чух-чух» – поезд останавливается около стула, на котором сидит большой зайчик.

Воспитатель и дети здороваются с зайчонком, просят поехать его с ними в детский сад. Зайчонок присоединяется к детям. Поезд едет дальше.

На другой остановке детей ждет маленький зайчонок. С ним дети тоже здороваются и приглашают поехать его с ними.

Когда поезд останавливается, зайчата предлагают детям поплясать, попрыгать, похлопать. Потом воспитатель говорит: «Зайчата устали и хотят спать. Давайте им споем песенку: “Ааа-ааа…” (дети имитируют, что укачивают зайчат). Зайчата уснули, а вы садитесь на стульчики».

Игра: «Медвежата любят мёд»

Ход игры:

Воспитатель говорит детям, что они будут медвежатами, а медвежата очень любят мед. Предлагает поднести ладонь поближе ко рту (пальцами от себя) и «слизывать» мед – дети высовывают язык и, не дотрагиваясь до ладошки, имитируют, что едят мед. Затем, поднимая кончик языка, убирают его. (Обязательный показ всех действий воспитателем.) 3–4 раза.

Потом воспитатель говорит: «Медвежата наелись.

Они облизывают верхнюю губу (показ, нижнюю губу (показ)».

Гладят животики, говоря«У-у-у» (2–3 раза).

Игра «Звенят колокольчики»

Цель: Развивать фонематический слух, речевое внимание и артикуляционный аппарат детей.

Материал: Большой и маленький кружки любого цвета. Ход игры: Воспитатель. Большой колокольчик (показывает большой кружок) звенит«Дин, дин, дин». Маленький (показывает маленький кружок) звенит«Динь, динь, динь» (дети повторяют звукосочетания). Когда я покажу большой кружок, зазвенят большие колокольчики; когда покажу маленький кружок, зазвенят маленькие колокольчики. Воспитатель показывает то большие (3 раза, то маленькие (3 раза) кружки (бессистемно).

Игра «Кто как кричит?» Цель: Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.

Материал. Фланелеграф, картинки к нему с изображением свиньи и поросенка.

Ход игры: Воспитатель: - У мамы свиньи (укрепляет соответствующую картинку на фланелеграфе) был маленький детеныш поросенок (выставляется картинка).Мама учила его хрюкать.

-Свинья хрюкала громко«Хрю-хрю-хрю» (дети повторяют звукосочетание).

- А поросенок отвечал тихо«Хрю-хрю-хрю» (дети повторяют звукосочетание).

-Играл поросенок и убежал далеко от мамы (переставляет картинку с изображением поросенка подальше). -Свинья зовет сыночка.

-Как она его зовет? (Дети вместе с воспитателем повторяют звукосочетание.) -Поросенок услышал, что мама его зовет, и захрюкал.

-Как он хрюкает? (Дети тихо произносят звукосочетание.)

-Прибежал поросёнок к маме (переставляет картинку).

-Свинья громко захрюкала. Как? (Ответы детей.) -Так она хвалила сыночка-поросенка.

-И поросенок отвечал ей. Как? (Ответы детей.)

Игра «Лошадки и поезд» 

(в кругу) Цель: Развивать фонематический слух, речевое внимание и артикуляционный аппарат детей.

Ход игры:

Воспитатель. Когда скачут лошадки, то слышно«Цок, цок, цок» (дети повторяют звукосочетание); когда едет поезд, колеса стучат«Чок, чок, чок» (дети повторяют). Поскакали лошадки… Лошадки отдыхают. Поехал поезд, застучал колесами. Поезд остановился.

Игра «Телефон» Цель: Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.

Материал. 3–4 сюжетные картинки типа: девочка прыгает, мальчик умывается, дети поют.

Ход игры: Воспитатель предлагает трем детям встать в ряд. Последнему на ухо говорит фразу, соответствующую содержанию одной из картинок. Ребенок тихо повторяет ее своему соседу, тот – первому ребенку в ряду, который произносит фразу громко, подходит к столу и берет нужную картинку.

Игра «Научим зайку правильно говорить». Цель: Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.

Материал. Игрушечный заяц; картинки с изображением мишки, белки, слона, обезьяны, птицы, собаки на фланели; фланелеграф.

Ход игры: Воспитатель: - У меня на фланелеграфе картинки. Зайка будет говорить, что на них нарисовано. Если он скажет неверно, вы научите его говорить правильно.

Ишка – дети поправляют «Мишка». Елочка – белочка. Оник – слоник. Зьянка – обезьянка.

Ичка – птичка. Бака – собака. После «обучения» зайка начинает называть все предметы правильно.

Игры для детей старшего возраста


«Выдели слово».

Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх.) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.

«Какой звук есть во всех словах?»

Взрослый произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

«Услышишь — хлопни».

Целиразвивать слуховое вниманиефонематическое восприятие.

Ход игры. Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов, ребенок с закрытыми глазами, услышав определенный звук, хлопает в ладоши.

«Кто больше?»

Целиразвивать фонематические представленияслуховое внимание.

Ход игры-соревнования. Дети подбирают слова, начинающиеся на заданный звук. (Повторы недопустимы.)

«Внимательный слушатель» (или «Где звук?»).

Целиразвивать фонематические представления, внимание. Ход игры. Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом из них.

«Нужное слово».

Целиразвивать фонематическое восприятиефонематические представленияфонематический анализ. Ход игры. По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.

«Зоркий глаз»

Целиразвивать фонематические представленияфонематический анализ, внимание. Ход игры. Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, определить его место в слове.

«Бусы»

Целиразвивать фонематические представления, анализ, слуховое внимание, память.

Ход игры: После слов ведущего: Рассыпались бусы.Мы их соберем,

Нанижем на нитку и слово найдем участники игры по цепочке произносят слова-«бусинки» на определенный звук (без повторов, например:

на звук [Р] — радуга—ракета—каравай—пар—рука —. на звуки [Р]—[Л] — рак—лампа—нора—лук—рыба—мыло —.

«Звуковая зарядка»

Целиразвивать слуховое внимание, координацию движений; упражнять в дифференциации гласных звуков.

Ход игры.

Вариант 1: взрослый (ведущий) произносит звук, выполняя соответствующее движение, а дети повторяют.

Вариант 2: взрослый (ведущий) произносит звук, а дети выполняют движения по памяти.

Вариант 3«Путаница» — взрослый (ведущий) произносит звук и выполняет движение ему несоответствующее, а дети — соответствующее.

Звук А — руки поднять в стороны на уровень плеч.

Звук У — руки вытянуть вперед.

Звук О —руки поставить на пояс.

Звук И —руки поднять вверх.

Звук Э — опущенные руки отвести немного в стороны.

Звук Ы — отвести руки назад (или за спину).

«Живые звуки»

Цели: учить воспроизводить и дифференцировать ритмы с опорой на зрительный, слуховой и двигательный анализаторы; упражнять в четком произношении гласных звуков; развивать слуховое и зрительное внимание, память; умение изменять голос по высоте, силе, длительности; чувство ритма.

Начинать каждую игру следует с «настройки» слуха и голоса на восприятие и воспроизведение звуков различной длительности, а именно, дать возможность прослушать и пропеть (произнести) эти звуки с опорой на их графическое изображение.

Звуки трех типов включаются в ритмические схемы, после того как дети освоят воспроизведение ритмов из двух типов звуков (средней продолжительности и краткого).

Эти и многие другие игры мы применяем для развития фонематического слуха наших воспитанников.

Так же проводились собрания на темы:

«Формирование фонематического восприятия – одно из важнейших условий развития речи детей»

Цель: Помочь родителям овладеть основными приемами развития фонематического восприятия у детей через игры и игровые упражнения.

«Роль дидактической игры в формировании и развитии фонематического слуха и зрительного восприятия у детей с общим недоразвитием речи»

 

  Цель: познакомить родителей с дидактическими играми, направленными на формирование и развитие фонематического слуха и зрительного восприятия, грамматического строя речи, связной речи.


Родительского собрание-практикум: «Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи ребенка».


Только постоянная работа в единой связи: логопед, воспитатель, родитель позволяет добиться хороших результатов.



Литература:       

Филичева Т. Б., Чевелева Н. А. Логопедическая работа в специальном детском саду. — М.,1987г;     

Филичева Т. Б., Чиркина Т. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. — М., 1999 г;    

  Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов. — Гуманитарный издательский центр ВЛАДООС, 1999 г;    

  Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. — Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2004г.   Дурова Н. В. Фонематика. — М., Мозаика-Синтез, 2002 г.  Швайко Г. С.

 Игры и игровые упражнения для развития речи. — М., «Просвещение», 1988 г.


Опубликовано


Комментарии (1)

Кияйкина Наталья Федоровна, 29.01.21 в 15:30 0Ответить Пожаловаться
Благодарю за распространение полезного материала!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.