Урок русского языка в 9 классе на тему «Имя числительное. Обобщение знаний по теме»
Имя числительное. Обобщение знаний по теме
Авторы – авторы учебника по русскому языку: Галунчикова Н.Г. и Якубовская Э.В.
Вид урока – урок зачёт
Тип урока - урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений.
Цель урока:
Обобщить знания детей по теме: «Имя числительное».
Научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной речи.
Задачи:
Образовательные:
- обучающиеся закрепляют знания об имени числительном;
- умеют пользоваться правилами;
- применяют полученные на уроке знания на практике.
Коррекционно-развивающие:
- развивают орфографическую зоркость, словарный запас, наблюдательность, воображение, память;
- коррекция познавательной активности учащихся, зрительного восприятия на основе упражнений;
- коррекция речемыслительной деятельности учащихся;
Воспитательные:
- интересуются изучением русского языка;
- воспитание познавательного интереса учащихся к родному городу.
Оборудование:
1. карточки со стихотворением-ребусом;
2.маршрутные листы
Этапы урока:
1. Организация урока.
Проверка готовности к уроку, настрой учащихся на работу.
2. Сообщение темы урока.
Учитель. Сегодня мы повторим и закрепим полученные вами знания по теме «Имя числительное», выявим знатоков этой темы. Запишите в тетради число, классная работа.
3.Минутка каллиграфии и развития мелкой моторики пальцев:
А) записать в тетради:
Тт, Кк, Рр;
Б) Гимнастика с учебным предметом (дети проговаривают слова и выполняют действия с карандашом или ручкой с «ребристым» корпусом – зажимают концы карандаша большими и указательными пальцами обеих рук и начинают крутить его в одну и другую стороны; затем упражнение выполняют для больших и средних пальцев, для больших и безымянных, для больших и мизинцев).
-Крутим мы с тобой давно
Это толстое бревно.
-Вы ошиблись, это наш
Тонкий, лёгкий карандаш.
4. Воспитательный момент.
Так же на уроке мы поговорим о нашем родном крае, отгадайте загадку (внутри отгадки скрывается числительное)
Первая цифра стоит в середине,
Буква с начала и буква с конца.
А в целом – леса, города и равнины,
К целому полны любовью сердца. (Р-один-а).
- Какой город является нашей малой родиной?
-За что мы любим свою родину?
5.Проверка домашнего задания.
Вашим домашним заданием было повторить правила по имени числительному. Сейчас мы и проверим, как вы с этим справились.
1) Дайте определение имени числительному.
Имя числительное – это часть речи, которая обозначает количество предметов и порядок их при счёте.
2) На какие две группы делятся имена числительные.
Числительные: порядковые и количественные.
3) На какой вопрос отвечают порядковые числительные?
Какой? Который?
4) На какой вопрос отвечают количественные числительные?
Сколько?
6. Основная тема
1.Учитель: Вам розданы маршрутные листы, обратите внимание на большое количество числительных в тексте. Давайте распределим их по названным группам:
Тата́рск — это город в России, административный центр Татарского района Новосибирской области. Городом является с 1911 года. Население 26 тысяч человек (на 1 января 2010 г.)
Город расположен в 457 километрах к западу от Новосибирска, недалеко от границы с Омской областью.
-Почему выделенные слова в тексте пишутся с большой буквы?
1гр.Выполняет и распределяет самостоятельно
2 гр. Распределяет по колонкам
Количественные (сколько?) |
Порядковые (какой?) |
3 гр. Подчеркивает числительные.
2) Приведите пример числительных, в которых мягкий знак пишется в середине слова.
Пятьдесят, семьсот.
8) Приведите пример числительных, в которых мягкий знак пишется в конце слова.
Семь, восемь.
3)Игра «Третий лишний».
Задание: Я сейчас прочитаю вам цепочки слов. В каждой тройке слов есть одно числительное, запишите его в тетрадь.
1) один, одиночка, одиночество;
2) пятёрка, пятерня, пять;
3) четырёхугольник, четыре, четвёрка.
Физминутка.
Учитель. Я попрошу вас вспомнить первое правило правописания числительных – правило о мягком знаке. Я буду называть числительные: если мягкий знак стоит в середине числительного – руки вперёд, в конце числительного – присядьте, если его в слове нет – остаётесь неподвижно.
Семьсот, одиннадцать, сорок, шестнадцать, восемнадцать, двести, девяносто, девятнадцать, девятьсот.
4) Отгадайте ребусы.
Учитель. На экране поочерёдно будут появляться ребусы, которые созданы с использованием числительных. Ваша задача записать отгадки в тетрадь.
7я, 40а, 100л, е2, о5, с3ж.
Ответы: семья, сорока, стол, едва, опять, стриж.
5). Продолжение экскурсии по нашему городу.
Появление города связано со строительством Транссибирской магистрали в конце XIX века. При строительстве железной дороги в 1894 году образована станция Татарская, получившая своё название от расположенной в двух верстах от станции деревни Татарка. Перед началом Первой мировой войны в городе насчитывалось около 100 купеческих лавок и магазинов. К тому времени в Татарске действовало более 15 контор по закупке сливочного масла, которые ежегодно отправляли за границу и в центральные районы России до З00 тыс. пудов масла. В 1981 году был открыт мемориальный комплекс в центре города, а 1985 году создан историко-краеведческий музей.
Задание: 1.гр. Распределить числительные по группам
числит. с Ь в конце слова |
числит. с Ь в середине слова |
Числит. без Ь |
2гр. Выписать из текста числительные, записать их словами.
3 гр. Подчеркнуть в тексте числительные
6). Слуховой диктант. Загадки.
Учитель. Отгадайте загадки, в которых есть числительные. Выпишите числительные.
1.Двенадцать братьев друг за другом ходят, друг друга догнать не могут. (Месяцы). Семь братьев годами равные, именами – разные. (Месяцы года).
2.Хоть имеет он три глаза, Но не смотрит всеми сразу, А глядит на нас одним, Ну, а мы – следим за ним. (Светофор)
3.Закопали в землю в мае. И сто дней не вынимали. Стали в августе копать, Там их не одна, а пять. (Картофель).
4.Удивительное солнце. В этом солнце – сто оконцев. Из оконцев всех глядят Глазки черненьких галчат. (Подсолнух).
5.Сколько яблок на берёзе, если на ней 8 сучков, а на каждом сучке по 5 яблок? (ни одного)
6.Сколько рублей в трёх пятирублёвых монетах? (15)
7). Что надо поставить вместо многоточия во фразе:
Для участия в телешоу отобрали…
А. трое людей В. трёх человек
Б. трое человек Г. три человека Д. троих девушек
8) Найди и исправь речевые ошибки в предложениях:
Первая «Азбука» вышла в нашей стране четыреста годов назад. В этой книге всего тридцать четыре страниц.
Гимнастика для глаз
7. Домашнее задание.
1гр.Составить мини-сочинение на тему: «Моя школа» с использованием числительных.
2 гр. С. 188, № 5, № 3
3 гр. С. 188, № 5
8. Подведение итогов. Выставление оценок.