Занятие «Что в корзинке у горного гнома? Тайны минералов»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 11 имени П. Д. Бубенина» (дошкольный уровень образования)
Конспект НОД для подготовительной группы
Тема:
«Что в корзинке у горного гнома? Тайны минералов».
Образовательная область:
«Познавательное развитие»
(экологическое воспитание-экспериментально - исследовательская деятельность)
Разработал педагог доп.
образования, I кв. кат.:
Карда Анна Петровна
г. Петропавловск-Камчатский
2022
Цель: развитие познавательной активности в процессе коллективной учебно-исследовательской деятельности.
Задачи:
Образовательные:
Продолжать знакомить с понятиями минерал, магнит, смола, «магнитное притяжение», камень.
Обобщить представления о свойствах минералов.
Актуализировать знания об использовании свойств минералов человеком.
Формировать умения приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.
Развивающие:
Развивать познавательную активность ребёнка, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, логическое мышление, зрительное восприятие.
Воспитательные:
Воспитывать доброжелательные отношения, желание оказывать помощь другим воспитанникам.
Воспитывать аккуратность в работе, умение соблюдать правила техники безопасности.
Методические приёмы:
словесные: рассказ воспитателя, вопросы воспитателя к детям, напоминание; поощрение;
наглядные: показ действий при экспериментировании, сюрпризный момент;
практические: исследовательская деятельность, физ. минутка.
Материалы и оборудование:
Раздаточный: стаканчики с водой, колокольчиками, салфетки, коробки с солью, янтарем, камешками, магнитами, халаты, шапочки, вилочки.
Демонстрационный: Сундучок с минералами, магниты разной формы, размера, цвета; скрепки, ключики из металла, стаканчики с водой.
Словарная работа:
Активизация словаря: магнит, соль, вещество.
Обогащения словаря: минерал, смола, янтарь, магнетизм, магнитное притяжение.
Индивидуальная работа:
учить самостоятельно решать поставленную задачу, делать выводы; совершенствовать умение отвечать на вопрос полным предложением; развивать устную речь у тех детей, кому это необходимо.
Ход НОД:
Организационный, сюрпризный момент:
П.: Здравствуйте, ребята, я сегодня приглашаю вас в лабораторию. Кто знает, что делают в лаборатории?
Ответы детей.
П.: Верно, проводят исследования и эксперименты, опыты. Будем, как настоящие ученые. Хотите?
Дети: Да. Хотим. А как?
П.: Надеваем специальную одежду, халаты и шапочки. Помогайте друг другу.
Присаживайтесь, ученые. К нам в лабораторию пришел горный гном. Это - Молчун. Он собирает коллекцию минералов. А вы знаете, что такое минералы?
Дети: Что-то твердое. Камни. Камешки.
П.: Правильно - это разные камни. Ему подарили три загадочных и полезных минерала, они в его корзине. И у каждого из минералов есть своя тайна. Ребята, поможем Молчуну узнать тайны минералов и понять для чего они нужны людям?
Ответы детей.
П.: А как мы можем помочь Молчуну раскрыть тайны минералов?
Дети: Выясним, что это за камни и чем они удивительны. С помощью опытов. Надо изучить.
Педагог достает из корзинки кусок соли.
П.: Как вы думаете, что это?
Дети: Снег. Лед. Камень. Соль.
Педагог загадывает загадку:
Море высохло, а камень остался
На столе его поищем
И добавим в нашу пищу (соль)
Дети называют: соль.
П.: Соль – это минерал, рожденный морем, единственный, который люди кладут себе в еду: кашу и суп.
Осмотр минерала соль.
П.: Какой это минерал?
Дети: твердый, тяжелый, шершавый…
П.: Пройдем в лабораторию и исследуем этот минерал.
(Дети присаживаются за столы)
П.: Вспомним правила безопасности (ученые слушают старшего, повторяют его действия; обследуем с помощью рук и глаз, пробовать на вкус можно, только если педагог разрешил).
Придвиньте к себе стаканчик с водой. Это обычная чистая питьевая вода. Можете взять вилочку и помешать ею воду. Какая, обычная вода, на вкус?
Дети отвечают: обычная, вкусная, безвкусная…
Если кто-то говорит: «вкусная», то педагог предлагает описать вкус воды. Спрашивает, какой вкус: горький, сладкий, кислый, соленый?
Педагог предлагает открыть белую коробочку (внутри крупная соль) и добавить соль в воду, а себе добавляет соли побольше, потому что у него большой стакан.
Пока дети перемешивают соль в стакане воды педагог рассказывает про соль.
П.: Опустилась соль на дно? Значит какой минерал?
Дети: тяжелый.
Ребята перемешивают соль в воде вилочкой.
П.: Мы видели минерал в воде, а теперь почти не видим. Что происходит?
Дети: соль растворяется в воде, исчезает.
П.: У всех получилось? Кто хочет, может дотронуться языком до вилочки, которой мы размешивали соль.
П.: Какой теперь вкус у воды?
Ответ детей: соленый.
П.: Что нам удалось узнать о тайне минерала соль?
Ответы детей.
П.: Настоящие ученые должны разминаться, чтобы быть в форме и хорошо себя чувствовать.
Физ. минутка:
Я прошу вас в круг всех встать,
И команды выполнять.
Все вдыхайте! Выдыхайте!
Всё в порядке? Отдыхайте!
Вместе руки поднимайте!
Превосходно, опускайте!
Наклонитесь, разогнитесь,
На носочки поднимитесь!
Приседайте, выпрямляйтесь,
Встаньте прямо – улыбайтесь!
Каждый весел и здоров.
И к заданиям готов!
П.: Второй минерал в корзине у Молчуна - камень, рожденный древними соснами, это смола, которая была в деревьях, потом попала под землю, там застыла, окаменела и была вынесена подземными реками в море. Кто знает название этого солнечного камня?
Дети: Янтарь, солнечный камень, не знаем…
П.: Какой он?
Дети: твердый, легкий, теплый.
П.: Камень янтарь, окаменевшая смола. Говорят, раньше рыбаки вылавливали большие куски янтаря сетями с поверхности моря. Ребята, Молчун сомневается, он никогда не видел камни, которые плавают по воде. А вы как думаете, это правда? Может быть это и есть тайна этого минерала?
П.: Давайте выясним, откройте желтую коробку.
П.: В коробочке 2 камешка, один янтарь, а второй просто камешек. Что нужно сделать, чтобы узнать какой камень - янтарь?
Дети предлагают варианты.
П.: Давайте опустим камешки в воду.
Обсуждение промежуточных результатов опыта.
Вариант 1: Кусочки янтаря всплывают.
Вариант 2: Если янтарь не всплыл из-за малой концентрации соли.
П.: Ребята, неужели это всего лишь сказка и камни не плавают? Мы ни о чем не забыли? Мне говорили, что настоящий камень янтарь в морской воде обязательно будет плавать. А в море какая вода? А достаточно ли у нас соленая вода?
Ответы детей.
П.: Ребята, у меня есть настоящая морская вода, давайте я добавлю ее в ваши стаканы.
Педагог добавляет концентрированную соленую воду в стаканы детей и кусочки янтаря всплывают.
П.: Что можно сказать о янтаре? Какой он? Легче обычного камня? Легче морской воды? Мы раскрыли тайну янтаря?
П.: Третий минерал самый тяжелый. Этот камень из горы. Кто его узнал? Как он называется?
Дети: Магнит, уголь…
П.: Верно это магнит. Магнит делают из горной породы магнетита. Какой он?
Дети: тяжелый, холодный, твердый.
П.: Прежде чем раскрыть тайну третьего минерала, напомните, как он называется?
Дети: Магнит.
(К магниту пристают железные предметы)
П.: Ребята, а что произошло?
Дети: магнит притянул железные предметы.
П.: Так вот он какой, притягательный магнит. Давайте разомнемся. А потом продолжим.
Физминутка: «Ключик»
Буратино потянулся, (Руки вверх, вдох – потянулись)
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся. (наклоны – раз, два, три)
Руки в сторону развел, (развели руки в стороны)
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать. (встали на носочки)
П.: Если я называю предметы из железа, хлопаете. Если называю предметы из других материалов, топаете.
(гвоздики, конфетки, скрепки, монетки, подушки, сковородка, лягушки, подводная лодка, карандаши)
П.: Как называется минерал? Откройте черную коробочку.
Дети открывают черную коробочку и достают магнит.
Педагог проходит и опускает в каждый стакан с водой колокольчик.
П.: Посмотрим, как магнит нам поможет достать колокольчик? При этом прошу не мочить магнит и руки и не переворачивать стакан. Как же быть, задачу решить? Кто догадался?
Дети высказывают версии.
П.: Давайте возьмём стакан с водой, колокольчик находится в стакане. Будем притягивать магнитом колокольчик через стакан, ведя магнитом по внешней стороне стакана.
(Дети выполняют)
П.: Расскажите, что получилось?
Д: Колокольчик следует за движением магнита вверх.
Вывод: магнитная сила позволяет притягивать металл действует через воду, пластмассу.
Возвращаемся к Молчуну.
П.: Вот и разгадали мы тайны трех минералов.
Педагог рассказывает о применении магнита, соли, янтаря в жизни людей и демонстрирует иллюстрации.
Рефлексия:
Дети, с чем мы сегодня познакомились?
Что нового узнали?
Какие три тайны минералов открыли?
Чему вы научились?
Какие опыты вы сможете сделать дома?
Что вызвало трудности?
Что понравилось больше всего?