Занятие «Что в корзинке у горного гнома? Тайны минералов»

2
0
Материал опубликован 8 December 2022

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 11 имени П. Д. Бубенина» (дошкольный уровень образования)


 

 


 

Конспект НОД для подготовительной группы


 


 

Тема:

«Что в корзинке у горного гнома? Тайны минералов».


 


 

Образовательная область:

«Познавательное развитие»

(экологическое воспитание-экспериментально - исследовательская деятельность)


 


 

Разработал педагог доп.

образования, I кв. кат.:

Карда Анна Петровна


 


 


 


 


 


 

г. Петропавловск-Камчатский

2022

Цель: развитие познавательной активности в процессе коллективной учебно-исследовательской деятельности.

Задачи:

Образовательные:

Продолжать знакомить с понятиями минерал, магнит, смола, «магнитное притяжение», камень.

Обобщить представления о свойствах минералов.

Актуализировать знания об использовании свойств минералов человеком.

Формировать умения приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.

Развивающие:

Развивать познавательную активность ребёнка, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, логическое мышление, зрительное восприятие.

Воспитательные:

Воспитывать доброжелательные отношения, желание оказывать помощь другим воспитанникам.

Воспитывать аккуратность в работе, умение соблюдать правила техники безопасности.

Методические приёмы:

словесные: рассказ воспитателя, вопросы воспитателя к детям, напоминание; поощрение;

наглядные: показ действий при экспериментировании, сюрпризный момент;

практические: исследовательская деятельность, физ. минутка.

Материалы и оборудование:

Раздаточный: стаканчики с водой, колокольчиками, салфетки, коробки с солью, янтарем, камешками, магнитами, халаты, шапочки, вилочки.

Демонстрационный: Сундучок с минералами, магниты разной формы, размера, цвета; скрепки, ключики из металла, стаканчики с водой.

Словарная работа:

Активизация словаря: магнит, соль, вещество.

Обогащения словаря: минерал, смола, янтарь, магнетизм, магнитное притяжение.

Индивидуальная работа:

учить самостоятельно решать поставленную задачу, делать выводы; совершенствовать умение отвечать на вопрос полным предложением; развивать устную речь у тех детей, кому это необходимо.


 

Ход НОД:

Организационный, сюрпризный момент:

П.: Здравствуйте, ребята, я сегодня приглашаю вас в лабораторию. Кто знает, что делают в лаборатории?

Ответы детей.

П.: Верно, проводят исследования и эксперименты, опыты. Будем, как настоящие ученые. Хотите?

Дети: Да. Хотим. А как?

П.: Надеваем специальную одежду, халаты и шапочки. Помогайте друг другу.

Присаживайтесь, ученые. К нам в лабораторию пришел горный гном. Это - Молчун. Он собирает коллекцию минералов. А вы знаете, что такое минералы?

Дети: Что-то твердое. Камни. Камешки.

П.: Правильно - это разные камни. Ему подарили три загадочных и полезных минерала, они в его корзине. И у каждого из минералов есть своя тайна. Ребята, поможем Молчуну узнать тайны минералов и понять для чего они нужны людям?

Ответы детей.

П.: А как мы можем помочь Молчуну раскрыть тайны минералов?

Дети: Выясним, что это за камни и чем они удивительны. С помощью опытов. Надо изучить.

Педагог достает из корзинки кусок соли.

П.: Как вы думаете, что это?

Дети: Снег. Лед. Камень. Соль.

Педагог загадывает загадку:

Море высохло, а камень остался

На столе его поищем

И добавим в нашу пищу (соль)

Дети называют: соль.

П.: Соль – это минерал, рожденный морем, единственный, который люди кладут себе в еду: кашу и суп.

Осмотр минерала соль.

П.: Какой это минерал?

Дети: твердый, тяжелый, шершавый…

П.: Пройдем в лабораторию и исследуем этот минерал.

(Дети присаживаются за столы)

П.: Вспомним правила безопасности (ученые слушают старшего, повторяют его действия; обследуем с помощью рук и глаз, пробовать на вкус можно, только если педагог разрешил).

Придвиньте к себе стаканчик с водой. Это обычная чистая питьевая вода. Можете взять вилочку и помешать ею воду. Какая, обычная вода, на вкус?

Дети отвечают: обычная, вкусная, безвкусная…

Если кто-то говорит: «вкусная», то педагог предлагает описать вкус воды. Спрашивает, какой вкус: горький, сладкий, кислый, соленый?

Педагог предлагает открыть белую коробочку (внутри крупная соль) и добавить соль в воду, а себе добавляет соли побольше, потому что у него большой стакан.

Пока дети перемешивают соль в стакане воды педагог рассказывает про соль.

П.: Опустилась соль на дно? Значит какой минерал?

Дети: тяжелый.

Ребята перемешивают соль в воде вилочкой.

П.: Мы видели минерал в воде, а теперь почти не видим. Что происходит?

Дети: соль растворяется в воде, исчезает.

П.: У всех получилось? Кто хочет, может дотронуться языком до вилочки, которой мы размешивали соль.

П.: Какой теперь вкус у воды?

Ответ детей: соленый.

П.: Что нам удалось узнать о тайне минерала соль?

Ответы детей.

П.: Настоящие ученые должны разминаться, чтобы быть в форме и хорошо себя чувствовать.

Физ. минутка:

Я прошу вас в круг всех встать,

И команды выполнять.

Все вдыхайте! Выдыхайте!

Всё в порядке? Отдыхайте!

Вместе руки поднимайте!

Превосходно, опускайте!

Наклонитесь, разогнитесь,

На носочки поднимитесь!

Приседайте, выпрямляйтесь,

Встаньте прямо – улыбайтесь!

Каждый весел и здоров.

И к заданиям готов!

П.: Второй минерал в корзине у Молчуна - камень, рожденный древними соснами, это смола, которая была в деревьях, потом попала под землю, там застыла, окаменела и была вынесена подземными реками в море. Кто знает название этого солнечного камня?

Дети: Янтарь, солнечный камень, не знаем…

П.: Какой он?

Дети: твердый, легкий, теплый.

П.: Камень янтарь, окаменевшая смола. Говорят, раньше рыбаки вылавливали большие куски янтаря сетями с поверхности моря. Ребята, Молчун сомневается, он никогда не видел камни, которые плавают по воде. А вы как думаете, это правда? Может быть это и есть тайна этого минерала?

П.: Давайте выясним, откройте желтую коробку.

П.: В коробочке 2 камешка, один янтарь, а второй просто камешек. Что нужно сделать, чтобы узнать какой камень - янтарь?

Дети предлагают варианты.

П.: Давайте опустим камешки в воду.

Обсуждение промежуточных результатов опыта.

Вариант 1: Кусочки янтаря всплывают.

Вариант 2: Если янтарь не всплыл из-за малой концентрации соли.

П.: Ребята, неужели это всего лишь сказка и камни не плавают? Мы ни о чем не забыли? Мне говорили, что настоящий камень янтарь в морской воде обязательно будет плавать. А в море какая вода? А достаточно ли у нас соленая вода?

Ответы детей.

П.: Ребята, у меня есть настоящая морская вода, давайте я добавлю ее в ваши стаканы.

Педагог добавляет концентрированную соленую воду в стаканы детей и кусочки янтаря всплывают.

П.: Что можно сказать о янтаре? Какой он? Легче обычного камня? Легче морской воды? Мы раскрыли тайну янтаря?

П.: Третий минерал самый тяжелый. Этот камень из горы. Кто его узнал? Как он называется?

Дети: Магнит, уголь…

П.: Верно это магнит. Магнит делают из горной породы магнетита. Какой он?

Дети: тяжелый, холодный, твердый.

П.: Прежде чем раскрыть тайну третьего минерала, напомните, как он называется?

Дети: Магнит.

(К магниту пристают железные предметы)

П.: Ребята, а что произошло?

Дети: магнит притянул железные предметы.

П.: Так вот он какой, притягательный магнит. Давайте разомнемся. А потом продолжим.

Физминутка: «Ключик»

Буратино потянулся, (Руки вверх, вдох – потянулись)
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся. (наклоны – раз, два, три)
Руки в сторону развел, (развели руки в стороны)
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать. (встали на носочки)

П.: Если я называю предметы из железа, хлопаете. Если называю предметы из других материалов, топаете.

(гвоздики, конфетки, скрепки, монетки, подушки, сковородка, лягушки, подводная лодка, карандаши)

П.: Как называется минерал? Откройте черную коробочку.

Дети открывают черную коробочку и достают магнит.

Педагог проходит и опускает в каждый стакан с водой колокольчик.

П.: Посмотрим, как магнит нам поможет достать колокольчик? При этом прошу не мочить магнит и руки и не переворачивать стакан. Как же быть, задачу решить? Кто догадался?

Дети высказывают версии.

П.: Давайте возьмём стакан с водой, колокольчик находится в стакане. Будем притягивать магнитом колокольчик через стакан, ведя магнитом по внешней стороне стакана.

(Дети выполняют)

П.: Расскажите, что получилось?

Д: Колокольчик следует за движением магнита вверх.

Вывод: магнитная сила позволяет притягивать металл действует через воду, пластмассу.

Возвращаемся к Молчуну.

П.: Вот и разгадали мы тайны трех минералов.

Педагог рассказывает о применении магнита, соли, янтаря в жизни людей и демонстрирует иллюстрации.

Рефлексия:

Дети, с чем мы сегодня познакомились?

Что нового узнали?

Какие три тайны минералов открыли?

Чему вы научились?

Какие опыты вы сможете сделать дома?

Что вызвало трудности?

Что понравилось больше всего?


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.