Занятие по математике в старшей группе «На помощь гномам»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию
«На помощь гномам»
Старшая группа.
Подготовила:
Шадяк Н.П. -воспитатель
высшей кв. категории
с.Варениковское
2019г.
Образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция областей: социально коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Оборудование для детей: раздаточный материал: карточки с геометрическими фигурами, модель «Дни недели», листы бумаги в клетку, квадраты бумажные размером 15 на 15, фломастеры, деревянный конструктор, схемы, медали.
Оборудование педагога: мультимедийная доска, ноутбук, музыкальная запись, презентация «Дни недели».
Методы и приёмы: наглядный, игровой, словесный.
Образовательные задачи:
-закрепить знание детей о геометрических фигурах;
-закреплять умение конструировать разрушенный город по образцу из конструктора;
-умение быстро ориентироваться в пространстве на ограниченной плоскости, используя слова: спереди, сзади, слева, справа, сверху, внизу;
-освоение действий соизмерения в процессе анализа частей предмета, деталей строителя и элементов схемы.
Развивающие задачи:
-развивать умение строить деловой диалог при совместном выполнении заданий, согласовывать способы совместного поиска и решения познавательных задач, распределять действия при сотрудничестве;
-развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику, зрительное восприятие и память.
Воспитательные задачи:
-воспитание взаимопомощи, взаимовыручки;
-способствовать проявлению инициативности и самостоятельности в общении со взрослыми и сверстниками;
-работать сообща, создавая модели по схеме;
-воспитывать дружеские и партнерские отношения.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная.
Планируемый результат:
иметь элементарные представления о днях недели; геометрических фигурах; удерживать в памяти при выполнении математических действий нужное условие; уметь работать с коллективом; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками; участвовать в подвижных играх, интересоваться продуктивной деятельностью при составлении сказочного города.
Организация образовательной деятельности
Воспитатель: «Ребята, сегодня, когда я шла в детский сад, мне почтальон вручил письмо, хотите узнать от кого оно?»
«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишут вам гномы из сказочной страны Математика. Нам очень нужна ваша помощь. Дело в том, что в наш математический город забрался великан и поломал нам дома. Помогите нам построить город». Гномы совершенно сбиты с толку, не могут найти свой дом и совершенно не знают, как им быть. Поможем гномам из сказочной страны Математика? (Ответы детей).
Ребята, а чтобы помочь жителям волшебной страны, нам необходимо с вами отправиться в путешествие. Вы готовы? (Ответы детей)
Наше путешествие будет непростым, в пути нас ждёт много испытаний. А поможет вам справиться со всеми трудностями, ваша сообразительность, смелость, внимательность и наблюдательность.
Чтобы узнать на чем мы отправимся в путешествие, нужно отгадать загадку:
Я зашел в зеленый дом,
Но недолго пробыл в нем.
Оказался этот дом
Быстро в городе другом…(Поезд) Правильно ребята! Отправляемся в сказочную страну Математика
1 станция: «Мозговой штурм»
Отвечайте «да» или «нет»-быстро.
Хочу я с вами поиграть:
Сейчас начну стихи читать,
Вы должны хором отвечать.
Какой же будет ваш ответ
ДА или НЕТ.
Рано утром я проснусь
и сделаю зарядку. (Да!)
А затем в кровать пойду
и усну там сладко. (Нет!)
А! Я завтракать пойду,
даже не умоюсь. (Нет!)
Сначала в ванную пойду
себя в порядок приведу. (Да!)
За компьютер я пойду,
целый день там просижу
и гулять не буду. (Нет!)
Сначала маме помогу,
потом, на улицу пойду. (Да!)
Я телевизор посмотрю,
рисунок нарисую. (Да!)
Потом я маме помогу
и опять гулять пойду. (Да!)
Сяду я быстрей за стол
и руки не помою. (Нет!)
У мамы сказку попрошу
и сладко-сладко я усну. (Да!)
Вот и славно поиграли.
Вы все верно отвечали.
Знаете правильный ответ,
Когда ДА, а когда НЕТ.
Продолжаем наше путешествие дальше.
Загудел паровоз
И вагончик повёз:
«Чу-чу-чу, чу-чу-чу!
Далеко я укачу!»
Вагончики весёлые
Бегут, бегут, бегут.
А круглые колёсики:
«Тук-тук, тук-тук, тук-тук!»
2 станция: «Знакомство с городом»
Ребята посмотрите, что находится впереди Вас, слева, справа, сзади.
Ира, что находится впереди?
Захар что находится сзади?
Василиса, что находится слева?
Рома, что находится справа? (Спросить каждого)
Молодцы, вы назвали много интересных предметов. Продолжаем наше путешествие.
Станция: «Город геометрических фигур».
Я сейчас буду загадывать загадки о геометрических фигурах, а вы слушайте внимательно и отгадывайте, что же это за геометрическая фигура.
1.На что похожа тарелка? (Круг)
2.Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нём прямой,
Все четыре стороны
Одинаковой длины. (Квадрат)
3.Узнаешь сразу ты, кто я
На нас ты посмотри.
У нас всего, у нас всего, естественно по три.
Три стороны и три угла
Три пик-острия…
Мне это нравится вполне. Ведь… (треугольник) я!
4.Мальчик круг нарисовал-убежал.
Тут слонёнок проходил - наступил.
И из круга получился… (Овал)
Ребята, в городе каких геометрических фигур вы побывали? (Ответы детей)
3 станция «Веселые гномики»
Работа с карточками.
У вас на столах карточка вы должны рассмотреть картинку и рассказать из каких геометрических фигур состоит человечек из страны математики сосчитайте геометрические фигуры и впишите в пустые квадраты точками или цифрами результат.
Ребята, мне кажется, что мы сбились с пути, и не знаем, куда ехать дальше, нам с вами нужна карта.
4. Сейчас каждый из вас попытается нарисовать карту
Слушайте внимательно задание. На ваших листах нарисуйте:
В левом верхнем углу – солнце
В левом нижнем углу – дом
В правом нижнем углу – ёлку
В верхнем правом углу – облако
Теперь у нас есть карта, мы можем ехать дальше.
5 станция: «Сложи дни недели правильно»
Давайте жителям города поможем вспомнить дни недели, а помогут нам в этом загадки:
Первый день большой недели - трудовой день не бездельник.
Он зовётся?- (понедельник) - (фиолетовый цвет)
Прокричал усатый дворник:
«День второй в неделе …»- (вторник) - (сиреневый цвет)
Третий день не ерунда.
Как зовётся он? - (среда) – (синий цвет)
И четвёртый лень отверг.
Как зовётся он? - (четверг) - ( зелёный цвет)
Пятый день опрятница
Он зовётся… -(пятница)-( жёлтый цвет)
День шестой - конец работы.
Называется…-( суббота)- (оранжевый цвет)
А в седьмой день всем веселье.
Как зовётся…- ( воскресенье) - (красный цвет).
- Молодцы! Отгадали все загадки про недельку.
У гномов разрушена модель «Дни недели» Давайте поможем её собрать.
А теперь я предлагаю вам немного отдохнуть.
ФИЗМИНУТКА «МАЛЕНЬКИЙ ГНОМ»
Жил-был маленький гном (приседают, встают)
У гнома был маленький дом (изображают руками «крышу» над головой)
Гномик кашу варил («помешивают» кашу)
И всем – всем - всем говорил (показывают друг на друга)
«Все мы, и ты, и я – друзья! (кладут руку на плечо соседа)
В гости ко мне прибегайте (бег на месте)
Ноги вытирайте! («вытирают» ноги)
Садитесь за стол (приседают)
Кашей угощайтесь! (имитируют действия с ложкой)
И друг другу – улыбайтесь! (улыбаются)
6 станция: «Город весельчаков»
Воспитатель: -А это мой любимый город, в котором живут веселые человечки и даже задачи у них необычные. Я предлагаю их вам решить:
1.Ты да я, я мы с тобой. Сколько нас всего? (2)
2.Шел человек в город и по дороге догнал трех своих знакомых. Сколько человек шло в город? (4)
3.В вазе лежало три яблока. Мама угостила ими трех девочек. Каждая из девочек получила по яблоку, и одно осталось. Как это получилось? (одна девочка взяла яблоко с вазой)
4. На столе стояло три стакана с ягодами. Вова съел один стакан ягод и поставил его на стол. Сколько стаканов стоит на столе? (3)
5. «На берёзе висело 3 яблока, 1 яблоко упало. Сколько яблок осталось висеть на берёзе? Ребята, а разве на берёзе растут яблоки?» Ну что же вы ребята.
7 станция: «Строительство города»
Воспитатель: А сейчас вам предстоит стать строителями, для нашим гномов из сказочной сраны Математика. Разрушился целый город, который состоит из геометрических фигур, но мы его восстановим. Давайте вспомним, из чего состоит город?
Дети: «Из домов, жителей, транспорта, деревьев, животных, птиц, растений» Воспитатель: Ребята, сейчас я раздам вам схемы домов, вы внимательно рассмотрите их и начнете строить. Если кому-то будет сложно, я вам подскажу. Дети последовательно изучают схему дома на своих столах.
Воспитатель: Ребята, а теперь берите коробки
со строительным материалом и приступайте к строительству дома.
(Коллективная работа. Усложнение задания для детей, которые справляются с заданием быстрее остальных групп.)
Воспитатель: Молодцы, ребята, какие у вас красивые дома получились.
Вы оказались замечательными строителями. Ожила математическая страна.
8 Рефлексия. Наше путешествие подошло к концу. Для того чтобы вернуться нам в детский сад нужно произнести волшебное заклинание
«Эни бени повернись,
В детский сада ты возвратись!»
Воспитатель: «Ну вот мы и дома, в детском саду «Тополёк».
Математические путешествие позади.
Ребята, а теперь скажите, вам было очень трудно?»
Дети: «Совсем нетрудно, а даже интересно!»
Итог: Ребята, если вам понравилось путешествие, то возьмите зеленый круг и положите на зеленую карточку, а если вам не понравилось путешествие. То возьмите красный круг и положите на красную карточку. А за то, что вы помогли гнома и справились со всеми трудностями, вам гномы приготовили медали.