Программа внеурочной деятельности по географии в рамках предпрофильной подготовки «Чудо камни Сибири» для 8 - 9 класса
Министерство образования и науки Российской Федерации
Управление Образования Администрации
Ангарского Муниципального Образования
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
Программа внеурочной деятельности по географии
в рамках предпрофильной подготовки
«Чудо камни Сибири»
для 8 - 9 класса
Автор разработки:
Яблочкина Марина Ивановна,
учитель географии
высшей квалификационной категории
МБОУ «СОШ №6»
Г. Ангарск, 2021г.
Пояснительная записка
Сибирь
Край, где несметный клад заложен.
Под слоем - слой мощней вдвойне.
Иной еще не потревожен,
Как донный лед на глубине.
(А.Твардовский)
Программа внеурочного курса «Чудо камни Сибири» предназначена для учащихся 8- 9 класса. Курс рассчитан на 17 часов учебного времени.
Обучающихся часто интересуют вопросы, которые выходят за рамки школьной образовательной программы. Многие из них, как правило, носят краеведческий характер. Содержание этого внеурочного курса позволяет расширить и углубить знания: по географии при ознакомлении с геологическим прошлым своего края, при изучении исторических сведений о месторождении, в вопросах о практическом применении горных пород и минералов; по химии и по физике при изучении основных свойств поделочных камней; по экологии в вопросах связанных с разработкой месторождений.
Кроме этого, в качестве ознакомления в курс включены вопросы литотерапии (Litos (греч.) – камень; terapeuo –лечить), науки о лечении камнями. Многие целебные свойства камней, которые были известны еще нашим предкам, сегодня имеют вполне научное обоснование.
Внеурочный курс «Чудо камни Сибири» способствует вовлечению учащихся в практическую деятельность по изучению горных пород и минералов своего края, помогает воспитанию бережного отношения к окружающей среде, стремлению к защите и охране земных недр для будущих поколений.
Цель данного курса: углубление познаний учащихся по предмету и создание положительной мотивации к выбору будущего профиля.
Задачи курса:
Развивать познавательную, творческую активность у школьников к окружающему миру;
Вовлекать учащихся в активную практическую деятельность по изучению горных пород и минералов;
Формировать умения: самостоятельно приобретать знания и применять их на практике;
Уметь работать с различными источниками информации;
Развивать коммуникативные навыки по умению работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
Содержание курса «Чудо камни Сибири» имеет практическую направленность, в нем предусматривается выполнение как индивидуальных, так и коллективных практических работ. Учащимся предлагается работа с определителями и справочниками по горным породам и минералам, кроме этого подготовка сообщений, докладов, презентаций. В ходе изучения курса школьники должны выполнить индивидуальную (или группами) проектную работу: исследовательскую, реферативно-описательную или творческую. Конечным результатом является создание презентаций и защита проектов по выбранному поделочному камню, кроме этого создание буклетов и выступление с лекциями перед учащимися школы.
В результате обучения учащиеся должны знать:
- особенности геологического прошлого своего края;
- историю возникновения и время образование горных пород и минералов;
- принципы классификации горных пород и минералов;
- что такое литотерапия её направления;
- применение поделочных камней человеком;
- экологические проблемы, связанные с разработкой месторождения.
Учащиеся должны уметь:
- давать на основе различных источников характеристику горным породам и минералам;
- определять твердость горных пород и минералов, используя шкалу Мооса;
- представлять результаты практических работ в виде таблиц, схем, диаграмм;
- применять на практике знания о времени образования и происхождении горных пород и минералов;
- подбирать материалы для докладов, сообщений, лекционных выступлений.
Ожидаемый образовательный результат курса:
Успешная самореализация учащихся в учебной деятельности;
Овладение исследовательскими навыками и умениями, применять их в повседневной жизни;
Умение находить, обрабатывать и представлять полученные результаты;
Развитие коммуникативных качеств у школьников; познавательной и творческой активности;
Воспитание саморегуляции и самоуправления.
Учебно-тематический план
№ п/п | Название разделов и тем курса | Всего часов | Лекции | Практ. занятия | Экскурсии | Семинары | Форма контроля |
1 | Введение | 1 | 1 | | | | Вводное тестирование |
Раздел 1. Геологическое строение и полезные ископаемые Иркутской области (6ч) | |||||||
2 | Геологическое строение области | 1 | 0,5 | 0,5 | | | Практическая работа |
3 | Полезные ископаемые области | 1 | 0,5 | 0,5 | | | Практическая работа |
4 | Топливные полезные ископаемые | 1 | 0,5 | 0,5 | | | Практическая работа, сообщения |
5 | Рудные полезные ископаемые | 1 | 0,5 | 0,5 | | | Практическая работа, сообщения |
6 | Нерудные полезные ископаемые | 1 | 0,5 | 0,5 | | | Практическая работа, сообщения |
7 | Экологические проблемы, возникающие при добыче полезных ископаемых и их переработке | 1 | | | | 1 | Сообщения, презентации |
Раздел 2. Чудо камни Сибири (6ч) | |||||||
8-9 | Чудо камни Сибири | 2 | | | 2 | | Творческая работа |
10 | Сиреневое чудо Сибири - чароит | 1 | 0,5 | 0,5 | | | Практическая работа, сообщения |
11 | Малобыстринское месторождение лазурита | 1 | 0,5 | 0,5 | | | Практическая работа, сообщения |
12 | Нефрит | 1 | 0,5 | 0,5 | | | Практическая работа, сообщения |
13 | Гагат | 1 | 0,5 | 0,5 | | | Практическая работа, сообщния |
Раздел 3. Литотерапия (3ч) | |||||||
14 | Литотерапия её направления. | 1 | 0,5 | 0,5 | | | Практическая работа, сообщения |
15 | Волшебная шкатулка здоровья | 1 | | | | 1 | Участие в семинаре, доклады, сообщения |
16 | Магическое свойство камней. Камни - талисманы | 1 | | | | 1 | Сообщения, презентации |
17 | Итоговое занятие | 1 | | | | 1 | Защита презентаций |
| Итого | 17 | 7 | 5 | 1 | 4 | |
Содержание программы
Введение (1 час).
Лекция по содержанию курса
Раздел 1. Геологическое строение и полезные ископаемые Иркутской области (6ч) Геологическое строение области. Полезные ископаемые области. Топливные полезные ископаемые. Рудные полезные ископаемые. Нерудные полезные ископаемые. Экологические проблемы, возникающие при добыче полезных ископаемых и их переработке.
Раздел 2. Чудо камни Сибири (6ч)
Тема 1. «Чудо камни Сибири» (2 часа)
Лекция и учебная экскурсия в музей минералов тема (по выбору учителя) «Горные породы и минералы своего края», «Поделочные камни своего края», «Минералы в мифах и легендах».
Тема 2. Лекция «Сиреневое чудо Сибири – чароит» (0,5 часа). Практическое занятие «Определение основных свойств минерала» (0,5).
Тема 3.Лекция «Малобыстринское месторождение лазурита» (0,5 часа). Практическое занятие «Определение основные свойства «Синезвёздочки»»(0,5).
Тема 4. Лекция «Нефрит» (0,5 часа). Практическое занятие «Определение основные свойства нефрита» (0,5).
Тема 5. Лекция «Гагат» (0,5 часа). Практическое занятие «Определение основные свойства «Черного янтаря»» (0,5).
Раздел 3. Литотерапия (3ч)
Литотерапия её направления (1час). Семинар на тему «Волшебная шкатулка здоровья» (1 час). Магическое свойство камней. Камни - талисманы (1 час).
Итоговое занятие (1час). Защита проектов.
Методические рекомендации
по содержанию и проведению занятий
Принимая во внимание краткосрочность этого элективного курса, представляется целесообразным на первом занятии познакомить учащихся с общей структурой курса, его содержанием, с формами и видами работ, которые предстоит выполнить учащимся. Обсудить темы самостоятельных, групповых и коллективных работ, выступлений на семинарах, кроме этого, форму представления итоговых материалов и критерии их оценки.
Познакомить учащихся с формой проведения практических занятий, работой в контурных картах, на основе анализа карт атласов.
Лекция с элементами беседы с опорой на геохронологическую таблицу, тектоническую и геологическую карту России и области. Учащиеся вспоминают геологические эры, периоды, складчатости, изменения форм рельефа. Влияние экзогенных и эндогенных сил на формирование горных пород и минералов нашей области.
Тема 1. Чудо камни Сибири (2 часа) (раздел 2)
Экскурсия в музей минералов может быть проведена как отдельный вид деятельности, а можно совместить её с объяснениями учителя, актуализировать знания школьников, полученные ими за предыдущие годы изучения соответствующих тем о горных породах и минералах, поделочных камнях, их классификации и на вводной лекции.
По окончании экскурсии учащимся предлагается творческая работа - написать мини-сочинение, обращённое к жителям Земли и призывающее к бережному и рациональному использованию наших недр.
Тема 2, 3, 4,5. (4 часа) (раздел 2)
Лекции по этим темам носят установочный характер. Учащиеся получают основы теоретических знаний и необходимый фактический материал о месторождениях для дальнейшей практической работы. Заслушиваются сообщения, доклады учащихся:
1.Исторические сведения о месторождении. Когда? Кем открыто?
2. География месторождения, объём добычи камня.
3.Общие сведения о камне. Происхождение названия камня.
4.Современное состояние месторождения. Экологические проблемы, связанные с разработкой и добычей.
Практическая работа заключается в определении основных свойств камней (Приложение 1). На занятии учащиеся готовят карту – основу по тектоническому и геологическому строению месторождений изучаемых камней, которая будет оформляться на протяжении нескольких занятий (Приложение 2).
Тема 2. Волшебная шкатулка здоровья (1 час) (раздел 3)
На семинаре школьники выступают с индивидуальными (групповыми) подготовленными сообщениями, докладами. Темы для выступлений (могут варьироваться на усмотрение педагога):
Лечебные свойства поделочных камней и минералов.
Способы применения лечебных камней.
Группа крови и соответствующий ей минерал.
Камни по знакам зодиака.
Камни свадебных годовщин.
Камни в сновидениях.
По итогам выступлений заполняется таблица.
Итоговое занятие (1час).
На заключительном занятии учащиеся представляют к защите свои проекты, заслушиваются презентации. Здесь же даются рекомендации к предоставлению индивидуальных работ на ШНПК. Учащиеся получают итоговые результаты по своей работе, которые могут быть включены в портфолио школьника.
На итоговом занятии проводится обсуждение содержания данного элективного курса, выслушиваются предложения и пожелания учащихся.
Литература для учителя:
1. Бранд Л. Чары камней. - СПб.: Наука и Техника, 2007.
2. Геология и полезные ископаемые Восточной Сибири. - Новосибирск: Наука, 1985.
3. Григорьев В.М., Немков Г.И. Учителю географии о геологии и минеральных ресурсах СССР. - М.: Просвещение,1984.
4. Интернет ресурсы.
5. Шуман В. Мир камня. Драгоценные и поделочные камни. – М.: Мир, 1986.
Литература для учащихся:
1.Бояркин В. М. География Иркутской области.- Иркутск: Восточно-Сибирская компания, 2013.
2. Географические атласы для средней школы.
3. Геологические словари.
3. Интернет ресурсы.
4.Попов В.Н., Тюкавкин В.Г. Очерки по истории Иркутской области.- Иркутск: Восточно-Сибирское издательство, 1970.
5. Энциклопедия Я познаю мир, том География.- М.: ООО Издательство АСТ, 2002.
6.Энциклопедия Я познаю мир, том Драгоценные камни и минералы. – М.: Издательство АСТ, 2000.
Приложение 1
Шкала Мооса
(Определяет твердость минералов, составлена из 10 минералов – эталонов)
Минерал | Твердость |
Тальк | 1 |
Гипс | 2 |
Кальцит | 3 |
Флюорит | 4 |
Апатит | 5 |
Ортоклаз | 6 |
Кварц | 7 |
Топаз | 8 |
Корунд | 9 |
Алмаз | 10 |
Твердость наиболее распространенных предметов:
Предмет | Твердость |
Графит | 1 |
Ноготь | 2-2,5 |
Железный гвоздь | 4 |
Стекло | 5 |
Стальной нож, игла | 5,5-6 |
Примечание: более твердые предметы встречаются редко
Простой способ определения твердости минералов:
Если на породе остаётся след от ногтя или стекла, то она мягкая и нетвердая;
Если порода чертится стальным ножом, то она твердая;
Если чертится кварцем или вообще не чертится – очень твердая порода.
Приложение 2
«Чудо камни Сибири»
Задание на карте:
1.Подпишите на контурной карте изучаемые месторождения поделочных камней.
2.Проанализируйте геологическую и тектоническую карту Иркутской области и установите, каким тектоническим структурам соответствуют эти месторождения, определите их возраст.
3. Нанесите выявленные тектонические структуры на контурную карту, укажите их возраст.