12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Дронин Григорий Валерьевич1420
Кандидат биологических наук. Председатель молодёжного совета по вопросам образования при Министерстве образования и науки Ульяновской области. Член Ульяновского регионального отделения Всероссийского педагогического собрания.
Россия, Ульяновская обл., Ульяновск
Материал размещён в группе «Уроки географии»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Ульяновска

«Средняя школа № 66»

УТВЕРЖДАЮ

Директор Средней школы № 66

__________ Н.А. Софронова

«___» _____________ 2015 г.

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по географии

«Топонимика»

для 7 класса

на 2015 – 2016 учебный год

Автор: Дронин Г.В., учитель географии первой квалификационной категории

Рецензент: Фёдоров В.Н., доцент, кандидат географических наук, декан естественно-географического факультета ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова»

РАССМОТРЕНО и СОГЛАСОВАНО

ОДОБРЕНО на заседании заместитель директора по УВР

ШМО учителей __________ Г.Г. Егорова

естественнонаучного цикла «___» _____________ 2015 г.

Протокол №___ от

«___» _____________ 2015 г.

Руководитель ШМО

__________ С.З. Шарафутдинова

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа внеурочной деятельности по географии «Топонимика» составлена с учётом Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО). Программа опирается на программу развития универсальных учебных действий (УУД), примерные общеобразовательные программы по географии, программу воспитания и социализации обучающихся.

Цель внеурочной деятельности по географии «Топонимика» – вовлечь обучающихся в активную практическую и исследовательскую деятельность по изучению происхождения названий географических объектов, способствовать формированию системы географических знаний и умений как компонента научной картины мира, умений и навыков использования географических знаний в практической деятельности и повседневной жизни.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие учебно-методические задачи:

активизировать познавательную деятельность обучающихся;

повысить информационную и коммуникативную компетентность обучающихся в области изучения географических объектов;

формировать у обучающихся умения самостоятельно приобретать и применять знания по истории формирования названий физической карты мира, политической карты мира и карты России, географических названий Ульяновской области, названий улиц города Ульяновска, представление о собственных именах и фамилиях;

развивать у обучающихся творческие способности, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;

побудить обучающихся к исследовательской работе;

развивать практические географические умения извлекать информацию из различных источников знаний;

совершенствовать навыки работы с географическими картами;

на основе историко-географического подхода формировать у обучающихся эмоционально-ценностное отношение к географической среде.

Задачи, решаемые внеурочной деятельностью по географии «Топонимика», последовательно формируют у обучающихся основы географического мышления, умения рефлексивно-оценочной и практической деятельности.

Содержание внеурочной деятельности по географии «Топонимика» предполагает разнообразные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся: проектная; ролевая игра; проблемно-ценностное и досуговое общение; творческая и общественно полезная практика; чтение и анализ исторических, географических и политических карт; анализ и синтез статистических материалов; составление карт и комментариев к ним; составление таблиц; выдвижение гипотез; участие в обсуждениях результатов исследований, участие в дискуссиях; интерпретация результатов исследований, подготовка устных сообщений и эссе с использованием различных источников информации, в том числе исторических и географических карт, литературных источников, материалов периодической печати, информационных ресурсов, сети Интернет.

Формы деятельности: исследовательская работа, проекты-исследования, ролевые ситуационные игры, просветительские проекты.

Формы подведения итогов: тестирование обучающихся по материалам программы; занимательные упражнения (викторины, загадки, кроссворды, графические упражнения, составление карт, эссе); индивидуальное моделирование и конструирование; анализ источников информации; подготовка и защита учащимися проектов, рефератов, стенгазет, презентаций и других творческих работ.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Внеурочная деятельность по географии «Топонимика» рассматривается как универсальный, где кроме географических знаний представлены знания по истории, этнографии, русскому языку и литературе, краеведению.

Данная внеурочная деятельность представляется актуальной, т.к. использование топонимики, как абстрактного адресного языка с его информационным содержанием и практическими аспектами в процессе обучения в школе, заметно способствует успешному освоению и закреплению в памяти учебного материала и практических занятий.

Внеурочная деятельность по географии «Топонимика» имеет существенное образовательное значение для дальнейшего изучения географии. Содержание курса способствует формированию всесторонне образованной личности, помогает овладеть основами географической культуры.

В ходе реализации внеурочной деятельности по географии «Топонимика» качественно изменится работа с различными источниками информации, произойдёт усиление практической направленности материала, нацеленность обучающихся на овладение знаниями, навыками, опытом деятельности и эмоционально-ценностных отношений, необходимых в повседневной жизни человека.

Содержание внеурочной деятельности по географии «Топонимика» строится на основе деятельностного подхода и предполагает вовлечение обучающихся в разнообразную исследовательскую и практическую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения, навыки и умения. Внеурочная деятельность «Топонимика» дополняет географическое образование обучающихся в основной школе.

Основное содержание программы внеурочной деятельности по географии «Топонимика» направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала обучающихся, развитию их географической культуры.

Учитель вправе вносить коррективы в программу внеурочной деятельности «Топонимика» в соответствии с учебно-методическими и материально-техническими возможностями образовательной организации, изменять количество часов на изучение отдельных тем, число практических работ.

Программа внеурочной деятельности по географии «Топонимика» реализуется на основе начального курса географии и курса географии материков и океанов.

МЕСТО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Для реализации внеурочной деятельности по географии «Топонимика» согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных организаций Российской Федерации отводится 35 часов, из расчёта 1 час в неделю.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Внеурочная деятельность по географии «Топонимика» играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования – формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

В ходе реализации внеурочной деятельности по географии «Топонимика» должны быть сформированы:

ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции обучающихся:

осознание себя как члена общества;

осознание ценности географической среды.

гармонично развитые социальные чувства и качества:

патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;

любовь к своему Отечеству, региону, местности;

гражданственность;

уважение к истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Личностные результаты

Личностными результатами реализации внеурочной деятельности по географии «Топонимика» является формирование всестороннее образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических, этических принципов и норм.

Реализация внеурочной деятельности по географии «Топонимика» способствует достижению следующих результатов личностного развития:

воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, знание культуры своего народа, своей местности, культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному и духовному многообразию;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профессионального образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к истории, культуре, традициям, ценностям России;

освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления;

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской творческой и других видах деятельности.

Формируемые УУД:

овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира;

сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде;

воспитание уважения к Отечеству, к своей местности;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению;

формирование целостного мировоззрения;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

2. Метапредметные результаты

Метапредметными результатами реализации внеурочной деятельности по географии «Топонимика» являются:

овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности и поиска средств её осуществления;

умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать её, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе и проектные;

формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументировано обосновывать правильность и ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности;

умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;

формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных УУД; формирование умений рационально использовать широко распространённые инструменты и технические средства информационных технологий;

умение извлекать информацию из различных источников; умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной изобретательности, этики;

умение на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами моделирования, объяснения, решения проблем;

умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработки общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать своё мнение и координировать его с позиции партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.

Формируемые УУД:

2.1. Личностные:

осознание себя как члена общества;

эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде;

патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

умение ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности под руководством учителя; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение определять понятия, классифицировать выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать выводы;

владение устной и письменной речью;

уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

2.2. Регулятивные:

способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

умение управлять своей познавательной деятельностью;

умение организовывать свою деятельность;

определять её цели и задачи;

умение планировать пути достижения целей под руководством учителя;

умение создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

смысловое чтение;

выбирать средства и применять их на практике;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

владение основами самоконтроля, самооценки;

оценивать достигнутые результаты.

2.3. Познавательные:

формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;

формирование и развитие географического мышления;

умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

2.4. Коммуникативные:

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом);

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.

3. Предметные результаты

Предметными результатами реализации внеурочной деятельности по географии «Топонимика» являются:

формирование представлений о географической науке, её роли, о географических знаниях как компоненте научной картинны мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны;

формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;

формирование представлений и основополагающих теоретических знаний об особенностях культуры своей местности;

овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;

овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни;

создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний и выбора географии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.

Формируемые УУД:

формирование представлений о географии, её роли, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны;

формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;

формирование представлений и основополагающих теоретических знаний об особенностях культуры своей местности;

овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;

овладение основными навыками нахождения, использования географической информации;

формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни.

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

Обучающиеся обязаны:

Развивать любознательность и формировать интерес к изучению общественных наук.

Развивать интеллектуальные и творческие способности.

Обучающиеся обязаны:

Овладеть способами самоорганизации учебной деятельности:

Освоить приёмы исследовательской деятельности:

  1. уметь ставить цели и планировать личную учебную деятельность;

    оценивать собственный вклад в деятельность группы;

    проводить самооценку уровня личных учебных достижений.

формулировать цели учебного исследования;

составлять план, фиксировать результаты;

формулировать выводы по результатам исследования.

Обучающиеся обязаны:

В ценностно-ориентационной сфере – формировать представление об одном из важнейших способов познания человеком окружающего мира.

Формировать элементарные исследовательские умения.

Обучающиеся получат возможность:

Воспитать ответственное отношение к истории и культуре.

Развивать мотивацию к изучению различных общественных наук.

Обучающиеся получат возможность:

Формировать приёмы работы с информацией, т.е. уметь:

искать и отбирать источники информации (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, Интернет и т.д.) в соответствии с учебной задачей или реальной жизненной ситуацией;

систематизировать информацию;

понимать информацию в различной знаковой форме – в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.

Овладеть опытом межличностной коммуникации, корректным ведением диалога и участием в дискуссии; участвовать в работе группы в соответствии с обозначенной целью.

Регулятивные:

ставить учебную задачу под руководством учителя;

планировать свою деятельность под руководством учителя;

работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

работать в соответствии с предложенным планом;

участвовать в совместной деятельности;

сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами;

оценивать работу одноклассников.

Познавательные:

выделять главное, существенные признаки понятий;

определять критерии для сравнения фактов, объектов;

сравнивать объекты, факты по заданным критериям;

высказывать суждения, подтверждая их фактами;

классифицировать информацию по заданным признакам;

выявлять причинно-следственные связи;

решать проблемные задачи;

поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях, словарях;

работа с текстом и внетекстовыми компонентами;

качественное и количественное описание объекта;

классификация и организация информации;

создание текстов разных типов (описательные, объяснительные) и т.д.

Коммуникативные:

выступать перед аудиторией, придерживаясь определённого стиля при выступлении;

уметь вести дискуссию, диалог;

находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.

Обучающиеся получат возможность:

Применять полученные знания и умения:

для решения практических задач в повседневной жизни;

для осознанного соблюдения норм и правил в социальной среде.

СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Введение (3 ч)

Лекция с элементами беседы (1 ч). Определение понятий «топоним», «топонимика»; история развития топонимики как науки; значение науки для географии

Практическая работа (2 ч). Выбор тем для творческих проектов. Обсуждение плана работы над проектами.

1. Топонимика и русский язык (2 ч)

Лекция с элементами беседы (1 ч). Значение русского языка в расшифровке географических названий, отражающих формирование русской этнической общности. Названия географических объектов, с которыми связаны определённые события русской истории, жизнь и деятельность известных представителей русской культуры, мест развития промыслов и ремёсел, реалии социально-экономического и духовного развития русского общества.

Практическая работа (1 ч). Составление карты «Зона преобладания суффиксов -ск и -горск на территории России.

2. Топонимика и физико-географическая карта (3 ч)

Лекция с элементами беседы (1 ч). Происхождение названий природных объектов. Изучение гидронимов (водные объекты) и оронимов (формы рельефа).

Практическая работа (2 ч). Работа в группах по изучению происхождения названий объектов природы

Отчёт групп по темам. Составление презентаций.

3.Топонимика и история географических открытий (3 ч)

Лекция с элементами беседы (1 ч). Имена исследователей и путешественников в топонимике; географические открытия и связанные с ними названия объектов; топонимы, появившиеся с приходом путешественников и ставшиеся от коренных жителей.

Практическая работа (2 ч). Составление таблиц «Имена русских первопроходцев на карте мира» и «Имена иностранных путешественников на карте мира».

4. Топонимика на политической карте мира (4 ч)

Лекция с элементами беседы (2 ч). Политическая карта мира. Названия стран мира. Появление, изменение названий на мировой карте под влиянием политических процессов.

Практическая работа (1 ч). Составление карты «Колониальное прошлое стран мира».

Практическая работа (1 ч). Работа в группах «Историческое формирование названий стран мира».

Отчёт групп по темам. Написание эссе по теме.

5. Топонимия России (5 ч)

Лекция с элементами беседы (2 ч). О чём говорят названия на карте России. Географические названия природных объектов; изменение названий во времени; история изучения России в именах первопроходцев на карте.

Практическая работа (1 ч). «Имена землепроходцев на карте России».

Практическая работа (1 ч). «Изменение названий географических объектов на карте России».

Семинар (1 ч). «Изменение названий географических объектов на карте России».

6. Урбанимика (2 ч)

Лекция с элементами беседы (1 ч). Урбанимия – наука, изучающая названия городов. История возникновения названий городов; изменение названий городов во времени, города в советский период, переименование.

Самостоятельная работа (1 ч). Разгадывание кроссвордов и загадок, связанных с названием городов. Работа с литературой.

7. Топонимия Ульяновской области (2 ч)

Лекция с элементами беседы (1 ч). Формирование географических названий на карте Ульяновской области. Факторы, повлиявшие на образование названий на карте Ульяновской области.

Практическая работа (1 ч). Влияние географического положения и колонизации на топонимы Ульяновской области. Составление карты.

8. Ойконимия Ульяновской области (3 ч)

Лекция с элементами беседы (1 ч). Различие понятий «топонимия», «топонимика», «ойконимия»; знакомство с ойконимией Ульяновской области.

Практическая работа (2 ч). Рассмотреть название городов, сёл и посёлков Ульяновской области. Создание карты.

9. Годонимы г. Ульяновска (3 ч)

Лекция с элементами беседы (1 ч). Годонимия – наука, изучающая названия линейных объектов (улиц, проспектов, бульваров и др.). Рассмотреть названия улиц г. Ульяновска, связанные с именами политических деятелей, учёных, деятелей культуры и искусства, с важнейшими историческими событиями, с природными объектами.

Практическая работа (1 ч). «История возникновения названий улиц города Ульяновска».

Семинар (1 ч). Подготовка сообщений обучающихся по теме.

10. Ономастика (2 ч)

Лекция (1 ч). Ономастика – наука о собственных именах. Развитие ономастики; использование имён собственных в географических объектах.

Семинар (1 ч). «Что в имени твоём...».

11. Работа над творческими проектами (2 ч)

Практическая работа (1 ч). Содержание и структура исследовательской работы. Оформление исследовательской работы.

Практическая работа (1 ч). Творческий отчёт обучающихся.

12. Итоговое занятие (1 ч)

Итоговое занятие (1 ч). Представление и защита самостоятельных (индивидуальных и/или коллективных работ) обучающихся. Подведение итогов учебного года.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Содержание

Форма проведения

Результаты работы

Введение (3 ч)

Лекция с элементами беседы (1 ч).

Практическая работа (2 ч)

Распределение индивидуальных заданий

1. Топонимика и русский язык (2 ч)

Лекция с элементами беседы (1 ч).

Практическая работа (1 ч)

Составление карты (по заданию с использованием справочника и атласа)

2. Топонимика на физико-географической карте (3 ч)

Лекция с элементами беседы (1 ч).

Практическое занятие (2 час)

Работа с физической картой мира. Составление презентаций

3. Топонимика и история географических открытий (3 ч)

Лекция с элементами беседы (1 ч).

Практическая работа (2 ч)

Создание карты. Проверка знаний по заданной теме

4.Топонимика на политической карте мира (4 ч)

Лекция с элементами беседы (1 ч).

Практическая работа (3 ч)

Работа с политической картой мира. Эссе по теме

5. Топонимия России (5 ч)

Лекция с элементами беседы (2 ч).

Практическая работа (2 ч).

Семинар (1 ч)

Работа с физической и экономической картой России. Доклады учащихся. Проверка знаний по заданной теме

6. Урбанимика (2 ч)

Лекция с элементами беседы (1 ч).

Самостоятельная работа (1 ч)

Совершенствование умений работы со специальной литературой

7. Топонимия Ульяновской области (2 ч)

Лекция с элементами беседы (1 ч).

Практическая работа (1 ч)

Создание карты

8. Ойконимия Ульяновской области (3 ч)

Лекция с элементами беседы (1 ч).

Практическая работа (1 ч).

Тестирование (2 ч)

Создание карты

9. Годонимия г. Ульяновска (3 ч)

Лекция с элементами беседы (1 ч).

Практическая работа (1 ч).

Семинар (1 ч)

Доклады учащихся

10. Ономастика (2 ч)

Лекция с элементами беседы (1 ч)

Семинар (1 ч)

Совершенствование умений анализировать литературу, подготовка реферата, развитие умений защищать свою позицию

11. Работа над творческими проектами (2 ч)

Практическое занятие (2 ч)

Просмотр и обсуждение творческих проектов

12. Итоговое занятие (1 ч)

Практическая работа (1 ч)

Подведение итогов работы за год

Итого – 34 часа

Лекции – 12 часов

Практические занятия – 18 часов

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Средства обучения

Портреты выдающихся географов

Глобус физический

Карты

Административная карта мира

Административная карта России

Административная карта Ульяновской области

Таблицы демонстрационные

Комплект таблиц

Набор картин

Информационно-коммуникативные средства

Уроки географии Кирилла и Мефодия. 7 класс: мультимедийное учебное пособие для школьников. М.: NMG, 2009. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

География. 6-10 классы. Библиотека наглядных пособий. М.: 1C Мультимедиа, 2005. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

География. 6-11 классы / А.Г. Стадник [и др.]. Волгоград: Учитель, 2011. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

Интерактивные карты по географии + 1С: Конструктор интерактивных карт. Россия. Зарубежная Европа. Физическая и экономическая география. 6-10 классы. М.: 1C Мультимедиа, 2010. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

Учебно-методический комплект

Словарь географических названий Ульяновской области. Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2014. 208 с.

Барашков В.Ф. История в названии рек. Куйбышев: Куйбыш. кн. изд-во, 1990. 80 с.

Барашков В.Ф. По следам географических названий Ульяновской области. Ульяновск: Симбирская книга, 1994. 107 с.

Барашков В.Ф. Топонимия Ульяновской области. Ульяновск, 1984. 80 с.

Дополнительная литература

Блаженов В.А. Географические детективы как средство развития мышления учащихся М.: Дрофа, 2007.

Блаженов В.А. Приемы развивающего обучения географии. М.: Дрофа, 2006.

Галеева Н.Л. Сто приемов для успеха ученика на уроках географии. М.: «5 за знания», 2006.

Географическое краеведение: уч. пособие для 6 – 9 классов общеобразоват. учреждений / Под ред. А.А. Баранова и Н.В. Лобиной. Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2002. 235 с.

Горбачёв С.К. Русские географические названия. Л.: Наука, 1965.

Данилова Е.А. География в схемах и таблицах. СПб.: Тригон, 2006.

Зинченко Н.Н., Звонцова Л.А. География. 6-10 классы. Активные формы обучения: нескучные уроки, интернет-викторины. Волгоград: Учитель, 2011.

Климанов В.В., Климанова О.А. География в таблицах. 6-10 классы: справочное пособие. М.: Дрофа, 2005.

Кульневич С.В. Не совсем обычный урок. Ростов/Д.: Учитель, 2001.

Майоров Т.С. География. Справочник школьника. М.: Ключ-С, 1996.

Максаковский В.П. География. Справочные материалы. М.: Просвещение, 1995.

Мезенцев В.А. Энциклопедия чудес. М.: Знание, 1969.

Мурзаев Э.М. Слово на карте. М.: Армада-пресс, 2001.

Наумов А. Задачи по географии. М.: Мирос, 1993.

Низовцев В.А. Школьные олимпиады 6-10 классы. География. М.: Айрис-пресс, 2006.

Никонов В.А. Краткий топонимический словарь. М., 1966.

Пармузин Ю.П. Словарь по физической географии. М.: Просвещение, 1994.

Прохоров В.А. Надпись на карте. Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 1977.

Русская ономастика и ономастика России. Словарь. М.: Школа-пресс,1994.

Сиротин В.И. Практические работы по географии и методика их выполнения. М.: АРКТИ, 1997.

Смолицкая Г.П. Занимательная топонимика. Рассказы о географических названиях. М.: Армада-пресс, 2001.

Труднева С.Н. География в кроссвордах. М.: Дрофа, 2006.

Успенский Л.В. Имя дома твоего. Л.,1967.

Цымбалова Л.Н. 100 имён – 100 судеб. Как назвать вашего ребёнка. Ростов н/Д: Феникс, 2005.

Юрков П.М. Географические диктанты. М.: Просвещение, 1984.

Яворовская И. Занимательная география. Стихи, загадки, кроссворды, легенды. Ростов н/Д.: Феникс, 2007.

Цифровые и электронные образовательные ресурсы (ЦЭОР)

www.pogoda.ru

www.nationalgeographic.ru

www.geography.about.com

www.nature.com

www.krugosvet.ru

www.ocean.ru

www.google.com

www.geo.ru

www.ndce.ru

www.ufomistery.com

www.astromet.narod.ru/clouds/atlas.htm

www.students.russianplanet.ru/geography/atmosphere/06.htm

www.nauka.relis.ru/04/0105/04105000.htm

www.egornature.by.ru

www.abratsev.narod.ru/hydrosphere/hydrosphere.html

www.vitiaz.ru

www.videodive.ru/scl/ocean.shtml

www.rgo.ru/geo.php?k

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ (ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ)

Основными результатами реализации внеурочной деятельности по географии «Топонимика» являются:

развитие коммуникационных способностей обучающихся;

рост самостоятельности обучающихся во время работы на занятиях;

повышение осведомлённости по истории, русскому языку и литературе, этнографии, краеведению, географии;

создание научно-исследовательских работ по темам занятий внеурочной деятельности;

повышение уровня качества географических знаний и умений обучающихся.

В процессе обучения учащиеся научатся:

понимать и объяснять:

основные географические понятия: «топонимика», «топоним», «ороним», «гидроним», «урбанимия», «ойконимия», «годонимия», «ономастика»;

различия карт по содержанию, масштабу, способам картографического отображения.

описывать:

основные источники географической информации;

географическое положение объектов (по карте);

объекты и территории по картам, картинам и другим источникам информации, создавая их географический образ;

особенности материальной и духовной культуры.

определять (измерять):

географическую информацию по картам различного содержания;

вид и тип карт и других источников знаний для получения необходимой информации.

называть и показывать:

крупнейшие населённые пункты России и Ульяновской области;

главные улицы г. Ульяновска.

Обучающиеся будут иметь представление:

о происхождении названий объектов;

об изменении названий во времени;

о факторах влияющих на образование названий.

Обучающиеся должны знать:

имена путешественников в топонимике;

названия стран мира;

историю возникновения названий городов.

Обучающиеся должны уметь:

работать с различными источниками информации;

разбираться в вопросах определения названий географических объектов;

работать на компьютере;

ориентироваться по карте.

Обучающиеся будут иметь опыт:

сотрудничества, взаимопомощи;

самостоятельного выбора будущей профессии;

общения в процессе учебной деятельности.

Обучающиеся получат возможность научиться:

выделять, описывать и объяснять по картам и другим источникам географической информации существенные признаки географических объектов;

находить в разных источниках и анализировать информацию;

составлять краткие географические описания и характеристики на основе разнообразных источников географической информации.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

свободного чтения карт различного содержания;

проведения поиска географической информации из различных источников.

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Оцениваются результаты предметные, метапредметные и личностные. Результаты обучающегося – это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака фиксации в определённой системе). Результаты учителя (образовательной организации) – это разница между результатами обучающихся (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (выходная диагностика). Прирост результатов означает, что учителю и школе в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников. Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать условия (образовательную среду) для успешного развития возможностей обучающихся.

Учитель и обучающийся вместе определяют оценку. На внеурочном занятии обучающийся сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки». Учитель имеет право скорректировать оценку, если докажет, что обучающийся завысил или занизил её.

Алгоритм самооценки

(основные вопросы после выполнения задания)

1. Какова была цель задания (задачи)?

2. Удалось получить результат (решение, ответ)?

3. Правильно или с ошибкой?

4. Самостоятельно или с чьей-то помощью?

Оценивание производится по признакам трёх уровней успешности.

Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия. Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем. Качественные оценки: «хорошо, но не отлично» или «нормально» (решение задачи с недочётами).

Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось либо действие в новой, непривычной ситуации, либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний. Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня. Качественные оценки: «отлично» или «почти отлично» (решение задачи с недочётами).

Максимальный уровень (необязательный) – решение не изучавшейся на занятии «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных школьников по отдельным темам сверх школьных требований. Качественная оценка: «отлично».

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ГЕОГРАФИИ

«ТОПОНИМИКА». 7 КЛАСС

Дата

п/п

Название раздела, темы

Форма проведения

Виды деятельности обучающихся

Планируемые результаты

 

1,

2,

3

Введение

Лекция с элементами беседы (1 ч).

Практическая работа (2 ч)

Распределение индивидуальных заданий

Личностные:

-патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

-умение ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности под руководством учителя; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

-умение определять понятия, классифицировать выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать выводы;

-владение устной и письменной речью;

-уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

Регулятивные:

-способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

-умение управлять своей познавательной деятельностью;

-умение организовывать свою деятельность;

-определять её цели и задачи;

-умение планировать пути достижения целей под руководством учителя;

-умение создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

-смысловое чтение;

-выбирать средства и применять их на практике;

-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

-владение основами самоконтроля, самооценки;

-оценивать достигнутые результаты.

Познавательные:

-формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

-формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;

-формирование и развитие географического мышления;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные:

-самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом);

-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;

-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.

 

4,

5

Топонимика и русский язык

Лекция с элементами беседы (1 ч).

Практическая работа (1 ч)

Составление карты (по заданию с использованием справочника и атласа)

 

6,

7,

8

Топонимика на физико-географической карте

Лекция с элементами беседы (1 ч).

Практическое занятие (2 час)

Работа с физической картой мира. Составление презентаций

 

9,

10,

11

Топонимика и история географических открытий

Лекция с элементами беседы (1 ч).

Практическая работа (2 ч)

Создание карты. Проверка знаний по заданной теме

 

12,

13,

14,

15

Топонимика на политической карте мира

Лекция с элементами беседы (1 ч).

Практическая работа (3 ч)

Работа с политической картой мира. Эссе по теме

 

16,

17,

18,

19,

20

Топонимия России

Лекция с элементами беседы (2 ч).

Практическая работа (2 ч).

Семинар (1 ч)

Работа с физической и экономической картой России. Доклады учащихся. Проверка знаний по заданной теме

 

21,

22

Урбанимика

Лекция с элементами беседы (1 ч).

Самостоятельная работа (1 ч)

Совершенствование умений работы со специальной литературой

 

23,

24

Топонимия Ульяновской области

Лекция с элементами беседы (1 ч).

Практическая работа (1 ч)

Создание карты

 

25,

26,

27

Ойконимия Ульяновской области

Лекция с элементами беседы (1 ч).

Практическая работа (1 ч).

Тестирование (2 ч)

Создание карты

 

28,

29,

30

Годонимия г. Ульяновска

Лекция с элементами беседы (1 ч).

Практическая работа (1 ч).

Семинар (1 ч)

Доклады учащихся

 

31,

32

Ономастика

Лекция с элементами беседы (1 ч)

Семинар (1 ч)

Совершенствование умений анализировать литературу, подготовка реферата, развитие умений защищать свою позицию

 

33,

34

Работа над творческими проектами

Практическое занятие (2 ч)

Просмотр и обсуждение творческих проектов

 

35

Итоговое занятие

Практическая работа (1 ч)

Подведение итогов работы за год

Итого – 35 часов, из них лекций – 12 часов, практических занятий – 18 часов

Опубликовано в группе «Уроки географии»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.