Логопедическое занятие «Cоставление рассказа по сюжетной картинке с опрой на схему по образцу учителя» (3 класс)
Логопедическое занятие с использованием
мультимедийного оборудования
Раздел: «Развитие связной речи»
3 класс
Тема: «Составление рассказа по сюжетной картинке
с опорой на схему по образцу учителя»
Разработала и провела занятие учитель-логопед
Вронченко Елена Анатольевна
Пояснительная записка
Логопедическая работа в коррекционной школе VIII вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью.
Расстройства речи у детей данной категории проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом. У детей наблюдается слабость мотивации к обучению, снижение потребности в речевом общении. Они часто отказываются от общения со взрослыми, сверстниками, проявляя речевой негативизм (бурные эмоциональные проявления, неадекватное поведение).
По результатам логопедической диагностики проводимой мною в начале и конце учебного года можно сделать вывод, что у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью страдают все компоненты речи (просодика, звукопроизношение, фонематический слух, навыки словообразования и словоизменения и т.д.), но на самом низком уровне остается состояние связной речи.
Становление связной речи у умственно отсталых детей осуществляется замедленными темпами и характеризуется определенными качественными особенностями и обусловлены многими факторами:
недостаточным анализом ситуации;
трудностью выделения из образа ситуации существенных и второстепенных компонентов;
нарушением смыслового программирования содержания связного текста;
недоразвитием способности удерживать программу;
неумением развертывать смысловую программу в виде серии предложений, связанных между собой.
Младшие школьники довольно длительное время задерживаются на этапе вопросно-ответной формы речи. Переход же к самостоятельному высказыванию очень труден для этих детей и во многих случаях затягивается вплоть до старших классов. В процессе актуализации связной речи умственно отсталые школьники нуждаются в постоянной стимуляции со стороны взрослого, в систематической помощи, которая оказывается либо в форме вопросов, либо в подсказке. Более легкой для усвоения является ситуативная речь, т.е. речь с опорой на наглядность, на конкретную ситуацию. Развитие связной речи - одна из главных задач, решаемых на всех уроках в школе VIII вида, т.к. для социальной адаптации учащихся с интеллектуальной недостаточностью очень важно компенсировать этот дефект.
Система логопедической работы по формированию связной речи должна предусматривать постепенное увеличение сложности и самостоятельности. Структура ее выглядит следующим образом: слово-предложение-текст.
Работая над развитием связной речи у младших школьников коррекционной школы упор делаю на текст-повествование и текст –описание. Работа с текстом строится с учетом увеличения сложности и соблюдения принципа последовательности:
Пересказ с опорой на серию сюжетных картинок;
Пересказ по сюжетной картинке;
Пересказ без опоры на картинки;
Рассказ по серии сюжетных картинок;
Самостоятельный рассказ.
Данная последовательность позволяет повысить уровень владения учащимися языком, научить пользоваться речью как средством общения и обобщения.
В работах многих авторов (В.К. Воробьевой, Л.И. Ефименковой, Н.А. Чевелевой, Т.А. Ткаченко, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой) предлагаются методики и технологии формирования связной речи, основанные на выстраивании связного высказывания с помощью зрительных образов (предметные картинки), стимульных символов, из которых составляются схема предложения и план рассказа.
В своей работе использую картинно - графические схемы каждого предложения рассказа, которые играют роль мнемотаблиц.
В картинно-графических схемах использую следующие обозначения:
Слова, обозначающие живые предметы и отвечающие на вопрос «кто?» |
|
Слова, обозначающие неживые предметы и отвечающие на вопрос «что?» |
|
Слова-признаки |
|
Слова-действия |
|
Предлоги на под в за к от из со/с из-под из-за |
Данные обозначения используются детьми для составления схем предложения (индивидуальные наборы «Схема предложения», магнитные карточки для доски). Для облегчения работы в картинно-графических схемах, которые использую как опору для составления рассказа, слова, обозначающие предметы заменяю предметными картинками.
Кроме того, организация логопедической коррекции с умственно отсталыми детьми требует особого подхода, который предусматривает постоянную эмоциональную поддержку школьников на занятиях.
Особенностью детей с интеллектуальной недостаточностью является недоразвитие познавательной деятельности и очень слабая мотивация. С целью оптимизации процесса развития познавательной деятельности и развития речи обучающихся в своей работе использую ИКТ.
Использование ИКТ в логопедической работе способствует активизации непроизвольного внимания, повышению интереса к обучению, расширению возможностей работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей.
В представленном ниже занятии на развитие связной речи использовалась презентация, которая востребована в начале и в конце урока.
Надеюсь, что мой опыт работы в данном направлении будет полезен как логопедам коррекционных школ, так и учителям начальных классов, работающих с данной категорией детей.
Тема: Составление рассказа по сюжетной картинке с опорой на схему по образцу учителя.
При планировании занятия были учтены следующие особенности обучающихся 3а класса:
Логопедическое заключение;
Классификация по М.С. Певзнер;
Разделение на группы по обучаемости (письмо и развитие речи).
Фамлия, имя |
Логопедическое заключение |
Классификация по М.С. Певзнер |
Разделение на группы по обучаемости |
И.А. |
СНР тяжелой степени, осложненное дизартрией и сл. формой дисграфии |
I группа (неосл.ф) |
3 группа (индив. программа по письму) |
П.В. |
СНР легкой степени, осложненное акустической дисграфией |
IIа группа (расторм.) |
2 группа |
С.Н. |
СНР средней степени, осложненное акустической дисграфией |
I группа (неосл.ф) |
2 группа |
Г.К. |
СНР средней степени, осложненное дизартрией и сл. формой дисграфии |
II б группа (торпидные) |
3 группа (индив. программа по письму) |
В.В. |
СНР средней степени, осложненное сл. формой дисграфии |
IIб группа (торпидные) |
3 группа (индив. программа по письму) |
Форма занятия: групповое
Время проведения: 40мин.
Данное занятие относится к разряду комбинированных, т.к. на занятии одновременно решались несколько дидактических и коррекционных задач. Дидактическая цель была посвящена совершенствованию (закреплению) умений составлять схему предложения, а также составлять предложения по схеме и формированию умения составлять рассказ по сюжетной картинке с опорой на схему по образцу учителя.
На данном занятии были поставлены следующие задачи:
Образовательные:
Закрепить умение составлять схему предложения;
Закрепить умение составлять предложение по схеме;
Формировать умение составлять рассказ по картине с опорой на схему по образцу учителя.
Коррекционно-развивающие: развитие мышления, связной речи, внимания, памяти.
Учитывая структуру дефекта (ядерное нарушение - мышление), развитие мышления проходило через развитие деятельности: сравнение, классификация, обобщение, аналитико-ситнетическая деятельность.
Коррекция речевых высших психических функций проходила через:
Формирование языкового анализа и синтеза (составь слово -построй слова по росту, работа с деформированным предложением, составление предложения по схеме);
Обогащение словаря (многозначность слова «лук»);
Развитие грамматического строя речи (добиваться полных, правильных ответов);
Развитие навыков словообразования (игра «Назови ласково»);
Развитие связной речи (составление рассказа про овощи с опорой на схему; построение предложений по схеме).
Учитывая системное недоразвитие психических процессов ставились задачи: развитие внимания, памяти (воспроизведение ранее изученного материала), развитие пространственных (местоположение овощей) и временных представлений (когда собирают урожай); максимальное включение в работу анализаторов разной модальности (слуховой, зрительный, кинестетический, тактильный)
Воспитательные: воспитывать положительную мотивацию к учению (использование ИКТ, смена видов деятельности, занимательные упражнения, учет индивидуальных особенностей); воспитывать уважительное отношение к труду, прививать чувство ответственности, долга перед своими близкими.
В соответствии с дидактическими задачами структура занятия имела следующий вид:
Орг. момент- был тесно связан с темой занятия (условные обозначения) и нацелен на быстрое включение класса в учебный процесс.
Подведение к теме занятия- Ребята озвучили для чего используются условные обозначения.
Озвучивание темы занятия, постановка целей и задач.
Перед обучающимися были четко поставлены цели и задачи занятия.
Основная часть была разбита на несколько этапов:
Физ. минутка была связана с лексической темой занятия «Уборка урожая», а также была направлена на развитие навыков словообразования (назови ласково).
Итоги занятия подведены.
Оценивание проводилось по 2 параметрам:
-
На первом этапе была проведена работа со словарными словами (проверка правописания словарных слов (слова подобраны к лексической теме урока)- в соответствии с программой по письму и развитию речи).
Данный этап был посвящен составлению схемы предложения, где одновременно шла работа над деформированным предложением и составлением предложения по схеме.
На третьем этапе обучающиеся закрепляли умение составлять рассказ по картинному плану об овощах. Здесь же проводилась работа по разъяснению многозначности слова «лук».
Четвертый этап был посвящен непосредственно составлению рассказа по сюжетной картинке с опорой на схему по образцу учителя.
Правописание словарных слов;
Устная работа на занятии (составление рассказа по картинному плану и по сюжетной картинке)
Домашнее задание задано и связано с разъяснением многозначности слова «лук».
Для реализации задач были использованы следующие методы:
Рассказ
Беседа
Наглядность
ИКТ
Практический метод (упражнения)
Считаю, что отбор учебного содержания проведен рационально в соответствии с реальными возможностями учащихся. Подобранный к занятию речевой материал соответствовал программе, в достаточной мере использовались наглядные средства. После каждого этапа занятия делались выводы и обобщения.
На занятии старалась поддерживать доброжелательный психологический климат. Положительная учебная мотивация на занятии формировалась за счет применения интересных заданий, одобрения деятельности обучающихся. Так же положительной мотивации способствовал стиль общения на уроке – сотрудничество при ведущей деятельности учителя. Способствовала стимулированию самостоятельной деятельности. Самостоятельная работа (написание словарных слов, составление схемы предложения, составление предложения по схеме, составление рассказа по картинке с опорой на схему) была средством включения каждого ученика в деятельность для достижения дидактической цели занятия.
Занятие было организовано с учетом здоровьесберегающего компонента: проведена гимнастика для глаз (игра «День-ночь»), активная физкультурная пауза, пальчиковая гимнастика; использование презентации не превышало 15 минут по нормам САН ПИН.
Считаю, что поставленные задачи: образовательные, воспитательные и коррекционно-развивающие были решены полностью.
Ссылки на источники информации и интернет-ресурсы, использованные в презентации указаны на последнем слайде.
Демонстрация презентации начинается со второго слайда, т.к. первый слайд-титульный.
Используемая литература указана в конце конспекта занятия.
К работе прилагаются фотографии занятия (с.23-24).
Тема: Составление рассказа по сюжетной картинке с опорой на схему.
Цель: Формировать умение составлять рассказ по сюжетной картинке с опорой на схему по образцу учителя.
Задачи:
Образовательные: Закрепить умение составлять схемы предложений, составлять предложение по схеме и формировать умение составлять рассказ по сюжетной картинке с опорой на схему.
Корекционно-развивающие: развитие мышления, связной речи, внимания, памяти.
Воспитательные: воспитывать положительную мотивацию к учению, воспитывать уважительное отношение к труду, воспитывать чувство ответственности, долга перед своими близкими.
Оборудование:
Магнитные карточки для доски «Схема предложения»:
Индивидуальные наборы «Схема предложения»;
Картинки и изображения на формате А-3:
дргяка
Картинный план:
Игрушечный лук для стрельбы;
Натуральные предметы: огурец, помидор, свекла, картофель, морковь, лимон;
Мультимедийное оборудование, презентация.
Ход урока |
примечание |
||||||
Орг. момент -Сядет тот, кто скажет, что обозначает этот рисунок. Обучающимся демонстрируются карточки по одной: (Живые предметы, которые отвечают на вопрос кто?) -Приведи пример (Птица, человек) (Неживые предметы, которые отвечают на вопрос что?) -Приведи пример (Стол, машина) (Этой карточкой мы обозначаем слова-действия) -Приведи пример (Смеётся, рисует) (Этой карточкой мы обозначаем слова-признаки) -Приведи пример (Зеленый, большой) (Этой карточкой мы обозначаем маленькие слова-предлоги) -Какое слово обозначает эта карточка? (Предлог в) Подведение к теме занятия -Ребята, зачем нам нужны эти обозначения? (Для составления схемы предложений). -Сегодня на уроке нам понадобятся эти обозначения. Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке? (Составлять предложения). Озвучивание темы и цели занятия: Тема нашего занятия: «Составление рассказа по сюжетной картинке с опорой на схему». Сегодня на занятии мы закрепим умение составлять схемы предложений, составлять предложения по схемам, а также будем составлять рассказ по картинке с опорой на схему. Основная часть
На доске картинка: -Посмотрите на картинку и скажите, какие предметы здесь спрятались. (Помидор, огурец, морковь, капуста, яблоко) -Молодцы, вы справились. А теперь посмотрите на экран. Здесь изображены все предметы, которые вы назвали. Слайд 2 - Подумайте, что здесь лишнее? (Яблоко) -Почему? (Помидор, огурец, морковь, капуста -это овощи, а яблоко-это фрукт). -Хорошо, уберем лишний предмет. Запомните, что изображено на экране.(По щелчку мыши лишний предмет убираем) Игра «День-ночь» -Ночь (закрыли глаза).(Щелчок) -День (открыли глаза). Что изменилось? (Появился картофель) -Ночь. (2 щелчка) -Что изменилось? (Помидор и капуста поменялись местами) -Что находится справа от моркови? (Картофель) -Что находится слева от огурца?(Капуста) -Что находится между морковью и капустой?(Огурец) -Ребята, написание названий овощей, которые изображены у нас на экране вы должны были запомнить -это словарные слова. Сейчас мы проверим, как вы их запомнили. Но прежде разомнем наши пальчики. Пальчиковая гимнастика. -Возьмите в правую руку ручку, а в левую карандаш. Чтоб красиво написать Надо пальчики размять Раз, два, три, четыре, пять- За письмо получим пять! Работа в тетрадях. -Ребята, откройте тетради. Отступите одну строку от последней записи. Запишите число. А теперь запишите названия овощей изображенных на картинке в тетрадь. (Дети 1 и 2 группы по обучаемости записывают все слова, дети 3 группы по обучаемости записывают по 3 слова (в связи с низким темпом работы)) Взаимопроверка -Поменяйтесь тетрадями и проверьте правильность написания словарных слов. Демонстрируется следующий слайд: Слайд 3 - Если слова написаны без ошибок, то на полях ставим+ карандашом, а если есть ошибки ставим-. -Молодцы ребята, многие из вас написали словарные слова без ошибок. 4.2. Составление схемы предложения. - Посмотрите на лист – на нем изображены буквы. Если вы построите все буквы по росту от большой до самой маленькой, то получите слово, которое я зашифровала. (Грядка) На доске: дргяка
-Молодцы! С этим словом я составила предложение. Прочтите его. На доске: Грядке на растут овощи. -Верно ли составлено предложение? Почему? (Слова в предложении дружат между собой и каждое слово имеет свое место) -Составьте предложение правильно и запишите его. (1 ученик работает у доски). - Какое слово будет первым? (На) -Какое правило нужно помнить, когда записываем предложение? (Предложение пишем с большой буквы, в конце предложения ставится точка.) На грядке растут овощи. -Сколько слов в этом предложении? (В этом предложении 4 слова.) -При помощи условных обозначений составьте схему этого предложения. Один ученик работает у доски, остальные выкладывают схему на парте. На грядке растут овощи. Проверка. -Молодцы ребята, вы справились с заданием- умеете составлять схему предложения. Составление предложения по схеме. -Ребята, в самом начале урока мы убрали картинку, которая была лишняя. Что на ней было изображено? (Яблоко) -Посмотрите на картинку и схему. Иногда условные обозначения слов-предметов мы заменяем изображением этих предметов для того чтобы было легче составить предложение. Вы должны составить предложение со словом «яблоко» по схеме. На доске: Дети составляют предложение и записываю его в тетрадь (один ученик работает у доски). Мальчик собирает яблоки в корзину. -Молодцы ребята, справились с заданием. Вы умеете составлять предложение по схеме. 4.3. Составление рассказа по картинному плану. -Ребята, мы сегодня с вами говорим об овощах. Я приготовила вам «Волшебный мешочек», в который сложила овощи. Вы должны опустить руку в мешок, выбрать один овощ, потрогать его и попытаться угадать что это. В мешке натуральные овощи: морковь, огурец, помидор, свекла, картофель. -А теперь при помощи картинного плана каждый из вас быстро расскажет о своем овоще. На доске картинный план: Для более сильных обучающихся можно усложнить работу: попросить составить рассказ-сравнение. Например: «Огурец-это овощ, а лимон - это фрукт. Огурец зеленый, а лимон желтый. И т.д.» Физ. минутка Мы картошку накопали Огурцы с гряды сорвали Выдернули всю морковку Срезали капусту ловко Ив корзине от земли Вам подарок принесли Игра «Назови ласково» -А теперь игра с мячом. Я кидаю вам мяч и называю овощ, вы бросаете мне мяч обратно назвав это слово ласково. Морковь-морковочка Редис-редисочка Капуста-капусточка Огурец-огурчик Помидор-помидорчик Работа с многозначным словом -Ребята, я загадаю вам загадку еще про один овощ, про который мы сегодня не говорили: Золотистый и полезный Витаминный, хотя резкий Горький вкус имеет он Когда чистишь-слезы льешь. -Что это? (лук) -Какие слова помогли вам догадаться что это лук? (Горький вкус, льешь слезы) -А почему его называют витаминным и полезным? (Лук нужно есть, чтобы не заболеть, в нем много витаминов) -Молодцы вы отгадали загадку. Демонстрируется слайд: Слайд4 -Где растет лук? (На огороде). (Щелчок мышью) -Посмотрите на следующую картинку. Кто изображен на картинке? (Мальчик, охотник) -Что он держит в руках? ( В руках он держит лук). (2 щелчка мышью) -Луком называют ручное оружие для метания стрел. Иногда мы разные предметы называем одним словом. Эти слова похожи как две капли воды. Их одинаково пишут, одинаково их слышат. Но обозначают они разные предметы. -Что обозначает слово «лук» на первой картинке? (Овощ) -Что обозначает слово «лук» на второй картинке? (Оружие) -Теперь вы знаете, что луком мы можем назвать 2 предмета. 4.4. Составление рассказа по сюжетной картинке Демонстрируется слайд:
Слайд5 -Рассмотрите картинку. -Кого вы видите на картинке? (Мама, папа, мальчик и девочка.) -Как их можно назвать одним словом? (Семья.) -Чем занята семья? (Семья убирает урожай.) -В какое время года собирают урожай? (Урожай собирают осенью.) -Что делает мама? (Мама собирает помидоры.) -Что делает дочка? (Дочка складывает помидоры в корзину) -Что делает папа? (Папа заносит корзины с урожаем в дом.) -Что делает сын? (Сын помогает собирать огурцы) -А вы помогаете родителям? Как? - Молодцы, вы еще дети, а родителям помогаете как взрослые. -Сейчас ребята мы будем составлять рассказ по картинке, и нам в этом помогут схемы предложений. (Щелчок мышью) Слайд 6 Логопед составляет рассказ по схеме: Пришла осень. Семья собирает урожай. Мама собирает красные помидоры. Дочка складывает помидоры в корзину. Сын складывает огурцы в красное ведро. Папа заносит корзины с урожаем в дом. Мама сварит из овощей вкусный суп. -Какое название можно дать этому рассказу? (Уборка урожая) -Сейчас ребята составим рассказ по цепочке. (Каждый ученик составляет предложение согласно схеме) -Кто сможет рассказать по схеме весь рассказ? (Хорошо, если это сделает каждый ученик) 5. Итог урока -Итак, ребята, что мы сегодня делали на уроке? (Писали слова, составляли предложения и схемы предложений, составляли рассказ) -Как назвали рассказ? -Кто помогал родителям убирать урожай? -Зачем нужно помогать родителям? -Что обозначает слово «лук»? -Что было самым интересным на занятии? -Что было самым трудным? -Теперь вы умеете составлять рассказ при помощи схемы. Это вам пригодится. 6. Оценивание проводится по параметрам: Правописание словарных слов; Устная работа на уроке (составление рассказа по картинному плану и по сюжетной картинке). 7. Домашнее задание -Ребята, дома при помощи мнемотаблицы выучите стихотворение про лук. А про какой лук говориться в стихотворении вы расскажите мне на следующем занятии.
|
Все эти карточки выставляются на доску: Зашумованная картинка-развитие зрительного восприятия Использование ИКТ Классификация и обобщение Развитие внимания Гимнастика для глаз Развитие пространственных представлений Катаем карандаш и ручку пальчиками Соблюдение орфографического режима Проектор выключается (ставится на режим A/VMute для последующего быстрого включения), экран поднимается. Звуко-буквенный синтез Работа с деформированным предложением Повторение правила Использование индивидуальных наборов «Схема предложения» Развитие тактильных анализаторов Каждый ребёнок по очереди опускает руку в мешок и пытается угадать овощ, который он выбрал. Активная физ.минутка. Дети повторяют движения за логопедом. Развитие навыков словообразования Использование ИТК, опускается экран, включается проектор. Можно продемонстрировать игрушку- лук для стрельбы (натуральная наглядность) Задача логопеда на данном этапе: добиваться полных, правильных ответов. Развитие временных представлений Каждый ребенок рассказывает о том, как помогает родителям. Каждому ребенку на дом дается карточка с мнемотаблицей и текстом стихотворения. |
Используемая литература:
Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. «Формирование связной речи у детей – олигофренов» Пособие для логопедов и учителей вспомогательной школы.- М.: «Просвещение», 1970-205с.
Лалаева Р.И. «Логопедическая работа в коррекционных классах: Кн. для логопеда.-М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.-224с.:ил.
Чохонелидзе Т.А. «Учусь составлять рассказы».-М.: ТЦ Сфера, 2011-32с. (Конфетка).
Шумская Алла Владимировна
Родионова Татьяна