Статья «Сверхурбанизированные территории центральной части Канады»
СВЕРХУРБАНИЗИРОВАННЫЕ ТЕРРИТОРИИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЧАСТИ КАНАДЫ
Д.В.Подымова
Современное развитие урбанизационного процесса и формирование городской структуры в Канаде отличается определенным своеобразием, которое получило выражение, в частности, в образовании обширных, охватывающие огромные приграничные, западные и восточные приокеанические территории урбанизированных ареалов, обслуживающихся преимущественно индивидуальным транспортом, в сильно разуплотненной застройки, а так же в изменении системы административно-территориального устройства.
В настоящее время имеются большие различия в уровнях развития данного процесса на территории Канады. Изучение материалов переписи населения за 2011 год показало, что в пяти основных регионах страны уровень урбанизации снижается от центра к окраинам: Атлантические провинции – 52,5%, Центральные – 82,7 %, Степные – 72,9 %, Тихоокеанские – 82 % и Северные территории – 53,8 % [4]. Соответственно, и наибольшее число крупнейших городов расположены в Центральном регионе, что в большей степени способствовало образованию на данной территории зон с большей территориальной интеграцией и укрупнению существующих агломераций. Так, продолжающаяся концентрация населения в районе коридора Квебек – Уинсор деформирует пространственное распределение таких динамичных компонентов, как размещение населения, градообразующие инвестиционные потоки, объекты рыночной инфраструктуры. В результате более статичные компоненты — объекты социально-культурного назначения, сфера жилищно-коммунального хозяйства, транспортная составляющая инфраструктуры городов — оказываются критично перегруженными. Так, на юге провинции Онтарио возникает сеть агломераций, объединенные в общий пространственный коридор – Квебек- Уинсор, включающий наиболее урбанизированные и промышленно развитые районы Канады, а также два крупнейших городах страны, Торонто и Монреаль, и центр национального капитала, Оттава.
Этот район Канады, расположен в центральной части страны также является центром политической власти в стране, а также многих процветающих отраслей и организаций. К важным городским зонам, расположенным вдоль коридора, относятся (с востока на запад): Леви, Труа-Ривьер, Монреаль, Корнуолл, Броквилл, Оттава, Кингстон, Белвилл, Ошава, Торонто, Миссиссога, Гамильтон, Ниагара-Фолс, Китченер-Ватерлоо, Лондон, Чатем-Кент и Уинсор. Кроме того, крупные шоссе и железные дороги связывают с крупными транспортными путями города Шербрук, Лаваль, Гатино, Питерборо, Гуэлф, Брантфорд, Сент-Катаринс, Барри и Сарнию. Собственно само название «пространственный коридор» впервые было употреблено для обозначения в расписании Via Raul. Данный промежуток является самым загруженным в транспортной системе Via, на который приходится большинство междугородних пассажирских перевозок Канады: Монреаль, Оттава, Кингстон, Лондон, Квебек, Сент-Фуа, Торонто, Бранфорд, Уинсор.
Города, расположенные в соседних американских регионах (например, в Западном Нью-Йорке и Юго-Восточном Мичигане) не считаются частью коридора, но имеют крепкие культурные, экономические и политические связи с городскими зонами около границы, в том числе с Голден − Хорсшу и Уинсором — Детройтом.
Предложены многочисленные модели, целью которых является выявление количественных показателей пространственной неравномерности распределения населения. Прежде всего, стоит отметить, что размещение населения в пространстве – это чрезвычайно динамичный процесс, вследствие этого фактора подсчитать количественные показатели расселения возможно только в конкретный период времени.
Одним из значимых количественных показателей расселения населения является демографический потенциал, впервые демографический потенциал был предложен Джоном Стюартом в 1958 г. как относительно новый показатель, характеризующий населенность территории. В советской литературе описание этого показателя дано в работах Ю. В. Медведкова, О.А. Евтеева и С. А. Ковалева. Последние предложили называть его «потенциалом поля расселения», что, но их мнению, более правильно отражает суть показателя [2].
По Ю.В. Медведкову потенциал расселения рассчитывается по следующей формуле:
Vji = Ʃ Pi / Rji , (1.1)
где:
Vji – индуцированный потенциал в точке j;
Pi – людность i населенного пункта;
Rji – расстояние между j и i.
О. А. Евтеев модифицировал данную формулу, предложив учитывать также и людность данного пункта, по которому идет оценка общего поля расселения, дополнив знаменатель двойкой, он тем самым показал, что связи населения осуществляются как в прямом так и в обратном направлениях [1]:
Wji = Pj + Ʃ Pi / 2 Rji , (1.2)
Этот показатель характеризует населенность территории, относительную доступность или возможность взаимодействия людей, живущих в данной точке, с другими поселениями с учетом расстояния до них.
Динамика индуцированного и общего потенциалов для городских поселений пространственного коридора Квебек – Уинсор отражена в табл.1.
Таблица 1
Динамика потенциала расселения (тыс. чел./км)
Рассчитано автором по [3].
Населенный пункт |
Индуцированный потенциал |
Общий потенциал |
||||
2006 год |
2011 год |
Рост,% |
2006 год |
2011 год |
Рост, % |
|
Торонто |
76973 |
81477 |
106,9 |
5190122 |
5664541 |
109,1 |
Монреаль |
22752 |
24545 |
107,9 |
3658323 |
3848766 |
105,2 |
Оттава |
39146 |
41680 |
106,5 |
1169907 |
1278004 |
109,2 |
Миссиссауга |
328274 |
356465 |
108,6 |
996823 |
1069908 |
107,3 |
Квебек |
28481 |
31530 |
110,8 |
743996 |
797236 |
107,2 |
Гамильтон |
135108 |
145656 |
107,8 |
828019 |
866709 |
104,7 |
Лондон |
54597 |
58416 |
107 |
512317 |
533202 |
104,1 |
Китченер-Ватерлоо |
87765 |
94140 |
107,2 |
539000 |
571300 |
106,0 |
Сент-Катаринс |
80843 |
86853 |
107,4 |
471160 |
479037 |
101,7 |
Ошава |
134876 |
145934 |
108,2 |
465470 |
502111 |
107,9 |
Уинсор |
30524 |
32667 |
107 |
353866 |
351913 |
99,4 |
Шербрук |
41607 |
44194 |
106,2 |
233017 |
246084 |
105,6 |
Кингстон |
49658 |
53247 |
107,2 |
202016 |
212808 |
105,3 |
Труа-Ривьер |
47334 |
50305 |
106,3 |
192047 |
202078 |
105,2 |
Как видно из данной таблицы, наибольший рост индуцированного потенциала характерен для Квебека, наименьший – для Шербкук, а общий потенциал, соответственно, наивысшие значения – Торонто, Монреаль, что соответствует их демографическому значению и транспортному развитию территории, и большей степени интеграции с другим городами как провинций Онтарио и Квебек, так и в масштабах страны, наименьшее – Уинсор, пограничным, замыкающий в пространственном коридоре Квебек-Уинсор.
Таким образом, проанализировав пространственный коридор Квебек-Уинсор, можно сделать следующие выводы:
· Экономики городских населенных пунктов коридора тесно связанны между собой, что обеспечивается развитой транспортной сетью.
· Рядом с центральными городами находится как минимум два средних города, отвечающих за интеграцию между крупнейшими городами.
· Радиус пространственного коридора определяется в зависимости от величины входящих в него агломераций (Большой Торонто, Монреаль, Квебек, Оттава) и границ их пересечений.
· Внутри пространственного коридора существует инфраструктурная сеть, которая постепенно угасает от ядра транспортных магистралей, соединяющих крупнейшие города к периферии.
Литература
[1]. Евтеев О.А. Карта потенциала поля расселения как особый вид населенности территории // Вестник МГУ. Серия География.− М., 1969. - № 2. - С. 72-76.
[2]. Медведков Ю.В. Экономгеографическая изученность районов капиталистического мира. Вып.2, 3 / Итоги науки. Серия География. – М., 1965-1966.
[3].Tables by metropolitan area. Режим доступа: [http://www.statcan.gc.ca/tables-tableaux/sum-som/z01/cs0007-eng.htm].
[4]. Urban-rural population as a proportion of total population, Canada, provinces, territories and health regions. Режим доступа: [http://www.statcan.gc.ca].
Summury
This article examines the urbanized areas of the Canada at the present stage of its development. The spatial organization of settlement and the distribution of productive forces in the territory of Canada is resistant historical network of city and village, industrial and agricultural areas, transportation routes and high population growth potential.