Статья на тему «Каналы передачи информации в юношеском возрасте»
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Орловской области
«МЕЗЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОЕКТ
ТЕМА: КАНАЛЫ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Выполнили:
Студентки 21 группы
Специальности 44.02.02
Преподавание в начальных классах
Мясюгова Лилия
Глыбина София
Руководитель:
Шварёва Т.Н.
с. Плещеево
2017
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...…….3
Глава 1. ОБЩЕНИЕ КАК ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ …………………........5
-
Общение и его функции………………………………………….....5
Виды и уровни общения………………………………..…...………9
1.3. Типы каналов передачи информации ……………………………....12
1.4. Типы людей по восприятию человека с человеком ………….…....17
Глава 2. КАНАЛЫ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ…………….....…………..19
2.1. Определение ведущего канала передачи информации.....................19
2.2. Анализ результатов…………………………………………...……...25
2.3. Рекомендации для представителей различных типов людей с учётом ведущей репрезентативной системы…………………………..…..…27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..30
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………….…………..31
Синтоническая модель общения разработана в рамках нейролингвисти-ческого программирования (НЛП). Название «Синтоническая» образовано от слова «синтония», что означает «Быть в гармонии с собой и другими». Нейр-олингвистическое программирование – это результат слияния психологии, лингвистики, математики; приёмы НЛП успешно используются в педагогике, менеджменте, психотерапии, бизнесе. Синтоническая модель выделяет осно-вные умения общения ( определение желаемых целей, сенсорная острота, гибкость, ресурсное состояние) и делит процесс овладения им на части, или шаги.
Синтоническая модель общения рассматривает общение как результат сложного взаимодействия процессов восприятия и мышления ( восприятие + мышление = общение). Процесс общения начинается с восприятия, именно с его помощью человек устанавливает контакт с миром и людьми. Наши органы чувств похожи на пять дверей, которые мы распахиваем, чтобы собрать информацию об окружающей действительности. Наше подсознание воспринимает информацию по всем пяти каналам одновременно и получает гораздо больше информации, чем сознание. Синтоническая модель общения строится на идеи о том, что у каждого человека есть своя «любимая дверь восприятия» - та репрезентативная система, которой он доверяет больше, чем другим. Установлено, что ведущая репрезентативная система внешне проявляется в движении глаз, выборе слов, используемых в общении, в особенностях дыхания и даже позы.Если вы правильно будете выбирать и использовать слова, в соответствии с ведущей репрезентативной системой собеседника, вас сочтут человеком, с которым приятно общаться, с которым легко установить контакт и взаимопонимание.
Как же узнать, какую репрезентативную систему предпочитает человек? Для этого надо внимательно понаблюдать за ним. Многое скажут слова, которые он использует. Ещё красноречивее будет его невербальное общение: движение глаз, темп и тембр голова, дыхание, поза. Эту важную информацию нельзя подделать, она поступает прямо из подсознания, важно только научиться её распознавать и использовать.
Цель исследования: рассмотреть и выявить основные каналы передачи информации в юношеском возрасте.
Объект исследования: каналы передачи информации.
Предмет исследования: ведущие каналы передачи информации в юношеском возрасте.
Задачи исследования:
Изучить в имеющейся литературе вопрос о каналах передачи информации;
Описать понятия общения и типы взаимодействия с учётом особенностей восприятия человека человеком;
Провести тестирование с малой социальной группой людей, в возрасте от 16 до 18 лет;
Разработать рекомендации для представителей различных типов людей с учётом репрезентативной системы;
Методы исследования:
Анализ литературы по проблеме.
Диагностика типов людей с учётом ведущей репрезентативной системой.
Разработка рекомендаций для людей разных типов по восприятию человека человеком в обществе.
Методика изучения перцептивной модальности С. Ефремцева.
1.1.Общение и его функции
Общение – это важнейшее из понятий, характеризующих мир, в который попал ребёнок с момента рождения. Если предмет известен человеку, то имеет название. Если явление может быть охарактеризовано – у него есть имя. Они порождаются и поддерживаются разнообразными формами человеческих отношений, социальных взаимодействий, они закреплены в языке. В течении жизни человек погружён в символическое пространство отношений и разнообразных взаимосвязей с другими людьми. Эти взаимодействия разнообразны по целям, формам, условиям протекания. Люди могут взаимодействовать в парах или малых группах непосредственно или опосредовано – через средства связи, массовые коммуникации, различные виды искусства. Вступать в социальный контакт могут отдельные люди и целые народы, связь между партнёрами может носить эмоциональный, деловой, социально – формальный характер.
Функции общения
Общение является сложным и многоплановым процессом, в ходе которого устанавливаются и получают развития межличностные контакты. Общение является физическим проявлением потребности человека в совместной деятельности, и в ходе него происходит обмен информацией, восприятие и понимание партнера. Главное в общении – это эмоциональная сфера, сознание людей. В обществе есть немало функций общения. Сейчас мы рассмотрим каждую из них и попытаемся раскрыть каждую из них. Так, Б.Ломов выделяет в общении 3 функции: информационно – коммуникативн-ую, регуляционно – коммуникативную, аффективно – коммуникативную.
Информационно – коммуникативная функция охватывает процессы формирования, передачи и приёма информации между людьми. Общество передаётся друг другу сведения, приказы, делятся своими впечатлениями.
Её реализация имеет несколько уровней:
На первом уровне осуществляется выравнивание различий в исходной информированности людей, которые вступают в психологический контакт;
Второй уровень предусматривает передачу информации и принятие решений (здесь обучение реализует цели формирования, обучения и др.);
Третий уровень связан со стремлением человека понять других (об-щение, направленное на формирование оценок , достигнутых результатов) .
Кроме обмена информацией в данной функции происходят: оценка получае-мой информации; люди стремятся повлиять на друг друга; могут быть коммуникативные барьеры, как личностные, так и социальные.
Вторая функция – регуляционно – коммуникативная (интерактив-ная). Заключается в регуляции поведения. Благодаря общению человек осуществляет регуляцию не только собственного поведения, но и поведения других людей, и реагирует на их действия, т.е. происходит процесс взаимно-го налаживания действий. При таких условиях проявляются феномены, свой-ственные совместной деятельности, в частности, совместимость людей, их сработанность, такие феномены, как имитация, внушение и др.
Третья функция – аффективно – коммуникативная ( перцептив-ная).Это функция, в основе которой лежит восприятие и понимание другого человека, в том числе партнера по общению. Весь спектр человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей - происходит либо сближение эмоциональных состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление. Происходит передача эмоционального отношения. Характеризует эмоциональную сферу человека, в которой выявляется отно-шение индивида к окружающей среде, в том числе и социальное.
Л. Карпенко по критерию «цель общения» выделяет ещё 8 функций, которые реализуются в любом процессе взаимодействия и обеспечивают достижение в нём определённых целей:
Контактная функция – установление контакта как состояния взаимной готовности к приёму и передаче сообщения и поддержания связи во время взаимодействия в форме постоянной взаимоориентирования;
Информационная функция – обмен сообщениями (информацией, мнениями, решениями, замыслами, состояниями), т.е. приём – передача каких-либо данных в ответ на полученный от партнёра запрос;
Побудительная функция– стимулирование активности партнёра по общению, что направляет его на выполнение тех или иных действий;
Координационная функция – взаимное ориентирование и согласование действий для организации совместной деятельности;
Функция понимания – не только адекватное восприятие и понимание сущности сообщения, но и понимание партнёрами друг друга;
Амотивная функция – вызов у партнёра по общению нужных эмоциональных переживаний и состояний, изменение с его помощью собственных переживаний и состояний;
Установление отношений – осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и других связей в которых предстоит действовать индивиду;
Осуществления воздействия – изменения состояния, поведения, личностно – содержательных образований партнёра (стремления, мнений, решений, действий, норм и стандартов).
1.2. Виды и уровни общения
Виды общения
«Контакт масок» - формальное общение, когда отсутствует стремление понять человека (собеседника), используются привычные маски (вежливости, скромности, безразличий и прочее, набор выражений лица, жестов, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику).
Примитивное общение – когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект. Если нужен человек, то вступают с ним в контакт, если он мешает – отталкивают. При получении желаемого теряют дальнейший интерес к собеседнику и не скрывают этого.
Формально – ролевое общение – это такое общение, когда регламентировано и содержание, и средства общения. Вместо знания личности партнёров обходят знанием его социальной роли.
Деловое общение– учитывает особенности личности партнёра, его характера, возраста, но интересы дела являются более значимым.
Духовное, межличностное общениевозможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личностные особенности, может предвидеть его реакции, учитывает интересы и убеждения партнёра.
Манипулятивное общение – направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приёмы (лесть, обман, демонстрация доброты и т.п.) в зависимости от особенностей личности собеседника.
Светское общение – его характеризует беспредметность (люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях). Это общение закрытое, так как точка зрения людей по тому или иному вопросу не имеет никакого значения и не определяет характера коммуникаций.
Манипуляция – наиболее распространённый вид человеческого общения. Она предполагает воздействие на партнёра по общению с целью достижения своих скрытых намерений.
Уровни общения
Борис Фёдорович Ломов выделял 3 уровня общения:
Макроуровень
Мезауровень
Микроуровень
Макроуровень. Сущность данного уровня состоит в том, что человек общается с человеком, обществом в связи каких-то обстоятельств. Например, из-за общественных отношений, традиций.
Мезауровень. Смысл этого уровня в том, что общение людей происхо-дит в пределах содержательной темы на конкретных временных отрезках своей жизни.
Микроуровень. Большое количество внимания, содержащиеся в этой функции, направлено на анализе элементарных единиц общения как взаи-модействия поведенческих актов ( вопрос- ответ, рукопожатие, мимика, пантомимика).
Однако, при всём этом, А.Б. Добрович выделяет другие уровни общения, а именно конвенциальный, примитивный, манипулятивный, стандартизованный, деловой, игровой и духовный.
Конвенциальный уровень – наиболее подходит для решения каких-то проблем между личностями. Характеризуется тем, что люди проявляют интерес друг к другу через открытость, готовность встать на место собеседника.
Примитивный уровень– в данном уровне человек, который вступает в контакт с другим человеком, представляет его как предмет, в котором можно или не надо нуждаться.
Если человек нужен, то пытается овладеть им. Если же нет, то пытается оттолкнуть его любыми способами.
Манипулятивный уровень- на этом уровне партнер воспринимается как игрушка, а тот, кто управляет этой куклой – кукловод. Кукловод же пытается управлять игрушкой – собеседником. Данный уровень неэтичен, потому что направлен на другого человека против его воли. Методы завладения другой личностью проявляется через шантаж, ложь, угрозы и прочее.
Стандартный уровень, или контакт масок. Смыслом уровня является общение с человеком, как носителя какой-либо социальной роли, но при этой настоящее лицо своего «Я» скрыто под маской. Бывают маски вежливости парня – рубахи, приветливости и т.д.
Игровой уровень. В основном в игровой форме происходит общение между личностями, знающими друг друга не малое количество времени. Здесь царят гуманность, галантность, тактичность, доброжелательность, заинтересованность, уступчивость, забота, чувствительность и чувствен-ность.
Люди, общаются на таком уровне не из-за каких-либо корыстных целей, а чтобы произвести хорошее впечатление на того, с кем ведут общение. В основном общаются так юмористы; люди, влюблённые друг в друга; оптимисты.
Деловой уровень. Предусматривает вид человеческих занятий. Общение строится на доверенности, уважении, преданности своего общему делу. На данном уровне не важны маски, внешность человека и прочее, а главное – чуткость, умение сделать данную цель, гармоничность в отноше-ниях партнёров.
Общаясь, люди выносят из этого уровня не только результаты общего дела, но и устойчивое чувство доверия, взаимной привязанности. На этом уровне общаются деловые партнеры, долгое время работающие в тандеме, старые друзья, супруги, сумевшие выстроить гармоничные отношения после того, как период бурной влюбленности прошел.
Духовный уровень – высший уровень общения. Это уровень настоящей дружбы, истинной любви, прекрасных родственных отношений, а так же отношений «мудрец – ученик». Люди, находясь на этой уровень, душевно открыты по отношению друг к другу. Общаясь, разговаривают медленно, тихо, спокойно. Могут беседовать не малое количество времени.
1.3.Типы каналов передачи информации
В психологии выделяют специальную область знаний по восприятию человека человеком, которая называется социальной перцепцией. Кроме того, этот же вопрос изучает еще одно из направлений психологии «ней-ролингвистическое программирование» (НЛП).
Передача любой информации возможна лишь посредством знаков (знаковых систем). В этой связи различают:
вербальную коммуникацию (в качестве знаковой системы используется речь)
невербальную коммуникацию (используются различные неречевые знаковые системы – жесты, мимика, пантомимика)
Вербальная коммуникация для человека является основным и универсальным способом общения (письменная и устная речь).
Речь – это процесс общения людей посредством языка; часто рассматривается как особый вид деятельности. Речевая деятельность человека теснейшим образом связана со всеми сторонами человеческого сознания. Речь – могучий фактор психического развития человека, формирования его как личности. Под влиянием речи формируется сознание и самосознание, взгляды, убеждения, интеллектуальные, моральные и эстетические чувства, формируется воля и характер. Все психические процессы с помощью речи становятся произвольными, управляемыми.
Свойства речи
Содержательность (характеризуется объемом выраженных в ней мыслей, обеспечивается подготовленностью говорящего)
Понятность (обусловлена в основном объемом знаний слушателей, обеспечивается избирательным отбором материала, доступного слушателям)
Выразительность (связана с эмоциональной насыщенностью, обеспечивается интонацией, акцентом)
Действенность (определяется влиянием на мысли, чувства, поведение, обеспечивается учетом индивидуальных особенностей слушателей
Функции речи
В общении:
Коммуникация (состоит в передачи друг другу определенных сведений, мыслей, чувств и тем самым воздействуя друг на друга)
Экспрессия (заключается в передаче эмоционального отношения к содержанию речи и к человеку, к которому она обращена)
В мышлении:
Сигнализация (посредством сигнализации через слово обозначается предмет, действие, состояние и т.п. Со словом же связано и представление о предмете или явлении)
Обобщение (обусловлена тем, что каждое слово уже обобщает и что это позволяет реализоваться мышлению).
Невербальная коммуникация - общение без помощи слов часто возникает бессознательно. Оно может либо дополнять и усиливать словесное общение, либо ему противоречить и ослаблять. Хотя невербальное общение и является часто бессознательным процессом, в настоящее время оно доста-точно хорошо изучено и для достижения нужного эффекта с успехом может контролироваться. Невербальное общение - наиболее древняя и базисная форма коммуникации. Наши предки общались между собой при помощи наклона тела, мимики, тембра и интонации голоса, частоты дыхания, взгляда. Мы и сейчас часто понимаем друг друга без слов.
Все эти способы общения по аналогии иногда также называются языками – первичными и вторичными или естественными и искусственными.
В первичных языках сигналы непосредственно обозначают смыслы (мимика, жесты, язык танца и т.п.)
Ко вторичным невербальным языкам относятся (системы оповеще-ния, системы дымовой сигнализации и т.п.) Из всех невербальных средств коммуникации наибольшую роль в нашем общении играют первичные не-вербальные языки, или как их еще называют язык тела. Язык тела включает в себя четыре способа передачи информации:
Жесты – способ знакового использования рук.
Мимика – способ использования выражения лица. Человек способен различать и интерпретировать тончайшие движения лицевых мышц.
Положение тела – способ держать себя.
Тактильная коммуникация – прикосновения, похлопывания и т.д.
В соответствии с логическим основанием выделяют три типа каналов передачи информации:
Прямой – это то, что сообщается источником в явном виде. Например, содержание, сущность информации, сообщаемой партнером.
Косвенный – это та информация, которую человек добывает активным наблюдением, и чувствованием того, о чем говорит партнер, приглядываясь к тому, как он говорит и проявляет себя, сообщая вам информацию в явном виде.
Управленческий косвенный канал – это та информация, которая воспринимается как естественно намеренное, выдается вполне преднамеренно. Ваш партнер уверенно говорит в сомнительной ситуации и смотрит вам прямо в глаза, подавая вам главную ложь.[3]
Общение играет огромное значение в развитии личности. Вне об-щения невозможно формирование личности. Именно в процессе общен-ия усваивается опыт , накапливаются знания, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убеждения. Только в процессе общения формируются духовные потребности, морально-политические и эстетические чувства, складывается характер.
Общение имеет огромное значение и в развитии не только отдельной личности, но и общества в целом. В процессе общения складываются и реализуются как личные, так и общественные отношения.
1.4. Типы людей по восприятию человека с человеком
В соответствии с различиями в восприятии человека человеком выделяют четыре типа людей:
Аудиалы;
Визуалы;
Кинестетики;
Человек-компьютер, или тип рассудочных людей;
Человек с визуальной репрезентативной системой, собираясь что-то сказать, перебирает и просматривает в памяти картинки, чтобы определить, что происходит в настоящий момент. Это совершается очень быстро и его при этом расфокусированы на пятне на расстоянии около 60см от носа. Если вы станете прямо на это место, вы можете помешать такому человеку думать: он даже может рассердиться. В речи людей – визуалов преобладают слова визуального смысла: «видеть», «ясно», «красочный», «я вижу, что вы имеете в виду» и т.п. Темп речи у них выше, чем у людей с аудиальной и кинестетической репрезентативными системами. Человек с аудиальной репрезентативной системой, собираясь сказать что-то, прислушивается к своему внутреннему голосу. Ему трудно сделать выбор; внутренний голос постоянно ведет дискуссию, не зная, чему отдать предпочтение. Глаза человека в это время смотрят вправо или влево, двигаясь по средней линии или идут вниз и влево. В речи людей – аудиалов преобладают слова: «я слушаю вас», «давайте обсудим», «какой тон», «интонация», «крики» и т.п.
Люди с кинестетической репрезентативной системой прежде чем сказать, прислушиваются к своим внутренним чувствам, и их глаза при этом непро-извольно смотрят вниз вправо. В речи кинестетиков преобладают слова: «касаться», «трогать», «ощутимый», «болезненный», «тяжелый», «чувствую проблему», «тяжко на душе» и т.п. К классической триаде людей добавляют еще один тип – «рассудочных людей», или «компьютеров», – это те, которые реагируют не на свои ощущения, а на обозначения, наименования, слова, «ярлыки», которыми обозначаются все свои ощущения и образы. Их движения глаз трудно уловить, они предпочитают пользоваться словами: «надо разобраться», «проанализируем», «систематизировать» и т.п. [2]
Люди с визуальной репрезентативной системой в процессе своей жизнедеятельности отличаются тем, что часто наблюдают за окружающим миром и придают этому большое значение. С раннего возраста у них формируется влечение к наглядному изучению чего-либо. Усвоение информации осуществляется при помощи всевозможных изображений, мультимедиа. Восприимчивы к видимой стороне окружающего мира; испытывают жгучую потребность в том, чтобы мир вокруг них выглядел красиво.
Люди с аудиальной репрезентативной системой в течении своей жизни испытывают потребность в непрерывной слуховой стимуляции. Данная группа получает удовольствие от процесса разговора, спора и обмена мнениями со своими собеседниками, а также чтение вслух различных произведений.
Люди с кинестетической репрезентативной системой привыкли к тому, что вокруг них кипит деятельность. Их внимание всегда приковано к движущимся объектам. Такие люди часто принимают участие в подвижных играх и занятиях. В раннем возрасте у данных личностей присутствует влечение к занятиям активной двигательной деятельностью, с целью достижения высоких результатов в различных видах спорта.
2.1. Определение ведущего канала передачи информации
Субъектом данного исследования являлись студенты 21 группы, в ко-личестве 23 человек.
Объект – тестирование данного круга лиц на выявление ведущего типа репрезентативной системы.
Место проведения тестирования - кабинет №9 БПОУ ОО «Мезенский педагогический колледж».
По количеству времени данное мероприятие проходило около часа.
Методика изучения перцептивной модальности С. Ефремцева.
Данный тест служит для определения ведущего типа восприятия у человека: аудиального, кинестетического, визуального.
Инструкция к тесту.
Прочитайте предлагаемые утверждения. Поставьте знак «+», если Вы согласны с данным утверждением, либо «-», если Вы не согласны.
Люблю наблюдать за облаками или звёздами.
Часто напеваю себе потихоньку
Не признаю моду, которая неудобна.
Люблю ходить в сауну.
В автомашине цвет для меня имеет значение.
Узнаю по шагам, кто вошёл в помещение.
Меня развлекает подражание диалектам.
Внешнему виду придаю серьёзное значение.
Мне нравится принимать массаж.
Когда есть время люблю наблюдать за людьми.
Плохо себя чувствую, когда не наслаждаюсь движением.
Видя одежду в витрине знаю, что мне будет хорошо в ней.
Когда услышу старую мелодию, ко мне возвращается прошлое.
Люблю читать во время еды.
Люблю поговорить по телефону.
У меня есть склонность к полноте.
Предпочитаю рассказ, который кто-то читает, чем читать самому.
После плохого дня мой организм в напряжении.
Охотно и много фотографирую.
Долго помню, что мне сказали приятели или знакомые.
Легко могу отдать деньги за цветы, потому что они украшают жизнь.
Вечером люблю принять горячую ванну.
Стараюсь записывать свои личные дела.
Часто разговариваю с собой.
После длительной езды на машине долго прихожу в себя.
Тембр голоса многое мне говорит о человеке.
Придаю значение манере одеваться, свойственной другим.
Люблю потягиваться, расправлять конечности, разминаться.
Слишком твёрдая или слишком мягкая постель для меня мука.
Мне нелегко найти удобную обувь.
Люблю смотреть теле- и видеофильмы.
Даже спустя годы могу узнать лица, которые когда-либо видел.
Люблю ходить под дождём, когда капли стучат по зонтику.
Люблю слушать, когда говорят.
Люблю заниматься подвижным спортом или выполнять какие-либо двигательные упражнения, иногда и потанцевать.
Когда близко тикает будильник, не могу уснуть.
У меня неплохая стереоаппаратура.
Когда слушаю музыку, отбиваю такт ногой.
На отдыхе не люблю осматривать памятники архитектуры.
Не выношу беспорядок.
Не люблю синтетических тканей.
Считаю, что атмосфера в помещении зависит от освещения.
Часто хожу на концерты.
Пожатие руки многое говорит мне о данной личности.
Охотно посещаю галереи и выставки.
Серьёзна дискуссия – это интересно.
Через прикосновения можно сказать значительно больше, чем словами.
В шуме не могу сосредоточиться.
Ключ к тесту аудиал, визуал, кинестетик.
Визуальный канал восприятия: 1, 5, 8, 10, 12, 14, 19, 21, 23, 27, 31, 32, 39, 40, 42, 45.
Аудиальный канал восприятия: 2, 6, 7, 13, 15, 17, 20, 24, 26, 33, 34, 36, 37, 43, 46, 48.
Кинестетический канал восприятия: 3, 4, 9, 11, 16, 18, 22, 25, 28, 29, 30, 35, 38, 41, 44, 47.
Уровни перцептивной модальности (ведущего типа восприятия) :
13 и более – высокий;
8-12 – средний;
7 и менее – низкий.
Интерпретация результатов:
Подсчитайте, количество положительных ответов в каждом разделе ключа. Определите, в каком разделе больше ответов "да" ("+"). Это Ваш тип ведущей модальности. Это ваш главный тип восприятия.
Визуал. Часто употребляются слова и фразы, которые связаны со зрением, с образами и воображением. Например: “не видел этого”, “это, конечно, проясняет все дело”, “заметил прекрасную особенность”. Рисунки, образные описания, фотографии значат для данного типа больше, чем слова. Принадлежащие к этому типу люди моментально схватывают то, что можно увидеть: цвета, формы, линии, гармонию и беспорядок. (Табл.№1)
Кинестетик. Тут чаще в ходу другие слова и определения, например: “не могу этого понять”, “атмосфера в квартире невыносимая”, “ее слова глубоко меня тронули”, “подарок был для меня чем-то похожим на теплый дождь”. Чувства и впечатления людей этого типа касаются, главным образом, того, что относится к прикосновению, интуиции, догадке. В разговоре их интересуют внутренние переживания. (Табл.№1) [ 2]
Аудиал. “Не понимаю, что мне говоришь”, “это известие для меня…”, “не выношу таких громких мелодий” – вот характерные высказывания для людей этого типа; огромное значение для них имеет все, что акустично: звуки, слова, музыка, шумовые эффекты. Несмотря на то, что основных каналов восприятия существует три, человек обрабатывает свой жизненный опыт четырьмя способами. Ведь существует еще и дигитальный канал – некий внутренний монолог, связанный со словами и числами. (Табл.№1)
Таблица №1. Отличительные признаки
Отличительные признаки |
Визуальный тип |
|
Способ получения информации |
Посредство зрения – благодаря использованию наглядных пособий или непосредственно наблюдая за тем, как выполняются соответствующие действия. |
|
Восприятие окружающего мира |
Восприимчивы к видимой стороне окружающего мира; испытывают жгучую потребность в том, чтобы мир вокруг них выглядел красиво; легко отвлекаются и впадают в беспокойство при виде беспорядка. |
|
На что обращают внимание при общении с людьми |
На лицо человека, его одежду и внешний вид вообще. |
|
Речь |
Описывают видимые детали обстановки – цвет, форму, размер и внешний облик вещей. |
|
Движения глаз |
Когда о чём-нибудь размышляют, обычно смотрят в потолок; когда слушают, испытывают потребность смотреть в глаза говорящему и хотят, чтобы те, кто их слушают, так же смотрели им в глаза. |
|
Память |
Хорошо запоминают зримые детали обстановки, а также тексты, учебные пособия, представленные в печатном виде. |
|
Отличительные признаки |
Аудиальный тип |
|
Способ получения информации |
Посредством слуха – в процессе разговора, чтения вслух, спора или обмена мнениями со своими собеседниками. |
|
Восприятие окружающего мира |
Испытывают потребность в непрерывной слуховой стимуляции, а когда вокруг тихо, начинают издавать различные звуки – мурлычут себе под нос, свистят или сами с собой разговаривают, но только не тогда, когда они заняты учебой, потому что в эти минуты им необходима тишина; в противном случае им приходится отключаться от раздражающего шума, который исходит от других людей. |
|
На что обращают внимание при общении с людьми |
На имя и фамилию человека, звук его голоса, манеру его речи и сказанные им слова |
|
Речь |
Описывают звуки и голоса, музыку, звуковые эффекты и шумы, которые можно услышать в окружающей их обстановке, а также пересказывают то, что говорят другие люди |
|
Движения глаз |
Обычно смотрят то влево, то вправо и лишь изредка и ненадолго заглядывают в глаза говорящему |
|
Память |
Хорошо запоминают разговоры, музыку и звуки |
Отличительные признаки |
Кинестетический тип |
Способ получения информации |
Посредством активных движений скелетных мышц – участвуя в подвижных играх и занятиях, экспериментируя, исследуя окружающий мир, при условии, что тело постоянно находится в движении |
Восприятие окружающего мира |
Привыкли к тому, что вокруг них кипит деятельность; им необходим простор для движения; их внимание всегда приковано к движущимся объектам; зачастую их отвлекает и раздражает, когда другие люди не могут усидеть на месте, однако им самим необходимо постоянно двигаться |
На что обращают внимание при общении с людьми |
На то, как другой себя ведет; что он делает и чем занимается |
Речь |
Широко применяют слова, обозначающие движения и действия; говорят в основном о делах, победах и достижениях; как правило, немногословны и быстро переходят к сути дела; часто используют в разговоре свое тело, жесты, пантомимику |
Движения глаз |
Им удобнее всего слушать и размышлять, когда их глаза опущены вниз и в сторону; они практически не смотрят в глаза собеседнику, поскольку именно такое положение глаз позволяет им учиться и одновременно действовать; но если поблизости от них происходит суета, их взгляд неизменно направляется в ту сторону |
Память |
Хорошо запоминают свои и чужие поступки, движения и жесты |
2.2. Анализ результатов
Таблица №2. Результаты пройденного теста учащихся юношеского возраста
№ |
ФИ участника |
Тип |
Уровни перцептивной модальности |
1. |
Никита Б. |
Кинестетический |
Высокий |
2. |
Анна М. |
Кинестетический |
Высокий |
3. |
Виолетта М. |
Аудиальный |
Высокий |
4. |
Варвара К. |
Визуальный |
Высокий |
5. |
Лилия М. |
Аудиальный |
Высокий |
6. |
Надежда М. |
Визуальный |
Высокий |
7. |
Екатерина К. |
Кинестетический |
Высокий |
8. |
Алина Л. |
Кинестетический |
Высокий |
9. |
Татьяна М. |
Кинестетический |
Высокий |
10. |
Дарья Ю. |
Кинестетический |
Высокий |
11. |
Олеся А. |
Визуальный |
Высокий |
12. |
Диана С. |
Кинестетический |
Высокий |
13. |
Наталья И. |
Визуальный |
Высокий |
14. |
Виктория С. |
Визуальный |
Высокий |
15. |
Яна К. |
Кинестетический |
Высокий |
16. |
Анна Б. |
Аудиальный |
Высокий |
17. |
Екатерина А. |
Кинестетический |
Высокий |
18. |
Юлия С. |
Кинестетический |
Высокий |
19. |
Полина К. |
Визуальный |
Высокий |
20. |
Владимир Ч. |
Кинестетический |
Высокий |
21. |
Алина Т. |
Кинестетический |
Высокий |
22. |
Любовь Ш. |
Аудиальный |
Высокий |
23. |
Ксения Е. |
Визуальный |
Высокий |
На основе проведенного тестирования на выявление ведущей репрезентативной системы мы выяснили, что большее количество опрошенных людей имеют кинестетическую репрезентативную систему (52%), визуальной репрезентативной системой (31%) , а на аудиальную репрезентативную систему приходится 17%. (Табл. №3)
Диаграмма №1
Таблица №3. Процентное соотношение опрошенных людей на выявление репрезентативной системы
Тип |
Количество |
% |
Кинестетический |
12 |
52% |
Аудиальный |
4 |
17% |
Визуальный |
7 |
31% |
-
Рекомендации для представителей различных типов людей с учетом ведущей репрезентативной системы.
Как подготовиться к экзаменам
Визуалам:
Особенности запоминания: наглядность. Читайте, с выделением главного , составляйте таблицы, схемы, опоры, обклейте комнату этими схемами, словами, формулами, датами. Пишите краткие шпаргалки с целью запомнить. Смотрите обучающие фильмы. Учить можно где угодно: стоя на остановке, в транспорте, дома. Если есть время, прочитывайте текст 2-3 раза, запоминая его визуально. У вас блестящая способность запоминать зрительно текст – пользуйтесь ею!
Аудиалам:
Особенности запоминания : речь. Читать текст вслух. Обсуждать с одноклассниками, записывать на диктофон, потом прослушивать. Попросите кого-нибудь, чтобы вам почитали, а лучше рассказали нужный материал. Закрыться и уйти от всех, посторонние шумы будут мешать. Делать периодический перерыв на 15-20 минут для еды – прогулки. Не слушать, не смотреть ничего нельзя. Все это потом перемешается в голове, и вы выдадите на экзамене абракадабру из определений и увиденного фильма или услышанной песни. Попробуйте обучение во сне- это как раз для вас!
Кинестетику:
Особенности запоминания: движение. Заучивать в процессе ходьбы, представлять образы, делать наглядные материалы ( например, карточки). Писать пространные шпаргалки с целью запомнить все, что вы написали – вы запомнили. Учите на прогулке, в процессе ходьбы. И опять пишите. Если у вас хороший процент визуальной системы, неплохо тут же строить графики, рисовать схемы. И опять писать текст.
Профессии, которые благотворны для будущего
Репрезентативная система |
Рекомендованные |
Нежелательные профессии |
визуал |
Конструктора Архитекторы Строители Дизайнеры Менеджеры Бухгалтеры Водители секретари |
Свободные творческие профессии, Силовой спорт |
аудиал |
Лингвисты всех направлений Музыканты Педагоги Психологи |
Профессии требующие внимания, ручного труда Бухгалтеры Экономисты |
кинестетик |
Актерские, творческие профессии Дизайн Кулинария Журналист Врачи Профессии ручного труда |
Профессии, связанные с монотонной работой |
Общение играет огромную значение в развитии личности. Вне общения невозможно формирование личности. Только в процессе общения формиру-ются духовные потребности, морально-политические и эстетические чувства, складывается характер. Общение имеет огромное значение и в развитии не только отдельной личности, но и общества в целом. В процессе общения складываются и реализуются как личные, так и общественные отношения.
В своей работе мы познакомились с понятием общение. Это важнейшее из понятий, характеризующих мир, в который попал ребёнок с момента рож-дения. В течении жизни человек погружён в символическое пространство отношений и разнообразных взаимосвязей с другими людьми. Эти взаимо-действия разнообразны по целям, формам, условиям протекания. Главное в общении – это эмоциональная сфера, сознание людей. В обществе есть немало функций общения, которые мы изучили и раскрыли в нашей работе. В психологии выделяют специальную область знаний по восприятию человека человеком, которая называется социальной перцепцией. Кроме того, этот же вопрос изучает еще одно из направлений психологии «нейро-лингвистическое программирование» (НЛП). Передача любой информации возможна лишь посредством знаков (знаковых систем). В этой связи разли-чают вербальную и невербальную коммуникацию.
Также в своем проекте мы изучили и проанализировали типы каналов передачи информации. В соответствии с различиями в восприятии человека человеком выделяют четыре типа людей: аудиалы; визуалы; кинестетики; человек - компьютер, или тип рассудочных людей. Разработали рекоменда-ции для представителей различных типов людей с учетом ведущей репрезен-тативной системой.
Таким образом, поставленные задачи в ходе реализации проекта были решены, цель нашей работы была достигнута.
М. С. Узерина. Этика делового общения : учебное пособие составитель М. С. Узерина . - Ульяновск : УлГТУ,2004. - 72 с.. 2004
Л.Д.Столяренко, С.И.Самагин. Психология делового общения: учебник
-Изд.2-е стер.- Ростов н/Д: Феникс, 2014,-317с.(среднее профессиональ-ное образование) - 51-53 с.
3) М.В. Гамеза, И.А. Домашенко. Атлас по психологии
4) https://studfiles.net/preview/5349465/page:2/
5) http://qa2.ucoz.ru/index/informacionno_kommunikativnaja_funkcija/0-10
6) https://studfiles.net/preview/3828442/
7) https://studfiles.net/preview/3828442/
8) https://ourmind.ru/urovni-obshheniya-ot-primitivnogo-k-duxovnomu