Статья на тему «Литературное краеведение — территория звука»
Литературное краеведение – территория звука
О том, что литературное краеведение может быть неинтересно школьнику, я узнала, когда ещё в школе не работала. Мой племянник – очень талантливый шестиклассник – на вопрос, о том, какие предметы больше всего нравятся, сказал: «Да всё интересно, кроме краеведения». Весть о том, что литературное краеведение может вызывать негативные эмоции, меня взволновала и заставила обратить внимание на вопрос: почему это происходит и как решить проблему.
Раньше я работала в библиотеке. Проводила встречи с читателями, литературные вечера, презентации. На каждом мероприятии играла на гитаре и пела свои любимые песни: о весне, которая обязательно придёт несмотря на все морозы, о любви, которая вдохновляет и исцеляет, о счастье, которого достоин каждый, о Боге, который есть и любовь, и мир, и красота…
Слушатели всегда по-разному воспринимали эти песни: кто-то был задумчив, кто-то весел. Кто-то верил моим словам и мелодии, а кто-то нет. Но я надеялась, что хотя бы несколько человек благодаря незатейливому перебору гитары запомнят, почувствуют, заинтересуются. Основной принцип таких встреч – «диалог человека с человеком», «от сердца к сердцу».
Чтобы заинтересовать учеников на уроках литературного краеведения, я стала использовать гитару как «инструмент воздействия» на эмоциональное восприятие учащихся. Наша родная земля богата поэтами, оставившими свой след в общероссийской культуре, и, как показывает практика, иногда, чтобы ощутить прелесть родного языка, его мелодичность, напевность, нужно прочитать произведение под аккомпанемент гитары.
На уроках литературного краеведения очень важно создать особое место-временное пространство, которое поможет раскрыть любовь к наследию родного края, чтобы в дальнейшем выстроить правильный вектор развития – от культуры края к культуре мира.
Писатель Анатолий Мариенгоф, чье имя связано с Пензенским краем, отмечал: «Я люблю гитару Вашу, / У нее душа большая. / Ни чем меня не спрашивает, / Только очень утешает». Я очень рада, что мои личные навыки игры на гитаре и пения пригодились в работе. Использование гитары на уроках литературного краеведения не только повышает интерес и уважение к предмету у учащихся, но и раскрывает их творческий потенциал. Так, песнями становятся стихи современных поэтов Пензы. Так получается сотворчество автора, ученика и учителя.
Территория звука расширяет границы школьного краеведения, помогает лучше понять и осмыслить то, что раньше казалось неинтересным, скучным. Формы и методы аудиовизуального восприятия информации улучшают адаптивный элемент, позволяющий сделать предмет, на который в школьной программе отводится мало времени «не проходным», а нужным, интересным и любимым.