Урок русского языка в 7 классе «Дефис между частями слова в наречиях»

4
0
Материал опубликован 25 November 2019

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД КУМЕРТАУ

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН







Урок русского языка в 7 классе

«Дефис между частями слова в наречиях»















Подготовила учитель русского языка и литературы

Антонова Юлия Михайловна






















Дефис между частями слова в наречиях

   Цели урока:

        Образовательные:  повторение написания прилагательных, местоимений с дефисом; знакомство учащихся с условиями написания дефиса между частями слова в наречиях; формирование навыка написания дефиса между частями слова в наречиях.уметь отличать наречия от омонимичных частей речи.

        Развивающие: развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие речи -  конструирование предложений по схемам.

  Воспитательные: воспитание любви к русскому языку, воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.

     Тип урока – урок объяснения нового материала.



Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, тесты

Методы: частично-поисковый, словесно-наглядный, проблемный при открытии нового материала.

Приёмы: работа с учебником, таблицей, карточками, самостоятельная работа, самоконтроль.

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая, дифференцированная.


Ход урока

Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Учитель: Добрый день! Улыбнитесь друг другу! У нас на уроке присутствуют гости, поприветствуйте их. У вас хорошее настроение? Я надеюсь, оно останется с вами до конца урока.Садитесь за парты, настраивайтесь на работу.

Мы с вами изучаем очень интересную часть речи. Это наречие. Эпиграфом нашего урока будут слова М.Горького: «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной и выразительной».(Слайд № 1)

Наш язык и скромен и богат,

В каждом слове скрыт чудесный клад.

Слово «высоко» произнеси –

И представишь сразу неба синь.

Вспомните наречие «светло» –

И увидишь: солнышко взошло.

Если скажешь ты «темно»,

Сразу вечер поглядит в окно,

Если скажешь «ароматно» ты.

Сразу вспомнишь ландыша цветы.

Ну, а если скажешь ты «красиво»,

Пред тобою – сразу вся Россия!

Иногда бывает вам желательно

Действие иль признак пояснить.

Это значит: нужно обязательно

Вам наречие на помощь пригласить.


ΙΙ Актуализация опорных знаний.

Учитель: Давайте вспомним все, что мы знаем о наречии, для этого выполним небольшое задание. Я буду зачитывать утверждение, если вы согласны с данным утверждением, то поставьте цифру 1, если не согласны – поставьте 0 (аргументируйте свой выбор). В итоге у вас должен получиться набор цифр, так называемый код (слайд №2)

Наречие – самостоятельная часть речи? (да).

Наречие обозначает предмет? (нет: наречие обозначает признак действия).

В предложении наречие является обстоятельством? (да).

Наречие отвечает на вопросы: какой, какая, какие? (нет: где, куда, откуда, как).

Наречие относится к глаголу? (да).

Наречие изменяемая часть речи? (нет).

У наречия есть окончание? (нет).

Наречие склоняется? (нет).

Наречие имеют 6 разрядов по значению? (Да: образ и способ действия, меры и степени, места, времени, причины, цели).

Наречие места отвечает на вопросы когда, как долго? (нет: где, куда, откуда).

Учитель: Давайте проверим, какой код у вас получился (слайд №3). 1010100010.

Учитель: Молодцы! Вы помните, как должны себя оценить, при наличии 1-2 ошибок – «4», при наличии 3-4 ошибок – «3», 5 и более – «2».

ΙΙΙ. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия новых знаний и умений»

Учитель: Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с темой «Наречие», а именно правописание наречий. А какой раздел языкознания занимается изучением правописания слов? (изучением правописания слов занимается орфография).

Учитель: А теперьсловарная работа. (У доски)

Нежно-голубой, юго-запад, пол-арбуза, кое-кто,русско-английский, диван-кровать, яркие-яркие гирлянды, горько-соленый огурец, ярко-бурые листья, кто-подарит, кто-нибудь увидит, ушёл куда-то.

- Догадались ли вы, как пишется последнее слово? Почему вы так решили?(слайд №4)

ΙѴ. Изучение и объяснение нового материала.

1)Учитель: Написание данных слов подчиняется определенным правилам, а именно правописание через дефис имен существительных, имен прилагательных, местоимений. Как вы думаете, а какую тему мы будем изучать?

-Дефис между частями слова в наречиях.

Открываем тетради, записываем число, тему урока.

- Что сегодня мы должны узнать на уроке? Какие цели должны поставить перед собой?

- Узнать, когда наречия пишутся через дефис, то есть условия дефисного написания наречий, научиться находить наречия в тексте и писать их правильно (слайд №5).



2) Посмотрите, понаблюдайте (слайд №6). Новая тема.



Когда-то


Во-первых

По-новому

По-волчьи

Еле-еле

Где-либо


Во-вторых

По-моему

По-немецки

Чуть-чуть

Где-нибудь


В-пятых

По-твоему

По-дружески

Мало-помалу

Кое-где


В-седьмых

По-прежнему

По-московски

Точь-в-точь

Вопросы:

- Как пишутся эти наречия?


-Давайте ещё раз обратимся к наречиям из таблицы, прочитаем, произнесем вслух.

-Есть ли у вас варианты ответов, когда наречия пишутся через дефис? При помощи чего они образованы? Каким способом они образованы? (-То, -либо, -нибудь. Кое-).

Эти части слова уже встречались при изучении неопределенных местоимений. Они пишутся через дефис.


3). Объяснение новой темы. ( На экране таблица) (Слайды №7,8,9)

Дефис в наречиях

где – то,

/\

когда – нибудь

/\ суффиксальный

где – либо способ

/\

откуда – то


¬

кое – где

¬ приставочный

кое – куда способ


где – то,

¬ /\
во – первых ( от первый )
¬ /\
в – третьих (от третий)

¬ /\

по - вашему (от ваш)

¬ /\
одет по- зимнему (от зимний)

¬ /\
по – новому (от новый)

¬ /\
поступил по – товарищески (от товарищеский )

приставочно – суффиксальный способ

близко – близко повтор слов

еле – еле

видимо – невидимо

мало – помалу - повтор того же корня, осложненного

приставками и суффиксами

нежданно – негаданно повтор синонимов


Отдельно записываем наречия точь-в-точь, бок о бок.

Итак, сделаем вывод. Когда в наречиях пишется дефис?(Слайд №10)

V. Работа со словарными словами.

Учитель: Обратите внимание, на с.119 помещены слова в рамочке. Что это за слова?

(Словарные)(Слайд №11)

Эти слова на стенде, обратите на них внимание, запишите их в тетрадь.


Давным-давно

Волей-неволей

Видимо-невидимо

Мало-помалу

Точь-в-точь

бок о бок

шиворот-навыворот

Все ли слова нам необходимо запомнить или правописание большинства из них объяснимо? (правописание большинства объяснимо.)

Учитель:Правописание каких наречий можно объяснить? ( Давным – давно, волей- неволей, видимо – невидимо, мало – помалу, шиворот-навыворот, а запомнить надо правописание наречий бок о бок и точь-в-точь)

Учитель рассказывает об этимологии слова шиворот-навыворот


В настоящее время эти слова означают – наоборот, наизнанку. А было время, когда они связывались с позорным наказанием.

Пойманного вора или другого преступника одевали в вывороченную одежду и в таком виде вели к ответу. Шиворот-навыворот означало – одежда, вывороченная наизнанку в наказание. Впоследствии шиворот-навыворот стало означать: сделать или сказать наоборот, противоположное тому, что надо, перепутать.


VΙ . Закрепление нового материала

Задание 1. Работа с текстом. Слайд 12

(Тихо)тихо в лесу. Вот неслышно, (по)кошачьи, ступают по насту чьи(то) лапы. Откуда(то) справа вместе с ветром доносится голодный вой волков. Невольно вспоминаешь самые страшные сказки.

VΙΙ. Физкультминутка. (Слайд №13)

К солнцу вверх все потянулись

И друг другу улыбнулись!

Вправо, влево наклонились,

Другу низко поклонились.

Поприветствовали дружно,

А теперь работать нужно!

Задание 2. Наречия с приставками надо отличать от похожих сочетаний предлогов с разными частями речи. Запишем предложения: (слайд №14)

Солнце светит по-осеннему.

По осеннему небу плывут облака.


Учитель: Эти слова отличаются друг от друга в произношении? (нет!).

А чем отличаются данные слова в значении и написании? (наречие обозначает признак действия, а прилагательное обозначает признак предмета, отвечают на разные вопросы и, соответственно, пишутся по-разному).

В русском языке такие слова называются омофоны -так называемые фонетические омонимы (слова, совпадающие по звучанию, но различные по написанию и значению),

- Так зачем же мы все-таки ставим вопрос? (Для определения части речи.)(Слайд №15)


1.НАРЕЧИЕ

относится к глаголу или наречию

не изменяется

2. ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

относится к существительному

изменяется по родам, числам, падежам

Задание 3. Списать предложения, раскрыть скобки. (Слайд №16)

1.(По) прежнему шел сильный дождь.

2.Охотники пошли (по) прежнему пути.

3.Мы идём (по) зимнему лесу и любуемся его красотой.

4.Ещё (по) зимнему холодно.

Проверка (слайд №17)

1.По – прежнему шел сильный дождь. (Шел как? по-прежнему)

2.Охотники пошли по прежнему пути. (По пути какому? прежнему)

3. Мы идём по зимнему лесу и любуемся его красотой.(По лесу какому? зимнему)

4.Ещё по -зимнему холодно.(Холодно как? по-зимнему)


Задание 4. Работа по карточкам « Объяснялки»


Тосковать (по) настоящему делу, отдохнуть (по) настоящему, исчезнуть (по) немногу, идти (по) осеннему лесу, (по) весеннему солнечная погода, приветствовать (по) дружески, пригревало (по) настоящему, мяукать (по) кошачьи.


(По) зимнему пути, одеться (по) летнему, говорить (по) английски, (по) настоящему испугаться, идти (по) весеннему парку, (по) праздничному яркие флаги, (по) вчерашнему прогнозу погоды, плакать (по) ребячьи, мычать (по) телячьи. 

- взаимопроверка в парах (друг другу объясняют правописание слов).

Вывод.

Задание 5. ТЕСТ (Слайды №18,19)


1. (ПО) ВОЛЧЬИ ВЫТЬ

2. ЖИТЬ (ПО) ПРЕЖНЕМУ

3. (ПО) НОВОМУ ЗАКОНУ

4. (ВО) ПЕРВЫХ, ПОДУМАЙ

5. (ПО)ЛУЧШЕ УЗНАТЬ

6. (ПО) БЫСТРЕЕ УЙТИ

7. ПЕТЬ (ПО) ВЕСЕННЕМУ

8. СВЕТИТ (ПО) ЛЕТНЕМУ

9. ИДТИ (ПО) ВОЛЧЬМУ СЛЕДУ

10. ОДЕТЬСЯ (ПО) НОВОМУ

11. (ПО) ВЕСЕННЕМУ НЕБУ

12. РАЗДЕЛИТЬ (ПО) БРАТСКИ

13. (ПО) МОЕМУ МНЕНИЮ

14. ГОВОРИТЬ (ПО) АНГЛИЙСКИ

15. ВЫПОЛНИТЬ (ПО) МОЕМУ

16. (ПО) БОЛЬШЕ СЪЕСТЬ

17. (ПО) НЕМНОГУ ДОБАВЛЯТЬ

18. ИДТИ (В) ПЕРВЫХ РЯДАХ

19. ВЫПОЛНИТЬ ТОЧЬ (В) ТОЧЬ

20. ЦЕНИТЬ (ПО) НАСТОЯЩЕМУ


Проверка (слайд №20)


ДЕФИС –

1, 2, 4, 7, 8, 10, 11, 14, 15, 19, 20



Задание 6.(Слайд №21)Найдите четвертое «лишнее»:

Где(то), кто(нибудь), куда(нибудь), зачем(то).

Взглянуть (по)новому, быть (по)моему, (по)зимнему лесу, (по)дружески похлопать.

Еле-еле, мало-помалу, милый-премилый, подобру-поздорову.


Задание 7.(Слайд №22,23)«Кто больше»

Составьте предложения, используя сложные наречия.

Еле-еле, едва-едва, крепко-накрепко,

строго-настрого, всего-навсего,

видимо-невидимо, волей-неволей,

день-деньской, мало-мальски,

темным-темно.

(Звучит мелодия Чайковского «Времена года»)

VIΙΙ. Подведение итогов.

Учитель: Заканчивая урок, мне бы хотелось услышать от вас следующее:

С какой орфограммой вы познакомились сегодня на уроке (дефис в наречиях)

Когда наречия мы пишем через дефис?

.

Слайд 24

Цели достигнуты? (на все вопросы, предложенные на слайде, дети отвечают утвердительно).

Повторили орфограмму дефис в словах разных частей речи?

Познакомились с условиями написания наречия через дефис?

Умеем определять условия постановки дефиса между частями слова в наречиях?

Умеем отличать наречия отдруг частей речи?

ΙX Слайд №25Домашнее задание.

НСамодиктант (составить словосочетания (глагол + наречие, прилагательное + наречие, существительное + наречие), в которых будут употреблены наречия, которые пишутся через дефис).

ППо желанию. Придумать рассказ на тему «Мой лучший друг (подруга)», в котором будут использованы наречия с изученной орфограммой.

Повторить словарные слова.



(Раздаётся в начале урока) Оценочный лист ученика 7 класса: __________________

1 – е задание («код»).

2 – е задание (тест).

Устный ответ.

Итог.







Учитель объявляет оценки за урок.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.