Статья «Декада Российской Науки в АОУ УР «Региональный образовательный центр одаренных детей»: опыт организации и проведения»
Декада Российской Науки в АОУ УР «Региональный образовательный центр одаренных детей»: опыт организации и проведения
Данилова Вера Леонидовна, методист, педагог дополнительного образования АОУ УР «Региональный образовательный центр одаренных детей»
Для формирования исследовательской мотивации школьников необходимо проводить среди детей познавательно-просветительскую работу. Наиболее эффективными формами в данном случае являются те, которые носят соревновательный характер и побуждают детей самостоятельно добывать знания. Декада Российской Науки дает такую возможность. Она ориентирована на индивидуальную работу с детьми, в том числе одаренными, имеющими высокие интеллектуальные способности, устойчивую положительную мотивацию к учению.
Декада Российской Науки проводится в АОУ УР «Региональный образовательный центр одаренных детей» с 2004 года с целью привлечения учащихся к изучению творческого наследия выдающихся отечественных и зарубежных ученых в области биологии и экологии и приурочена ко Дню Российской Науки - 8 февраля (утвержден указом президента РФ в 1999 году). Мероприятия Декады организуются ежегодно в период с 7 по 20 февраля.
Задачи Декады:
Познакомить учащихся с возможностями современной науки.
Создать условия для воспитания в учащихся стремления к знаниям и новым достижениям.
Привлечь учащихся к исследовательской деятельности.
Ежегодно в мероприятиях Декады принимают участие более 500 школьников 1-11 классов из 12-15 образовательных организаций г. Ижевска – обучающиеся различных объединений Регионального образовательного центра одаренных детей.
Наибольший интерес у ребят и педагогов вызывают активные формы проведения мероприятий – экскурсии в музей почв агрономического факультета и музей анатомии ветеринарного факультета Ижевской государственной сельскохозяйственной академии, естественнонаучный музей Удмуртского государственного университета, игры-практикумы «Экологическая лаборатория», «Занимательная химия», «Путешествие в Мир Науки», экоквест «Эко-знайки», конкурс иллюстрированных сочинений «Если бы я был ученым…» и др.
Так, например, в ходе игры-практикума «Экологическая лаборатория» школьники знакомятся с современными методами оценки экологического состояния окружающей среды и специальным оборудованием для экологических исследований, с последствиями загрязнения окружающей среды, пробуют себя в роли экологов-экспертов.
Информационные материалы и задания экоквеста позволяют учащимся расширить свои знания по экологии, узнать о большом вкладе российских ученых в разработку законов и принципов современной науки.
Таким образом, разнообразие форм проведения мероприятий позволяет проявить себя каждому участнику.
Далее приводится примерный план проведения Декады и задания игры «Путешествие в Мир Науки».
План проведения Декады Российской Науки
№ |
Мероприятие |
Возраст участников |
|
Оформление стендов «Наука и жизнь», «Выдающиеся русские ученые», «Есть такая наука ботаника (зоология, экология …)», «Микрочудеса», «Мир науки» |
1-11 классы |
|
День юного исследователя РОЦОД |
4-11 классы |
|
Экскурсии «Ижевск – город науки» (ИжГСХА, УдГУ, Институт удмуртского языка и литературы, Научно-исследовательский физико-технический институт) |
6 – 11 классы |
|
Конкурс информационных материалов «Компьютер на службе науки» |
5-11 классы |
|
Конференция «Исследователь нового века» |
6-11 классы |
|
Игры «Путешествие в Мир Науки», «Страна открытий» «Экологическая лаборатория», «Занимательная химия», «Школа Почемучек» |
2-7 классы |
|
Конкурс иллюстрированных сочинений «Если бы я был ученым…» |
1-7 классы |
|
Индивидуальные консультации для педагогов и учащихся по оформлению исследовательских работ |
1-11 классы |
|
Викторины «Достижения ученых в области биологии и экологии», «Люди науки» |
6-11 классы |
|
Конкурс презентаций и творческих работ «Моя планета» |
4-11 классы |
|
Мастерская компьютерной графики «Зоо-Франкенштейн», «Зоо-мозаика» |
4-11 классы |
|
Конкурс фотозагадок «Удивительный мир» |
1-11 классы |
|
Работа научного 2D кинозала «Секреты природы» |
1-6 классы |
|
Гербарные игры |
3-11 классы |
|
Интеллектуальные разминки «Хочу все знать!» |
3-7 классы |
Интеллектуальная игра «Путешествие в Мир Науки»
Для игры потребуются коллекции, гербарий, живые объекты, а также лупы и микроскопы. Объектами для изучения могут быть: чешуйки с крыла бабочки, яйцо улитки ахатины, крыло двукрылого насекомого, перо птицы, личинки водных насекомых, лишайники, веточки хвойных деревьев, споры гриба, сорусы папоротника, кожа змеи, чешуя рыбы, пыльца растения, водоросли и т.п.
Задание № 1. Дорогие ребята! Приветствуем вас в Мире Науки. Рассмотрите представленные экспонаты, используя микроскоп и лупу, и запишите правильные ответы:
№ экспоната |
Название |
Задание № 2. Что изучают науки, представленные в таблице? Запишите в таблицу номера карточек с определениями этих наук (педагогом заранее готовятся определения указанных наук, которые предлагаются участникам игры):
Название науки |
№ карточки с определением |
Название науки |
№ карточки с определением |
Агрономия |
Метеорология |
||
Бионика |
Химия |
||
География |
Физиология |
||
Териология |
Анатомия |
||
Палеонтология |
Герпетология |
||
Экология |
Кибернетика |