Статья «Психолого-педагогическое сопровождение одарённых и талантливых детей в ДОУ»
Психолого-педагогическое сопровождение одарённых и
талантливых детей в ДОУ
Одной из приоритетных задач современного образования является создание условий, обеспечивающих выявление и поддержку одаренных детей, начиная с дошкольного возраста. Эта задача сформулирована как стратегическая в законодательных и нормативных правовых документах, принятых за последние годы Правительством Российской Федерации:
Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (утв. 29 декабря 2012 г. №273, ст.77);
«Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов» (утв. Президентом РФ 3 апреля 2012 г. № Пр – 827);
«Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования» (утв. Приказом Минобрнауки РФ от 27.10.2013 г. № 1155);
«Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025» (утв. Распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р, п.3.11).
Каждый талантливый ребенок должен быть замечен! Актуальность работы с одаренными детьми определяется несколькими обстоятельствами: осознанием обществом «человеческого потенциала» как важнейшей предпосылки и основного ресурса своего развития; ускорением динамики жизни, увеличением информационной и эмоциональной нагрузок на человека, множеством проблем, решение которых требует огромных интеллектуальных усилий; требованиями социума к профессиональной деятельности личности, которая должна быть творческой, активной, социально ответственной, с развитым интеллектом, высокообразованной и др.
Методологической основой психолого-педагогического сопровождения одаренных детей является «Рабочая концепция одаренности» (под редакцией Д. Б. Богоявленской), которая дает определение феномену одаренности, представляет классификацию ее видов, пути идентификации, раскрывает особенности выявления, развития и воспитания детей с незаурядными способностями.
Одаренность с точки зрения автора концепции, – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Признаки одаренности – это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной действительности и могут быть оценены на уровне наблюдений за характером его действий.
Д. Б. Богоявленская, характеризуя ребенка с признаками одаренности, выделяет качества, свойственные в целом дошкольному возрасту:
- необычайная познавательная и поисковая активность,
- не насыщаемая потребность в деятельности,
- получение удовольствия от деятельности,
- творческие достижения в раннем возрасте,
- стремление подмечать, рассуждать, выдвигать объяснения,
- увлеченность определенными видами деятельности и т. д.
Часто одаренность путают со способностями, которые необходимо рассматривать лишь как компоненты одаренности, которые у каждого отдельно взятого одаренного ребенка вступают в уникальное сочетание, а также как первый этап развития одаренности. Однако далеко не все способности переходят в одаренность как таковую.
Деятельность ДОУ по развитию одаренности у воспитанников осуществляется по двум основным направлениям.
Первое направление предполагает выявление одаренных детей с явными или скрытыми признаками одаренности.
Второе направление определяется как психолого-педагогическая поддержка одаренных детей, которая решает две взаимосвязанные задачи: развитие одаренности ребенка путем удовлетворения его повышенных образовательных потребностей и развитие личности одаренного ребенка, его социализации.
Выявление одаренных детей – задача достаточно трудная для педагогов. Трудности эти связаны с тем, что в дошкольном возрасте признаки одаренности могут проявляться эпизодически, не все одновременно и не в одинаковой степени.
Необходимо учитывать, что одаренность часто проявляется не в достижениях, которые ребенок делает в специально организованной деятельности, а в деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Необходимо иметь в виду, что одаренные дети далеко не всегда стремятся демонстрировать свои достижения перед окружающими. Кроме того, дети, склонные к высоким достижениям, могут и не проявлять их сразу, но иметь потенциал к ним в любой из областей деятельности или в их сочетании.
Выявление одаренности предполагает организацию психолого-педагогического мониторинга, включающего следующие этапы (адаптированный вариант разработок Е. И. Щеблановой):
1. Номинация (называние) имен «кандидатов в одаренные». На заседаниях психолого-педагогического консилиума (далее ППК) педагоги обсуждают свои педагогические наблюдения и определяют, кто из воспитанников, возможно, обладает признаками одаренности. Педагогам необходимо иметь представления о признаках одаренности, их специфики в разном возрасте, чтобы заметить часто эпизодически проявляющиеся, нередко разрозненные действия детей, позволяющие предположить наличие одаренности.
2. Выявление проявлений одаренности в поведении, в разных видах деятельности. После того, как определены дети, которые, возможно, имеют признаки одаренности, организуется целенаправленное изучение их особенностей в деятельности с помощью стандартизированных методик:
– Методика «Интеллектуальный портрет»;
– Определение интенсивности познавательной потребности ребенка (В. С. Юркевич);
– Опросник по оценке креативности (творческого начала) ребенка (Шкала Вильямса) и др.
Участие в наблюдениях принимают все педагоги, работающие с ребенком. Результаты наблюдений обсуждаются на заседаниях ППК, формируется комплексное представление об особенностях развития ребенка.
3. Изучение условий и истории развития ребенка в семье, его интересов, увлечений. На данном этапе педагоги ДОУ организовывают диалог с родителями ребенка с целью получения сведений о семейной микросреде, раннем развитии ребенка, его интересах и необычных способностях, проявляющихся в домашних условиях, с помощью бесед, анкет, интервью:
– Методика экспертных оценок по определению одаренных детей А. А. Лосевой (может применятся и педагогами);
– Определение уровня проявления способностей ребенка (А. Н. Сизанов);
– Методика «Карта одаренности» А. И. Савенкова, на основе методики Д. Хаана и М. Каффа (может применяться и педагогами) и др.
4. Оценка способностей развития ребенка педагогами и родителями как экспертами; получение сведений о потенциальной одаренности, не проявляющейся пока в достижениях. На заседании ППК соотносят данные о ребенке, полученные от педагогов и родителей.
На следующих этапах организуется работа непосредственно с ребенком.
5. Самооценка способностей, мотивации, интересов, успехов с помощью самоотчетов, собеседования.
6. Включение детей в специальные игровые и проблемно-ориентированные занятия.
7. Оценка работ, продуктов деятельности ребенка, прежде всего результатов творчества, например, с использованием метода портфолио.
8. Психологическое тестирование.
Методики исследования одаренности детей должны обеспечивать принцип минимальной достаточности содержания методик для наиболее эффективного и адекватного отслеживания развития внутреннего потенциала личности воспитанников, охватывать познавательную и личностную сферу развития, поведенческую характеристику ребенка, что позволяет определить приоритетную сферу его интересов, а также уровень развития творческого мышления.
Индивидуальное тестирование по психологическим методикам производится педагогом-психологом детского сада.
Методы и методики диагностики одаренности зависят от возраста дошкольников. В отношении детей 3–4 лет используют метод стандартизированного наблюдения и экспертных оценок проявлений детского развития родителями и педагогами.
С 4 лет добавляется метод проблемных ситуаций игрового или предметно-практического характера, создающий условия для объективации проявлений одаренности в результатах деятельности.
С 5 лет предполагается также проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на изучение отдельных познавательных процессов (памяти, воображения, аналитико-синтетических умений), а интегративных качеств интеллектуального развития, в своей основе имеющих показатель креативности, а также эмпатию и эмоциональность:
– вербальные и образные тесты творческого мышления Торренса;
– батарея тестов креативности Туник;
– методика Джозефа С. Рензулли и Роберта К. Хартмана;
– тест креативности Вильямса;
– тест личностных творческих характеристик;
– методика «Сфера личностного развития» и др.
9. Вся полученная информация анализируется, обсуждается и на заседании ППК делается заключение о наличии признаков одаренности у ребенка. Если предположение подтверждается, то для ребенка проектируется индивидуальный образовательный маршрут, который также утверждается ППК. Если предположение не подтверждается, то за ребенком продолжают вести наблюдение, поскольку могут иметь место быть либо потенциальная одаренность, либо способности, которые также необходимо развивать.
Индивидуальный образовательный маршрут – это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного воспитанника, направленная на развитие его индивидуальных способностей. Индивидуальный образовательный маршрут поможет одаренному ребенку раскрыть все свои таланты и даже определиться в мире профессий.
Практика показывает, что одной программы бывает недостаточно для реализации образовательных, социальных задач по развитию ребенка в рамках индивидуального маршрута развития. В этой связи используется комплексирование нескольких программ различных специалистов, работающих по индивидуальному маршруту развития с ребенком.
Цель этой работы – оптимизация процесса составления индивидуального образовательного маршрута ребенка и координация междисциплинарного взаимодействия специалистов в условиях командной работы.
Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут можно рассматривать и как продуманный и построенный педагогами персональный путь развития и реализации личностного потенциала ребенка.
Итогом успешной работы педагогов может считаться успешное выполнение следующей конструкции образовательного процесса:
1. Базовое образование.
Базовое образование – общеобразовательные занятия базисного учебного плана, которые ребенок получает в стенах ДОО.
2. Углубленное обучение.
Углубленное обучение и развитие происходит с помощью индивидуальной целенаправленной работы со специалистами (психологом, логопедом, музыкальным работником, инструктором по физической культуре, хореографом и т. д).
3. Элитарное обучение.
Дальнейшее развитие способностей ребенок получает в виде Элитарного обучения в музыкальной или художественной школе, школе искусств танцевальной студии, спортивной секции.
Говоря о развитии одаренности, нельзя ограничивать свою работу лишь составлением программ обучения (ускорения, усложнения и т. д.). Необходимо создавать специальную среду для развития личности особого, талантливого ребенка, учитывающую такие принципы, как: уважение мнения и личной позиции, создание атмосферы личного комфорта, невмешательство педагога в дела, которыми увлеченно занят ребенок, если он не обращается за помощью или не вступает в контакт. Особая роль отводится созданию в детском саду такой психологической атмосферы, при которой каждый ребенок может свободно проявлять свои желания и интересы, чувствовать, что педагог принимает и любит его таким, каков он есть, отказ от высказывания личностных оценок и критики в адрес ребенка. Среда в дошкольном учреждении, должна быть интенсивно развивающей, стимулирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций, чувств.
Для этого обеспечиваются необходимые условия:
- обогащение окружающей среды предметами объектами и стимулами, максимально усиливающими любознательность дошкольника;
- поддержка и поощрение оригинальных идей и замыслов;
- создание условий для реализации творческих идей на практике;
- использование системы вопросов проблемного характера из различных областей знаний ребенка;
- использование личного примера творческого решения проблем;
- создание проблемно поисковых ситуаций, побуждающих к активной познавательной деятельности детей, учет возрастных особенностей.
Поэтому работа педагога-психолога также направлена и на повышение уровня теоретических знаний воспитателей об особенностях психологии одаренной личности, а также на активизацию и развитие профессионально важных качеств педагогов, необходимых для обеспечения эффективности учебно-воспитательного процесса. Это в значительной мере содействует совершенствованию профессионализма, повышению общей и психолого-педагогической культуры воспитателей, укреплению их личностно ориентированной позиции в педагогической деятельности.
Особое место в работе с одаренными детьми занимают консультации с их родителями. Семейная среда на этапе дошкольного детства играет ведущую роль в формировании творческой личности. Разные родители по-разному относятся к своим потенциально одаренным детям. Одни считают, что бесполезно обращать внимание на фантазии ребенка, его любознательность, стремление к познанию. В этом они видят лишь особенности возраста, а не проявление индивидуальности ребенка, потребность в творческом самовыражении. Другие родители, напротив, склонны скорее преувеличивать творческие и интеллектуальные возможности ребенка, тем самым удовлетворяя свое родительское тщеславие, постоянно подчеркивая, что их ребенок «талант». И именно такие родители озабочены созданием идеальных условий для развития «одаренности» ребенка, поэтому записывают его в различные студии, кружки, руководствуясь скорее соображениями собственного престижа, чем интересами и склонностями ребенка. Часто «чрезмерная» обучающая деятельность негативно сказывается на одаренности ребенка.
Наиболее многочисленная группа родителей – это те, кто интуитивно угадывает высокий творческий потенциал своего ребенка и даже пытается помочь в его раскрытии, сталкивается при этом с массой трудностей. И основная трудность заключается, как правило, в выборе оптимального соотношения между желаниями, требованиями взрослых и стремлениями, интересами ребенка.
Учитывая все типы родительских притязаний им предлагаются следующие рекомендации по развитию одаренных детей дошкольного возраста:
- вовлечение дошкольников в свободные игры со сверстниками;
- разрешение и поощрение высказывания множества вопросов. Использование в обучении дошкольников провокационных вопросов (постановка проблем или затруднений, для устранения которых нет известных средств), стимуляция выработки детьми собственных средств осуществления деятельности, а не принятие готовых
- вовлечение дошкольников в специфические детские виды деятельности (предметные игры, рисование, конструирование, лепка и др.)
- обеспечение предметно-информационной насыщенности развивающей среды и возможность разнообразного использования детьми современных информационно-компьютерные технологий в соответствии с требованиями возраста;
- стимулирование самостоятельности и независимости дошкольников, формирование ответственности за себя и свое поведение;
- использование аргументированной оценки для анализа действий;
- создание атмосферы взаимопонимания и возможности спонтанной экспрессии, творческого использования знаний.
Поскольку одаренный ребенок всегда требует к себе неординарного подхода, на консультациях с родителями выясняются и причины возникающих детско-родительских конфликтов, определяется путь к взаимопониманию и вырабатываются конструктивные способы взаимодействия родителей со своими детьми. Каждое из этих направлений требует специального теоретического и эмпирического исследования с целью выделить наиболее острые проблемные точки для более грамотного построения рекомендаций и консультативной работы в дальнейшем.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей представляет собой хорошо структурированный, последовательный вид деятельности, являющийся неотъемлемой частью системы работы дошкольного образовательного учреждения. Своевременная диагностика, соответствующее их потребностям программное содержание более высокого уровня и профессионализм педагогов ДОУ, способных работать с одаренными детьми – это слагаемые системного подхода к обучению и развитию одаренных детей.
Литература:
Осипова М. Б. Одаренные дети: проблемы выявления, развития и психолого-педагогического сопровождения в системе общего образования: метод. рекомендации / М. Б. Осипова. – Екатеринбург: НТФ ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2019. – 55 с.
Савенков А. И. Психология детской одаренности: учеб. для бакал. и магистратуры / А. И. Савенков. – Москва: Изд-во Юрайт, 2018. – 440 с.