Статья «Психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей в условиях ДОУ»

4
0
Материал опубликован 4 May 2021

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯ ДОШКОЛОНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.


Таланты создавать нельзя, но можно создавать почву,

на которой будут расти и процветать таланты

Генрих Нейгауз

 Каждый ребенок уникален и имеет право развиваться в своем темпе, учиться по своей образовательной траектории. Это означает, что общество, а вслед за ним и образовательные учреждения несут перед одаренными детьми особую ответственность и обязаны сделать все возможное для того, чтобы такие дети могли полностью реализовать свои возможности для собственного блага и на благо всего общества. Каждый талантливый ребенок должен быть замечен.

Одарённый ребёнок, в отличие от одарённого взрослого – несформированная личность, будущее которого неопределённо и способности которого должны открыться. Поэтому необходимо разглядеть и раскрыть росток одарённости, не дать ему потускнеть, помочь ребёнку освоить свой дар, сделать его достоянием своей индивидуальности, т.к. их интеллектуальные и творческие достижения имеют не только личностный, а и социальный смысл.

Детский сад - первое общественное учреждение, появляющееся на жизненном пути ребенка. В нем он должен познать все тонкости общения с окружающими людьми, социализироваться. Содержание дошкольного воспитания направлено на передачу детям творческого опыта, формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.

Одаренный ребенок - ребенок, выделяющийся яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Одаренность ребенка проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самостоятельный характер.

Под видами одаренности понимают ту область знаний или сферу жизни, в которой обозначились способности. Известно, что человек никак не может быть талантлив во всем. Если одна сфера деятельности ему оказывается очень близкой, то другие могут быть чрезвычайно далекими.

Стратегия работы с одаренными детьми в детском саду, заключается в необходимости создания условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент, может быть, еще не проявившейся или не выявленной, а также развитие талантливых детей, в отношении которых есть надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.

Работа с одаренными детьми в центре развития строится на следующих принципах:

Принцип дифференциации и индивидуализации (высшим уровнем реализации, которых является разработка индивидуального маршрута одаренного или способного ребенка);

Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей – разных видов деятельности;

 Принцип обеспечения свободы выбора дополнительных образовательных услуг;

 Принцип возрастания роли вне образовательной деятельности одаренных детей через кружки, секции, клубы по интересам;

  Принцип усиления внимания в индивидуальной работе с детьми.

В целях создания системы выявления и отбора одаренных детей, педагоги знакомятся с научными данными о психологических особенностях одаренных детей, приемами целенаправленного педагогического наблюдения, ведется подбор и накопление в методическом кабинете литературы, необходимой для самообразования по этой теме.  

Для развития способностей и талантов детей в детском саду необходимо создать разнообразную систему дополнительного образования, или   кружки, например:

Танцевальный (современный эстрадный танец, народный танец);

Изобразительная деятельность;

Английский язык;

Шахматы;

Театральное мастерство;

Логоритмика (занятия с логопедом);

Математическое развитие;

Корригирующая гимнастика;

Мультипликация;

Вокал;

Опытно-экспериментальная деятельность;

Художественный труд.

Распределение детей по кружкам происходит на основе интересов и желаний детей. Затем проводится анкетирование родителей, педагогов и диагностика детей.

Для успешной самореализации детей создать разнообразные центры развития детей:

Центр здоровья 

Центр экологического образования 

Центр художественно-эстетического развития детей

 Центр интеллектуального развития. 

Также необходимо организовать консультационный центр, где родители одаренных детей могут получить рекомендации педагога по развитию способностей детей.

Психологическое сопровождение кружковой деятельности воспитанников заключается в использовании рефлексивных техник, которые являются важнейшей составляющей современных образовательных технологий.

Интеллектуальное развитие детей как в НОД, так и в режимных моментах чаще всего осуществляются через проектную деятельность. При реализации проектов используются новые образовательные технологии: ИКТ, ТРИЗ и т.д.

Важно, чтобы каждый ребенок нашел свое место в этой среде, был значим и успешен в том или ином виде деятельности, мог развиваться в соответствии со своими реальными потребностями. Поэтому внимание должно уделяться не только оптимизации образовательной среды через совершенствование образовательного процесса, но и обеспечению психологического здоровья и комфорта детей.

Важным элементом сопровождения является развитие эмоционального мира ребенка через психологические тренинги, т.к. дети не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения.

Хочется отметить, что для одаренных детей очень важно проявлять свои таланты в различных мероприятиях, конкурсах.

Литература:

1. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. Пособие для воспитателей и родителей – 3-е изд. – М.: МПСИ, Флинта, 2004. – 144 с.

2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М., 2002. – 320 с.

3. Кулемзина А.В. Одаренный ребенок как ценность современной педагогики. – М.,  2004. – 264 с.

4.Одаренность и возраст: Развитие творческого потенциала одаренных детей: Учебное пособие / Под ред. А.М. Матюшкина. – М., 2004. – 192 с.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации