Психологическое сопровождение одаренных детей в образовательной среде

2
0
Материал опубликован 11 December 2020

Психологическое сопровождение одаренных детей в образовательной среде

Войнова О.А.,

ТОГБОУ «Казачья кадетская школа- интернат имени графа

И.И. Воронцова- Дашкова»


Одаренные дети - очень ценная и хрупкая часть нашего общества, но именно от нее зачастую зависит будущий потенциал развития науки, техники и культуры страны. Значит, общество, а вслед за ним и школа несут перед одаренными детьми особую ответственность и обязаны сделать все возможное для того, чтобы такие дети могли полностью реализоваться. Следовательно, проблема выявления, воспитания и обучения одаренных детей по-прежнему злободневна.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Ученые до сих пор не могут сказать, в каком возрасте проявляется детская одаренность. Опыт показывает, что, начиная с 3-4 лет и до 7- летнего возраста, идет бурное овладение ребенком своими умственными возможностями. То есть в школу ребенок идет уже с признаками определенной одаренности.

При этом ребенок может проявить особую успешность в достаточно широком спектре деятельностей, поскольку его психические возможности чрезвычайно пластичны на разных этапах возрастного развития. Одаренность ребёнка часто проявляется в успешности деятельности, зачастую имеющей самодеятельный характер. Ребенок дома может создавать сложные технические модели или писать стихи, заниматься живописью, при этом никак не проявлять себя на уроках или во внеурочной кружковой деятельности. Раскрыть для себя и общества такого ребенка становится довольно сложно.

Каковы же отличительные черты талантливых детей.

Прежде всего, это высокий уровень развития речи, мышления, памяти; высокая познавательная активность, любознательность, широта интересов, развитость воображения, креативность. При этом в поведении таких детей может наблюдаться повышенная возбудимость, ранимость, гиперактивность, излишняя потребность во внимании. Осложнять социализацию детей могут высокая избирательность интересов, низкая стрессоустойчивость, замкнутость.

Признаки одаренности проявляются в деятельности ребенка и могут быть выявлены на уровне наблюдения, они охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный (способ деятельности, наличие специфических стратегий деятельности, быстрота и успешность ее выполнения, качественно своеобразная продуктивность, постановка новых целей, неожиданные идеи и решения; склонность все делать по-своему, высокая структурированность деятельности, способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей, делать выводы и обобщения…) и мотивационный (отношение ребенка к той или иной стороне действительности, к своей деятельности). С точки зрения мотивации ребенка характеризует повышенная избирательная чувствительность к интересующим его сторонам предметной действительности или формам собственной активности (физической, познавательной, художественно-эстетической…); ненасытная любознательность, готовность расширять поле деятельности; чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное занятие; неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов; высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству. При всем этом ребенка может отличать своеобразный тип обучаемости. Это либо высокая скорость и легкость обучения, либо, наоборот, замедленный темп обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений. У одаренных детей рано проявляется способность к самообучению, поэтому им необходима индивидуализированная обогащенная образовательная среда.

Вышеперечисленные признаки одаренности часто противоречивы и вариативны в проявлениях, однако даже наличие одного из них должно привлечь внимание специалиста.

Одаренность детей может проявиться в практической деятельности (организационная, спортивная, ремесленная), в познавательной (интеллектуальная), в художественной (литературно- поэтическая, изобразительная, музыкальная, хореографическая), в коммуникативной (лидерская или аттрактивная), духовно- ценностной деятельности (служение людям).

Каждый вид одаренности предполагает разный подход в обучении, воспитании и развитии ребенка, с ориентацией на тот уровень психической организации, которая наиболее значима для данного конкретного вида деятельности и личностных особенностей ребенка. 

В образовательной деятельности одаренные дети склонны высказывать собственные идеи и отстаивать их, они часто не ограничиваются требованиями предлагаемых заданий, поэтому открывают новые способы решения проблем. Эти учащиеся, как правило, проявляют повышенную самостоятельность в процессе обучения и потому в меньшей степени, чем их одноклассники, нуждаются в помощи взрослых.

Учитывая эти особенности одаренных детей и подростков, при организации учебного процесса необходимо предусмотреть возможности повышения самостоятельности, инициативности и ответственности самого учащегося. Одаренные дети часто стремятся самостоятельно выбирать, какие предметы и разделы учебной программы они хотели бы изучать ускоренно или углубленно. Желательно предоставить им эти возможности. Вместе с тем подобное обучение требует организации специальных форм взаимодействия со взрослыми, в первую очередь с учителями. Одаренный ребенок нуждается во взрослых наставниках не меньше других детей, однако он предъявляет особые требования как к уровню знаний такого наставника, так и к способу взаимодействия с ним. Специалистам, работающим с одаренными детьми в школе, необходимо разрабатывать педагогические технологии, позволяющие талантливым учащимся самостоятельно искать и находить ответы на интересующие их вопросы. Для этих целей могут использоваться новые информационные технологии (в том числе Интернет), обучение учащихся приемам самостоятельной работы с литературой, методам исследовательской деятельности, включение их в профессиональное общение со специалистами интересующих их областей науки, техники, искусства.

Одаренные дети и подростки, в какой бы области деятельности ни проявлялась их одаренность, ориентируются не на общее мнение, а на лично добытое знание, что делает их неудобными для окружающих. Одаренные дети ведут себя менее предсказуемо, чем этого хотелось бы окружающим, что приводит иногда к конфликтам. Учителю следует всегда учитывать эту психологическую особенность, понимая ее природу.

Нередко у таких детей имеются проблемы в эмоциональном развитии. У большинства из них наблюдается повышенная впечатлительность, эмоциональная чувствительность. События, не слишком значительные для обычных детей, становятся для них источником ярких переживаний, иногда могут привести даже к бурным аффектам. Критическое замечание вызывает у них незамедлительные слезы, а любой неуспех приводит к отчаянию. В других случаях их эмоциональность носит скрытый, внутренний характер, обнаруживая себя в излишней застенчивости в общении, трудностях засыпания, а иногда и некоторых психосоматических заболеваниях.

Весьма трудной с точки зрения помощи этим детям является проблема волевых навыков. Часто складывается так, что они занимаются только деятельностью, достаточно интересной и легкой для них, составляющей суть их одаренности. Любую другую деятельность избегают, пользуясь снисходительным отношением к этому взрослых. Могут быть проблемы, связанные с их физическим развитием. Некоторые дети явно избегают всего, что требует физических усилий, тяготятся уроками физкультуры, не занимаются спортом. В конечном итоге, возникает ситуация, когда особо одаренные дети, будучи «трудоголиками» в сфере своей одаренности, все же не умеют трудиться, проявлять волевые усилия в жизненных ситуациях, в деятельности, не связанной с этой одаренностью. Учитывая это, необходимо создавать условия для развития и реализации потенциальных способностей одаренных детей через участие в олимпиадах, конкурсах, викторинах, выставках, индивидуальную работу и взаимодействие с семьей.

Исходя из выше сказанного система развития одаренности ребенка должна быть тщательно выстроена, строго индивидуализирована и ее реализация должна приходиться на достаточно благоприятный возрастной период, учитывать индивидуальные психологические особенности личности каждого одаренного ребенка, с которым работает педагог. Внимание к такому ребенку не должно исчерпываться лишь периодом его обучения. В зависимости от воспитания, внимательного и профессионального отношения к одаренному ребенку, из его задатков и способностей может вырасти полноценный талант, который в дальнейшем будет направлять его жизнь и благоприятно влиять на окружающих.


Список использованной литературы

1. Бурменская Г. Одаренные дети. - М.,1991.

2. Кадиева Ф.У. Детская одарённость: признаки, виды, особенности личности одарённого ребёнка.

3.Савенков А.И. Психология детской одаренности. – М.: Генезис, 2010



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации