Материал на проверке

Декоративно-прикладное искусство. Дымковская игрушка. Элементы росписи.

6
1
Материал опубликован Сегодня в 18:53

Декоративно-прикладное искусство. Дымковская игрушка. Элементы росписи.

Цель: приобщение учеников к миру декоративно – прикладного творчества в России посредством изучения народных промыслов

Задачи:

1. Обучающие. Знакомство учащихся с новым видом декоративно – прикладного искусства – дымковской игрушкой. Знакомство с элементами геометрического узора – дымковской росписи ( круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки, ромбы, квадраты )

2. Коррекционные. Развитие слухо-зрительного восприятия. Формирование связной, логически грамотной речи. Развитие ориентации на плоскости через ориентацию на листе бумаги

3. Развивающие. Развитие художественно – творческих способностей учеников, самостоятельности и аккуратности в работе.

4. Здоровьесберегающие. Снятие физического напряжения с использованием физкультминутки.

5. Воспитывающие. Воспитание интереса к народным промыслам своей страны.

Ход урока

1. Организационный момент.

Рапорт дежурного.

А сейчас улыбнитесь друг другу. Улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только такое настроение понадобится для работы. Я желаю вам успехов и хорошего настроения.

2. Вступительная беседа.

Сегодня, ребята, мы поговорим об игрушках - народных игрушках.  Совершим с вами увлекательное путешествие в далёкое прошлое и настоящее к мастерам дымковской игрушки, узнаем её особенности, научимся выполнять элементы росписи дымковской игрушки.  

         Издавна славится наша Родина своими мастерами, своими делами. Где бы мы ни были - везде встретим чудо-мастеров,  умеющих превращать природные материалы в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. Сегодня мы познакомимся с одним из них. Дымковская слобода.

Слушайте внимательно, попробуйте понять, из чего сделаны эти игрушки.

Видео «Дымковская игрушка»

- Из чего делают дымковские игрушки?

- Что такое слобода?

Слобода́ — вид поселения или района ( микрорайона) в городе. Ды́мковская слобода – это микрорайон в городе Кирове, ранее этот город назывался Вятка, а ещё ранее Хлынов.

Промысел дымковской игрушки возник очень давно в 15 – 16 веках 400 лет назад

- Рассмотрите фотографии этой местности. Дымково стоит на реке Вятка. Очень богата Храмами и церквями. Застроена преимущественно одноэтажными деревянными домами

t1737561041aa.jpgt1737561041ab.jpg

- Вид на Дымковскую слободу с реки Сухона.

t1737561041ac.jpg

3. Создание дымковской игрушки.

В этих местах отличные глина и песок. Сейчас, в наше время, промысел сохраняет свою традицию и использует только местную глину. Глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком и служит материалом для производства игрушки.

Сначала лепятся части игрушки, затем примазываются друг к другу. После этого просушиваются и обжигаются в раскалённых печах. Затем покрываются белой краской и уже после расписываются ярким узором.


t1737561041ad.jpg




t1737561041ae.jpg

Элементы дымковской росписи:

t1737561041af.gif

- цветные полоски;

- волнистые, зигзагообразные линии;

- крупные и мелкие кружочки – горошины;

- кольца, точки;

- ромбы;

- клетки;

- овалы

- Какие цвета используют мастера?

4. Рассмотрение игрушек.

Посмотри, как хороша,

Эта девица-душа,

Щечки алые горят,

Удивительный наряд.

t1737561041ag.jpg

Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный,

У большого индюка,

Все расписаны бока.

Посмотрите, пышный хвост,

У него совсем не прост,

Точно солнечный цветок,

Да алее гребешок.

t1737561041ah.jpg

Даже кони в праздничных нарядах.
Кони глиняные мчатся, 
На подставках, что есть сил.
И за хвост не удержатся,
Если гриву упустил. 


t1737561041ai.jpg

Через горные отроги,

Через крыши деревень,

Красноногий, желторогий,

Мчится глиняный олень.

t1737561041aj.jpg

4. Гимнастика для глаз «Лучик солнца»
Лучик, лучик озорной, поиграй-ка ты со мной.
(моргают глазами)
Ну-ка, лучик, повернись, на глаза мне покажись.
(делают круговые движения глазами)
Взгляд я влево отведу, лучик солнца я найду.
(отводят взгляд влево)
Теперь вправо посмотрю, снова лучик я найду.
(отводят взгляд вправо)

5. Демонстрационный рисунок учителя.

Сегодня мы с вами представим себя мастерами по изготовлению дымковских игрушек и потренируемся в выполнении элементов росписи. На следующем уроке вы будете расписывать барыню.

6. Пальчиковая гимнастика. Физминутка.

По солнышку, по солнышку (руки вверх – к плечам)

Дорожкой луговой (руки вперёд- к плечам)

Иду по мягкой травушке ( шагаем в воздухе)

Я летнею порой ( шагаем в воздухе)

И любо мне, и весело, ( повороты туловищем в лево - в право)

Смотрю по сторонам, (повороты головой)

И дымковской игрушке (руки вверх – к плечам, сжимая и разжимая

кисти рук)

Радуюсь я там. (ножницы)

Радуюсь я там (ножницы)

Повернитесь, покружитесь,

Низко-низко поклонитесь!

Ждут вас новые дела.

Составлять узор пора!

7. Выполнение рисунка учащимися.

8. Отчёт о проделанной работе.

9. Оценка работы учащихся.

10. Итог урока

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей.

В ней нету цвета дымного,

Что серости серей.

В ней что-то есть от радуги

От капелек росы.

В ней что-то есть от радости

Гремящей, как басы.

 Обобщение полученных на уроке сведений.
- Что нового узнали на уроке? 
- Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали? Довольны ли вы результатами своей работы?

Список использованной литературы:

1. Киселева Г. Г., Шаклеин С. П. Дымковская игрушка на рубеже столетий. Киров (Вятка), 2007

2. Менчикова Н. Н. Вятские народные промыслы и ремесла: история и современность. Киров, изд. «О-краткое», 2010

Интернет – ресурсы

http://dymka.teploruk.ru/article/folklor/?curPos=8

https://forum.d-seminar.ru/threads/po-solnyshku-n-preobrazhenskii.5889/


























в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо большое за разработку урока. Возьму на заметку для своих уроков по технологии.

Сегодня в 19:52