Конспект урока по математике в 6 классе на тему «Деление рациональных чисел»
Предмет математика
Класс 6
Тема: «Деление рациональных чисел»
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Технология проблемного обучения, ИКТ
Учебные материалы урока: Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир
Формы работы: индивидуальная, групповая, в парах, тест
Предметные: Создать условия для осмысления и нахождения учащимися способа деления рациональных чисел
Метапредметные:
Создать условия для формирования умений определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя,
проговаривать последовательность действий на уроке
работать по коллективно составленному плану, оценивать правильность выполнения действия.
Личностные: Развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
1. Орг. момент. Откройте тетради, запишите число.
2. Подготовительная работа.
- Скоро распустятся почки, зазеленеет трава, деревья.
Когда в последний раз Вы задумывались о том, насколько деревья потрясающие живые организмы? Конечно, все мы знаем, что деревья очищают воздух, являются экологичным строительным материалом, а также хорошим топливом. Но что еще мы знаем о деревьях? Существует множество удивительных фактов, которые знают далеко не все.
Дерево Мафусаил. Официальная дата произрастания — 2831 г. до н. э.
- Сколько ему лет? (4852 г)
Вспомнить и нарисовать ленту времени, как найти длину отрезка на координатной прямой.
В нашем селе заботятся об экологии, занимаются озеленением. Несколько лет назад выпускники высаживали возле школы дубки, которые, к сожалению, не принялись.
В 2019 г школьники высаживали деревца возле д/сада «Солнышко». В прошлом году у реки, где была свалка, расчистили местность и садили деревья волонтёры, депутаты и глава администрации М.И. Соболёк.
В мае 2020 года активисты села и выпускники высадили саженцы в сквере «Сердце Верх-Тулы».
- Во сколько раз отличается возраст дерева Мафусаила и посаженных саженцев? (в 4852 раза)
Средний возраст взрослых людей, сажавших деревца – 51 год, а выпускников – 17 лет.
- Во сколько раз отличается их возраст? В 3 раза.
Половину деревьев высадили взрослые, другую – дети. Какую часть деревьев высадили дети? ½.
- Какое действие мы выполняли, отвечая на вопрос, во сколько раз одно число больше другого, какую часть одно число составляет от другого?
Давайте подумаем над темой сегодняшнего урока. Связано с делением.
3.ДЕРЕВО ОЖИДАНИЯ (стикеры двух цветов) : на дерево каждый ученик прикрепляет листик определённого цвета (если у него тревожные ожидания от урока – красный; если уверен в себе, в своих знаниях – зелёный). В конце урока на другое дерево точно так же, и сравнивают результат.
Учитель предлагает совместно выработать правила продуктивного урока.
Учащиеся предлагают правила, которые им необходимы для достижения результатов:
Слушать
Слышать
Не перебивать
Не отвлекаться и т.д.
4.Работа с сигнальными картами: определить знак результата (синий – «минус», красный – «плюс»)
-15+8
4-13
6* (-3)
-8*(-5)
-10*0
-7-(-19)
- Какие арифметические действия в примерах?
- Все ли действия присутствуют? Почему?
5. Новый материал.
- Объясните смысл деления положительных чисел. 15:3?
По данному произведению и одному множителю можно найти другой множитель: -15:(-3) это значит, найти такое число х, что -3х=-15.
Модуль числа -15 : на модуль числа -3 = 5. Число в ответе должно быть положительным. Запишем: -15:(-3)=5
Сформулируйте правило!
Чтобы отрицательное число разделить на отрицательное, нужно модуль делимого разделить на модуль делителя.
-Какие случаи деления возможны? – на +; + на -; 0 на -; 0 на +.
6. Работа с учебником. С. 239, прочитайте правило.
7. Работа в группах:
В группах по 4-5 человек каждый ученик берёт один пример и вычисляет, соблюдая порядок вычисления.
Вычислить, выполнив проверку и объяснив, что значит разделить одно число на другое.
-Какую цель можно перед собой поставить? (сформулировать правило деления на число, отличное от нуля).
-16:(-2)
30:(-6)
121:(-1)
-21: (-3)
-35: (-7)
8. Закрепление правила.
- Мы убедились, что при делении чисел получается положительное или отрицательное число, или ноль.
-Из каких частей должно состоять правило? На какие вопросы оно должно отвечать? Почему?
Правило должно состоять из двух частей, отвечающих на вопросы:
-какой поставить знак в частном?
-как найти модуль частного?
Разделить число а на число b, отличное от нуля, это значит найти
такое число с, которое при умножении на делитель b даст делимое а.
а:b=с, b≠0; с* b=а.
9. ФИЗМИНУТКА
Тест для определения типа характера.
Тест 1. Ведущая рука. Если при переплетении пальцев рук сверху оказывается левый палец, то вы помечаете для себя "Л", если правой - "П". В общем случае "Л" связано с более эмоциональным складом личности, "П" - с аналитическим
Тест 2. Ведущий глаз. Необходимо посмотреть на какой-либо предмет через прицел (например, кончик ручки или отверстие в листе бумаги). Если закрыть ведущий глаз "П", то предмет сместится относительно прицела. Если закрыть не ведущий глаз "Л", то смещения не будет. В общем случае ведущий глаз "П" соответствует твердому, настойчивому, более агрессивному характеру, в не ведущий "Л" - более мягкому и уступчивому
Тест 3. Поза Наполеона. Если при переплетении рук на груди сверху оказывается левая рука, необходимо отметить "Л", правая - "П". В общем случае левая рука сверху указывает на способность к кокетству, правая на простодушие
Тест 4. Аплодирование. При совершении правой рукой помечаем "П", левой - "Л". В общем случае аплодирование правой рукой говорит о более решительном характере, левой о нерешительности, стремлению к повышенному обоснованию своих поступков
Среди левшей чаще встречаются литераторы, журналисты, деятели искусства, организаторы. Среди левополушарных — инженеры, математики, философы, лингвисты.
Наблюдения показали, что при совпадающих тестах у студентов возникает состояние "душевного комфорта" и взаимной симпатии.
10. Завершите составление модели:
+:-=
-:-=
…….
- Получили правило деления пол и отр чисел? Снова обратимся к определению деления.
Алгоритм деления рац чисел: (используя составленную модель)
Определить знак частного
Разделить модуль делимого на модуль делителя
10. Работа по группам: сильная часть учеников выполняют №1124 и сверяют ответы с доской (один уч-ся на доске). Вторая часть учеников (слабые) работают с учителем, проговаривая правило: №1123.
А теперь вспомним правила арифметических действий с рац числами: +,-,*. (желающие у доски). Правила деления похожи ли на какие-нибудь? *
Верно ли выполнено деление?
34:(-2)= 17 нет (-17) -1: (-5)= 0,5 нет (0,2)
-60:1,5 = -4 нет (-40) 8,5: (-1)=-8,5 да
-7,6: (-4) =1,9 да
2,7: (-2,7)= 0 нет (-1)
11. Итог урока. Рефлексия.
- Какая цель перед нами стояла? Получить правило деления пол и отр чисел.
- Достигли ли мы её? Да.
-Какие знания нам помогли «открыть» новое правило? Определение делении на число, отличное от нуля, характеристик положительных и отр чисел. Находить частное. Находить знак частного. Находить модуль частного. Применять полученное правило в различных ситуациях.
- Подумайте, какое высказывание для вас ближе. По окончанию нашего урока напишите соответствующую цифру
1.Урок полезен, всё понятно.
2.Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
3.Ещё придётся потрудиться.
4.Да, трудно всё-таки учиться!
ДЕРЕВО УСПЕХА
-Поставьте себе оценку
Планете Земля 4,6 миллиарда лет. Если пропорционально сократить этот срок до 46 лет, то человечество существует примерно 4 минуты. Промышленная революция началась секунду назад, и с того момента мы уничтожили почти половину лесов мира.
«Люди, не поддерживающие деревья, скоро будут жить в мире, не поддерживающем людей».
Брайс Нельсон