Урок-закрепление по математике «Деление в данном отношении», 6 класс
Технологическая карта урока математики в 6 классе.
Разработала педагог математики: Темникова А.Е.
ОБЩАЯ ЧАСТЬ |
||||||||
Предмет математика |
Класс |
6 |
||||||
Тема урока |
Деление в данном отношении |
|||||||
Тип урока |
Урок закрепления изученного материала |
|||||||
Планируемые образовательные результаты |
||||||||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
||||||
Знать математическое понятие «деление в данном отношении», «деление величины в заданном отношении нескольких чисел», решать текстовые задачи с заданным отношением величин, решать текстовые задачи на смеси алгебраическим и арифметическим способом; учащийся получит возможность научиться использовать приемы, рационализирующие вычисления; учащийся получит возможность научиться самостоятельно создавать алгоритмы деятельности, использовать изученные способы для решения практических заданий. |
учащийся научится самостоятельно ставить цели и планировать пути ее достижения, самостоятельно контролировать свое время и управлять им, принимать решения в проблемной ситуации на основе диалога; учащийся получит возможность научиться адекватно оценивать свои возможности достижения цели в различных сферах самостоятельной деятельности; учащийся научится планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умению полно и точно выражать свои мысли, слушать и понимать других; учащийся получит возможность научиться учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию, оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности. |
Развивать трудолюбие, дисциплинированность, уважение к одноклассникам, формировать интерес к математике, активность при решении задач, умение контролировать процесс и результат учебной деятельности. Учащийся получит возможность для формирования устойчивой учебно-познавательной мотивации, готовности к самообразованию |
||||||
Оборудование: |
компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал, электронное приложение к учебнику, ноутбуки |
|||||||
Образовательные технологии |
информационно-коммуникационная; проблемно-диалоговая технология; Здоровьесберегающая технология (физкультминутка, создание позитивного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока; организация различных форм деятельности учащихся, организация урока с учетом временного восприятия и усвоения учебного материала). |
|||||||
Основные понятия |
Опорные понятия, термины Отношения Обыкновенные и десятичные дроби Основное свойство обыкновенных дробей Умножение и деление дробей Новые понятия Деление в данном отношении Буквой обозначаем одну из равных частей Способы решения текстовых задач на деление в данном отношении |
|||||||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
||||||||
1 этап – орг момент. Цель – создавать благоприятный эмоциональный настрой на работу, вовлечь учащихся в учебную деятельность |
||||||||
Проверяет готовность учащихся к уроку. Проводит инструктаж по раздаточному материалу. |
Слушают учителя. |
Коммуникативные УУД планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Личностные УУД самоопределение |
||||||
2 этап – актуализация знаний. Цель – актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности, создать условия для создания у учеников внутренней потребности для включения в учебную работу |
||||||||
Перед вами на столах лежат квадраты зеленого или желтого цвета, а так же лист самооценки, подпишите листы самооценки. В течение урока вы постарайтесь оценить себя по критериям, которые указаны в листе. Откройте тетради, запишите число. Я вижу, что все готовы к работе. -Пододвиньте к себе детали и соберите из них прямоугольник. - Смогу ли я сказать, чему равны длина и ширина каждого прямоугольника не измерив их? - Для того чтобы я смогла это сделать, что должно быть известно? -Сможем ли мы составить отношение? -Составьте каждый свое отношение и запишите в тетрадь (проверить) -Найдите длины сторон данного прямоугольника, если периметр равен 224 мм. - С какими известными для вас понятиями вы встретились? - Дайте определение, что называют отношением? -Прочитайте следующие отношения:15:6, 3:5, 5/7, 1/2:3/4,0,5:0,3. - Какие из этих отношений можно упростить? Упростите. - Что получили? Запишите полученные выражения в тетради и на доске |
Получают положительную мотивацию к изучению предметного материала. Складывают из квадратов прямоугольники. Отвечают на вопросы учителя Предполагаемые ответы: -Нет - Как относятся стороны. -Чему равен периметр. - Да, так как прямоугольники составлены из одинаковых квадратов. Легко сосчитать, сколько квадратов укладывается в длине, сколько в ширине. Составляют отношение. Решают задачу. - Отношение. Дают определение отношения. -Пропорция. |
Познавательные УУД : Анализ объектов с целью выделения признаков Личностные УУД: Формулировать собственное мнение и аргументировать его. Коммуникативные: вступать в диалог. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
||||||
3 этап – целеполагание и мотивация. Цель обеспечить мотивацию учения и принятие целей урока |
||||||||
А теперь, пожалуйста, разделите число 120 в следующих отношениях: а) 2:4; б) 1/3:2/3; в) 4:1:5 (проблемная ситуация с затруднением) - Какой у вас возник вопрос при выполнении этого задания? Попробуйте выразить свои затруднения одним предложением Формулируют затруднения в форме вопросов: -Что необходимо сделать с числами, из которых составлено отношение? -Можно ли их сложить, как в предыдущем случае? |
Выполняют задание а), дают пояснения к выполнению (ответ: 40, 80) Определяют цели: |
Самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы, решение проблемы, построение Контроль и оценка процесса и результата деятельности. Планирование, прогнозирование Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Выражают свои мысли с достаточной точностью Постановка вопросов, инициативное сотрудничество с учителем |
||||||
4 этап – изучение нового материала. Цель – мотивировать учащихся на составление алгоритма деления в данном отношении |
||||||||
Подводящий к знанию диалог: Сколько чисел мы должны получить в результате решения задачи? Мы с вами разделили число в заданном отношении, чем похож и чем отличается способ деления числа в отношении двух членов и трех членов и т.д.
|
Алгоритм решения записывают в тетрадь 1 способ: разделить число c в отношении m : n mx + nx =c (m+n)x=c x=c/(m+n) mc/(m+n) ; nc/(m+n) 2 способ: c- состоит из m+n частичек одна частичка равна c/(m+n) mc/(m+n); nc/(m+n) Записывают изменения в алгоритме. Делают вывод: |
Познавательные: применение полученных знаний в решении практической задачи. Самостоятельно делают выводы Контроль, коррекция, оценка - выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера |
||||||
5 этап – организация первичного контроля. Цель – обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления знаний по теме |
||||||||
Индивидуальные задания по электронному приложению к учебнику №2 (с использованием интерактивной доски) |
Выполняют задание из приложения к учебнику |
Познавательные УУД: Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунка, схемы. Умение структурировать знания Контроль, коррекция, оценка - выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера |
||||||
6 этап Физкультминутка. Цель - сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся |
||||||||
*Я утверждаю, что пропорция-это равенство двух отношений. *Я утверждаю, что в пропорции 25׃ 5=10 :2 числа 2 и 25 называются средними членами пропорции. *Я утверждаю, что произведение крайних членов верной пропорции равно произведению ее средних членов. *Я утверждаю, что равенство 3+1=8:2 не является пропорцией. *Я утверждаю, что пропорция 10:25=2:5 верна. |
Да - хлопают в ладоши, нет - топают ногами. |
Сменили вид деятельности и готовы продолжить работу. |
||||||
7этап – организация текущего контроля. Цель – установка правильности и осознанности восприятия темы, выявление первичных пробелов в усвоении знаний, обеспечение закреплениязнаний и способов действий, необходимых для дальнейшего изкчения темы. |
||||||||
Самостоятельная работа с последующей проверкой по шаблону (10 мин) Инструктаж по выполнению контрольного теста на ноутбуках. Проверка с помощью документ камеры. |
Выполняют задания в парах, решение записывают в тетрадь. Заполняют лист самооценки. Выбирают возможные пути решения |
Регулятивные УУД: Выделяют в условии данные, необходимые для решения задачи, строят логическую цепочку рассуждений, сопоставляют полученный результат с условием задачи. Сличают свой способ действия с эталоном. Коммуникативные УУД: Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. Личностные УУД: Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом Коммуникативные УУД: Формулировать свои мысли в устной форме, уметь взаимодействовать с соседом при выполнении учебной задачи. |
||||||
8 этап – рефлексия и подведение итогов. Цель – инициировать рефлексию по поводу психо-эмоционального состояния на учащегося на уроке. |
||||||||
Подводит итоги урока, систематизирует полученные знания. Просит оценить себя. -Какую оценку за работу на уроке вы себе поставили? -С каким настроением вы уходите с урока? Проводят самоанализ и самооценку своей деятельности. - Что сегодня мы нового узнали на уроке? - Над чем еще надо поработать? - Кого вы можете отметить? - Оцените свою работу на уроке (поставьте восклицательный знак, если все понятно; если есть вопросы, вопросительный знак). -По желанию сдайте тетради на проверку. - МОЛОДЦЫ! |
Рефлексия деятельности на уроке. Поднимают руки |
Личностные УУД. Сформировать рефлексивную самооценку деятельности на уроке, развивать умение выражать настроение, анализировать его изменение в течение урока. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
||||||
9 этап – постановка домашнего задания |
||||||||
Проводит инструктаж по домашнему заданию. №111, 112 (1,3,5) |
Записывают ДЗ |
Лист самооценки от ……(дата)………………..
Фамилия, имя……………………………………………………………………….
Опрос по теории
Работа на уроке
Самостоятельная работа
Итог
Решение контрольного теста
№1. 150 2 : 8 1) 2 + 8 = 10;
2) 150 : 10 = 15;
3) 2 х 15 = 30;
4) 8 х 15 = 120.
Ответ: 30 и 120
№2. 150 4 : 11 1) 4 + 11 = 15;
2) 150 : 15 = 10;
3) 4 х 10 = 40;
4) 11 х 10 = 110.
Ответ: 40 и 110
№3. 210 км 1,2 : 1 3/5
12/10 : 8/5 = 6/5 : 8/5 = 6 : 8 1) 6 + 8 = 14;
2) 210 : 14 = 15;
3) 6 х 15 = 90;
4) 8 х 15 = 120.
Ответ: 120 км
№4. 26 км 1,5 : 1 3/4
15/10 : 7/4 = 3/2 : 7/4 = 6 : 7 1) 6 + 7 = 13;
2) 26 : 13 = 2;
3) 2 х 6 = 12;
4) 2 х 7 = 14.
Ответ: 12 км
№5.
Ответ: 2 : 3
4 : 3
№6. 170 3 : 5 : 9 1) 3 + 5 + 9 = 17;
2) 170 : 17 = 10;
3) 3 х 10 = 30;
4) 5 х 10 = 50;
5) 9 х 10 = 90.
Ответ: 30; 50 и 90.
№7. 14,4 1/3 : 1/15 : 0,2 = 1/3 : 1/15 : 2/10 = 1/3 : 1/15 : 1/5 = 5 : 1 : 3
5 + 1 + 3 = 9;
14,4 : 9 =1,6;
5 х 1,6 = 8;
1 х 1,6 = 1,6;
3 х 1,6 = 4,8.
Ответ: 8; 1,6 и 4,8.