Урок математики в 6 классе по теме: «Деление числа в данном отношении»
Технологическая карта урока математики 6 класс
Тема: Деление числа в данном отношении.
Цели:
Личностные:
Развитие навыка самостоятельности в работе, трудолюбия, аккуратности, развитие навыков самоанализа и самоконтроля при оценке результата и процесса своей деятельности.
Формирование информационной, коммуникативной и учебной компетентности учащихся, умения работать с имеющейся информацией в новой ситуации.
Познакомиться с правилом деления числа в данном отношении. Научиться применять правило при решении заданий.
-
Метапредметные:
Предметные:
Тип урока: урок изучения нового материала
Учебные задачи, направленные на развитие учащихся:
- в личностном направлении: обеспечить познавательную мотивацию учащихся при изучении новых понятий и определений, провести рефлексию деятельности после проделанной работы.
- в метапредметном направлении: формирование умения самостоятельно формулировать учебную задачу урока, развитие операций мышления (сравнение, сопоставление, выделение лишнего, обобщение, классификация), формирование отдельных составляющих исследовательской деятельности (умения наблюдать, умения делать выводы и умозаключения, умения выдвигать и формулировать гипотезы).
- в предметном направлении: изучение деления числа в данном отношении.
Техническое обеспечение: учебник «Математика, 6 класс» Никольский С.М., Шевкин А.В., компьютер, мультимедиапроектор, презентация в программе Power Point,оценочный лист, тетрадь, карточки - задания.
Формы работы: работа в парах, работа в группах, фронтальная работа, индивидуальная работа.
Методы обучения на уроке: словесные ( слово учителя), наглядные (модели и презентации), творческие, практические и проблемно- поисковые (при решении задач),самостоятельная работа в «рабочих листах», методы стимулирования и письменного контроля ( оценки).
Методикой обучения на данном уроке является развивающее обучение.
Структура и ход урока:
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
УУД |
ЭОР |
Время |
|||||||||||||||||||||
Организационный момент |
Приветствует учащихся, организует рабочее место. Проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания; инструктаж по работе с листом самооценки. Добрый день, добрый час! Девизом нашего урока будут слова канадского математика Айвена Нивена: «Математику нельзя изучать, наблюдая как это делает сосед» - Как вы понимаете эти слова? |
Приветствуют учителя, организуют свое рабочее место, демонстрируют готовность к уроку. Знакомство с листом самооценки, уточнение критериев оценки. Настраиваются на рабочий лад. Выдвигают предположения. |
Развитие умения организовать рабочую среду. Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости. |
1 слайд 2 слайд |
2 мин. |
|||||||||||||||||||||
Актуализация знаний |
Предлагает ответить на поставленные вопросы: - Что ж, ребята выполним устный счет и повторим табличное умножение и деление. - А теперь, ребята давайте с вами повторим понятие, с которым знакомились на предыдущих двух уроках. А это было понятие? Верно, масштаб. А что называют масштабом? - Выполним задания связанные с масштабом: 1. Масштаб на карте 1 : 200 000. Расстояние между двумя селами на карте 10 см. Каково расстояние между этими селами на местности? На карте – 10 см На местности – ? км Масштаб – 1 : 200 000 2. Расстояние между двумя городами 40 км. Каково расстояние между этими городами на карте, масштаб которой 1 : 1 000 000? На карте – ? см На местности – 40 км Масштаб – 1 : 1 000 000 |
Отвечают на вопросы учителя с комментированием. По цепочке дают ответы на табличное умножение и деление. Выполняют задания устного счета (взаимодействуют с учителем во время устного счета). Масштаб – это отношение длины отрезка на плане к его настоящей длине. Комментирую решение, проводят расчеты: 1.Решение. 10 см 200 000 = 2 000 000 см = 20 км – расстояние на местности. Ответ: 20 км. 2.Решение. 40 км : 1 000 000 = 4 000 000 см : 1 000 000 = 4 см – расстояние на карте. Ответ: 4 см. |
Л: развитие мотивов учебной деятельности. Р: целеполагание. К: слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. П: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Выделять существенную информацию, выдвигать гипотезы и осуществлять актуализацию личного жизненного опыта |
3-4 слайд 5 слайд 6-7 слайд |
3 мин. 2 мин. 3 мин. |
|||||||||||||||||||||
Целепологание и мотивация |
Подготовить учащихся к изучению новой темы. - Чтобы обозначить тему нашего урока посмотрите на это сочетание букв. Прочитайте его но без букв У и К: УДКЕЛКЕУУНИКУЕУУКЧУИСКУЛУУАВДУУАННУКОКМОКТНУОКШЕУУНУИИ. какие цели поставим на этот урок? Я согласна с вами. Цель урока: Познакомиться с правилом деления числа в данном отношении и научиться применять при решении заданий. - Но нам необходимо сначала вспомнить, что же такое отношение? |
Выдвигают предположение о теме урока. Читают сочетание букв, выделяя тему урока. -Высказывают гипотезу о цели урока: Познакомиться с правилом деления числа в данном отношении и научиться применять при решении заданий. Частное двух не равных нулю чисел a и b называют отношением чисел a и b. |
Личностные УУД: проявлять интерес к новому содержанию, осознавая неполноту своих знаний Познавательные УУД: формулировать информационный запрос Регулятивные УУД: определять цели учебной деятельности |
8 слайд 9 слайд |
3 мин. |
|||||||||||||||||||||
Изучение нового материала |
-Ребята, для того, чтобы познакомиться с новым правилом, решим вот такую задачу. Пусть требуется разделить между двумя друзьями 60 конфет в отношении 2 : 3. 1 друг – ? конфет 2 : 3 60 конфет 2 друг – ? конфет - Умеем ли мы с вами решать такие задачи? - А другим способом мы можем решить эту же задачу? - Да ребята, мы с вами пока можем решать только одним способом, а теперь рассмотрим еще один. II способ. 1) (конфеты) – приходится на 2 части, это для 1 друга; 2) (конфет) – приходится на 3 части, это для 2 друга. Ответ: 24 конфеты, 36 конфет. Выведем правило деление числа в данном отношении. Таким образом, чтобы разделить число 60 в отношении 2 : 3, можно разделить число 60 на сумму членов отношения 2 + 3 и результат умножить на каждый член отношения. Запишем определение в общие тетради. |
- Да умеем. Выдвигают гипотезы по способам решения. - Нет не можем. I способ. 1) 2 + 3 = 5 (частей) – составляют все конфеты; 2) 60 : 5 = 12 (конфет) – приходится на 1 часть; 3) 2 12 = 24 (конфеты) – приходится на 2 части, это для 1 друга; 4) 3 12 = 36 (конфет) – приходится на 3 части, это для 2 друга. Разделим число с (с 0) в отношении a : b. Получим два числа: 1 число: ; 2 число: . |
Л: независимость и критичность мышления; развитие навыков сотрудничества. Р: Контроль правильности ответов информации по учебнику, выработка собственного отношения к изученному материалу обучающихся. Коррекция. Планировать, т.е. составлять план действий с учетом конечного результата. П:Поиск и выделение необходимой информации. К:Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. Смысловое чтение |
10 слайд 12 слайд 13 слайд |
5 мин. |
|||||||||||||||||||||
Первичное закрепление во внешней речи |
-Предлагает прочитать в учебнике определения. - Рассмотрим еще одну задачу и ее решение оформим в тетрадях: Задача 1. Два брата сложили свои деньги для покупки акций. Старший внес 500 р., а младший – 300 р. Через некоторое время они продали акции за 1000 р. Как они должны разделить эти деньги между собой? Решим устно. После сбора урожая яблок одна их часть была высушена, а другая использована для приготовления сока. Сколько яблок пошло на сушку, а сколько на сок? |
-Читают в учебнике определение, делают выводы об правиле деления числа в данном отношении. Решение. Естественно разделить 100 р. в том отношении в котором они вложили деньги, т.е. в отношении 500 : 300 = 5 : 3. Поэтому надо дать: 1) старшему брату ; 2) младшему брату . Ответ: 625 р., 375 р. Решение:
|
Л:смыслообразование. Р: тренировать способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности своих товарищей. К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность. П: способность к использованию выведенного алгоритма; |
14 слайд 15 слайд |
5 мин. |
|||||||||||||||||||||
Физминутка
|
Организует выполнение комплекса упражнений Мы работали отлично, Отдохнуть не прочь сейчас, И зарядка к нам привычно На урок приходит в класс.
|
Раз – подняться, потянуться Два – нагнуться, разогнуться Три – в ладоши, три хлопка Головою три кивка На четыре – руки шире Пять – руками помахать Шесть – на место тихо сесть |
Снятие физического напряжения, смена вида деятельности. |
16 слайд |
2 мин.
|
|||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа (в парах)
Включение в систему знаний и повторения |
- Итак, посчитали. Теперь нам с вами необходимо выполнить исследование. Работать будем в парах. Заполните таблицу.
- Справились? Теперь по одному примеру от пары озвучьте ответы. - Хорошо, молодцы, ребята! Продолжим работу и поработаем индивидуально. Работа по карточкам. Каждый ученик получает карточку с заданием: 1 карточка Разделите число 56 на две части в отношении 3 : 4. 2 карточка Разделите число 420 на три части в отношении 2 : 3 : 7. 3 карточка Сплав состоит из 5 частей меди и 8 частей цинка. Сколько надо взять килограмм цинка, чтобы получить 520 кг сплава? 4 карточка Периметр треугольника равен 114 см, а длины сторон относятся как 5 : 6 : 8. Найдите стороны треугольника. - И осталось поработать всем вместе в группе: Задача для 1 группы. Отец с сыном собрали 20 кг яблок, причем отец собрал в 3 раза больше яблок, чем сын. Сколько килограммов яблок собрал каждый из них? Задача для 2 группы. Отец с сыном собрали 25 кг яблок, причем отец собрал в 4 раза больше яблок, чем сын. Сколько килограммов яблок собрал каждый из них?
– Скажите, какие действия мы последовательно выполняли, чтобы решить задачу? |
-Решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи Работая в парах, заполняют таблицу. Затем озвучивают результаты своей работы. -Самостоятельно выполняют задание, осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая, с образцом и оценивают. Выполняют в тетрадях дифференцированные задания: 1 карточка Ответ: 24; 32. 2 карточка Ответ: 70; 105; 245. 3 карточка Ответ: 320 кг. 4 карточка Ответ: 30 см; 36 см; 48 см.
Решим задачу. |
Осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме (П) – выполнение действий по алгоритму (П); – контроль (Р); – коррекция (Р); – оценка (Р); – анализ, сравнение, обобщение, аналогия (П); – извлечение необходимой информации (П); – подведение под понятие (П); – установление причинно-следственных связей (П); – самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П); – выполнение действий по алгоритму (П); – построение логической цепи рассуждений (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – контроль, коррекция, оценка (Р); – формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К); – учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); – использование критериев для обоснования своего суждения (К). |
17 слайд
18 слайд
19 слайд |
5 мин. 8 мин.
3 мин. |
|||||||||||||||||||||
Рефлексия |
Скоро мы услышим звонок, Пора заканчивать урок. Предложил ученикам закончить предложение. Заключительная интересная пауза: Давайте порассуждаем: “Человек подобен дроби: в знаменателе – то, что он о себе думает, в числителе – то, что он есть на самом деле”(Л.Н. Толстой). Как вы понимаете эти слова? Говорят: «Он – настоящий друг!»Какая эта дробь? Благодарит учащихся за урок! До встречи на следующем уроке! |
1. Оценивают степень достижения цели, определяют круг новых вопросов. 2. Выборочно высказываются, делятся друг с другом мнением |
Регулятивные УУД: констатировать необходимость продолжения действий Коммуникативные УУД: адекватно отображать свои чувства, мысли в речевом высказывании. |
20 слайд 21 слайд |
4 мин. |
|||||||||||||||||||||
Информация о домашнем задании |
П. 1.3 № 40, 37 (а,б) Составить задачу с использованием деления числа в данном отношении. Собирает оценочные листы. |
Записывают домашнее задание |
22 слайд |
1 мин |
Приложения
Оценочный лист ученика 6 класса ФИ_________________________________
|
Оценочный лист ученика 6 класса ФИ_________________________________
|
Оценочный лист ученика 6 класса ФИ_________________________________
|
Заполните таблицу.
|
Заполните таблицу.
|
1 карточка Разделите число 56 на две части в отношении 3 : 4. |
2 карточка Разделите число 420 на три части в отношении 2 : 3 : 7. |
3 карточка Сплав состоит из 5 частей меди и 8 частей цинка. Сколько надо взять килограмм цинка, чтобы получить 520 кг сплава? |
4 карточка Периметр треугольника равен 114 см, а длины сторон относятся как 5 : 6 : 8. Найдите стороны треугольника. |
1 карточка Разделите число 56 на две части в отношении 3 : 4. |
Задача. Отец с сыном собрали 20 кг яблок, причем отец собрал в 3 раза больше яблок, чем сын. Сколько килограммов яблок собрал каждый из них? |
Задача. Отец с сыном собрали 25 кг яблок, причем отец собрал в 4 раза больше яблок, чем сын. Сколько килограммов яблок собрал каждый из них? |