Статья «Деликатные темы»
Наши маленькие дети спрашивают обо всем, начиная с приготовления яичницы и заканчивая философскими загадками. В один вечер родителям приходится рассказывать о составе семьи бабушки со стороны отца, устройстве автомобиля и о том, как ответить соседскому мальчику, если тот обзывается. Родителям нужна не только достаточная образованность, но и терпение, большой такт. Есть все же вопросы, которые ставят в тупик даже самых опытных и терпеливых родителей. Деликатных тем в разговорах с детьми достаточно.
Кто такие наркоманы? Почему люди умирают? Отчего люди воруют и убивают? Зачем нужна война? Эти темы непростые даже при общении взрослых. Существуют разные точки зрения, непримиримые и часто необъяснимые. Как дать ребенку ответ "здесь и сейчас"? Простой и понятный для его возраста, но оставляющий тайну тайной, а страшное страшным.
* ******** *
Детям неведомы и непонятны наши во многом искусственные ограничения: почему стыдно говорить о любви? Почему родителей могут смущать некоторые вопросы? Почему бабушка одергивает: "Ты что такое говоришь? Замолчи!"? Чтобы усвоить условности, ребенку надо набраться "взрослости", и часто не в лучшем ее смысле. Чтобы вопросы детей не застали вас врасплох и общение не стало пыткой для обеих сторон, необходимо придерживаться некоторых простых правил.
Для начала у вас должно быть свое четкое мнение по заданному вопросу. В случае с детьми-дошкольниками не стоит особенно задумываться о том, абсолютно правильно ли оно. Сейчас это вторично, а главное в том, чтобы можно было выразить его доступными словами. Ваше отношение к обсуждаемому предмету должно быть по возможности однозначным.
Следующий момент - не отпугните ребенка. Ответы вроде "Ты еще маленький", "Зачем тебе знать такие вещи?" не удовлетворят любопытство, а только отвернут малыша от вас в сторону других источников информации. Сведения об отношениях полов, полученные во дворе, рассказы об "ужасах" загробной жизни не лучшие помощники в воспитании ребенка. Если вы затрудняетесь сразу ответить, возьмите таймаут, посоветуйтесь с кем-нибудь, сказав ребенку, что это трудный вопрос, но вы к нему обязательно вернетесь. Здесь же напоминаю вам один из главных способов приобретения уважения в глазах ребенка: обещал вернуться к теме - вернись!
Обязательно учитывайте возраст ребенка.
* ***************** *
Разберем пример. На вопрос о том, кто такие наркоманы, можно ответить так:
Некоторые люди больны особой болезнью: им нужно всегда делать себе уколы или пить таблетки. Они всегда плохо себя чувствуют. От уколов они на некоторое время успокаиваются, но потом плохое самочувствие и боль возвращаются, и укол приходится повторять. Эта болезнь трудно лечится, потому что для лечения нужно перетерпеть страшную боль.
Не высказывайте пренебрежения, злобы или страха в адрес наркоманов. Пожалейте их, расскажите о том, что такой человек мучается всю жизнь. Если ваш ребенок мал, ограничьтесь этой информацией. Позже вы наверняка вернетесь к обсуждению этого вопроса, тогда придет время рассказать о связи наркотиков и криминала, открыть другую, более страшную сторону проблемы. С подростком, более подготовленным к спорам с родителями, но менее критичным к мнению ровесников, можно уже разговаривать и о манипуляциях наркоторговцев, борьбе государства с этим явлением, генетических последствиях употребления наркотических веществ и других, более "взрослых" аспектах проблемы.
Растет ребенок - растет и объем информации, которую можно ему дать. Усложняется организация его мышления - усложняются и обсуждаемые проблемы. Однако в любом возрасте полезно дать ребенку представление о том, как противостоять соблазну попробовать наркотик (кстати, и спиртное, и сигареты). "Скажи незнакомцу - нет". Это универсальное правило, которым пользуются многие родители. Принцип здесь такой: лучше уйти от контакта с безопасным незнакомцем, чем попасться опасному.
Навыки противостояния очень важны и в детстве, и в юности, и во взрослой жизни. Основная трудность в том, что ребенок будет отрабатывать их прежде всего на собственных родителях. Ужасно в этом случае выступать в качестве "тренажера", но другого выхода нет, особенно если учесть, что самым трудным противостоянием является именно то, когда ребенок вынужден идти против "своих" - друзей, компании. Часто наркомания, противоправное поведение, пренебрежение школой провоцируется именно сверстниками. Страшно быть "не как все", "как маленький". Эти формулы - наиболее грозное оружие соблазнителей любого уровня. Учите ребенка, что хорошо быть самим собой, даже если для этого нужно чем-то пожертвовать.
Научите детей:
произносить фразы: "Я не хочу" (если их все еще нужно этому учить!), "Это мое решение", "Я не собираюсь курить наркотики" и другие с тем же смыслом;
уходить, если разговор в компании зашел о наркотиках или кто-то, знакомый или нет, пытается навязать детям их употребление;
убегать и кричать! Этот навык необходим: многие дети, воспитанные на принципах "Не привлекай к себе внимания", "Кричать нехорошо" не в состоянии воспользоваться своими возможностями при необходимости. Этот навык пригодится и при нападении.
Ведите себя так, чтобы ребенок знал: что бы ни случилось, он может вам все рассказать, не рискуя потерять ваше расположение. Это главное условие, соблюдая которое, вы всегда будете в курсе дела и сможете вовремя принять необходимые меры.
Много трудных для обсуждения тем возникает в связи с разводом родителей и вступлением одного из них в повторный брак. Здесь и вина, которую ребенок часто принимает на себя, особенно если эта тема не была должным образом проработана. И его тревога по поводу того, будет ли он видеться с ушедшим родителем. Приход в семью нового взрослого и, возможно, сводных братьев и сестер также требует проговаривания вместе с ребенком. Чтобы свести к минимуму отрицательные последствия одного из самых тяжелых событий (развода родителей), необходимо по возможности четко обозначить позицию родителей. Сделать это нужно, не перекладывая на детей ответственности и не создавая у них иллюзии возможного примирения. Если таковое все же произойдет, это будет радостной неожиданностью, если нет - ребенок будет должным образом подготовлен к такому развитию событий. То, как вы будете говорить с детьми о разводе, определит их взгляд на ситуацию: как на жизненную необходимость в одном случае или как на катастрофу - в другом. Если вы не определились с самой идеей развода окончательно, не посвящайте в свои планы детей. Возможно, все еще изменится, а дети будут избавлены от лишнего стресса.
Но если говорить о предстоящем разводе все-таки приходится и ребенок спрашивает: "Почему?", напомните ему о частых ссорах в доме, скажите, что приняли такое решение после неоднократных попыток наладить отношения. Лишний раз подчеркните, что не он стал причиной распада семьи.
Что теперь будет? Расскажите ребенку о том, где будет жить каждый из вас, какие перемены произойдут в семье кроме вашего разъезда (возможно, вы планируете переезд бабушки со стороны матери в ваш дом для помощи в уходе за ребенком). Помните, что мнение ребенка так или иначе должно учитываться, когда решается вопрос, с кем из родителей он будет проживать.
Чего не нужно говорить детям, независимо от их возраста:
"Как ты считаешь, кто из нас прав?" Такой вопрос поставит в тупик любого взрослого, не то, что ребенка!
"Что я такого сделал (сделала)?" Этот вопрос нужно задавать самому себе или психологу, но никак не ребенку.
"Во всем виновата твоя мамаша (твой папочка)". Так вы научите ребенка неправильной манере поведения - обвинять других, не принимая на себя доли ответственности за происходящее. Кроме того, надо подумать о том, что будет чувствовать ребенок, общаясь и с "виновником", и с "жертвой".
После того, как супруги разъедутся и развод станет реальностью, вы обязательно столкнетесь с непредсказуемой реакцией ребенка на новые условия жизни. Не оставляйте его один на один со своими проблемами! Как начать такой разговор? Лучше всего сказать ребенку о своих чувствах, о том, что вы понимаете и его чувства. Не стоит прибегать к вопросу, который во многих фильмах задают психоаналитики: "Хочешь поговорить об этом?". Маленькие дети не понимают, что именно нужно говорить, а те, кто постарше (после семи - девяти лет) уже почувствуют искусственность такого вопроса и закрываются от дальнейших контактов.
Беседы с психологом
,
или почему дети сосут пальцы
Сосание пальца (чаще большого) восполняет нереализованный инстинкт сосания, уменьшает чувство одиночества, успокаивает, убаюкивает, смягчает неразделенность чувств, недостаток ласки, приглушает на время физическую боль.
Многие детишки забывают про свой пальчик уже после года, но бывает, что малыш постоянно (часто) сосет палец или соску до 3-х лет.
Причинами этого могут быть: беспокойства, неуверенность в любви родителей, недостаток ласки, сильный испуг. Многие дети засовывают палец в рот, когда устают, на чем-то сосредоточены. Сосание пальца в этом возрасте часто сочетается с поглаживаниями (по голове, по животу), с перебиранием или выдергиванием волос, ресниц. Ребенок может сосать и другие предметы (соску, уголок одеяла, лапу у любимого медвежонка и так далее).
Если ребенок после 3-х лет продолжает сосать палец или такое явление только появляется в этом возрасте, то это уже считается вредной привычкой и часто переходит в обгрызание ногтей, навязчивые движения. Такому ребенку необходима помощь!
Что делать родителям? Чем можно помочь ребенку?
В борьбе с сосанием пальца, как и с другими вредными привычками, родители часто допускают непоправимые ошибки. Они стараются подавить болезненную привычку, наказывают, пытаются объяснить, что это плохо, стыдят. Но такие методы способны лишь закрепить привычку.
Рекомендации для родителей
*Нужно не бороться с привычкой, а выяснить причины ее возникновения и устранить их.
*Установите доверительные отношения с ребенком. Очень важно вовремя заметить тревогу, испуг и помочь успокоиться (приласкать, поговорить, отвлечь чем-либо). Если ребенок в возрасте до года, помогает покачивание на руках или в кроватке, разумное пользование соской, убаюкивание. Даже детишки постарше любят слушать колыбельные песни в исполнении мамы или папы.
*Установите четкие рамки дозволенного. Запретов не должно быть слишком много, они должны быть неизменными (никогда нельзя залезать на подоконник, брать посуду с плиты, открывать шкафчик с лекарствами и т.д.).
*Жизнь ребенка должна быть разнообразной, насыщенной впечатлениями, различными играми, но не перегруженной. Активная деятельность должна сменяться более спокойными занятиями.
*Не бойтесь лишний раз похвалить, отвлечь от грустных мыслей.
*Поощряйте общение с другими детьми.
*Если ребенок грызет ногти, уменьшите интеллектуальные нагрузки! Так как эта привычка говорит об умственной и эмоциональной перегруженности, а также о высоком уровне тревожности.
*Контролируйте просмотр ребенком телевизора (меньше смотреть, а лучше вовсе исключить боевики, новости и жестокие мультфильмы до 7-и лет), игры на компьютере (меньше "стрелялок", больше развивающих). Не читайте страшные сказки, рассказы.
Предпосылки упорного сосания пальца
О собенности темперамента. Чаще всего пальчик сосут дети с чертами флегматика
Неудовлетворенный инстинкт сосания в раннем детстве (см. выше).
Неблагоприятные психологические факторы: частое чувство беспокойства; нежелание матери иметь ребенка (осознанное или неосознанное); повышенная требовательность родителей, не соответствующая возрасту ребенка.
Семейные проблемы: конфликты родителей; алкоголизм; развод; предоставление ребенка самому себе; появление брата или сестры.
Особенности психики ребенка: ММН (минимальная мозговая недостаточность) или ММД (минимальная мозговая дисфункция); родовые травмы, следствие которых - быстрая утомляемость, раздражительность, нарушение сна; высокая эмоциональная чувствительность.
Беседы с психологом
Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции?
Как научить ребенка владеть собой?
Многие взрослые, не говоря уже о детях, не могут описать, что творится в их душе, чем они недовольны. А ведь если человек умеет оценить свое душевное состояние, будет легче и окружающим, и ему самому.
Попробуйте следующие упражнения для развития умения понимать себя.
(Вы тоже можете делать их вместе с ребенком).
Скажите ребенку: «Прислушайся к себе. Если бы твое настроение можно было покрасить, то какого бы цвета оно стало? На какое животное или растение похоже твое настроение? А какого цвета радость, грусть, тревога, страх?» Можно вести «дневник настроений». В нем ребенок каждый день (можно и несколько раз в день) будет рисовать свое настроение. Это могут быть рожицы, пейзажи, человечки, что ему больше понравится.
Нарисуйте контур человечка. Теперь пусть ребенок представит, что человечек радуется, пусть он заштрихует карандашом то место, где, по его мнению, в теле находится это чувство. Затем также «прочувствуйте» обиду, гнев, страх, счастье, тревогу и т.д. Для каждой эмоции ребенок должен выбрать свой цвет. Зарисовывать можно и одного человечка, и разных (например, если счастье и радость малыш захочет расположить в одном месте).
Обсудите с ребенком способы выражения гнева. Пусть он (и Вы сами) попробует ответить на вопросы:
1. Что тебя может разозлить?
2. Как ты себя ведешь, когда злишься?
3. Что чувствуешь в состоянии гнева?
4. Что ты сделаешь, чтобы избежать неприятностей в эти минуты?
5. Назови слова, которые говорят люди, когда злятся.
6. А если ты слышишь обидные для себя слова, что чувствуешь, что делаешь?
7. Какие слова для тебя самые обидные?
Желательно записывать ответы, чтобы потом обсудить с ребенком. Например, какие слова можно употреблять, разозлившись, а какие не стоит, т.к. они слишком резкие, неприятные.
Чтобы научиться справляться с гневом, существуют специальные методики и упражнения.
1. Стройте вместе с малышом «рожицы» перед зеркалом. Изображайте различные эмоции, особо обратите внимание на мимику гневного человека.
2. Нарисуйте вместе запрещающий знак «СТОП» и договоритесь, что как только ребенок почувствует, что начинает сильно сердиться, то сразу достанет этот знак и скажет вслух или про себя «Стоп!» Вы сами тоже можете попробовать использовать такой знак для обуздания своего гнева. Использование данной методики требует тренировки в течение нескольких дней, чтобы закрепился навык.
3. Чтобы научить ребенка спокойно общаться с людьми, поиграйте так: возьмите в руки какой-нибудь привлекательный предмет (игрушка, книга). Задача ребенка – уговорить Вас отдать этот предмет. Вы отдаете вещь, когда захотите. Игру потом можно усложнить: ребенок просит только с помощью мимики, жестов, но без слов. Можно поменяться местами – Вы просите у ребенка. После окончания игры обсудите, как легче просить, какие приемы и действия повлияли на Ваше решение отдать игрушку, обсудите чувства, которые испытывали игроки.
4. Учите ребенка (и себя) выражать гнев в приемлемой форме.
Объясните, что обязательно надо проговаривать все негативные ситуации с родителями или с друзьями. Научите ребенка словесным формам выражения гнева, раздражения («Я расстроен, меня это обидело»).
Предложите воспользоваться «чудо–вещами» для выплескивания негативных эмоций:
– чашка (в нее можно кричать);
– тазик или ванна с водой (в них можно швырять резиновые игрушки);
– листы бумаги (их можно мять, рвать, с силой кидать в мишень на стене);
– карандаши (ими можно нарисовать неприятную ситуацию, а потом заштриховать или смять рисунок);
– пластилин (из него можно слепить фигурку обидчика, а потом смять ее или переделать);
– подушка «Бобо» (ее можно кидать, бить, пинать). Выделите отдельную подушку «для разрядки», можно пришить к ней глаза, рот; не стоит использовать для этой цели мягкие игрушки и кукол, а вот боксерская груша подойдет.
Все эти «чудо-вещи» могут быть использовании и взрослыми!!!
5. Средство «быстрой разрядки» Если видите, что ребенок перевозбужден, «на грани», то попросите его быстро побегать, попрыгать или спеть песенку (очень громко).
6. Игра «Обзывалки».
Чтобы исключить из повседневного общения обидные слова, обзывайтесь! Кидая друг другу мяч или клубок, обзывайтесь необидными словами. Это могут быть названия фруктов, цветов, овощей. Например: «Ты –одуванчик!», «А ты тогда – дыня!» И так до тех пор, пока поток слов не иссякнет.
Чем помогает такая игра? Если Вы разозлитесь на ребенка, захотите его «проучить», вспомните веселые «обзывалки», возможно даже назовите ребенка, ему не будет обидно, а Вы получите эмоциональную разрядку. Когда, имея навык такой игры, малыш назовет обидчика «огурцом» (а не ...), Вы, несомненно, почувствуете удовлетворение.
Учите управлять ребенка своим эмоциями (с пяти лет)
Можно сильно сжать кулаки, напрячь мышцы рук, затем постепенно расслабляться, «отпуская» негатив.
Можно представить себя львом! «Он красив, спокоен, уверен в своих силах, голова гордо поднята, плечи расправлены. Его зовут как тебя (ребенка), у него твои глаза, тело. Ты – лев!»
Сильно-сильно надавить пятками на пол, все тело, руки, ноги напряжены; зубы крепко сцеплены. «Ты – могучее дерево, очень крепкое, у тебя сильные корни, которые уходят глубоко в землю, тебе никто не страшен. Это поза уверенного человека.»
Если ребенок начинает злиться, попросите его сделать несколько медленных вдохов-выдохов или сосчитать до 5-10.
Вы уже поняли, что загонять эмоции внутрь, пытаться их скрывать, очень вредно? Следствие таких действий – заболевания сердца, неврозы, повышенное давление в старшем возрасте плюс непонимание окружающих, высокая раздражительность, агрессивность, проблемы общения. Поэтому учите ребенка и учитесь сами показывать эмоции, «выплескивать» их без вреда для окружающих. Эмоциональная разрядка необходима для сохранения здоровья (физического и психического), а умение рассказать о своих проблемах поможет налаживать контакты с окружающими, понимать самого себя.
Беседы с психологом
Онанизм у маленького ребенка.
Что делать?
У Вас подрастает малыш, и вот однажды Вы замечаете, что сын или дочка трогает свои половые органы. Что это? Естественное детское любопытство или патологическая привычка – онанизм (мастурбация)?
Если ребенок легко отвлекается от разглядывания и ощупывания своих частей тела, открыто задает вопросы (например, о строении тела, о разнице между мужчиной и женщиной, между девочкой и женщиной), у него не нарушено поведение, нормальный сон, то это – естественная ступенька развития психики, познания окружающего мира и самого себя. Всплеск такого интереса приходится на возраст от 3 до 6-и лет, потом сходит на нет до подросткового возраста. В этой ситуации родителям достаточно вести себя тактично, не стыдить за естественное любопытство, отвечать на детские вопросы.
Но если такое поведение ребенка нормально и даже разглядывание детей противоположного пола считается вполне допустимым, что же тогда считать онанизмом? Когда норма переходит в патологию?
Начнем с того, что в 2-3 года малыш еще не понимает, что такое онанизм, не знает, что трогать себя и других в некоторых местах считается неприличным, поэтому в таком возрасте говорить об онанизме (мастурбации) рано. Онанизм – способ самоудовлетворения, когда ребенок доводит себя до эмоциональной разрядки (перед сном, спрятавшись в укромном месте) и делает это регулярно, вот тогда можно говорить о патологической привычке.
В открытой, заметной для взрослых форме эта привычка встречается у 5% мальчиков и у 3% девочек дошкольного возраста (по А. И. Захарову).
Предпосылки возникновения онанизма
Физиологические.
Активный, неукротимый темперамент (холерик) и как следствие повышенная потребность в разрядке психического напряжения.
Если девочка не любит играть с куклами, предпочитает дружить с мальчиками; если у мальчика ярко выражены мальчишеские черты поведения.
Психологические.
Неправильное воспитание: излишняя строгость, ограничение активности, большое количество запретов, физические наказания (особенно шлепки по попе, порка ремнем).
Проблемы эмоционального контакта с родителями: недостаток ласки, внимания, положительных эмоций, раннее отлучение от матери (когда ребенка рано отдают в ясли, мама выходит на работу и перепоручает заботу о малыше другому взрослому). Такие дети скрывают свои чувства, эмоции, переживания, часто живут в своем, придуманном мире.
В семье появляется 2-й ребенок, и старший ощущает себя ненужным, нелюбимым.
Насильное кормление тоже способствует возникновению онанизма. В этом случае происходит сложный компенсаторный процесс: рефлекторная зона рта и губ “молчит” (ребенок не получает удовольствие от пищи), при этом начинает “говорить” генитальная зона, которая создает напряжение, требующее разрядки (по А. И. Захарову).
Психологическое заражение – взрослые часто берут ребенка к себе в постель, излишне ласкают, целуют в губы, или излишне тщательно соблюдают гигиену (частые подмывания и т.д.). Бывает, что ребенок повторяет увиденное у сверстников или по телевизору.
Клинические.
Проявление невропатии – расстройство сна, плохое засыпание - приводит к накоплению беспокойства, которое таким образом устраняется. Излишнее укутывание, тесная одежда.
Что еще может спровоцировать появление онанизма?
Единственный ребенок в семье, изолированный от детского общества.
Высокая эмоциональность ребенка.
Повышенная возбудимость.
Патологии беременности, нежеланная беременность.
Когда родители хотели ребенка одного пола, а “получился” - другого.
Чрезмерная принципиальность родителей.
Импульсивность, несдержанность отца.
Холодность матери.
Как помочь ребенку?
*Прежде всего выясните причину возникновения привычки.
*Ни в коем случае не стыдите, не наказывайте, не ругайте.
*Можно даже не говорить с ребенком на эту тему, но в корне поменять воспитательные методы, отношение с малышом.
*Предоставьте ребенку больше свободы, возможности самостоятельно действовать.
*Чаще хвалите.
*Обстановка в семье должна быть спокойной, доброжелательной.
*Если ребенок хочет бегать, прыгать, не удерживайте его, а, наоборот, обеспечьте физическими нагрузками (прогулки на свежем воздухе, спортивная или танцевальная секция).
*Поощряйте ребенка в выражении чувств и эмоций, если он не умеет адекватно реагировать на негативные эмоции – учите
*Чаще общайтесь на нейтральные темы, избегая нотаций, поучений.
*Вовремя лечите потницу, диатез, глистные заболевания; урологические и гинекологические заболевания.
*Одежда должна быть чистой, свободной, не натирающей тело.
Не пугайте малыша страшными последствиями его “грязных” действий! Это приведет к возникновению комплекса неполноценности, что в будущем выльется в проблемы с познанием своего тела, проблемы с сексом во взрослом возрасте.
*Не унижайте ребенка допросами, осмотром, обсуждением этой темы при посторонних.
*Пересмотрите питание (меньше сладкого, острого, соленого).
*Обратитесь за помощью к невропатологу и психологу, они помогут найти причину и выработать комплекс мер.
Помните! Онанизм – способ разрядки нервного напряжения. Если справиться с напряжением, онанизм “уйдет”.
Беседы с психологом
Как накормить капризного малыша?
НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НИКОГДА не покупать малышу: КОНФЕТЫ, ЖВАЧКИ, ЧИПСЫ, СОКИ, МОРОЖЕНОЕ, ПИРОЖНЫЕ, ТОРТЫ в перерывах между едой.
В перерывах между едой в качестве исключения: яблоки, сухофрукты, орехи.
Если нужно накормить кашей:
Можно соорудить из каши, если она достаточно густая, что-то наподобие пирожного и украсить ягодами из варенья.
Можно рассказать сказку о дракончике, который очень хочет съесть кашку, и ее нужно быстренько спрятать в ротик. Можно соорудить поезд и считать вагончики или отправлять их в депо. Самолетики могут залетать в ротик и прятаться там.
Можно рассказать сказку о том, как солдат варил кашу из топора.
Если мы кушаем пюре:
Пюре, если каждую отдельную ложечку украсить кружочками из соленого или свежего огурца, то пюре прячется под кружочек огурчика и его совсем не видно, у нас получается черепашка, то дракончик, то цветочки. Ни одна ложечка не похожа на другую. Огурец можно заменить квашеной капустой, селедкой и т.п.
У нас есть сказка о пюре.
Хочешь узнать, как пюре получилось? Когда-то давным-давно жили люди голодно. Случится неурожайный год - и есть нечего. Отправляли стариков и девочек в лес, как хочешь, так и выживай. И вот как-то узнал Царь-батюшка о таком овоще как картошка. И решил он всех людей научить картошку выращивать да есть, чтобы не было больше в нашей стране голода. В начале не все поняли, что нужно есть, не знали, что клубни картофеля в земле прячутся да что варить ее нужно. Но потом разобрались. В одной деревне жила старая-старая бабушка. Зубов у нее совсем не осталось. Не могла она картошку жевать. Вот однажды раз отварила бабушка картошку, намяла, пробует, а жевать все равно тяжело. Тогда она молочка отварила в картошку добавила, маслица положила, и получилось у нее пюре. Очень бабушке пюре понравилось. Наелась бабушка досыта. Как-то раз прибежали к бабушке внучата. Бабушка и говорит: "Чем же мне вас, милые, угостить, чем же мне вас накормить?" И сделала бабушка внучатам пюре. Внучатам пюре очень понравилось. Они родителям рассказали, как пюре делать. Так вот и научились все люди в этой деревне пюре делать. А однажды заехал в эту деревню сам Царь-батюшка. Захотели жители это деревни его чем-нибудь необычным угостить, сделали пюре, подают Царю. Так Царю-батюшке это пюре понравилось, что повелел он деревню назвать ПЮРОВКОЙ, а бабушке премию дать - лучший сорт картошки, самый рассыпчатый и крупный. С тех пор пюре везде делать умеют и кушать любят.
Можно брать кусочки овощей, например свежий огурчик или перчик, сверху пюре, на пюре - помидор. Получается очень красивое "пирожное".
Если ребенок неохотно ест мясо, печень, рыбу, можно замешать их в пюре.
Рыба.
Если необходимо накормить ребенка селедкой или соленой красной рыбой, можно сделать канапе. Кусочки хлеба с рыбкой, наколотые на палочку есть очень интересно.
Когда мы едим камбалу, я рассказываю сказку о камбале.
(Например) Алиса, а ты хочешь узнать, почему камбала плоская? Когда-то давным-давно камбала была вся такая кругленькая, жирненькая, похожа на круглый пирожок. (Можно ручками показать, какой была камбала. Ребенок с удовольствием участвует в выяснении размеров.) Далеко-далеко в Северном ледовитом океане на дне моря находится трон короля морей - Кита. Он весь изо льда, украшен водорослями, морскими цветами. Ничего нет в море прекраснее этого трона. Однажды, когда кит охотился и его не было во дворце, захотелось камбале посидеть на королевском троне. А надо тебе сказать, что кит огромен, он весит три тонны, по размерам кит с огромный дом. (Алиске очень нравиться выяснение размеров кита). Дельфины отговаривали камбалу: "Не камбалье это дело - на королевском троне сидеть". Но камбале очень хотелось и она не послушалась дельфинов. А трон у кита такой же огромный, как и он сам. Плыла, плыла камбала по трону, устала и уснула. В это время вернулся кит. Камбала для него такая же маленькая, как для нас муравьишка. Кит даже не заметил, что на его троне кто-то лежит. Лег кит на свой трон и проспал неделю. После того, как кит уплыл, камбала стала плоской. Вот такой. (Особенно интересно, если сначала делать круглые ладошки, потом плоские.) С тех пор, сколько камбала ни ела, что ни делала, но так и осталась плоской. И все ее потомки - тоже плоские.
Мясо.
Мясо, нарезанное кусочками, очень интересно есть палочками-зубочистками.
Конец куриной ножки можно завернуть в красивую салфеточку - и держать удобно, и есть интересно.
Рис и макароны.
Макароны едят дети охотно. Особенно, если они цветные и разной формы. Можно их посыпать сыром или сахаром.
Сказка о рисе и пшенице. Поспорили рис и пшеница, кто из них важнее и нужнее. Рис говорит: "Я самый главный, меня 10 миллионов едят! В Азии, Китае, Японии". "Нет! Я всех важнее, - спорит пшеница, - меня во всем мире едят, без меня за стол не садятся, из меня хлеб пекут". "А из меня рисовые лепешки делают!" "А из меня - торы и пирожные, макароны и булочки". "А из меня кашу рисовую варят!" Спорили они, спорили, никак не могли решить, кто же из них важнее и нужнее. Может быть, еще и сейчас спорят.
Можно попросить ребенка подумать, что делают из риса, что из пшеницы.
Когда мы кушаем суп.
Если суп гороховый. (Можно рассольник и другие супы). Можно нарезать хлеб небольшими кусочками, сверху - кусочки масла. И с этими кусочками происходят разные разности. Кусочек может превратиться в паровозик, который ездит по краю тарелки, ему никак нельзя намочиться в супе. Ах, какой ужас, паровозик упал в суп! Его срочно необходимо отправить на ремонт в ротик. Кусочек может превратиться в девочек и мальчиков, друзей и подружек, которым очень нравится качаться на ложечке с супом и отправляться в ротик. Или кусочек может превратиться в самолетик, который летает, летает и в ротик попадает. Или кусочек может превратиться в подводную лодку, у которой ай, ай, ай тает маслице, немедленно в ротик!
Если суп грибной, расскажите сказку о лесовичке.
Живет в лесу в избушке старичок-лесовичок. Сам маленький. Голова из шишки, туловище из шишки побольше, ножки из шляпок от желудей, руки из веточек. Есть у старичка-лесовичка накидка-невидимка изо мха. Наденет ее лесовичок, гуляет по лесу. Он все видит и слышит, а его никто не видит и не слышит. Вот так ходит лесовичок и от разных зверушек про самые лучшие места в лесу узнает. Где какие грибочки растут, ягодки. Рано-рано утром, когда солнышко только просыпается, встает и лесовичок. Отправляется в лес, собирает самые лучшие грибочки да домой идет. Грибной суп варит. А к нему на этот суп детишки из деревни прибегают. Очень он у лесовичка вкусный да наваристый. Вот кто из ребятишек весь суп съест, того лесовичок и на завтра к себе приглашает, а кто не доест, того лесовичок к себе ни за что не пустит. И ты весь супчик доедай, а то обидится лесовичок и не даст нам в следующий раз грибочков для супа.
Если суп вермишелевый. Нарежьте оливки пополам и выкладывайте в супе человечка. Глазки, носик, ротик, волосики, щечки. Человечек может разговаривать. Кто съел мои волосики, кто съел мой глазик, носик, ротик и так далее. Иногда Алисочка просит выложить человечка снова. Можно выложить не человечка, а цветочек и кушать каждый лепесточек и т.д.
Использование игрушек при кормлении.
Иногда, когда я кормлю Алиску, я беру ее маленькие игрушки. Девочек, мальчиков, Бармалея, Карлсона, машинку. И придумываю разные истории. Например, про принца и принцессу, злого Бармалея и доброго Карлсона или жадного короля. Игрушки перемещаются по столу, прячутся и находятся, ездят, ходят, летают, друг к другу в гости. Ребенок с удовольствием со мной играет и при этом кушает.
Участие в приготовлении пищи.
Старайтесь доверять ребенку все, что только можно. Купите пластмассовый нож, и пусть помогает нарезать овощи для салата, доверяется насыпать муку, перемешивать тесто, лепить сырники. Есть то, что приготовил сам, намного интереснее и вкуснее!
Другие приемы.
Дети с удовольствием участвуют в сервировке стола. Особенно хорошо они кушают, когда все сидят за обеденным столом. Исключение составляют праздники, когда приходят гости. В этом случае эмоций столь много, что ребенок может с ними не справляться и кушает плохо.
Можно привлечь к обеду других деток с хорошим аппетитом (сестренок, братишек).
Можно деток заменить большими игрушками (куклами, любыми другими, с которыми ребенок любит играть) и кормить их. Или разрешать ребенку самому их кормить.
Можно накрыть ребенку отдельный стол. Купить или смастерить самим новую скатерть, салфетки. В 5 лет ребенок уже может незатейливо вышить салфетку. Пригласить за этот стол игрушки.
Можно купить какую-нибудь особенную посуду. Например, с любимыми сказочными персонажами.
Можно надеть необычную одежду и перевоплотиться в какого-нибудь героя. Например, настоящая принцесса никогда не оставляет еду на тарелке. Она любит кушать в короне, обязательно кладет салфеточку на коленки, вытирает ротик салфеткой, пользуется столовыми приборами и т.д. и т.п. Настоящие пираты едят руками, сидят под столом и никогда ничего не оставляют на тарелке. Потому что не знают, когда им придется еще поесть. У них зверский аппетит. Они могут съесть целого слона, потом бегемота, а закусить быком. Они ходят в рваной одежде и кричат: "Ох, хо, хо, и бутылка рома!"
Самое главное при кормлении ребенка с плохим аппетитом - разнообразие. Ребенок охотно играет, и кормление не превращается в проблему.