Статья «Деловая игра на уроке русского языка»
Кавардакова Светлана Александровна
МАОУ «СОШ № 16» города Перми
Деловая игра на уроках русского языка
Что такое современный урок? Как повысить эффективность современного урока русского языка? Современный урок должен быть интересен, информационно насыщен, а материал понятен учащимся, задача учителя – найти такие методы организации образовательного процесса, которые бы не только соединяли теоретические знания и практические умения школьников, но и способствовали формированию их мировоззрения в целом. На помощь приходит интерактивное обучение. Интерактивное обучение – это обучение через опыт.
Использование в практике преподавания интерактивных технологий позволяет решить как минимум две проблемы: улучшить качество усвоения материала и развить у детей навыки взаимодействия с другими людьми. Интерактивное обучение имеет ряд преимуществ, потому что оно связано с групповым взаимодействием всех участников и с эмоциональной включенностью и активностью каждого в процессе работы. В связи с этим групповые методы выходят далеко за пределы учебных целей. Они являются средством самопознания и познания других людей, формируют мировоззрение, способствуют личностному развитию и пониманию поступков и мотивов поведения окружающих, развивает у школьников коммуникативную компетентность, столь необходимую в современном обществе. Игра — один из приемов обучения русскому языку, помогающий создать на уроке речевую ситуацию; следовательно, игра — средство активизации деятельности учащихся на уроке. На практике я часто применяю на уроках русского языка деловые игры в 5-7 классах.
Деловая игра – это имитация реальной деятельности в искусственно созданных условиях, в результате чего осуществляется развитие творческих способностей, взаимопомощь и взаимообучение, совершенствование качества знаний при комплексном их применении. Таким образом, ее задача – обучение.
Отличие учебных деловых игр заключается в следующем:
моделирование приближенных к реальной жизни ситуаций;
поэтапное развитие игры, в результате чаще выполнение предшествующего этапа влияет на ход следующего;
наличие конфликтных ситуаций;
обязательная совместная деятельность участников игры, выполняющих предусмотренные сценарием роли;
использование описания объекта игрового имитационного моделирования;
контроль игрового времени;
элементы состязательности;
правила, системы оценок хода и результатов игры.
Возможные варианты структуры деловой игры на уроке:
Знакомство с реальной ситуацией;
Построение её имитационной модели;
Постановка главных задач группам, уточнение их роли в игре;
Создание игровой проблемной ситуации;
Вычленение необходимого для решения проблемы теоретического материала; Разрешение проблемы;
Обсуждение и проверка полученных результатов;
Коррекция;
Реализация принятого решения;
Анализ итогов работы;
Оценка результатов работы.
Любая деловая игра включает следующие этапы:
Ориентировочный
Исполнительный
Итогово-оценочный
На ориентировочном этапе определяем условия проведения игры, цель и задачи, распределяем роли (некоторые игры требуют домашней подготовки). Исполнительный этап – это ход самой игры. Выполнение заданий. На итогово-оценочном этапе подводится итог, защита работ, самооценка, оценка работы в группе.
После изучения всех разрядов местоимений в 6 «а» классе провела деловую игру «Корректор». В начале урока узнали, кто такой корректор (специалист издательства, типографии, редакции), чем он занимается (исправляет орфографические, пунктуационные, речевые ошибки).
К обязанностям корректора относятся:
вычитка текстов перед их публикацией в издании, проверка их структуры и содержания, сверка с оригиналом;
отслеживание правильности написания терминов, условных сокращений и обозначений (в том числе единиц измерения), символов (графических знаков);
устранение неясностей в написании отдельных букв и знаков, неправильной разбивки текста на абзацы, проверка правильности оформления таблиц, иллюстраций, справочных вставок, сносок, ссылок, цитат;
согласование выявляемых погрешностей с редактором, пометка для редактора и автора всех не замеченных ими в оригинале ошибок.
Разделились на 5 отделов («Отдел писем», «Отдел новостей», «Отдел информационный», «Отдел рекламы», «Отдел корректоров»). Роль корректоров играли учащиеся, которые лучше всех усвоили материал. Каждый отдел получил свое задание, на выполнение которого отводилось 15 минут. Например, в «Отдел писем» пришло зашифрованное письмо (опущены все местоимения). Надо откорректировать текст, определить разряды местоимений. В пользование «Отдела новостей» был предоставлен компьютер, справочные материалы. Их задачей было найти полезную информацию о местоимениях, историю их происхождения и оформить на информационном листе. «Отдел рекламы» получил задание придумать слоганы, четверостишия об особенностях этой части речи, оформить на листке бумаги. Корректоры подготовили для всех групп задание «Третий лишний», а пока ребята выполняли 2 задание, проверили первое. Третье задание получили все группы от учителя (текст, в котором нужно было найти и исправить все орфографические и пунктуационные ошибки). В процессе игры учащиеся учились видеть аналогию языковых единиц, решая, на основе чего слова распределены по указанным группам, находить лишнее слово, аргументировать ответ, приводить свои примеры. Учились прогнозировать, корректировать свою деятельность, самостоятельно делать выводы.
Важно учитывать то, что деловые игры могут стать ступенью к будущей профессиональной ориентации учащихся. А так как наша школа инженерная, то элементы инженерной культуры мы стараемся вводить на все уроки. На одном из уроков русского языка при изучении темы «Числительное» мы побывали с ребятами в исследовательском центре, узнали, кто такие селекционеры, чем они занимаются. К этой деловой игре «Селекционеры» ребята подготовили информацию о любимом фрукте (размер, цвет, вкус, где выращивают, польза). Из принесенных фотографий, иллюстраций была оформлена выставка. Предлагаю фрагменты урока. Цель игры: отработать употребление числительных в речи, правописание. Ребята с интересом рассказывали о любимых фруктах. Беседа (постановка целей и задач игры):
- Скажите, пожалуйста, а все ли в ваших фруктах вас устраивает? Может они быстро портятся? А можно ли их выращивать у нас на Урале? Почему? (находим то, что хотелось бы изменить).
- Сегодня я вас приглашаю в лабораторию исследовательского центра и предлагаю побыть селекционерами (выясняем, что это за профессия, знакомимся с лексическим значением слов селекция, генная инженерия). Селекционеры - это ученые, способные творить чудеса.
- Определите цель вашей работы (изобрести новый фрукт). Задачи?
- Свое изобретение нужно запатентовать (узнаем значение слова). (Нарисовать, описать продукт (вес, размер, сколько хранится, при какой температуре), полезные свойства, ценность). Публично защитить работу. Быть готовыми отвечать на вопросы.
Работа в группах.
Защита работ.
Новые фрукты: дыбуз, феотомат, бананик,моква, арбимикс будут радовать людей своим неповторимым вкусом, тонким ароматом, неприхотливостью выращивания. В этих фруктах будет содержаться много витаминов, полезных для роста и развития детей!
Играя, ребята повторили сложный теоретический материал по склонению числительных и употреблению их в речи, продемонстрировали коммуникативные способности, умение аргументировать свои ответы, отбирать нужный материал, систематизировать и обобщать.
Во время проведения деловых игр часто использую различные предметы: игрушки, рисунки, карточки, таблицы, плакаты, модели, карты. В качестве дидактического материала использую заученные отрывки стихов, пословицы, поговорки. Учащиеся привлекаются к подготовке этих дидактических средств. Они обращаются к различным источникам: художественным произведениям, словарям, справочникам, описаниям, исторической и научно-популярной литературе и т. д. Это воспитывает интерес к предмету.
В процессе игры ребята учатся создавать собственный продукт – схемы, таблицы, графические рисунки. В рамках метапредметности у учащихся формируется способность систематизации (примеры на слайдах презентации).
Считаю, что большое значение игры имеют для воспитания личности школьника, для формирования черт его характера. В игре развиваются организованность, выдержка, умение планировать ряд последовательных действий, умение остановить свои желания, подчиниться коллективу, правилам игры. Это воспитывает умение преодолевать трудности, тренирует волю.
Тем не менее, необходимо прислушаться к мнению методиста Качурина М.Г., который предостерегает от чрезмерного увлечения играми на уроках: «Легкие ступеньки должны, как и в жизни, чередоваться с трудными и крутыми подъемами…». Поэтому в работе с учащимися очень важно представлять себе специфику проведения учебно-деловых игр, которые применяются для развития умений использовать полученные знания на практике. Это сложная форма учебной деятельности, требующая большой подготовки и немалых затрат времени
Сафонова Елена Валерьевна
Сафонова Елена Валерьевна