Деловая игра по математике «Банк знаний» на тему «Деление положительных и отрицательных чисел» (7 класс)
Пояснительная записка к презентации
Деловая игра по математике «Банк знаний» на тему: «Деление положительных и отрицательных чисел»
ГОКУ «СКШ № 5 г. Иркутска» Иркутской области, учитель математики
Аннотация
Данный урок разработан на основе рабочей программы по предмету «Математика» для слабослышащих учащихся 7 класса.
Обучение учащихся с нарушенным слухом носит коррекционно-обучающий и воспитывающий характер. Прочное и осознанное освоение курса математики обеспечивает таким детям возможность перейти к овладению систематическим курсом математики на следующей ступени образования, что необходимо для их трудовой подготовки и будущего профессионального обучения, дальнейшего развития словесно-логического мышления и коррекции его недостатков. Важнейшей специальной задачей является обучение учащихся с нарушенным слухом применять полученные математические знания в разных видах доступной и интересной для них практической деятельности.
Урок построен на взаимосвязи математики и экономики в форме деловой игры «Банк знаний» с применением информационно-коммуникационных технологий. Содержание урока направлено на закрепление усвоенных правил деления отрицательных чисел и чисел с разными знаками. Урок содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации и развития финансовой грамотности.
Для достижения цели урока выбраны дидактические методы: репродуктивно-самостоятельный и частично-поисковый.
Для эффективного решения поставленных задач на уроке использовались такие формы организации учебной деятельности, как фронтальная, групповая и индивидуальная.
На протяжении всего урока рационально использовались технические средства обучения – компьютерная презентация в программе PowerPoint с гиперссылками и созданные мною дифференцированные интерактивные упражнения в онлайн-приложении LearningApps.org. - бесплатный онлайн-сервис для создания мультимедийных интерактивных упражнений разных уровней сложности: викторин, кроссвордов, пазлов и игр. ССЫЛКА: http://learningapps.org/. Данный онлайн-сервис позволяет создавать разные дидактические модули, сохранять и использовать их, обеспечивать свободный обмен ими между педагогами, организовывать работу обучающихся (в том числе, и по созданию новых модулей). Основная идея интерактивных заданий заключается в том, что ученики могут проверить и закрепить свои знания в игровой форме, что способствует формированию познавательного интереса учащихся.
Использование новых информационно-коммуникационных технологий в обучении математики в условиях уровневой дифференциации позволило обеспечить более высокий уровень знаний учащихся, сознательную мотивацию учения, интерес к предмету, положительное эмоциональное отношения к уроку, разнообразить систему обучения, повысить финансовую грамотность учащихся.
Тема урока: Деление положительных и отрицательных чисел.
Содержательная цель: закрепить усвоенные правила деления отрицательных чисел и чисел с разными знаками.
Задачи урока:
Образовательные:
- закрепить правила деления положительных и отрицательных чисел;
- формирование умений и навыков деления положительных и отрицательных чисел.
Коррекционно-развивающие:
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения и делать выводы;
- развивать математическую речь;
- показать межпредметные связи математики и экономики.
Воспитательные:
- воспитывать у учащихся коммуникативные навыки, культуру труда, дальнейшее формирование навыков самоорганизации.
Коммуникативные УУД:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
Тип урока: урок рефлексии.
Форма проведения: деловая игра.
Методы обучения: репродуктивно-самостоятельный, частично-поисковый.
Организация работы: фронтальная, групповая, индивидуальная; устная, письменная.
Оборудование и программное обеспечение:
• мультимедиа система;
• ноутбуки;
• подключение к сети Интернет;
• онлайн-приложение LearningApps.org.
Дидактическое обеспечение урока:
• компьютерная презентация в программе PowerPoint с гиперссылками;
• опорные схемы;
• бланки;
• игровые билеты-акции;
• игровые аналоги денежных единиц;
• карточки для индивидуальной работы;
• карточки-эталоны проверки.
Учебник: А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. Математика 6 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2017.
Ход урока:
I. Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности.
- Вхожу в класс со словами:
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
- Здравствуйте, ребята, садитесь!
- Начнем урок с такого высказывания: «Никто не знает так много, как все мы вместе».
- Чтобы нам легко работалось на уроке, давайте дадим себе установку, поднимемся по лестнице успеха.
У меня всё получится.
Я все смогу.
Я буду стараться.
Я всё умею.
Я всё знаю.
Я умная.
II. Сообщение темы, цели урока. Объяснение правил игры.
- [Как вы слышите?]1
- Повторите: [Положительные числа, отрицательные числа, деление]
- [Какую тему изучаем?]
- Сегодня мы продолжим работать по данной теме. Откройте тетради, запишите число, тему урока: "Деление положительных и отрицательных чисел".
- Наш урок будет необычным. На время урока вы станете акционерами.
- В настоящее время повсюду отрываются банки. В нашей школе сегодня тоже открывается свой банк «Банк математических знаний».
- Банк предоставляет вам математические знания. Чтобы воспользоваться этими знаниями, надо стать его акционером, купить акции.
- Что такое акция? (Акция – ценная бумага)
- Банк продает вам акции в форме заданий. На продажу выставляются акции номинальной стоимости 100, 200, 300 рублей (игровые билеты-акции). А также разного количества, в зависимости от объема и сложности задания. Вы сами решаете сколько акций и по какой цене вы их купите. (У каждого учащегося имеются игровые аналоги денежных единиц).
- Также по акциям банк выплачивает дивиденды. (За задания, выполненные без ошибок или с 1-2 ошибками)
(Учащиеся получают индивидуальные бланки, в которых отмечают сколько акций и по какой цене они приобрели на каждом этапе урока, а также прибавляют проценты банка за правильно выполненные задания получая общий доход).
Название банка: | Банк математических знаний | ||||||
Управляющий банка: | Вологжина Надежда Дмитриевна | ||||||
Акционер банка: Попова Юля | |||||||
Покупка акций | |||||||
Задание | Количество акций | Цена акции (руб) | Проценты банка (руб) | Общий доход (руб) | |||
Решил(а) | 1-2 ошибки | Не решил(а) | |||||
1. Устный счет | 50р. | - | - | ||||
2. Работа в парах | 100р. | 50р. | - | ||||
3.Самостоятельная работа | 200р. | 100р. | - | ||||
4. Тест | 200р. | 100р. | - | ||||
Итого: |
- В конце урока вы обменяете акции на оценки, пересчитаете акции на деньги, прибавите проценты за верные решения. Чем больше денег заработаете – тем выше оценку получите.
(Продажу акций и выплату дивидендов регулирует контролер банка)
- Вы должны показать свои знания материала, умение применять его на практике, умение рассуждать, объяснять и правильно говорить.
III. Основная часть урока.
1. Открытие банка. АОЗ.
- Все готовы стать акционерами нашего банка? Наш банк открывается!
- Чтобы стать участником акционных торгов надо повторить то, что мы изучали.
- Сформулируйте правило деления двух отрицательных чисел.
- Вставьте пропуски, чтобы правило стало верным:
При делении чисел с разными знаками, надо … (модуль) делимого … (разделить) на … (модуль) делителя, перед полученным число поставить знак … (минус).
- Частное двух отрицательных чисел число … (положительное).
- Частное чисел с разными знаками число ... (отрицательное).
Опорные схемы правил деления положительных и отрицательных чисел:
( - ) : ( - ) = (+) |
( - ) : ( + ) = (- ) |
( + ) : ( - ) = ( - ) |
- Какие правила они вам напоминают?
- Почему правила деления и умножения в знаках одинаковые? (деление можно заменить умножением).
2. Биржевые торги.
- Начинаем игру. Выберите игровой билет.
а) Устный счет.
Выберите игровой билет.
Акции номинальной стоимости 100 руб.: 3,2 : (-8) - 17 : 5
Акции номинальной стоимости 200 руб.: - 1,35 : (-2,7) - 9х = -54
Акции номинальной стоимости 300 руб.: 9/11 : (-3/22) 48 : (-х)
б) Работа в парах в онлайн-сервисе LearningApps.org (на ноутбуках с выходом в интернет)
- Работать будете в парах. Банк продает 2 акции по 200р. Денежные средства вкладываете поровну.
Откройте упражнение (нажимают на ссылку). Внимательно прочитайте задание, запишите примеры в тетрадь и вычислите.
1. Слабая группа: Игра «Найди пару» https://learningapps.org/13505465
-5,4 : 0,6 : (-3) 3,2 : (-0,4) : 0,2 -252 : (-3) : (-4) : (-3)
2. Средняя группа: Игра «Скачки» https://learningapps.org/display?v=pfshvnadn19
9х = -72 -3,78 : х = -0,6 -0,8х = -5,6 18 : (-х) = 0,6
3. Сильная группа: Пазл «Угадай-ка» https://learningapps.org/display?v=p18apye4519
Ответы: 1,5 -81 46 -24,5
-21 : -14 259,2 : (-3,2) -1,38 : (-0,03) -7,35 : 0,3
547,5 : 365 -162 : 2 - 552 : (-12) 147 : (-6)
-63,45 : -42,3 -810 : 10 -51,3 : -34,2 -24,5 : 1
ФИЗПАУЗА
в) Самостоятельная работа.
- Банк продает 2 акции номинальной стоимости 100, 200, 300 рублей – это средний уровень сложности заданий и 3 акции номинальной стоимости 100, 200, 300 рублей – высокий уровень сложности заданий. Выберите игровой билет.
Индивидуальные дифференцированные задания (Проверка по эталону)
2 акции номинальной стоимости 100 руб.: -8,6 : (-4,3) и 82
3,2 и 6 : (-12)
2 акции номинальной стоимости 200 руб.: 3,2 : (-8) + (-4,8) : (-6)
2 акции номинальной стоимости 300 руб.: -5,4 : 0,6 + 9,6 : (-0,8)
3 акции номинальной стоимости 100 руб.: - 0,72 : х = -0,9
3 акции номинальной стоимости 200 руб.: -6,32х = 60,04
3 акции номинальной стоимости 300 руб.: № 1128(2) стр. 237
3. Закрытие акционных торгов.
Тестирование (на ноутбуках с выходом в интернет)
- Биржевые торги подходят к концу рабочего дня, закрывая их вы выполните тест. Тем самым покажите прочность усвоения вопросов торга. В этом задании банк продает 5 акций номинальной стоимости 300 руб.
Тест-викторина с выбором правильного ответа:
- Для выполнения теста перейдите по ссылке: https://learningapps.org/2258688
1. Чтобы найти частное двух чисел с разными знаками, надо …
А) разделить модуль делимого на модуль делителя
Б) разделить модуль делимого на модуль делителя и поставить перед полученным числом знак "-"
2. Чтобы найти частное двух отрицательных чисел, надо ...
А) разделить модуль делимого на модуль делителя
Б) разделить модуль делимого на модуль делителя и поставить перед полученным числом знак "-"
3. Частное двух отрицательных чисел есть число
А) положительное
Б) отрицательное
4. Частное двух чисел с разными знаками есть число
А) положительное
Б) отрицательное
5. При делении нуля на любое число получается
А) нуль
Б) число
6. На нуль делить
А) можно
Б) нельзя
7. Укажите верные равенства:
А) а : 1 = 1
Б) а : (-1) = -а
IV. Рефлексия.
- Учащиеся по кругу высказываются одним предложением:
Я знаю … Я умею …
правило деления чисел с разными знаками делить числа с разными знаками
правило деления отрицательных чисел делить отрицательные числа
Было … Мне понравилось …
интересно, (трудно)
V. Домашнее задание: 1 вариант: № 1119, стр. 236
2 вариант: № 1118(3,4,6), стр. 236
VI. Подведение итогов торгов на бирже.
Вот закончилась игра,
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился,
И сегодня отличился?
- Пересчитайте имеющиеся на руках акции на деньги, прибавьте дивиденды. Кто стал самым лучшим акционером банка математических знаний? Какую оценку вы себе поставите?
[ ]1 – фразы даются на слух, за экраном
Деловая игра по математике "Банк знаний"
PPTX / 10.55 Мб
Белянина Светлана Николаевна
Вологжина Надежда Дмитриевна