Инновационная методическая разработка для 10–11 классов «Деловая интеллектуальная игра "В мире финансовой грамотности"»
Инновационная методическая разработка для 10-11 классов
Деловая интеллектуальная игра: «В мире финансовой грамотности».
Целью данной разработки является создание условий для интеллектуального развития успешного и продуктивного применения информации через игровую деятельность в процессе обобщения знаний, полученных учащимися по теме: финансовая грамотность.
Форма проведения занятия: игра.
Предметные образовательные результаты
- владение основными понятиями по теме: «Финансовая грамотность»;
Метапредметные образовательные результаты
Личностные:
- готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной деятельности;
- понимание личной ответственности за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами.
Регулятивные:
- умения выбирать действия в соответствии с поставленной задачей
- выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.
Коммуникативные:
- развитие коммуникативной культуры учащихся;
- слушать товарища и обосновывать свое мнение;
- выражать свои мысли и идеи, обсуждать в рабочей группе информацию.
Оборудование: компьютеры с выходом в интернет, экран, мультимедийный проектор, рабочие листы с заданиями.
Методы: практический, словесный, наглядный.
Цель: формировать положительный настрой на игру, мотивацию, определить предмет
обсуждения.
Здравствуйте уважаемые педагоги – наставники и дети! Сегодня мы с Вами встретились на деловой интеллектуальной игре.
Тему игры определим, услышав цитату: Роберта Кийосаки - «Если хочешь быть богатым, нужно быть финансово грамотным».
Ответы детей………….
«В мире финансовой грамотности».
Сегодня предметом обсуждения станет финансовая грамотность – понимание основных финансовых понятий и использование этой информации для принятия разумных решений, способствующих благосостоянию людей.
К ним относятся принятие решений о тратах и сбережениях, выбор соответствующих финансовых инструментов, планирование бюджета, накопление средств на будущие цели, например, получение образования или обеспеченная жизнь в зрелом возрасте.
Финансы — это многогранное понятие, которое включает в себя и наличные деньги, и безналичные денежные ресурсы, и др. формы и инструменты денежных средств, а также —финансовые отношения, связанные с расчетами денежными средствами между субъектами рынка.
В самом упрощенном варианте определение финансов звучит так: финансы — это деньги. Ведь не зря же говорят: «Финансы поют романсы» - и все понимают, что речь идёт о недостатке денег.
Итак, сегодня в ходе игры мы проверим ваш уровень финансовой грамотности, пополним наш словарный запас и получим несколько советов по эффективному управлению финансами. А оценивать будете сами себя.
Для определения команд я предлагаю вам взять по одному жетончику. Где будет указана название команды, в которой будете играть.
Слайд 2
Рейтинг российских банков по размерам активов.
Представление команд и выбор капитана.
Правила игры.
Каждый член команды принимает активное участие в решении поставленной задачи.
Слайд 3
Наша игра будет состоять из 9 туров:
1.«Разминка» (несложные вопросы, связанные с финансами (деньгами));
2.«Словолов» (найти в тексте слова, связанные с темой);
3.«Монетный двор» (история (русского) российского монетного двора;
4.«Литературный» (отображение темы «денег» в произведениях литературы, фольклоре);
5. «Кредит с первого взгляда»
6. «Вклады в крепкие отношения»
7. «Живите на свете легко или на сколько позволит вам ваша валюта»
8. «Осторожно мошенники!»
9. Информационный тур: «10 базовых правил финансовой грамотности».
В каждом туре будет определенное количество вопросов, за правильные ответы на которые вы будете получать баллы.
Слайд 4
Тур 1. Разминка. (чистый лист с логотипом банка).
Предлагаю вам логические загадки на тему финансовой грамотности.
1. Какие знаки внимания предпочитают банкиры?
2. Где цену набивают молотком?
3. Способ получить скидку - это... Что?
4. Что у человека 12 пар, а у монеты всего одно?
5. Как называется ожерелье из монет?
6. «Экономическая порода» собак - это... Какая?
7. В какой кубышке деньги не прячут?
8. И очень длинная табуретка, и маленький магазин. Что это?
9. Сколько центов в центнере?
10. Как на Руси называли купцов, изгнанных из гильдии за
систематические обманы и обвесы покупателей?
11. Кто главный рекламный агент болота?
12. У какого русского художника-иконописца была
"валютная" фамилия?
13. Делать это ни в чужом, ни тем паче в своём доме не стоит:
деньгу выжить можно.
14. В Японии богатые гребут деньги граблями (бамбуковыми).
А чем наши богачи гребут деньги?
15. Что стоит дёшево, а ценится очень дорого?
Ответы на вопросы:
Тур 1. Разминка.
1. Какие знаки внимания предпочитают банкиры? (ВОДЯНЫЕ)
2. Где цену набивают молотком? (НА АУКЦИОНЕ)
3. Способ получить скидку - это... Что? (ТОРГ)
4. Что у человека 12 пар, а у монеты всего одно? (РЕБРО)
5. Как называется ожерелье из монет? (МОНИСТО)
6. «Экономическая порода» собак - это... Какая? (ТАКСА)
7. В какой кубышке деньги не прячут? (В цветке под названием КУБЫШКА)
8. И очень длинная табуретка, и маленький магазин. Что это? (ЛАВКА)
9. Сколько центов в центнере? (Один: ЦЕНТ- нер)
10. Как на Руси называли купцов, изгнанных из гильдии за систематические обманы и
обвесы покупателей? (РАЗГИЛЬДЯИ)
11. Кто главный рекламный агент болота? (КУЛИК: «Всяк кулик свое болото хвалит»)
12. У какого русского художника-иконописца была "валютная" фамилия? (У АНДРЕЯ
РУБЛЁВА)
13. Делать это ни в чужом, ни тем паче в своём доме не стоит: деньгу выжить можно.
(СВИСТЕТЬ)
14. В Японии богатые гребут деньги граблями (бамбуковыми). А чем наши богачи гребут
деньги? (ЛОПАТОЙ)
15. Что стоит дёшево, а ценится очень дорого? (ВЕЖЛИВОСТЬ)
Слайд 5
Тур 2. «Словолов». (задание на листе с логотипом)
Дорогие друзья, ваша задача найти в тексте слова, связанные с темой; слова между собой можно соединять.
Мой друг Сашка питал страсть к футболу и изводил меня рассказами про центрового нападающего итальянского "Ляцияре". Когда я пытался затеять разговор об менее интересных для него вещах, он смотрел на меня непонимающе. Мне же футбол никогда не нравился. Неудивительно, что между. Нами часто возникали споры. Но к счастью, однажды случилось следующее. Как-то он зашел ко мне вечером с лукавой улыбкой на лице. Настолько хитрый был у него вид, что я волей-неволей заинтересовался. "Пошли в бар терять время", - предложил он. Я согласился. В баре было нововведение: на всю стену стоял большущий экран, где шел прямой эфир матча. Играли испанский "Коринф" - "Ляцияре" (Италия).
- Ну и что здесь интересного?- Ну, ты трудный, - протянул Сашка, - смотри на экран. Я со скучающим видом повернулся к экрану и вздрогнул.
Наш бывший одноклассник Лешка Биз несся во всю прыть, явно намереваясь забить гол. И когда он через минуту таки забил, у итальянского "Ляцияре" одним поклонником стало больше. Теперь мы с Сашкой постоянно обсуждаем футбольные события. А я даже выписал журнал "Огни футбольной арены".
Ответы на второй тур.
(1. Капитал 2. Процент 3. Обмен 4. Цена 5. Бартер 6. Фирма 7. Инфляция 8. Труд 9. Бизнес
10. Налог)
Слайд 6
Тур 3. «Монетный двор»
Монетные дворы – это предприятия производственного типа, основное направление деятельности которых заключается в чеканке монет, в изготовлении орденов, медалей и прочей отличительной символики.
История предприятий уходит в далекое прошлое, во времена появления первых денежных систем. Сегодня монетные дворы являются предприятиями высокотехнологичного типа, которые выпускают монеты по заявкам Государственных банков. Все производители работают в строго засекреченном режиме. Монетные дворы могут быть государственными, которые выполняют заказы Центрального банка. Существуют аналогичные частные организации, специализирующиеся на выпуске орденов и медалей, значков и номерных знаков. Для каждого типа предприятия свойственно наличие своего уникального клейма, наносимого на все монеты.
(Домашнее задание)
Сколько монетных дворов существует в современной России, назовите их? Как же определить монетный двор на монетах России?
Задача 1:
Ольге на телефон пришло сообщение о поступлении 5000 рублей на её счёт в банке, затем раздался телефонный звонок, и звонивший потребовал вернуть средства, якобы переведенные по ошибке, убеждая Ольгу назвать номер банковской карты и другую информацию по счёту. В чём состоит опасность данной ситуации для личных финансов Ольги?
Как ей правильно поступить в данной ситуации?
Задача 2:
14-летнему Ивану родители оформили дебетовую банковскую карту. Теперь они могут перечислять ему денежные средства безналичным способом. Укажите какие преимущества дает такая форма хранения и пользования денежными средствами Ивану. Дайте Ивану один любой совет, что необходимо учитывать при использовании данной карты, чтобы не стать жертвой мошенников.
Ответы на вопросы 3 тура.
Сколько монетных дворов существует в современной России, назовите их? Как же определить монетный двор на монетах России?
(В современной России существует два монетных двора: Московский и Санкт-Петербургский. И на современных монетах их названия чеканится в виде вензелей: ММД и СПМД. На копеечных монетах знак стоит на реверсе в виде букв М и С-П.)
Реши задачи.
Задача 1:
Ответ на первый вопрос, например: опасность заключается в том, что посылают смс и звонят одни и те же мошенники, которые надеются обескуражить человека и получить возможность вывести деньги с его счёта; ответ на второй вопрос, например: необходимо проверить состояние своего счёта, например, посредством мобильного банка, и ни в коем случае по телефону не сообщать никаких данных).
Задача 2:
Ответ на второй вопрос.
Преимущества:
а) возможность совершать покупки дистанционно;
б) безопасное хранение денег, которые невозможно потерять;
в) возможность пополнять баланс карты удаленно, например, когда родителей нет рядом и др. 2. Совет, например: ни в коем случае не сообщать номер своего банковского счёта/карты и PIN-код посторонним людям; не хранить PIN-код вместе с картой, а запомнить его, либо записать и хранить в надежном месте.)
Слайд 7
Тур 4. «Литературный».
Ответьте на вопросы.
1. Назовите литературного героя, о котором написаны эти «экономические» пушкинские строки?
«И был глубокий эконом,
То есть умел судить о том,
Как государство богатеет,
И чем живёт, и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет». (Евгений Онегин)
2. На блюдечке с какой каёмкой Остап Бендер мечтал получить деньги? (голубой)
3. Какие представители класса кольчатых червей обеспечивали материальное благополучие Дуремара? (пиявки)
4. У какого хозяина предприятия лучше работать с точки зрения оплаты труда: у скупого или щедрого? (скупого, ведь, согласно пословице, скупой платит дважды)
5. Кто, усмехнувшись при виде денег, сказал: «Негодный мусор, и на что ты мне теперь? Всю кучу золота я охотно отдал бы за любой из этих грошовых ножей. Мне некуда тебя девать. Так отправляйся же на дно морское. Если бы ты лежал на полу, право, не стоило бы труда нагибаться, чтобы поднять тебя». (Робинзон Крузо, герой книги Д. Дефо)
6. Назовите самого жадного и экономически нерационального героя поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души». (Плюшкин)
7. Кто и в каком произведении так высказывался о деньгах:
«Барон смотрит на свое золото.
Кажется не много,
А сколько человеческих забот,
Обманов, слез, молений и проклятий
Оно тяжеловесный представитель!
Да! Если бы все слезы, кровь и пот,
Пролитые за все, что здесь хранится,
Из недр земных все выступили вдруг,
То был бы вновь потоп – я захлебнулся б
В моих подвалах верных». («Скупой рыцарь», А.С. Пушкин)
Слайд 8
Тур 5 «Кредит с первого взгляда»
Задание №1. Разгадайте ребусы.
4=Д
Ответ: кредит.
Ответ: залог.
Ответ: ипотека.
Представьте, что вы работники банков. Являетесь консультантами по определенному (заданному) виду вклада.
Слайд 9
Тур 6 «Вклады в крепкие отношения»
Задача №1. Банк начисляет простой процент. Процентная ставка равна 10%. Вкладчик размещает на счете 1000 руб. Определить, какая сумма будет получена по счету через 5 лет?
Ответ: 1500 руб.
Задача №2. Вкладчик размещает в банке 1000 руб. под 10% годовых. Банк осуществляет капитализацию процентов на счете в конце каждого года. Какая сумма денег получится на счете через 5 лет?
Ответ: 1610,51 руб.
Задача №3. Банк А предлагает вкладчикам срочные депозиты под 20% годовых с ежеквартальным начислением процентов. Банк Б открывает срочные депозиты под 18% годовых ежемесячно начисляя проценты. Клиент хочет открыть депозит на сумму 60 000 рублей сроком на 2 года. В какой банк ему выгоднее обратиться?
Ответ: выгоднее обратиться в банк Б.
Решите задачу.
Задача №1. Кредит в размере 500 000 руб. выдан на 6 месяцев под 16%годовых. Какую сумму денег придётся вернуть банку в конце срока?
Ответ: 540000 руб.
Задача №2. Заемщик получил кредит на сумму 20000 рублей под 32% годовых. Через 240 дней кредит был полностью погашен. Рассчитайте, какую сумму заемщик отдал банку? Насколько отличается эта сумма от одолженной?
Ответ: 26400 руб., 6400руб.
Задача №3. 1 января 2015 года Александр Сергеевич взял в банке 1,1 млн. рублей в кредит. Схема выплаты кредита следующая – 1-го числа каждого следующего месяца банк начисляет 1% на оставшуюся сумму долга (то есть увеличивает долг на 1%), затем Александр Сергеевич переводит в банк платёж. На какое минимальное количество месяцев Александр Сергеевич может взять кредит, чтобы ежемесячные выплаты были не более 275 тыс. рублей?
Ответ: 5 месяцев.
Слайд 10
Тур 7 «Живите на свете легко или на сколько позволит вам ваша валюта»
Соотнесите валюты и страны (за каждый правильный ответ –1балл).
Страна: Япония, Хорватия, Узбекистан, Украина, Польша, Панама, Китай, Казахстан, Индия, Венгрия.
Валюта: тенге, форинт, иена, злотый, куна, сум, гривна, бальбоа, юань, рупия.
Ответ:
Страна | Валюта |
Япония | Иена |
Хорватия | Куна |
Узбекистан | Сум |
Украина | Гривна |
Польша | Злотый |
Панама | Бальбоа |
Китай | Юань |
Казахстан | Тенге |
Индия | Рупия |
Венгрия | Форинт |
Слайд 11
Тур 8 «Осторожно мошенники!»
Ситуация №1. На ваш сотовый телефон пришла СМС о том, что ваша карточка заблокирована. В смс также был указан номер для связи с оператором вашего банка. Каковы ваши действия?
а) Набрать присланный вам номер.
б) Дойти до отделения банка.
в) Проигнорировать СМС.
Ситуация №2. Вы решили снять деньги в банкомате. Подойдя к банкомату, заметили на месте вставки карточки в банкомат новое овальное устройство с щелью под карту. Такого раньше не было. Как Вы поступите?
а) Вставите карту без страха, ведь это может просто новая модификация банкомата.
б) Подергайте новое устройство, если оно часть банкомата, то будет прикреплено к нему крепко.
в) Сразу пойти в отделение банка.
Ситуация №3. Вы решили снять деньги в отделения банка через банкомат и у вас возникли некие трудности. При обратились к банковскому работнику, он попросил продиктовать ему данные с карточки и код. Что Вы будите делать?
а) Это ж официальное отделение банка –можно давать все данные.
б) Позвать администратора банка и сообщить ему о требованиях банковского работника.
в) Свои личные данные не дадите, а воспользуетесь другим банкоматом, находящимся на территории банка.
Слайд 12
9. Информационный тур: «10 базовых правил финансовой грамотности».
Вот и подошла к концу наша игра.
Рефлексия:
«сегодня я узнал...
было трудно…
я понял, что…
я научился…
я смог…
было интересно узнать, что…
меня удивило…
мне захотелось…»
Запомните, что финансовая грамотность играет огромную роль в вашем будущем и вашей независимости.
Хотелось бы вновь обратиться к словам нашего современника американского предпринимателя, инвестора, оратора-мотиватора, автора ряда книг по инвестированию, включая бестселлер «Богатый папа, бедный папа» Роберта Кийосаки: «Чего не хватает вашему поколению, так это финансового образования, необходимого для финансовой безопасности».
В последние годы проблема финансовой грамотности стоит очень остро и высоко ценится, так как это основной инструмент повышения собственного благосостояния и уровня жизни. Чем больше мы знаем, тем лучше защищены наши финансы. Если мы хотим улучшить свою жизнь, зарабатывать больше, прикладывая к этому меньше физических усилий, то стоит начать с базы — с повышения финансовой грамотности.
Рост финансовой грамотности приведет к стабильному повышению уровня доходов населения, а недостаток - может привести к снижению финансовой активности.
И я надеюсь, каждый из вас получил опыт во время игры, который поможет вам в будущем не совершать финансовых ошибок.
Спасибо за сотрудничество.