Занятие для дошкольного образования «День смены травы»
Конспект интегрированной НОД в подготовительной группе
Знакомим с обрядом коми-пермяков «День смены травы» (Турун вежан лун).
Воспитатель: Голубчикова Т.В.
Цель: приобщение детей к культуре коми-пермяцкого народа, его духовным, материальным ценностям, знакомству с историей Пермского края, передача подрастающему поколению нравственных ценностей и духовных традиций коми-пермяцкого народа.
Задачи:
Формирование понятия о коми-пермяках, как самобытном народе Прикамья.
Приобщение к культуре коми-пермяков посредством рассматривания национального костюма.
Знакомство с обрядом коми-пермяков, расширение знаний детей о народах Прикамья.
Развитие коммуникативных, художественных способностей.
Воспитание любви к родному краю, к корням своего рода, уважение к традициям народов Прикамья.
Предварительная работа: рассматривание альбомов о народах Прикамья, знакомство с традициями и обычаями русского народа, изобразительная деятельность по теме : «Орнаменты Пермского края», обучение по дополнительной программе «Пермячок.ru».
Материал: цветные карандаши, бумага, музыка с пением птиц, настольно печатная игра: «Травы Прикамья», макет костра, видеосюжет «День смены травы» (Турун вежан лун)-2017 в селе Большая-Коча.
Ход: Воспитатель одета в национальный костюм, встречает детей в музыкальном зале.
-Здравствуйте, гости дорогие. В некотором царстве, в некотором государстве, а именно в том, котором мы живём, в нашем Пермском крае, расселилось более ста народов. И это не сказка, а самая настоящая быль. И это замечательно: ведь чем больше друзей, тем интересней. Да ещё таких -со своим языком, своими обрядами и обычаями.
Одни народы рассеяны по всему краю, живут всюду, на севере и на юге, другие в каком –то одном поселении. Вот сегодня мы с вами познакомимся с коми-пермяками, которые живут на севере Пермского края. Как вы думаете, я сегодня одета как обычно? Да, я сегодня надела коми –пермяцкий костюм. Такие костюмы носили коми –пермяки. Основой женского костюма была рубаха, состоящей из верхней, нарядной части и нижней, которая была под сарафаном. Поверх сарафана-передник (запон), обычно белый с узором или вышивкой. На голове-кокошник. Необходимым элементом был пояс (покром). А вы хотите нарядиться в одежду коми –пермяков? Тогда давайте нарисуем себе пояс. Представим, что мы коми-пермяки и будем совершать старинный обряд- «День смены травы», на коми-пермяцком языке это звучит так- Турун вежан лун, который отмечался в Ильин день. В старину говорили, что до обеда – лето, а после обеда- осень. (Рассматривание элементов узора на поясе)
Дети подходят к столу рисуют коми пермяцкий орнамент на полосках бумаги.
А сейчас давайте «завяжем»пояс и отправимся в лес. Идти надо молча. С собой возьмём кусочек хлеба или пирога-подарок лешему. А кто такой леший, ребята? Правильно, это хозяин леса. А ещё возьмём ленту, подарок священному дереву-берёзе(идём по залу, пришли на опушку). На опушке все женщины и девочки оборачивались вокруг себя трижды против солнца и оставляли подарок лешему. Мужчины и мальчики провожают только до леса и остаются ждать, не просто ждать, а охранять от злых духов.
Вот мы и пришли в лес, сейчас мы будем слушать голоса птиц. Услышать что-либо, означало какой то знак, вот если услышали голос кукушки, которая должна уже не куковать, то вам ещё рано выходить замуж. Как только услышите пять голосов надо кричать. Крик-знак того, что леший не украл язык. (включается музыка с голосами птиц - дети узнают голоса и называют птиц). А сейчас давайте повяжем ленточку на берёзу и скажем слова:
Кыдз виньдiс да паськалiс ыб шора кокыс,
Сiдз и мед паськалоны ме бердiсь шоготтэзыс.
По-русски он звучит примерно так:
Как подавилась зерном кукушка,
И развеялись по полю звуки ее голоса,
Так пусть развеятся мои болезни
Ленту берёзе завязали сейчас пойдём собирать травы. Трав надо собрать тоже пять. «Собирать» будем только те, у которых есть корни и семена. А знаете почему? Потому что эти семена сеют у реки, обеспечивая на весну плодородие трав. Собирая травы надо тоже петь песни. (дети собирают травы и слушают коми протяжную песню «Красная девица») А сейчас выходим из леса, где нас встречают кто? Правильно, мальчики или мужчины.
Вечером женщины с травами шли по улицам с песнями, заходили в дома своих родственников и соседей, где их встречали с квасом, хвалили хозяйку и давали угощения. Всё это сопровождалось пением и пляской «Тупи-тап» и брызгами из кружки в знак благодарности. Давайте и мы с вами поблагодарим друг друга (дети обмакивают в воду траву и брызгают друг друга). А сейчас пойдём все к реке. Разведем костер на берегу, посеем семена и пустим травы плыть по воде, чтобы река унесла все невзгоды, хвори и печали. Так как впереди у нас осень и зима, то мы сейчас будем набирать тепло. Девочки встают спиной к костру и набирают жар себе под юбки, а мальчики стоя к костру лицом под рубахи. Набрав тепло начинаем играть: будем раздувать огонь-прыгать через костёр. Прыгаем по одному, двое, трое. Прыгать надо три раза.
В конце обряда всегда играли в игры, в которых всегда обыгрывались действия, такие как уборка хлеба и перемалывание зерна в муку. Сегодня мы с вами поиграем в игру «Сноп кидать».
А сейчас посмотрим небольшой фильм. Просмотр видеосюжета «День смены травы» (Турун вежан лун)-2017 в селе Большая-Коча Пермского края.
Сегодня мы с вами совершили старинный коми-пермяцкий обряд, поиграли в игры, в следующий раз поиграем ещё в другие игры «Жернова», «Подушечка» ,а сейчас до свидание.
Ватолина Светлана Анатольевна
Татьяна
Кузнецова Галина Ивановна