Внеклассное мероприятие «День Толерантности»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) средняя общеобразовательная школа-интернат»
Внеклассное мероприятие
«День Толерантности»
Составила:
Учитель профессионально-трудового обучения
Волкова Нина Владимировна
Чусовой, 2021
Внеклассное мероприятие "День толерантности"
Цель: духовно-нравственное развитие ребенка, формирование дружеских чувств и толерантных отношений; усвоение нравственных понятий посредством игровой деятельности. Создать условия для формирования толерантной атмосферы в детском коллективе.
Задачи:
Образовательные: ознакомление учащихся с понятием «толерантность» и правилах толерантного поведения.
Развивающие: содействие развитию самосознания у студентов, которое помогает видеть себя и других такими, какие они есть на самом деле, развивать терпимость к различиям между людьми.
Воспитательные: воспитывать чувство уважения друг к другу, создавать условия для воспитания терпимости к другим.
Оборудование: аудиозапись песен «От улыбки станет всем светлей», «Вместе весело шагать», «Солнечный круг», Презентация "Мы такие разные, но мы вместе", компьютер, проектор, плакат для коллажа, дерево толерантности на ватмане формата А4, шаблоны листьев, карандаши, скотч, клей.
Словарная работа: терпимость, терпимость, милосердие.
План занятия
1. Введение (обновление знаний)
- Приветствую вас, ребята! Посмотрите на доску. Перед вами изображен ребус. Попробуйте решить ребус самостоятельно, и тогда вы узнаете тему нашего сегодняшнего внеклассного мероприятия.
Ответы обучающихся:
ЕНОТ=ТОЛЕ КРАН=РАН ТРОСТЬ=ТНОСТЬ
Учитель: Конечно, ребята, ребус означает слово "толерантность". Поэтому наше мероприятие посвящено «толерантности»
Давайте посмотрим мультфильм о толерантности https://yandex.ru/video/preview/17200658091697622654
Вы только что посмотрели мультфильм, кто может сказать, о чем в нем говорится?
Ответы обучающихся:
- в нем говорится, что не нужно смеяться над другими. Если они не такие как ты.
Учитель: Верно. Мы должны уважать друг друга и относится к другим также как бы мы хотели, чтобы относились к нам самим.
- Что такое толерантность?
Ответы обучающихся:
Учитель: Понятие о «Толерантности»
Я хочу познакомить вас с древней китайской притчей "хорошая семья".
Китайская притча «Ладная семья»
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
Любовь;
Прощение;
Терпение.
И в конце листа сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится за ухом, и спросил: «И все?» - «Да, - ответил старик.- Это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.» И, подумав, добавил: «И мира тоже.»
Учитель: Ребята, вы согласны с тем что написал на бумаге владыка?
Выслушать ответы учащихся
Учитель: "Толерантность". Это слово имеет свою историю.
Еще в XVIII веке понятие толерантности было достаточно новым, но её смысловые корни, как отмечали историки и философы во все времена считались человеческой добродетелью. Толерантность подразумевала терпимость к различиям среди людей, умение жить, не мешая другим, способность иметь права и свободы, не нарушая права и свобод других.
В ХIХ и ХХ вв. проблема нетерпимости, приводящая к конфликтам, стала предметом изучения социологов. Социологи подчеркивали: «конфликтные процессы мало кто одобряет, но почти все в них участвуют».
В современный период осознание политиками и общественностью опасности, которая связана с появлением форм нетерпимости в современном мире послужило принятием на Генеральной конференции ООН в Париже 16 ноября 1995 года Декларации Принципов Толерантности, разработанную для политических, национальных, межэтнических, меж общинных и межличностных отношений. Благодаря усилиям ЮНЕСКО в последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира. Толерантность является важнейшим условием нахождения компромиссов, преодоления конфликтов.
Международный день толерантности (терпимости) отмечается ежегодно 16 ноября.
Толерантность – это моральные нормы поведения, принятие принципов веры, традиций, чувств других людей как их неотъемлемого права. Проще говоря, другие люди могут иметь свои убеждения, традиции, свой цвет кожи и глаз, иметь отношение с людьми, того же пола и расы.
Учитель: Какими чертами характера должен обладать толерантный человек?
Выслушать ответы обучающихся
Ответ первого обучающегося: человек должен быть внимательным и добрым, уметь общаться с людьми, выражать свои мысли. Люди отличаются друг от друга национальностью, привычками, одеждой, но они живут вместе, и мы должны уважать пожилых, здоровых и больных. Богатые и бедные.
Ответ второго обучающегося: каждый должен развивать свои способности, много знать и уметь стать полезным и нужным для нашей страны.
2. Упражнения. "Вежливость"
Каждый из нас счастлив, когда его хвалят, о нем говорят добрые слова, особенно когда это заслужено. Каждый хочет, чтобы его любили и уважали. Окружающие ценят и понимают, что просто иногда необходимо услышать добрые слова и пожелания окружающих его людей. В конце концов, это улучшает настроение, и мы готовы делиться радостью и помогать другим.
Я предлагаю Вам выполнить упражнение «Вежливость»
Теперь каждый из вас, кто сядет на волшебный стул по середине нашего класса и возьмет волшебную палочку, при этом сидящий на стуле узнает много нового о себе, все остальные ребята расскажут о его положительных качествах.
После того, как все дети посетят "волшебное кресло", учитель обсуждает с классом, что чувствовали ученики во время упражнений.
• Понравилось ли вам это упражнение?
• Почему?
• Чему вы научились друг у друга?
• Были ли комплименты одинаковыми или разными?
• Почему все по-другому?
Учитель: Действительно, ребята, каждый человек уникален, это индивидуальность. Личность со своими особенностями. Если бы мы все были одинаковыми, нам просто не было бы интересно жить в этом мире.
3. Упражнение «Наши фантазии»
Представьте, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос, глаза. Одежда и т.д.)
Перед тем как мы начнем с вами фантазировать, давайте ответим себе на несколько вопросов:
1. Каким будет этот мир? Как там будут жить люди?
2. Хорошо это или плохо, что мы все разные?
3. Как жить в мире, где так много разных людей?
Какими же могут быть ваши рисунки?
Посмотрите на образцы. Попытайтесь представить свой собственный мир.
Какой мы сделаем вывод: различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, люди должны научиться жить, решая свои проблемы и проблемы сотрудничества. Для этого существует правило "трех П"
Постоянство
Правило «Трех П»Прогрессивность
Последовательность
4. Творческая работа "Дерево толерантности".
Обучающиеся на шаблонах в форме листьев пишут свое мнение. Что необходимо сделать чтобы в класс стал лучшим «Пространством толерантности», затем эти листья приклеивают к ватману, на котором изображено дерево толерантности.
5. Упражнение. «Нарисуй соседа»
Все дети получают образец (шаблон человечка) для подражания. Основываясь на этой модели, дети рисуют друг друга. Добавляя свои собственные индивидуальные характеристики и качества.
После того как ребята нарисуют, начинается обсуждение выполненных работ.
• Что общего у всех маленьких людей? (голова, руки, ноги....)
• Чем они отличаются? (одежда, цвет волос, прическа, цвет глаз.)
Учитель: да, ребята, мы все очень разные, у каждого свои особенности, не говоря уже о внутреннем мире каждого человека. Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, потому что все мы люди, у нас есть различия, но каждый из нас не будет повторяться, и мы нужны всем.
6. Творческая работа. "Толерантный мир"(создание коллажа)
Учитель:
Для выполнения работы нам понадобится: фломастеры, клеевые карандаши, ватман, вырезки из газет и журналов, рисунки детей с улыбающимися лицами (желательно разных рас и национальностей).
Музыкальное сопровождение: звучат аудио песни «От улыбки станет всем светлей», «Вместе весело шагать», «Солнечный круг».
Учитель: у вас на парте лежит ватман формата А4. Вам необходимо выполнить коллективную работу. Создать коллаж вашего «Толерантного мира».
А каким он у вас будет? Это вы придумаете самостоятельно. Теперь подумайте об этом и сделайте свой собственный коллаж пользуясь газетами и журналами.
Пример коллажа
После создания коллажа - его вывешивают на доску класса.
7. Рефлексия
Учитель: Наш класс - это маленькая семья. И я хотела бы, чтобы в нашем классе всегда царили доброта, уважение друг к другу, взаимопонимание, чтобы не было ссор и конфликтов.
Ребята, сегодня я многое узнала о вас, а вы узнали новое друг о друге?
Будет ли наш сегодняшний урок полезен вам в будущем?
Учитель: К сожалению, люди не всегда терпимы друг к другу, но я надеюсь, что придет время и каждый день все люди будут уважать друг друга. Никто никого не оскорбит, не обидет, не унизит. У каждого человека будут свои убеждения, он будет отстаивать свою точку зрения. И все люди научатся договариваться, а не драться, ругаться, конфликтовать.
- Уважайте друг друга, цените, понимайте.
Источники
Баева, Л.В. Толерантность: идея, образы, персоналии [Текст] : монография / Л.В. Баева. - Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2009. - 217 с.
Валкеев А.М., Фомин Е.М. /«История сущность понятия толерантности». -Международный научный журнал «Символ науки».-№ 2/2016.
Внеклассные мероприятия: 9 класс/Авт.-сост. О.Г.Черных.-М.:ВАКО.2009.-256с.-(Мозайка детского отдых).
Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 567с.
https://www.sites.google.com/site/budterpimumejprosat/1
Приложения.