12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Нехлюдова Ирина Анатольевна1642
Россия, Кировская обл., Луза
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
​​​​​​​
o1682938934.jpg
фото
b1682938916.jpg
фото
r1682938897.jpg
фото
z1682938875.jpg
фото
раздаточный материалDOCX / 578.02 Кб
НаглядностьDOCX / 8.33 Мб
Презентация "День Земли"PPTX / 8.79 Мб

Учитель

Нехлюдова И. А.

Внеурочная деятельность

Кружок «Радуга» - социальное направление

Класс

2 класс

Тема занятия

День Земли.

«Береги свою планету -

Ведь другой, похожей, нету!»

Цель занятия

Познакомить учащихся с праздником День Земли, созданным для привлечения внимания к экологическим проблемам планеты и способам их решения.

Формировать у учащихся бережное отношение к хрупкой природе на планете Земля.

Формируемые УУД

Личностные:

формирование экологической культуры у детей;

формирование способности у детей занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и готовность интересоваться естественно-научными идеями.

Метапредметные результаты:

Познавательные:

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами;

проводить наблюдения, исследования, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

 

Коммуникативные:

готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации;

учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом;

умение слушать и понимать речь других;

учиться работать в группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

 

Регулятивные:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

учиться работать по предложенному учителем плану.

 

Технология

Кейс-технология.

Форма организации

Работа в группах

Оборудование и материалы

Компьютер, проектор.

Презентация, карточки, наглядность.


 

Технологическая карта (сценарий занятия)

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.Мотивация

-Что это? Почему появилась радуга? (слайд 2)

-На все согласные буквы слова РАДУГА подберите слова-глаголы, что будете делать на занятии.

-На гласные буквы подберите слова, как будете работать. (слайд 3)

 

-Сегодня вы будете исследователями. Работать вам предстоит в группах, вспомним правила. (3 группы по 8 человек) (слайд 4)

Рассматривают картинку радуги.

Т. к. у нас занятие кружка «Радуга».

 

 

 

 

Вспоминают правила работы в группе.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

1 задание для групп.

-Определите тему занятия (объект исследования), разгадайте ребус. (слайд 5)

-Что вы будете исследовать? Назовите тему.

 

-Что такое Земля?

 

Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери сказал: «Все мы пассажиры большого корабля по имени Земля - значит, пересесть из него просто некуда.» (слайд 6)

-Когда, ребята, возникает необходимость пересадки с корабля?

-Почему может возникнуть такая угроза для людей на Земле? (проблемы – слово прикрепить на доску)

-Как должны поступить люди, чтобы сохранить Землю, её хрупкую природу, чтобы жизнь на Земле для человека оставалась и в будущем благоприятной? (сберечь – слово прикрепить на доску)

-Эпиграфом к занятию предлагаю взять слова Якова Акима:

«Береги свою планету -

Ведь другой, похожей, нету!»

Разгадывают слово Земля.

Дают ответы:

 

 

-Тема: «Земля».

 

 

-Планета, почва. Наш дом.

 

 

 

 

 

 

 

 

-При угрозе жизни.

-Из-за экологических проблем в природе.

 

 

-Беречь Землю, охранять природу.

 

3. Постановка учебной задачи.

- Итак, сформулируйте цель вашего исследования, что вы будете исследовать на Земле?

-Это и будет планом исследования.

(слайд 7)

Формулируют цель с опорой на слова с доски.

-Исследовать:

1. какие экологические проблемы существуют на планете Земля,

2. как сохранить, сберечь природу на Земле для будущих поколений.

4. Построение проекта выхода из затруднения

- Послушайте внимательно выступление одноклассника об истории создания праздника День Земли и скажите: «Когда и почему люди ввели дату День Земли на международном уровне?»

 

Флаг Дня Земли (первый снимок Земли из космоса, сделанный астронавтами «Аполлона-17» по дороге к Луне, фото Земли на темно-синем фоне) помещает на доске.

 

-Предлагаю начать исследование по плану.

За каждое выполненное задание группа будет получать часть пазла, собрав который, узнаете, что является символом Дня Земли.

1 задание.

- Чтобы узнать, какие экологические проблемы (раны) существуют на Земле, исследуйте, изучите текст и определите понятие, о котором в нём говорится.

 

-Сформулируйте, какие экологические проблемы существуют на Земле с расшифрованными словами.

 

2 задание.

-Исследуем, как сохранить, сберечь природу на Земле. Вы будете выполнять задания в группе и формулировать правила бережного отношения к природе.

1.Решить задачу.

2.Практическая работа.

Руководит работой групп на каждом этапе. После формулировки правила детьми, предлагает свериться с образцом-эталоном (листы лежат перевернуты текстом вниз по центру столов, за которыми работают группы)

Учитель дополняет ответы детей:

ВОДА.

Воды на Земле много, более двух третей поверхности планеты покрыты ею. Беда не в количестве, а в качестве. Запасы пресной воды во всем мире — это только 3 %, все остальное для питья и использования в разных секторах потребления (аграрном, промышленном, бытовом) непригодно из-за высокого содержания поваренной соли и других примесей.

 

Кроме этого, следует учесть, что только сотая часть всех запасов считается легкодоступной. Весь остальной объем требует серьезных трудовых и материальных затрат на добычу, очистку и доставку потребителю.

ВОЗДУХ.

Листья деревьев — это маленькие лаборатории, в которых, под влиянием солнечного света и тепла, происходит превращение углекислого газа, содержащегося в воздухе, в органические вещества и кислород.

За один час один гектар леса поглощает весь углекислый газ, который за это время могут выработать двести человек!

Деревья высасывают из почвы много воды, которая затем испаряется через листья. Под деревьями температура воздуха обычно на 2 градуса ниже, чем на солнце.

Большинство деревьев выделяют летучие органические вещества – фитонциды, которые способны уничтожать болезнетворные микробы. А растут деревья медленно (от 10 до 60 лет).

 

Экологический транспорт-

В Калужской области начали выпускать собственные электромобили. Данные транспортные средства экологически чистые. Заряжаются за 6 ч от сети 220 вольт. Этой зарядки хватает, чтобы проехать 170 км.

ВЛИЯНИЕ МУСОРА НА ЭКОЛОГИЮ.

Мусор, который образуется в результате человеческой деятельности, вызывает изменение климата, загрязняет почву, воду, воздух. Мелкие предметы из синтетических материалов поедают птицы и звери, что часто приводит к их гибели.

В смертельные ловушки для живых существ превращаются брошенные полиэтиленовые пакеты, сети, проволока, другие предметы.

 

Слушают выступление.

 

-Человек своей деятельностью наносит раны Земле (возникают экологические проблемы). Люди задумались, что Землю надо беречь и охранять её хрупкую природу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изучают текст, определяют о каком понятии в нём говорится.

Получают слово:

1 группа – ВОДА,

2 группа – ВОЗДУХ,

3 группа – МУСОР.

Формулируют проблему. Сверяются с образцом, оформляют (прикрепляют) на доску.

 

 

 

 

Каждая группа выполняет задания и формулирует правила по своей экологической проблеме, расшифрованной в 1 задании.

 

Результаты проведённого исследования дети оформляют на доске в виде кластера.

 

5. Первичное закрепление.

-Ребята, вы замечательно потрудились в группах. Посмотрите на доску, выберите, какие из правил может выполнять каждый из нас ежедневно, чтобы сохранить природу на планете Земля для следующих поколений?

 

Выбирают и читают те правила, которые посильно выполнять каждому человеку ежедневно для сохранения природы на Земле.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

-Соберите части пазла.

-Символом дня Земли является зелёная греческая буква t1682938589aa.gif (Тета) на белом фоне. (слайд 15)

Собирают пазлы, сверяются с экраном.

 

 

7.Систематизация знаний

 

-Итак, что мы сегодня исследовали на занятии? Когда отмечают международный День Земли?

- Почему все люди должны быть благодарны Земле?

-Почему Земля нуждается в помощи и защите людей?

-В каких общешкольных акциях мы всем классом участвуем, чтобы сберечь нашу планете?

-Зачем продолжим собирать макулатуру? Использованные батарейки?

Дают ответы на вопросы.

8.Оценивание.

 

Рефлексия учебной деятельности

 

-Оцените работу своей группы. Если вы поработали дружно, у вас всё получилось, то поаплодируйте своей группе и себе.

-Продолжите фразу:

Сегодня на занятии

было интересно…

мне понравилось…

я узнал… (слайд 16)

-А закончить занятие мне хочется стихотворением Я. Акима, который призывает каждого человека беречь уникальную, но уязвимую планету Земля. (слайд 17)

Оценивают работу группы.

 

 

 

Участвуют в рефлексии.

Электронные источники:

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2012/08/22/struktura-uroka-otkrytiya-novykh-znaniy-po-fgos

http://nvkuznetsova.blogspot.com/2017/01/blog-post_29.html

http://www.niro.nnov.ru/?id=32019

https://detskiychas.ru/prazdniki/earth_day/

https://kladraz.ru/blogs/konstantinova-irina/konsultacija-den-zemli.html

https://mdou24.edu.yar.ru/obshchee/informatsiya_po_teme_den_zemli.pdf

http://www.cawater-info.net/all_about_water/?p=14829 (вода)

https://ecology.md/ru/page/4-faktora-kak-derevja-ochishhajut-vozduh (деревья)

https://www.mkkaluga.ru/economics/2022/12/19/v-kaluzhskoy-oblasti-nachali-vypuskat-elektromobili.html

https://belozer.ru/musor-vliyanie-na-ekologiyu-metody-borby/#:~:text= (мусор)

https://filter-water.by/faq/filtr-dlya-vody-svoimi-rukami (фильтр)


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Приложение.

Рассказ ученика «День Земли».

Международный день Земли празднуют 22 апреля. Создан он был для того, чтобы обратить внимание людей на то, что природа на планете хрупкая и убедить относиться к ней как можно бережнее.

Более 100 лет назад в конце 19 века американец Джон Мортон переехал в штат Небраска. Его огорчило, что там почти все деревья вырублены на строительство домов и на дрова. Мортон предложил устроить день, посвященный озеленению, и учредить призы для тех, кто высадит больше деревьев. Этот день назвали Днем дерева.

В течение первого Дня Дерева жители штата высадили около 1 млн. деревьев. В 1882 году штат Небраска объявил День Дерева официальным праздником. Он отмечался в день рождения Мортона - 22 апреля.

В 1970 году праздник переименовали в День Земли. А в 1990 году праздник стал международным.

Флагом Земли является первый снимок планеты из космоса.

22 апреля все, кому не безразлично будущее нашей планеты, а значит и свое собственное будущее, кому не безразлично, какой увидят нашу планету будущие поколения, могут принять участие в международном дне Земли.


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Задания для определения экологических проблем.

1 группа. Прочитайте, о чём идёт речь?

Жидкость прозрачного цвета, занимает большую часть планеты Земля. Бывает солёная и пресная. ____________________________________________

Сформулируйте проблему.

2 группа. Прочитайте, о чём идёт речь?

Бесцветный газ, им дышат все живые организмы. Очищают его деревья. _____________________________________________

Сформулируйте проблему.

3 группа. Прочитайте, о чём идёт речь?

Ненужные остатки, отходы от жизнедеятельности человека. Сильно загрязняет планету. ______________________________________________

Сформулируйте проблему.


 


 


 


 


 


 


 


 

Задания для определения путей решение экологических проблем.

Задачи.

1 группа.

1.Решите задачу.

Зина помыла руки и забыла закрыть кран. За одну минуту из крана вытекает 2 литра воды. Сколько воды вытечет из крана за 5 минут?

__________________________________________________________

Дай совет Зине. _______________________________________________

Сформулируйте правило, как человек должен расходовать воду?

__________________________________________________________


 


 

группа.

Решите задачу.

Ученики 2 б класса в этом году спасли 1 дерево от вырубки, так как собрали 100 кг макулатуры. Сколько килограммов макулатуры надо собрать ребятам в следующем году, чтобы спасти 2 дерева?

_____________________________________________________

Сформулируйте правило, как человек должен относиться к деревьям? Почему?

_____________________________________________________


 


 

группа.

1. Решите задачу.

В магазине «Весна» Витя купил стеклянную бутылку с лимонадом за 50 рублей. Когда Витя выпил лимонад, он сдал бутылку и ему на кассе выдали 10 рублей. Сколько стоил лимонад?

_____________________________________________________

Сформулируйте правило, как избавиться от ненужного на планете мусора.____________________________________________________


 


 


 


 

Практическая работа.

1 группа.


 

Постройте, используя схему (образец лежит на столе), простейший фильтр. Перелейте через него грязную воду. Обсудите, что у вас получилось?


 

Сформулируйте правило, как людям сохранить пресную воду на Земле? Зачем?

________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________


 

2 группа.


 

Выберите экологически безопасный для планеты Земля транспорт.


 

Сформулируйте правило по сохранению воздуха чистым.

_____________________________________________________

_____________________________________________________


 


 


 


 

3 группа.

2. Разделите мусор на 3 группы в зависимости от материала, из которого изготовлены предметы.

Сформулируйте правило, что делать с мусором, чтобы не навредить планете Земля? Зачем?

________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________


 

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (3)

Панов Егор Игоревич, 01.05.23 в 18:06 1Ответить Пожаловаться
Увлекательное и познавательное занятие!
Нехлюдова Ирина Анатольевна, 29.05.23 в 10:16 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Егор Игоревич!
Пермякова Ольга Анатольевна, 25.07.23 в 07:32 0Ответить Пожаловаться
Занятие учит думать, анализировать, делать выводы!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.