Конспект урока математики в 6 классе на тему «Десятичные дроби и проценты»
Класс: 6
Дата: ---- Предмет: Математика
Тема: Десятичные дроби и проценты.
Цель: создать условия для расширения знаний о десятичных дробях и процентах, способствовать развитию вычислительных навыков, приобщению к здоровому образу жизни.
Задачи:
- образовательная: установить связь десятичных дробей с процентами, расширить представления учащихся о применении десятичных дробей и процентов, формировать умения решать основные типы задач на проценты с помощью умножения и деления десятичных дробей;
- развивающая: развивать умения анализировать, сопоставлять, устанавливать следственные связи между величинами; развивать вычислительные навыки, математическую речь, умения работать в группе на основе доброжелательности и уважения к чужому мнению;
- воспитательная: воспитывать чувство ответственности за выполнение заданий, воспитывать валеологическую культуру, бережное отношение к своему здоровью.
Планируемые результаты обучения:
Личностные: четко выражать и объяснять свои мысли, уметь слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие, выстраивать аргументацию; готовность к дальнейшему самообразованию.
Метапредметные: осознавать значимость темы «проценты», уметь воспроизводить смысл понятия проценты, уметь работать с информацией, использовать общие схемы решения, уметь видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации, уметь управлять своей деятельностью, контролировать и корректировать ее, проявлять инициативность и самостоятельность.
Предметные: уметь в процессе реальной ситуации использовать понятия: « процент», «перевод процента в десятичную дробь», «обращение десятичной дроби в проценты»; расширить опыт деятельности по преобразованию и применению знаний.
Ход урока
1.Организационный этап (2 минуты)
Приветствие учителя, проверка посещаемости, проверка готовности к уроку.
2. Мотивация учебной деятельности на уроке. Постановка целей и задач урока (5 минут)
Учитель: Сегодня на уроке мы не просто продолжим изучение десятичных дробей, а свяжем их с ранее изученным материалом и проверим насколько это важно для каждого из нас. Пусть эпиграфом к нашему уроку будут слова Н. И. Лобачевского «..нет ни одной области в математике, которая когда – либо не окажется применимой к явлениям действительного мира… (Слайд 2)
Вам необходимо установить соответствие между числами и буквами и назвать слово, важность, которого нельзя не знать. (Слайд 3)
12, 5:10 м) 0,726
72,6:100 у) 0,6
1 – 0, 274 н) 3, 1
6:0,1 и) 1,25
12,4:4 е) 5
1,05+0.2 т) 0,51
3,06:6
1:0,2
0, 11+0,4
(Учащиеся выполняют задания устно и заполняют таблицу, заранее заготовленную на доске)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
и | м | м | у | н | и | т | е | т |
Учитель: Молодцы, ребята! С заданием справились! Что же такое иммунитет (Слайд 4)
Учитель: В период распространения короновирусной инфекции очень важно знать, как защитить себя от болезни. Повторим меры профилактики (Слайд 5)
И это не только средства защиты, но и укрепление иммунитета. Какая же связь между этим понятием и нашим уроком?
Математические знания и умения помогут вам в этом разобраться.
Запишем в тетрадь дату и тему урока «Десятичные дроби и проценты»
(Учащиеся записывают в тетрадь, а учитель – на доске). Как вы думаете, каковы цели сегодняшнего урока? (Ответы учащихся)
3. Актуализация опорных знаний и умений обучающихся (7 минут)
Учитель: действия с десятичными дробями мы повторили, а теперь вспомним, что
мы знаем о процентах. Прошу ответить на вопросы и привести примеры:
- Что такое процент?
(Процент - сотая часть числа)
- Как перевести процент в десятичную дробь?
(Чтобы перевести процент в десятичную дробь надо число процентов разделить на 100)
- Как записать десятичную дробь с помощью процента?
(Чтобы записать десятичную дробь с помощью процента надо умножить эту дробь на 100 и приписать процент)
Учитель: а сейчас проверим на практике, как вы выполняете такие задания
(выполняются у доски двумя учащимися и в тетради; задания в два столбика записаны
на доске, но были скрыты от учащихся):
1) заменить процент десятичной дробью:
1%; 3%; 25%; 140%; 35,6%
(Ответы: 1%=0,01; 3%=0,03; 25%=0,25; 140%=1,4; 35, 6%=0,356)
2) десятичную дробь заменить процентом:
2,5; 0,9; 0, 01; 1, 02; 2
(Ответы: 2,5=250%; 0,9=90%; 0, 01=1%; 1, 02=102%; 2=200%)
Учитель: проценты – это одна их сложнейших тем математики. Понимание процентов и умение выполнять процентные расчеты, необходимы для каждого человека. Прикладное значение этой темы велико и затрагивает различные сферы деятельности человека.
Информационная минутка: - 10% здоровья заложено в нас генетически;
- 5% дает нам медицина; - 85% зависит от нас самих
4. Решение задач валеологического содержания (16 минут)
Учитель: решение задач в группах по данной теме поможет нам создать продукт «Таблица факторов крепкого иммунитета». Если при выполнении задания возникают трудности, то можно обратиться к одной из групп. Для формирования групп, каждый из вас получит какую – то эмблему и по их наличию вы объединитесь.
(Каждая группа получает карточку с задачей. Решение задачи обсуждается, выбирается лидер и решение презентуется. Условие задачи для класса демонстрируется на экране, запись решения осуществляется на доске. Учитель проверяет ход работы групп, в случае необходимости оказывает помощь. После решения задачи сообщается дополнительная информация.)
| Условие задачи. Слайд | Решение задачи | Информационная минутка. Слайд |
1 | Курящие дети сокращают себе жизнь на 15 %. Определите, какова продолжительность жизни курящих людей, если средняя продолжительность жизни 72 года. Ответ округлите до целых Слайд 6 | 1)100%-15%=85% 2)85%=0,85 3)72*0,85=61,2 Ответ: 61 год | - 75% тех, кто начал курить, становятся зависимыми от курения людьми; - 90% рака легких наблюдается у курильщиков; - до 95 % заболевших раком умирают в течение 5 лет; - каждые 13 секунд умирает человек от последствий курения; - каждая выкуренная сигарета уносит 6 минут жизни. Слайд 7 |
2 | В 100 г моркови содержится 20% витамина А. В день нужно съедать 8,5% витамина А. Сколько грамм моркови нужно съедать в день? Слайд 8 | 1) 100: 20 = 5 (г); 2) 5* 8,5=42,5 (г). Ответ: 42,5 г моркови | Пища - топливо, без которого организм не может функционировать. Но питание должно быть рациональным: включать в себя все необходимые вещества. Белки являются строительным материалом для клеток. Жиры служат энергетическим резервом. Углеводы дают нам необходимую для работы энергию. - завтрак - 25%; обед – 35%; полдник – 25%; ужин – 15%. Слайд 9 |
3 | Ежедневно человек должен выпивать 4% от своего веса. Сколько воды должен выпить шестиклассник, весом 45 кг? Слайд 11 | 1)4% =0, 04; 2)45 * 0, 04 =1,8 (кг), т. е 1,8 л. Ответ:1,8 л воды | Ничто живое на земле не может существовать без пресной воды и человек не исключение. Вода участвует во всех биохимических процессах организма. Все клетки состоят из воды. Только кровь на 90% состоит из воды. Слайд 12 |
4 | Для нормального отдыха организма подростка необходимо спать 35%, а реально подросток (в среднем) спит – 31%. Сколько времени (в часах) подросток «не досыпает» в сутки? в неделю? в месяц? Слайд 13 | 1)35%-31%=4%; 2)4%=0,04; 3)24*0,04=0,96(ч); Примерно 1 час в сутки. 7 часов за неделю, 30 часов за месяц. | Здоровый образ жизни создает наилучшие условия для нормального течения физиологических процессов, что снижает вероятность различных заболеваний и увеличивает продолжительность жизни. Слайд 14 |
5. Физминутка (2 минуты) Слайд 10 - проводится после выступления второй группы учащихся.
Учитель: вы хорошо справились с заданиями и не только повторили решение задач на проценты и действия с десятичными дробями, но и узнали много полезной информации. Попробуем сделать вывод о факторах повышающих иммунитет человека.
Слайд 15
6. Закрепление (4 минуты)
Учитель: - как же найти процент от числа?
(Ответ: чтобы найти процент от числа, надо это число умножить на процент и разделить на 100)
- как найти число по его проценту?
(Ответ: чтобы найти число по его проценту, надо число разделить на число процентов и умножить на 100)
Учитель: убедиться в важности сегодняшней темы помогут нам и задачи, которые я предлагаю решить самостоятельно после коллективного обсуждения. Условие задач мы видим на слайде. (Проводится анализ задачи, решение оформляется самостоятельно, осуществляется проверка)
Задача 5 Слайд 16
Средний вес новорожденного ребенка 3 кг 400 г. Если у ребенка курит отец, то его вес будет меньше среднего на 119 г, если курит мать – меньше на 255 г. Определите, сколько процентов теряет в весе новорожденный, если: а) курит папа; б) курит мама; в) курят оба. Ответ округлите до единиц.
(Решение: а) 119:3400*100=3,5 (г), приближенно 4г; б) 255:3400*100=7,5 (г), приближенно 8 г; в) 119+255=374 (г), 374:3400*100=11 (г).)
Задача 6 (резерв) Слайд 17 По итогам медосмотра 80% школьников не имеют проблем со здоровьем, что составляет 240 учащихся. Сколько всего учащихся в школе?
Учитель: надеюсь после сегодняшнего урока вы задумаетесь о своем здоровье и всегда будете входить в число здоровых людей. Надо знать, что 10% здоровья заложено в нас генетически, 5% дает нам медицина, 85% зависит от нас самих.
7. Подведение итогов урока (5 минут)
Учитель: Подведем итоги сегодняшнего урока.
- назовите тему урока;
- какие цели были достигнуты сегодня на уроке?
- повторите, в решении, каких задач вы совершенствовали свои умения?
(Выставление оценок)
Вы сегодня хорошо работали и в выполнении домашнего задания у вас затруднений не должно быть.
8. Постановка ДЗ (2 минуты)
Учитель записывает задание на доске, учащиеся – в дневниках
Учитель:
Базовое: прочитать п. 4.7, разобрать задачи, выполнить № 855, 856, 860 (а).
Дополнительное: № 942.
Творческое: Провести опрос среди школьников по теме сегодняшнего урока. По данным опроса составить задачу на проценты. Условие и решение оформить красочно в виде буклета на листе А4.
Желаю вам успеха!
9. Рефлексия (3 минуты)
Для проведения Рефлексии применяется техника «Рефлексивная Мишень». На пробковую доску прикреплен рисунок с мишенью, разделенной на сектора. Каждый учащийся ставит метки (флажок с иголкой) в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем оценка выше. Затем проводится краткий анализ
Учитель: Ребята, а теперь вы, оцените, пожалуйста, нашу деятельность на уроке.
10. Заключительный этап. (1 минута)
Учитель: Спасибо за работу на уроке, за самокритичное оценивание нашей деятельности. Сегодня мы еще раз убедились в справедливости слов Лобачевского о важности математики. Берегите себя, свое здоровье и тогда математические задачи будут решаться быстрей и легче. А путешествие в мир МАТЕМАТИКИ принесет вам много радостных открытий.
Слайд 18