Урок обществознание в 6 классе на тему «Дети и родители. Взаимные права и обязанности»

7
0
Материал опубликован 15 March 2020 в группе

Автор – Учитель истории, обществознания и права

МБОУ СОШ №46 г. Липецка

Зайцева Юлия Николаевна


Методический комментарий

Класс – 6 класс

Регламент – 45 минут

Тема: Дети и родители. Взаимные права и обязанности

Цели урока:

  1. Выяснить, каковы права и обязанности детей и родителей, согласно Семейному кодексу Российской Федерации.
  2. Выделять причинно-следственные связи, о том, что реализация прав ребенка является обязанностью родителей
  3. Продолжить формировать навыки анализа и систематизации правовой информации, представленной в разных источниках и нормативно правовых актах.
  4. Развивать умение использовать ИКТ на уроках.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Изучить термины: «Источники семейного законодательства», «Права и обязанности детей», «Права и обязанности родителей.
  2. Изучить правовую основу семейных отношений
  3. Изучить права и обязанности детей и родителей по отношению друг к другу.
  4. Объяснить почему невозможно соблюдение прав без исполнения обязанностей.

Развивающие

  1. Продолжить формировать навыки аналитического мышления
  2. Продолжить развивать навыки работы с источниками права, выделять в них главную информацию
  3. Формировать навыки работы с дополнительной информацией, включающие анализ информации, выделение главного и представление в виде краткого сообщения, соотносить понятия с конкретной ситуацией.
  4. Уметь аргументированно отстаивать свою точку зрения, с опорой на законодательство

Воспитательные:

  1. Воспитывать чувство гражданско-правовой ответственности учеников
  2. Продолжать воспитывать чувство к уважения  друг к другу во время самостоятельной работы, уметь выслушать точку зрения своих товарищей.
  3. Воспитывать чувство уважения детей к своим родителям, а родителей к своим детям.

Планируемые результаты:

  1. Усвоить основные права и обязанности ребенка и родителей.
  2. Получение знаний о правовой основе семейного законодательства, как неотъемлемой части отношений в семьей.
  3. Решение проблемных ситуаций
  4. Систематизация и отбор информации, через самостоятельную работу с нормативно-правовыми актами


Технологии обучения:

- Проблемное обучение;

- Личностно - ориентированное обучение;

- Здоровьесберегающее обучение, все приемы и методы обучения соотносятся с психлого-возрастными характеристиками учеников, а также способствует качественному освоению информации.

- ИКТ.

Необходимые технические средства: мультимедийное оборудование; персональный компьютер


Наглядность: Мультимедийная презентация, фотографии, статьи документов

Используемая литература: Конституция Российской Федерации; Семейный кодекс Российской Федерации; Конвенция о правах ребенка

Интернет-ресурсы: Права детей в сказках народов мира. Русско-французский проект -https://materinstvo.ru/art/9005#comment_form Materinstvo.ru; КонсультантПлюс. Семейный кодекс. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/

Видео-хостинг YouTube - https://www.youtube.com/watch?v=gjOXpXCmWS4












Технологическая карта урока права.

Структурные элементы занятия

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1. Организационная часть

2 минуты

Приветствует, проверяет отсутствующих, проверяет готовность.

Называют отсутствующих. Проверяют готовность к занятию.


Регулятивные УУД: Способность к управлению своим поведением и готовность и нацеленность на получение знаний.

2. Мотивация  деятельности

5минут

Обратите свое внимание на экран, перед вам 2 фотографии, что в них не так? Почему такие ситуации могут происходить в отношениях между родителями и детьми? Допустимо ли такое поведение?

А теперь обратите внимание на 3ю фотографию, что вы на ней видите?

Действительно, каждый человек представляя семью рисует себе такую картину, но к сожалению, довольно часто из-за незнания своих прав и обязанностей родители и дети конфликтую, что негативно сказывается на их психологическом здоровье.


Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке сегодня? Попробуйте сформулировать тему урока. Слайд 1

Выслушивает ответы. Корректирует тему.

Итак, тема нашего урока: Дети и родители. Взаимные права и обязанности. Слайд 2

Как вы думаете каковы цели нашего занятия?

Для получения оценки необходимо активно участвовать в работе.

Сообщение плана работы:

  1. Правовая основа семейных отношений
  2. Права и обязанности родителей
  3. Права и обязанности детей. Слайд 3.

Слушают преподавателя.

Фокусируют внимание на предстоящей работе на занятии.

Дают различные ответы.

Такие отношения не допустимы, хотя и не редко встречаются, в семье. Происходит это из-за незнания своих прав, не выполнения обязанностей, нехватка времени.


Полноценную семью со здоровым ребенком и счастливыми родителями!









Речь пойдет о семье, о взамоотношениях между детьми и родителями. Об их правах и обязанностях по отношению друг к другу. Предлагают различные формулировки. Слайд 1.

Записывают тему Слайд 2



Формируют цели.

Целями нашего занятия является, рассмотреть что такое права и обязанности родителей и детей по отношению друг к другу. Выяснить значимость реализации своих прав и несения обязанностей.


Слайд 3. Знакомятся с планом.

Личностные УУД: Формирование ответственного отношения к учению.

Метапредметные регулятивные УУД:

Способность самостоятельно формировать цели обучения и пути их достижения. Способность обобщать информацию и анализировать ее.

Метапредметные коммуникативные УУД:

Умение использовать свои речевые средства для взаимодействия с учителем и друг с другом, при определении темы и целей урока.

Метапредметные познавательные УУД: Умение, создавать обобщения, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, делать выводы при работе с иллюстративным материалом.

  1. Актуализация опорных знаний и способов деятельности.


2 минуты

Давайте с вами вспомним, что такое семья?







А для чего человеку семья?






Верно. Мы уже говори о том, что в семье все друг другу родственники. Мама, папа, дети, бабушки и дедушки братья и сестры. А чем занимаются родственники в семье? Совершенно верно, таким образом, и дети и родители имеют и права и обязанности. Слайд 4

Мы уже знаем с вами, что каждый человек и взрослый и ребенок имеет права и обязанности вспомним что это такое. Установите соответствие. Слайд 5.


Семья – это группа людей сплоченных общими интересами, взаимоотношения которых, основаны на взаимном уважении и любви.

Семья – это группа людей, связанных кровным родством, и совместно ведущих домашнее хозяйство.

В семье человек впервые узнает новое об окружающем мире. Все члены семьи заботятся друг о друге.



Выполняют различные функции. Например, дети учатся, а родители их обеспечивают, и следят за их образованием, помогают им стать личностями. Слайд 4.








Устанавливают соответствие. Слайд 5.

Предметные УУД:

Уметь определять понятия.

Представлять мотивы и результаты осуществленных реформ. Умение определять понятия.

Метапредметные регулятивные УУД:

Умение соотносить видовые понятия с родовыми.

  1. Создание проблемной ситуации

2 мин.

Давайте послушаем  «Сказку о простой царевне Любе, которой не хотелось учиться». Приложение 1.

Какое право было у Любы? Люба прилагала усилия к учебе? Все ли дети должны учиться?

Какая проблема поднимает в тексте? И что станет проблемой нашего урока?

Проблема: Возможно, ли существование прав, без обязанностей!

Слайд 5-6.


У Любы было право учиться?

Нет, не прилагала усилий к учебе.

Да, все дети должны учиться и получать новые знания, это их обязанность.

В тексте поднимается проблема, того, что Люба не хотела выполнять свои обязанности. Хотя родители, обязаны были обеспечить ей получение образования.

Слайд 5-6.


Личностные УУД:

Формирование ответственного отношения к учению, на основе мотивации к обучению и познанию.

Способность самостоятельно определять проблему урока.

  1. Изучение нового материала

20 мин.

Каждый проживающий в семье человек, как мы с вами уже знаем, имеет права и обязанности. Но где они закреплены?

В нашей стране сразу несколько документов закрепляют права родственников по отношению друг и другу. А знаете ли вы, какие это документы? У Вас на столах есть небольшая информация об этом. Обратимся к приложению №2

Совершенно верно. Именно данные законодательные акты и станут основой нашей совместной деятельности. Для того чтобы узнать какие права есть у родителей и детей, мы разобьемся на 2 команды «Родители» и «дети».

У нас на столах выдержки из Семейного кодекса Российской Федерации. Каждой группе, опираясь на статьи необходимо составить основные права и обязанности детей или родителей. Приложение 3. Для этого воспользуйтесь рабочими листами. Приложение 4.


Слушает выступление учащихся, корректирует ответы. Слайд 9-10.

Тема нашего урока:«Дети и родители. Взаимные права и обязанности». Обратите внимание, что сначала родители берут на себя обязанность по обеспечению своих детей, а затем дети должны заботится о своих родителях.











Обобщение ответов. Вывод.

Права и обязанности родителей и детей определены:

- в Конституции РФ.

-Конвекции о правах ребенка,

-Семейном кодексе РФ,

-Законе «Об образовании в РФ».












Обсуждение в группах. Заполнение рабочего листа. Выступление перед присутствующими.

права и обязанности родителей

- Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей (ст.63 п.1 СК);Родители, имеют право давать и обязаны давать своему ребенку ФИО (ст. 58); Обеспечить получение детьми основного общего образования  (ст.63 п.2 СК); Равенство прав и обязанностей родителей ( ст. 61 СК);Защита прав и интересов детей (ст.64 СК);Осуществление родительских прав (ст. 65 СК);Родители имеют преимущественное право на образование ребенка.


Права и обязанности детей :

-Жить и воспитываться в семье (ст.54 СК); На общение с родителями и другими родственниками (ст.55 СК); На защиту своих прав и законных интересов (Ст.56 СК); Выражать своё мнение (ст.57 СК); На имя, отчество, фамилию (ст.58 СК); Имущественные права (ст.60 СК).

Право ребенка на защиту ст. 56 СК)

- обязаны заботиться о нетрудоспособных родителях (ст. 38. Конституции РФ). Слайд 9-10.

Личностные УУД:

Способность к самостоятельной работе и самопознанию. Формирование доброжелательного и уважительного отношения к другим, по время совместной деятельности.

Формирование грамотной речи, умение осознанно представлять систематизированную информацию. Формирование целостного мировоззрения.

Метапредметные регулятивные УУД:

Формирование умения ставить цели и соотносить свои действия с поставленными результатами.

Формирование навыка самостоятельно оценивать правильность выбранных задач.

Метапредметные коммуникативные УУД.

Формирование навыка работать с большими объемами информации и представлять ее в виде устного сообщения. Оттачивать умение участия в дискуссии. Умение использовать монологическую речь для выражения своей точки зрения.

Метапредметные познавательные УУД.

Умение формировать понятия, обобщения, выводы, причинно-следственные связи. Строить логические рассуждения умозаключения.

Предметные УУД:

Умение определять и формулировать понятия, определять права и обязанности. Умение отличать права от обязанностей.

  1. Первичная проверка понимания

4 мин.

А теперь, я предлагаю вам немного размяться и поиграть в игру «Разрешается – запрещается». Правила просты, Права изображены на знаках - разрешающих или запрещающих (они похожи на дорожные знаки). Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается - запрещается».

Я буду говорить о каком-то праве, а вы - находить соответствующий ему знак и отвечать: «Разрешается или запрещается».

 Приложение 5.  Слайд 11.

Выполняют разминку. Слайд 11.

Метапредметные коммуникативные УУД.

Формирование умения концентрировать внимание, использовать полученные знания при выполнении деятельности.


  1. Закрепление знаний

10 мин.

Нормы, которые регулируют права и обязанности родителей и детей по отношению друг к другу называются -  «Семейным правом». К  большому сожалению, права детей не всегда соблюдаются. Даже в различных сказках, которые вам хорошо знакомы с детства, порой нарушают права главных героев. Давайте определим, какое право ребенка было нарушено, и найдем статью Семейного кодекса, которая защищает это права. Приложение 6.

Сказки:        

  1. Г.Х.Андерсон. Дюймовочка Слайд 12.





  1. А. С. Пушкин. Сказка о Царе Салтане Слайд 13.


  1. Братья Гримм. Бабушка Метелица Слайд 14.




  1. А. Н. Толстой. Буратино. Слайд 15.



  1. Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль». Слайд 16.


А теперь давайте с вами вспомним наш проблемный вопрос: «Существуют ли права без обязанностей?» Слайд 17.


Действительно, вы совершенно правы, поэтому не стоит забывать: «Ребенок учится тому,

Что видит у себя в дому,

Родители пример тому».

















Анализируют проблемные ситуации. Определяют, какое право ребенка было нарушено, с какое статье СК РФ соотносится данное право.



1. Жаба нарушила право Дюймовочки, жить и воспитываться в семье. (СК РФ Ст. 54. п.2) Слайд 12


2. Право жить с обоими родителями и на их воспитание. Родители несут равную ответственность за ребенка. (СК РФ Ст. 63.п.1 ) Слайд 13

3. Право на обеспечение интересов ребенка, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. (РФ Ст. 54. П.2) Слайд 14.

5. Лиса и кот Базилио нарушили право ребенка на материальное обеспечение от своих родителей, они хотели украсть его деньги. (СК РФ Ст.60. П.1) Слайд 15.

5. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования. (СК РФ Ст.63. П.2). Слайд 16.

Нет, прав без обязанностей не существует. Дети имеют свои права, которые обеспечиваются обязанностями родителей. Но и дети имеют обязанностями перед своими родителями. Поэтому от того, насколько правильно родители смогут выстроить отношения со своим ребенком зависит, будут ли права и обязанности будут реализованы. Слайд 17.


Коммуникативные УУД: Использовать речевые средства, для успешного закрепления.

Предметные УУД:

Определять и объяснять, почему необходимо соблюдать права ребенка. Уметь определять, какое право ребенка было нарушено

Метапредметные познавательные УУД:

Умение работать с средствами передачи информации, выделять главное, определять проблему. Анализировать документы, определять соответствие. Соотносить ситуацию со статьей СК РФ.

  1.  Подведение итогов и рефлексия занятия

3 минуты

У Вас на столах есть 2 листа формата А4 и цветные карандаши. Группа родителей нарисуйте какими вы видите ваших детей во взрослом возрасте, и ответе, почему необходимо соблюдать их права.

Группа детей сделает тоже самое, но нарисует родителей и ответит на вопрос: Какими родителями вы себя видите в будущем?


Сегодня, мы разобрали с вами очень важную тему, так как ежегодно во всем мире нарушаются права детей. Дети не могут защитить себя сами, они еще не умеют этого делать поэтому, уважаемы родители, соблюдайте права детей и любите их, а  они вам несомненно ответят тем же! Слайд 18. (Видео ролик права ребенка)













Демонстрируют рисунки и ответы.

Объясняют свою точку зрения, делают логические выводы.

Метапредметные познавательные УУД:

Умения обобщать и делать логические умозаключения.


  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

1 минута.

Всем кто активно принимал участие в работе выставляют положительные отметки. Подготовить сочинение «Твои права заканчиваются там, где начинаются права другого».

Всем спасибо за урок. Будьте счастливыми детьми и родителями.

Получают информацию о домашнем задание.

Коммуникативные УУД: Правильно понимать смысл задания, использовать средства коммуникации для разъяснения.






Приложение 1.

Сказка о простой царевне Любе, которой не хотелось учиться

Жила-была царевна Люба. У нее были родители, которых она очень любила и которые баловали и лелеяли ее, как только могли, с тех самых пор, как она появилась на свет. Люба росла девочкой умной, красивой и живой, однако, привыкнув, что весь мир, который ее окружает, создан только для нее и зависит от ее желаний, она привыкла никогда и к чему себя не принуждать…. Когда Любе исполнилось шесть лет, ее родители решили, что пора ей приниматься за учебу, и пригласили Любе шесть профессоров — один должен был обучить царевну письму, другой — чтению, третий — арифметике, четвертый — французскому языку, пятый — рисованию, шестой — танцам. И хотя Люба очень любила рисовать и танцевать, учиться ей не понравилось вовсе. се профессоры показались Любе злыми волшебниками, которые только притворяются добрыми, и она пожаловалась на них родителям. Те очень удивились, так как знали сами всех шестерых с детства и сами учились у них в Любином возрасте…

Вопросы: 

Какое право было у Любы?

Люба прилагала усилия к учебе?

Все ли дети должны учиться?

Какая проблема поднимает в тексте?

 Что станет проблемой нашего урока?



Приложение 2.

Правовая основа семейного законодательства.

Конституция РФ занимает особое место в системе источников семейного права. Обладая высшей юридической силой, Конституция РФ содержит отправные положения правового регулирования семейных отношений; закрепляет основополагающие права и свободы человека; провозглашает принцип государственной защиты семьи, материнства и детства; устанавливает, что забота о детях, их воспитание являются одновременно правом и обязанностью родителей; закрепляет обязанность совершеннолетних детей заботиться о нетрудоспособных родителях; относит семейное законодательство к совместной сфере ведения РФ и ее субъектов.

Семейный кодекс РФ является ведущим источником семейного права. В соответствии с СК РФ должны приниматься другие федеральные законы и законы субъектов РФ.

Конвенция ООН о правах ребёнка — международный правовой документ, определяющий права детей в государствах-участниках. Конвенция о правах ребёнка является первым и основным международно-правовым документом обязательного характера, посвящённым широкому спектру прав ребёнка.

Закон об образовании в Российской Федерации закрепляет особое право ребенка на получение бесплатного общеобязательного основного общего образования.

Приложение 3

 Права и обязанности ребенка

Семейный кодекс Российской Федерации

Ст. 54. П.2 Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

Ст. 55.  1. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка.

Ст. 56  Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов.

Ст. 57  Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. 

Ст.  58. 1. Ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию.

Ст. 60.  П. 1. Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи

П.3. Ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.

Конституция РФ.

Ст. 38. Дети, достигшие возраста 18 лет должны заботиться о нетрудоспособных родителях.













Приложение 3

Права и обязанности родителей

Семейный кодекс Российской Федерации

Ст. 58. П 2. Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации или не основано на национальном обычае.

Ст. 63.п.1 Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут равную ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

Ст. 63 п.2

Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования

Ст. 64.

 Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей.
Ст. 65.

П.1. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

Ст. 66. П 1. Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет права на общение с ребенком, участие в его воспитании и решение вопросов получения ребенком образования.

П.4 При осуществлении родительских прав родители (лица, их заменяющие) имеют право на оказание им содействия в предоставлении семье медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи.
Ст. 67. П. 1 -2

1. Дедушка, бабушка, братья, сестры и другие родственники имеют право на общение с ребенком.

2. В случае отказа родителей (одного из них) от предоставления близким родственникам ребенка возможности общаться с ним орган опеки и попечительства может обязать родителей (одного из них) не препятствовать этому общению.


Приложение 4.

Рабочий лист

Права и обязанности детей

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.





Приложение 4.

Рабочий лист

Права и обязанности родителей

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.





Приложение 5.


Посмотри на этот знак:

Человек поднял флаг.

Слушать мнение ребенка

(Разрешается).


Вот в углу стоит мальчонка,

Плачет, надрывается.

Бить, наказывать ребенка

Строго запрещается


С мамой дети должны жить,

Ей цветы всегда дарить –

Это разрешается.


Эта грань обозначает:

Мать с ребенком разлучают.

Это запрещается.






Рисовать и петь, учиться,

Если заболел - лечиться.

Это разрешается.


Этот трудится ребенок,

Мало у него силенок,

Ноги подгибаются.

В детстве тяжкая работа

Запрещается.


Вместе дружно в мире жить,

С разными детьми дружить –

Это разрешается.


Этот слабый горбит спину,

Пред сильным преклоняется.

Быть рабом у господина

Строго запрещается.




Родители и дети. Взаимные права и обязанности.
PPTX / 14.79 Мб

Комментарии
Комментариев пока нет.