Цели урока:
1. Создание условий для проявления индивидуальности обучающегося, его творческих способностей.
2. Обогащение учащегося знаниями об обществе, человеке, отношениях между людьми, формирование представлений о жизни по законам справедливости, добра, терпимости.
3. Формирование патриотизма, гордости за прошлое Родины, осознание мира, как высшей ценности для гражданина.
4. Создание благоприятной атмосферы в классе, формирование у детей положительной оценки своего классного коллектива, пробуждение желания помогать своим товарищам, уважать их мнение.
Оборудование: шаблоны человечков из картона с изображенными на них разными эмоциональными состояниями, мультимедийная презентация, проектор, воздушный шар желтого цвета, белые бумажные голуби, наборы по 8 цветовых карточек на каждого ученика (на основе теста Люшера), песня «Солнечный круг», «Реквием» Моцарта.
Подготовительная работа: перед началом участникам предлагается найти шаблон человечка, который отражает их состояние (веселый, грустный, злой).
Время проведения: 40-45 минут
Ход занятия
I. Самоопределение к деятельности, организационный этап (3 минут)
Приветствие
Учитель: Дорогие ребята, поздравляю вас, ведь вы оказались в старшей школе.
СЛАЙД 2
Вам порой кажется, что вы, как Алиса из сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес», выпили из странной бутылочки и уменьшились, а все вокруг вас большое и неуютное. Но не переживайте, вы скоро, как и Алиса, познакомитесь с интересными людьми, совершите чудесные открытия, а я буду сопровождать вас в путешествии по стране знаний. Возможно, иногда что-то будет не получаться. Поэтому, вы должны чувствовать, что рядом друзья, что всегда на помощь могут прийти одноклассники, родители, учителя. Класс, в котором вы сейчас находитесь, - наша классная комната. На несколько лет она станет для вас вашим школьным домом, а вы её хозяевами. Настоящий хозяин должен беречь свое имущество, соблюдать чистоту и порядок.
Знакомство. Игра «Моё имя», включающая тестирование эмоционального состояния (на основе теста Люшера)
/5 мин/
Учитель: Сегодня у нас день знакомства. Чтобы лучше узнать друг друга, давайте немного поиграем. У вас в руках забавный человечек. Он вам поможет представиться. Пусть ваш человечек скажет ваше имя и добавит к нему слово или несколько слов, которые вам подходят больше всего. Не бойтесь повторить то, что уже сказал ваш предшественник, но и не стесняйтесь рассказать о себе важное. Позвольте представиться и мне: Наталья Владимировна - активная, творческая, неунывающая.
Учитель выбирает карточку - шляпу желтого цвета и прикрепляет к доске свое изображение. Набор цветовых карточек дополняется каждый раз, когда участники вытягивают, и включает 8 цветовых карточек – шляп.
Учитель:Теперь вы, ребята, решите, как представиться и отправьте своего человечка на прогулку по стране знаний, не забудьте головной убор, он так нужен для взрослых и детей, в любое время года: летом от солнечного удара, в холодное время, чтобы не замерзнуть и не простудиться.
Дети называют своё имя с прилагательным, выбирают шляпу человечку. Учитель фиксирует номер цвета для сбора сведений об эмоциональном состоянии участников.
Постановка проблемы /3 минуты/
Учитель: Сегодня – наш первый урок и говорить мы будем об очень серьезных вещах. О чём именно, вы попробуйте определить после того, как послушаете стихотворение.
Закройте глаза и прислушайтесь:
СЛАЙД 3 + муз сопровождение
Кружит в небе голубом
Наш огромный круглый дом.
Под одною голубою,
Общей крышей мы живём.
Дом кружится возле солнца,
Чтобы было нам тепло,
Чтобы каждое оконце
Осветить оно могло.
Чтобы жили мы на свете,
Не ругаясь, не грозя,
Как хорошие соседи
Или добрые друзья.
Постановка целей и задач /3 минуты/
Учитель: Чему посвящено это стихотворение?
(Ответы учащихся: мир, дружба, земля, дом)
Учитель: Как вы думаете, о чем мы поговорим сегодня?
(Ответы учеников: мир, дружба)
Учитель: Да, ребята, тема нашего урока "Дети мира за мир!".
А что такое мир для вас?
(Ответы ребят: 1.никто не ссорится, 2.то, что нас окружает)
II. Основная часть.
Актуализация знаний. Работа с понятиями /7 минуты/
Учитель: Вот какое объяснение этому слову дает толковый словарь:
СЛАЙД 4
1.МИР – вселенная; планета; земной шар, а также население, люди земного шара.
2. МИР – дружеские связи, согласие между кем-либо, отсутствие войны;
3. МИР - тишина; покой; соглашение о прекращении войны.
Учитель: Назовите противоположное по значению к слову МИР слово.
(Ответы ребят: война, ссора)
Учитель: Да! Война! Войны не появляются в природе без участия человека. Во все времена вооруженные конфликты развязывались людьми то в одном, то в другом уголке нашей планеты. В современном мире телевидение и сеть Интернет приносит все больше тревожных новостей. Что же такое "война"?
(Ответы ребят: вооруженные столкновения, жестокость воюющих, убийства, грабеж с одной стороны; страх, слезы, горе – с другой)
Учитель: Википедия объясняет это понятие так:
Война — это вооружённое насилие, доведённое до крайних пределов. Главным средством в войне являются вооружённые армии.
Учитель:А вы знаете, в какой стране сейчас неспокойно, где люди не могут заснуть от страха за свою жизнь и жизнь родных?
(Ответы ребят: Украина)
СЛАЙД 5 + музыкальное сопровождение
Учитель: Конфликтные ситуации складываются и в африканских странах: Мали, Нигерии, Камеруне, Чаде. Опасные столкновения в Южном Судане и Сомали. Несколько лет находится в состоянии войны Сирия. Латинская Америка: Боливия, Чили, Эквадор - тоже постоянно переживает внутренние вооруженные столкновения. Весной стало неспокойно в США, так как есть внутренние несогласия жителей с некоторыми сторонами жизни страны.
Учитель: Ребята, а кто-то может объяснить, что происходит в воюющей стране? Каково обычным жителям? Почему?
(Ответы ребят: люди не могут вести обычный образ жизни, боятся, становятся злыми, остаются без своего имущества, не хватает еды и одежды, голодают, теряют близких, дети не могут спокойно учиться и быть счастливыми, а главное - убивают солдат и мирных жителей)
Учитель: Ребята, а как вы сами относитесь к жизни людей в стране, которую захлестнула война?
(Ответы ребят: с сочувствием, не хотят оказаться на их месте, испытывают желание помочь, остановить войну)
Учитель: А когда-нибудь в нашей стране были вооруженные конфликты внутренние или с другими государствами?
(Ответы ребят: Отечественная война 1812 года, ВОВ 1941-1945)
Слайд демонстрируется, но информация не зачитывается.
СЛАЙД 6
Русско-персидская война (1804-1813)
Русско-шведская война (1808 – 1809)
Наполеоновские войны в составе коалиций и Отечественная война 1812 года.
Восстание декабристов 1825
Русско-персидская война (1826-1828)
Русско-турецкие войны (1806-1812, 1828 -1829)
Русско-турецкая война (1877 -1878)
Русско-японская война (1904-1905)
Первая мировая война (1914-1918)
Гражданская война (1918-1922)
Советско-китайский военный конфликт (1929)
Советско-финская война (1939-1940)
Великая Отечественная война (1941-1945)
Боевые действия в Алжире(1962–1964)
Война в Афганистане: с декабря (1979-1989)
Чеченские войны (1994-1996, 1999-2009)
Учитель: В истории нашей страны, к сожалению, тоже было много войн. Неоднократно наш народ отстаивал её от вражеских нападений.
Именно 1 сентября 1939 года – Германия напала на Польшу, что послужило началом второй мировой войны, ставшей крупнейшим вооружённым конфликтом в истории человечества. В ней участвовало 62 государства из 73 существовавших на тот момент (80 % населения Земного шара).
Актуализация знаний. Работа с понятиями. Понятие "победа" /5 мин/
СЛАЙД 7
Учитель: А кто нам напомнит, когда фашистская Германия напала на Советский Союз?
(Ответы ребят: Брестская крепость, 22июня 1941г.)
Учитель: Да, ребята, в этот день началась Великая Отечественная Война, которая длилась долгих 4 года! И как вы знаете 8 мая 1945г. наши прадеды и деды одержали победу над фашизмом, поэтому мы в этом году отмечаем 75 годовщину Победы в ВОВ 1941-1945 гг, победы над фашизмом.
Среди солдат были и наши земляки, наверняка многие из вас выходят каждый год в рядах Бессмертного полка 9 мая с портретом и вашего прадеда-участника этой страшной войны. Много уроков извлекли из нее народы, но главным из них – что против войны нужно бороться, пока она не началась. Ребята, а что такое "победа"?
(Ответы ребят: успех в битве, войне, поражение противника, преодоление чего-нибудь)
Учитель: Вы совершенно правы, ребята. А как вы думаете, что помогло выстоять нашему народу в этой великой битве и победить?
(Ответы ребят: желание стоять до конца, любовь к своей стране, желание спасти свой дом, семью, дружба народов в составе огромной страны называемой в 40е годы 20 века Советский союз)
Учитель: Какие же чувства заставляют людей начинать войны?
(Ответы ребят: жестокость, безжалостность, безответственность, жажда наживы, желание власти).
Учитель: Что мешает людям мирно жить?
(Ответы ребят: если люди не понимают друг друга, хотят отнять чужое, не умеют объяснить свои намерения, возникает злость, жадность, зависть)
Учитель: А можно ли избежать военных действий? Как?
(Ответы ребят: решать возникшие проблемы путем переговоров, соглашений, уметь договариваться мирно, стараться понять другого, услышать его, испытывать сострадание к слабому, понимать, что будет страдать много людей, а жизнь каждого человека бесценна)
СЛАЙД 8
Учитель: 1 сентября - Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Международный день мира как день всеобщего прекращения огня и отказа от насилия. В этот день все страны и народы прекращают боевые действия на весь день, все люди в полдень по местному времени соблюдают минуту молчания… Цель этого дня – укрепить мир как внутри страны, так и между нациями.
Физкультминутка (5 мин)
Учитель: Ребята, под «Мирную считалку» Валентина Берестова мы с вами разомнемся.
Выходит ведущий и показывает движения, все повторяют. Исходное положение: ученик стоит прямо, руки вытянуты вперед, кисть сжата.
1 строка: на счет ученик интенсивно в такт моргает,
2 строка: поочередно разгибаются пальцы.
3 строка: наклоны головы вправо-влево.
4 строка: наклоны головы вперед - назад.
5 - 6 строка: маршировка на месте.
7 - 8 строка: действия имитируют слова.
Раз-два-три-четыре-пять!
Всех чудес не сосчитать.
Красный, белый, жёлтый, синий!
Медь, железо, алюминий!
Солнце, воздух и вода!
Горы, реки, города!
Труд, веселье, сладкий сон!
А война пусть выйдет вон!
Применение знаний и умений в выполнении заданий, в процессе игровой деятельности (5 мин)
Игра «Конструктор пословиц».
Учитель: Ребята, молодцы! Присаживайтесь и мы продолжим говорить о литературном творчестве. Какие пословицы о мире сочинил наш народ, вы узнаете, из игры «Конструктор пословиц». Ребята, посовещайтесь и попробуйте вспомнить, как заканчиваются эти пословицы. Обязательно обсудите в группе свои догадки, работая в группе, вы будете успешны.
Демонстрируются 2 столбика: 1-первая часть пословицы, 2 - окончание пословице о мире.
Класс поделен на четыре группы. Ребята совещаются.
СЛАЙД 9
Мир строит, война разрушает.
Мир на планете – счастливы дети.
Дружно за мир стоять – войне не бывать.
Худой мир лучше любой ссоры.
Варианты ответов учащихся: ребята пытаются закончить пословицу.
Задание может вызвать затруднение, если пословицы оказываются неизвестными, сопоставляют начало и конец пословиц.
Учитель: Ребята, теперь ваша группа должна объяснить, какой смысл в этих пословицах.
Актуализация знаний. Работа с понятиями /5 мин/
Учитель: Ребята, угадайте загадку:
Эта птица – символ мира,
Чердаки её квартира,
Там, где площади, фонтаны,
Ищет крошки постоянно!
Стаю этих птиц не бей: Стаю сизых …
(Ответы ребят: голубей)
СЛАЙД 10
Учитель:Ребята в этой загадке встретилось слово "Символ", что это?
(Ответы учеников:знак чего-нибудь, предмет обозначающий явление или другой предмет)
Учитель: Как вы думаете, почему голубь назван символом мира?
(Ответы учеников: добрая птица, живет рядом с человеком, проявляет нежность к другому голубю)
СЛАЙД 11
Учитель: Это все справедливо, ребята, но кроме этого изображение голубя, несущего в клюве оливковую ветвь - послужило эмблемой первого Всемирного конгресса сторонников мира, который проходил в 1949 году в столице Франции Париже и Праге в столице Чехии. Нарисовал её великий художник Пабло Пикассо.
В древности голубь считался символом плодородия, а впоследствии и мира. Древние люди думали, что у голубя нет желчного пузыря, а желчь с древности считалась причиной злого, сварливого нрава.
СЛАЙД 12
Голуби считались священными птицами в странах Востока и Азии, а также являлись вестниками Бога в священной для многих народов книге «Библии».
Кто-то из вас знает библейскую легенду о Ноевом ковчеге?
(Ответы учеников: творец Земли - Господь за плохие дела наказал людей великим затоплением, но предупредил благочестивого старца Ноя о скорой беде, велел построить большой корабль, спасти своих близких и по паре всех животных. 40 дней шли дожди, и спаслись только те, кто был на Ковчеге Ноя)
Учитель: В этой легенде добрый старец Ной несколько раз выпускает голубку с «Ковчега», спасавшего его благочестивую семью от наказания для грешников. Однажды среди затопленного водой мира голубь нашел и принес ему ветвь дерева Оливы как символ примирения стихии. Это считается знаком прощения людей.
СЛАЙД 13
Не только в «Библии» - вечной книге о добре - голубь был Божьим вестником.
Эта птица появлялась на плече пророка Мухаммеда из священной книги Ислама, олицетворяя сходящее на него Божественное вдохновение.
Из-за преданности своему потомству, голубь символизировал материнские чувства. Иногда голубь являлся знаком мудрости. Голубь изображался на скипетрах некоторых правителей, символизируя власть, посланную им Богом.
Применение знаний и умений в выполнении заданий, в процессе игровой деятельности /5 мин/
Ребятам раздаются шаблоны голубков.
Учитель: Давайте и мы внесём свою частичку в борьбу за мир!
Существует традиция выпускать белых голубей как символ мирных намерений. Я предлагаю вам написать свое имя на белом голубке и прикрепить наших бумажных птиц к воздушному шару, выйти в школьный двор и отпустить их в синее небо. Пусть наши голуби всему миру расскажут о том, что дети в России и других странах не хотят войны.
Пока участники крепят голубей к шарам звучит песня «Солнечный круг».
Ребята с учителем выходят на улицу, выпускают шарик, следят за его полетом.
III Заключительная часть. Подведение итогов (1 мин)
Учитель (на улице): Вы молодые жители нашей планеты. И от вас в будущем будет зависеть многое на земном шаре. Писатель Николай Тихонов сказал: «У каждого, кем бы он ни был, чем бы он ни занимался, есть еще один долг, который требует самоотверженного и верного служения: защищать мир».
Рефлексия:
Пришло время прощаться. Подарите улыбку своему соседу справа, если классный час вам понравился. До скорой встречи!
Приложение 1. Шаблон человечка.
Приложение 2. Шаблон голубя
Приложение 3
Интерпретация цветовых выборов и цветовых ассоциаций. Необходимо соотнести полученные результаты с наблюдениями за ребенком во время занятий.
Синий цвет — этот цвет выбирают спокойные, чувствительные дети. Их настроение в целом положительно, хотя присутствует некоторая печаль. У ребенка существует потребность в глубоком, понимающем его собеседнике, в индивидуализированном общении. Занятия, где нет личного контакта с педагогом, им не комфортны, они замыкаются в себе, грустят.
Зеленый цвет — этот цвет выбирают дети с высоким уровнем притязаний. Они испытывают потребность быть первыми, потребность в похвале. Еще для них значимо уважительное к ним отношение со стороны педагога и сверстников, они любят, чтобы их ставили в пример другим.
Красный цвет — этот цвет предпочитают энергичные, активные дети. Им нравится пошуметь, пошалить, могут быть заводилами в играх. Цвет показывает, что на занятиях у ребенка хорошее, активное состояние.
Желтый цвет означает, что ребенок ожидает от занятий только хорошего, склонен слушаться педагога, выполнять его указания.
Фиолетовый цвет — цвет слишком детского поведения, потребность в опеке, похвале. Ребенок может не соблюдать дистанцию в отношениях со взрослыми, в случае слишком строгих, жестких требований может капризничать, закатить истерику. В целом настроение положительное.
Коричневый цвет — цвет тревоги, дискомфорта не только эмоционального, но и физического. У ребенка может болеть голова, живот, его может затошнить. Ребенок может переживать из-за того, что его достижения не соответствуют ожиданиям педагога или родителей.
Черный цвет — этот цвет выбирают дети, которым не нравится то, что происходит на занятиях, они выражают свой протест, бунтуют, не подчиняются требованиям взрослых. Это состояние открытого конфликта с педагогом или сверстниками, или с той деятельностью, которой им приходится заниматься.
Серый цвет — цвет пассивного неприятия. Серое настроение означает, что ребенок скучает на занятиях, что он безразличен к происходящему, не вникает в процесс, пропускает мимо ушей указания педагога. Часто это происходит оттого, что ребенок не видит смысла в занятиях, поскольку у него не получается выполнять требования.
Таким образом, синий, зеленый, красный, желтый и фиолетовый цвета говорят об эмоциональном благополучии ребенка, а коричневый, черный и серый — о неблагополучии. На основе интерпретации цвета и наблюдений за поведением ребенка мы поймем, насколько комфортны для него занятия.
Приложение 4
PPTX / 16.26 Мб
Кияйкина Наталья Федоровна
Приходько Наталья Владимировна
Суслопарова Людмила Юрьевна
Приходько Наталья Владимировна