Проект «Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Наименование проекта (полное): | Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
Наименование проекта (сокращенное): | «Мы - рядом!» |
Срок начала и окончания проекта | 02.09.2022 – 02.03.2023 |
Актуальность.
Одним из самых критических моментов в жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является их переход из-под опеки государства к самостоятельной жизни.
Дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
Дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.
Воспитываясь в семье, ребенок гармонично адаптируется в обществе, учится соизмерять свои потребности с возможностями, обслуживать себя, заботиться о близких. В детском доме у детей ограничены контакты с внешним миром и обеднены условия для приобретения собственного опыта. Низкий уровень социальной компетентности, свойственной воспитанникам детских домов, впоследствии нарушает процесс включения их в жизнь общества, снижает возможность усвоения принятой системы ценностей, норм, знаний и представлений.
Воспитанники детских домов после выпуска нередко попадают в весьма трудную жизненную обстановку, которая ставит перед ними множество вопросов – бытовых, экономических, образовательно-профессиональных и социальных.
Состояние воспитанников детских домов, стоящих на пороге выхода из учреждения, чаще всего характеризуется как растерянность перед самостоятельной жизнью. Дело в том, что, несмотря на наличие формального множества открывающихся перед ними перспектив, они испытывают значительные трудности в выборе дальнейших жизненных путей.
Выпускники детских домов находятся чаще всего в состоянии психологического стресса. Объясняется это тем, что в учреждении позиция детей-сирот носила в значительной мере «объектный» характер, о них заботились, их обеспечивали всем необходимым. При выходе из учреждения характер позиции этих же детей нормативно становится «субъектным». Они сами должны обеспечить себе условия для нормальной жизнедеятельности. Иначе говоря, выпускникам детских домов фактически предстоит самостоятельно и впервые выстроить, и организовать свое жизненное пространство. В итоге перед выпускниками стоят две насущные задачи: как перейти на самостоятельное жизнеобеспечение и выстроить границы своего нового жизненного пространства.
Наиболее характерными затруднениями выпускников в период пост интернатной адаптации являются: затруднения профессионального самоопределения, дальнейшего профессионального образования и трудоустройства.
Политика российского государства направлена на подготовку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к решению социально-экономических задач. Наличие у них опыта решения таких задач будет способствовать более успешной их адаптации к условиям социальной и экономической жизни в современном обществе, поскольку ребенок-сирота лишен естественной защитной "ниши" в семье и ему приходится рассчитывать только на свои собственные силы и полученный опыт.
Современный детский дом представляет собой учреждение, специально созданное для решения задач социального воспитания. Общество заинтересовано в том, чтобы выпускники детских домов были готовы самостоятельно решать проблемы, возникающие на их жизненном пути, социально приемлемым способом.
По статистике в России из 100% сирот, покинувших стены детского дома или интерната — 90% никогда не адаптируются к нормально взрослой жизни. Проблема заключается в том, что дети, вышедшие из детдома, буквально сразу же сталкиваются с таким трудностями как получение образования, поиск работы, обращение с деньгами, принятие самостоятельных решений и так далее. Эти навыки обычный человек, выросший в семье, как правило, приобретает постепенно, копируя общепринятую вокруг него среду. У выросших в специальных учреждениях детей, лишенных семейного воспитания, никаких осознанных привычек зачастую не наблюдается.
Генпрокуратура РФ приводит следующую статистику:
В связи с этим проект «Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» актуален, так как социализация, самоопределение выпускников образовательных учреждений для детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, – одна из основных проблем в работе детского дома. Реализация данного проекта будет проходить на базе государственного казенного учреждения социального обслуживания Ростовской области центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей «----- Центр помощи детям». Наше учреждение не является исключением, ведь именно готовность воспитанников к самостоятельной жизни – основная цель нашего детского дома. Анализируя статистику по данному вопросу, мы можем сказать , что 73% выпускников успешно реализуют себя в самостоятельной жизни, устраиваются в профессиональной сфере; 27 % выпускников сталкиваются с трудностями в адаптации и реализации себя как самостоятельной личности.
Цель: оказание содействия социализации детей-сирот, повышения уровня их адаптации в обществе.
Задачи:
Формирование знаний, умений, навыков, сопутствующих социальной адаптации выпускников детского дома, повышение уровня общего развития воспитанников и их всесторонняя подготовка к будущей самостоятельной жизнедеятельности.
Создать условия для формирования адекватной самооценки, чувству уверенности в своих силах применительно к самореализации в будущей профессии.
Содействовать повышению уровня социально-правовой грамотности выпускников.
Нормативно-правовые акты: Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023)
География проекта – ------ район.
Целевая группа – дети сироты
1.2 Результат проекта
№ п/п | Наименование задачи, результата | Срок | Характеристика результата |
Задача 1: Формирование знаний, умений, навыков, сопутствующих социальной адаптации выпускников детского дома, повышение уровня общего развития воспитанников и их всесторонняя подготовка к будущей самостоятельной жизнедеятельности. | |||
1.1. | Результат 1.1 Дети проинформированы о будущей самостоятельной жизнедеятельности. | 02.09.2022-02.03.2023 | Программы диагностики |
Задача 2: Создать условия для формирования адекватной самооценки, чувству уверенности в своих силах применительно к самореализации в будущей профессии. | |||
2.1. | Результат 2.1 Сформировали самооценку и уверенность детей в своих силах в самореализации в профессии. | 02.09.2022-02.03.2023 | Программы |
Задача 3: Содействовать повышению уровня социально-правовой грамотности выпускников. | |||
3.1 | Результат 3.1 Повысили уровень компетенции выпускников в сфере социально-правовой грамотности. | 02.09.2022-02.03.2023 | Программы |
1.3 Участники проекта (ресурсное планирование)
№ п/п | Роль в проекте | Фамилия, инициалы | Должность |
1. | Руководитель проекта | Специалист по социальной работе Шолоховского центра помощи детям | |
2. | Куратор проекта | Кузьмина О.А. | Директор |
3. | Участник проекта | Демченко Н.В. | Педагог - психолог |
4. | Участник проекта | Ситнянская Н.М. | Социальный педагог |
5. | Участник проекта | Гришина А.И. | Педагог - психолог |
1.4 План мероприятий по реализации проекта
№ п/п | Наименование результата, мероприятия, контрольной точки. | Сроки реализации
| Ответственный исполнитель | Вид документа , характеристика результата |
Результат 1.1 Дети проинформированы о будущей самостоятельной жизнедеятельности. | 02.09.2022-02.03.2023 | Кузьмина О.А. | Аналитическая справка | |
1.1 | Мероприятие: Беседа на тему «Первые шаги в самостоятельную жизнедеятельности» | 02.09.2022-02.03.2023 | Ситнянская Н.М. | Нормативные документы |
1.2 | Мероприятие: Игра упражнение «Моя мечта» | 02.09.2022-02.03.2023 | Демченко Н.В. | Аналитическая справка |
1.3 | Мероприятие: Игровое занятие «Особенности поведения мужчин и женщин в обществе. Отличительные черты занятий и интересов мальчиков и девочек». | 02.09.2022-02.03.2023 | Гришина А.И. | Программа |
1.4 | Мероприятие: Разработка и распространение кейс-папок с памятками «Адаптация выпускника детского дома в самостоятельной жизнедеятельности» | 02.09.2022-02.03.2023 | Ситнянская Н.М. Демченко Н.В | Программа |
Результат 2.1 Сформировали самооценку и уверенность детей в своих силах в самореализации в профессии. | 02.09.2022-02.03.2023 | Гришина А.И. | Программа | |
2.1 | Цикл мероприятий: классные часы «Дороги, которые мы выбираем» | 02.09.2022-02.03.2023 | Гришина А.И., Демченко Н.В. | Программа |
2.2 | Мероприятие: Сюжетно-ролевая игра «Визит к работодателю» | 02.09.2022-02.03.2023 | Ситнянская Н.М. | Программа |
2.3 | Мероприятие: Ролевая игра «Слушание в различных позах». | 02.09.2022-02.03.2023 | Демченко Н.В | |
Результат 3.1 Повысили уровень компетенции выпускников в сфере социально-правовой грамотности. | 02.09.2022-02.03.2023 | Кузьмина О.А. Гришина А.И. | Список направлений, методов, нормативно-правовой базы | |
3.1 | Мероприятие: Беседа на тему: «Социально-правовая грамотность, как показатель компетентности человека» | 02.09.2022-02.03.2023 | Кузьмина О.А. Ситнянская Н.М. | Программа |
3.2 | Мероприятие: Ролевая игра «Шаги по правовому лабиринту» | 02.09.2022-02.03.2023 | Демченко Н.В | Нормативные документы |
3.3 | Мероприятие: Деловая игра «Мой выбор» | 02.09.2022-02.03.2023 | Ситнянская Н.М. |
1.5 Реестр заинтересованных сторон проекта
№ п/п | Орган или организация | Представитель интересов | Ожидание от результатов проекта (программы) |
1. | Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ростовской области «-----» | Полумеева А.Н. (директор) | Увеличение информированности по актуализации профессий колледжа. |
2. | Государственное казенное учреждение Ростовской области «Центр занятости населения ------ района» | Галкина О.И. (директор) |
1.6 Реестр рисков и возможностей проекта
№ п/п | Наименование риска (-) / возможности (+) | Действия по предупреждению риска/ реализации возможности |
1. | Эконмические риски: отсутствие финансирования организации может привести к увеличению сроков реализации проекта или полного его закрытия (-) | Привлечение внебюджетных источников. |
2. | Ненадежность участников проекта, в связи с болезнью, нежеланием (-) | Поиск и привлечение новых специалистов, мотивация. |
3. | Повышение уровня компетентности членов управленческой команды (+) | Горизонтальное и вертикальное движение кадров |
4. | Проявление интереса к результатам внедрения проектного управления со стороны Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования Ростовской области «-----» (+) | Трансляция опыта результативного внедрения проектного управления в управленческом контуре детского дома на систему СПО РО других регионов |
1.8. Финансовое обеспечение реализации проекта
№ п/п | Наименование результата и источники финансирования | Объем финансового обеспечения по годам реализации (тыс.руб ) | Всего (тыс. руб.) | |
2022 | 2023 | |||
1. | Результат 1.1Дети проинформированы о будущей самостоятельной жизнедеятельности. | |||
1.1. | федеральный бюджет | 0 | 0 | 0 |
1.2. | областной бюджет | 0 | 0 | 0 |
1.3 | внебюджетные источники | 0 | 0 | 0 |
1.4. | муниципальный бюджет | 10,0 | 10,0 | 20,0 |
2 | Результат 2.1 Сформировали самооценку и уверенность детей в своих силах в самореализации в профессии. | |||
2.1 | федеральный бюджет | 0 | 0 | 0 |
2.2 | областной бюджет | 0 | 0 | 0 |
2.3 | внебюджетные источники | 0 | 0 | 0 |
2.4 | 4,0 | 4,0 | 8,0 | |
3 | Результат 3.1 Повысили уровень компетенции выпускников в сфере социально-правовой грамотности. | |||
3.1 | федеральный бюджет | 0 | 0 | 0 |
3.2 | областной бюджет | 0 | 0 | 0 |
3.3 | внебюджетные источники | 0 | 0 | 0 |
3.4 | муниципальный бюджет | 5,0 | 5,0 | 10,0 |
Всего по проекту, в том числе: | 38,0 тыс. |
Ожидаемые результаты проекта
Снижение количества затруднений связанных с профессиональной сферой на 55%
Выпускник должен научиться объективно, оценивать явления, происходящие в обществе, адекватно воспринимать возникающие социальные проблемы и решать их в соответствии со своими правами и обязанностями, нормами отношений, сложившимися в социуме, быть устойчивым к неблагоприятным социальным воздействиям и занять активную позицию в решении социальных проблем, быть готовым к социальным действиям, саморазвитию, то есть успешно адаптироваться в современном обществе на 99,9%
Повышенный уровень компетенции выпускников в сфере социально-правовой грамотности на 80-99,9%
Эффективное (100%) функционирование учебно-производственного кластера, обеспечивает практикоориентированность профессионального обучения самостоятельности и адаптации выпускников вне детского дома на
Повышение статистики по трудоустройству выпускников в выбранные профессиональные сферы на 30-40 %
1.10 Модель проекта