Программа «Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Министерство образования Нижегородской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Балахнинский технический техникум»
УТВЕРЖДЕНО:
Директором ГБ ПОУ
«Балахнинский технический техникум»
«___»___________2016г.
ПРОГРАММА
«Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
ГБ ПОУ «Балахнинский технический техникум»
Балахна 2016г.
ПАСПОРТ
Программы «Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ГБ ПОУ«Балахнинский технический техникум»
Наименование программы |
Программа социальной адаптации выпускников детских домов в условиях техникума |
Основание для разработки программы |
Областная целевая межведомственная программа «Дети-сироты» на 2010-2014 годы, утверждена Законом Нижегородской области № 126-3 от 9.09.2009. Комплексная областная целевая программа развития образования в Нижегородской области на 2010-2014 годы, утверждена Законом Нижегородской области «Об утверждении Комплексной...» №96-3 от 4.08.2009, принят Законодательным Собранием 8.07.2009. |
Разработчик программы |
ГБ ПОУ «Балахнинский технический техникум» |
Цель программы |
Создание дополнительных условий социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в период их обучения, направленной на защиту их прав и интересов, социальную адаптацию, профессиональное самоопределение, самостоятельное жизненное обустройство, выработку способности к самостоятельному принятию решений, овладению навыками их реализации. Охрана прав и зашита интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. |
Задачи программы |
Изучение особенностей личности обучающихся - сирот, их социальной ситуации развития, условий жизнедеятельности, выявление интересов и потребностей, отклонений в социальном поведении и социальной адаптации. Проведение комплекса организационных, психолого-педагогических и социально-педагогических мероприятий, социально- медицинских мероприятий, способствующих формированию готовности обучающихся - сирот к самостоятельной жизнедеятельности. Совершенствование образовательной, воспитательной и профилактической работы педагогического коллектива с учащимися-сиротами. Формирование у обучающихся - сирот потребности в созидательной деятельности, положительном отношении к труду, готовности и способности жить согласно законам и нормам социума. Развитие материально-технической базы техникума, включающей условия профессионального обучения и быта учащихся-сирот. Обеспечение |
Сроки и этапы реализации программы |
1. Проектно-целевой этап (июнь- август) 2. Деятельностный этап (сентябрь- июнь) 3. Итоговый этап (июль- август) |
Основные направления программных мероприятий |
Обучение и воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в рамках дополнительного образования, основанное на индивидуальном подходе. Социально-педагогическое и психолого-педагогическое, медицинское сопровождение процесса дополнительного образования. Мониторинг результативности социализации сирот, обучающихся в техникуме. |
Исполнители основных мероприятий программы |
Зам. директора по УВР, руководитель ЦСАДС, социальный педагог, педагог-психолог, медицинский работник, воспитатели, педагоги дополнительного образования. |
Ожидаемые результаты |
Сохранение контингента обучащихся-сирот со времени поступления в техникум и до его окончания; Выполнение социального заказа - подготовка молодого специалиста способного трудиться самостоятельно и обеспечивать себя и свою семью в современных экономических условиях; Формирование навыков здорового образа жизни и эффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у обучащихся-сирот; Приобретение учащимися-сиротами практического опыта самопознания и саморегуляции, повышение их самооценки; Приобретение учащимися-сиротами практических знаний и навыков жизни в социуме, решения своих проблем цивилизованным путём, самостоятельного строительства собственной жизни и несения за это ответственности. |
Система контроля выполнения программы |
1. Удовлетворенность детей-сирот деятельностью образовательного учреждения, качеством работы ЦСАДС Показатели: рост числа воспитанников с высоким и средним уровнем удовлетворенности обучением и проживанием (в %) 2. Уровень социальной адаптации детей-сирот Показатели: положительная динамика качества обученности и воспитанности. Снижение количества правонарушений (в %) 3. Удовлетворенность качеством жизни выпускников техникума. Показатели: рост числа детей-сирот, участвующих в общественной жизни техникума. Рост числа трудоустроенных и социально адаптированных детей-сирот |
Пояснительная записка
ГБОУ СПО «Балахнинский технический техникум» - одно из образовательных учреждений в Нижегородской области, реализующее дополнительные программы среднего профессионального образования. Особенность его в том, что в техникуме обучаются дети, требующие к себе особых педагогических подходов и непрерывного внимание специалистов различного направления. Это дети - сироты и дети, не имеющие родительского попечения - выпускники детских домов, дети- сироты, воспитывающиеся в приемных и опекунских семьях, лица из числа детей-сирот, создавшие самостоятельные семьи и проживающие на период обучения на частных квартирах, дети с ограниченными возможностями.
Дети-сироты- особая категория детей. Как правило, им свойственны проявления асоциального поведенческого характера - сквернословие, курение, раннее потребление спиртосодержащих напитков, дерзкие выходки, а также ослабление интенсивности или разрушение ведущих видов деятельности, необходимых для социализации подростков - познание, труд, общение. Определенное значение имеет также сниженная активность таких детей, гораздо более узкий круг интересов и другие проявления эмоционально-волевой сферы.
Среди основных проблем социальной адаптации обучающихся - сирот и детей этой категории можно выделить:
низкий уровень социального развития обучающихся, который выражается в неприятии и невыполнении норм и правил, установленных в учреждении, пассивном участии в общественной жизни, неадекватном отношении к педагогическим воздействиям.
девиантное и деликвентное поведение: самовольные отъезды из общежития, уход из приемных семей, не сложившиеся отношения и разногласия с опекунами, уклонения от учебных занятий и трудовой деятельности, различные формы агрессии, суицидальные попытки, алкоголизация, токсикомания и как следствие, связанные с этим правонарушения и преступления.
отклонения в состоянии здоровья, приводящие к неполной реализации имеющихся возможностей, нарушающие состояние внутренней гармонии и гармонии с внешней социальной средой.
полное отсутствие, либо низкий уровень осознания реальных, привлекательных для них жизненных перспектив. Отсутствие планов на будущее, неуверенность в себе, низкий уровень притязаний, неразвитость чувства собственного достоинства создают помехи для успешной социальной адаптации.
На протяжении нескольких лет в образовательном учреждении разработаны и реализуются программы профессиональной подготовки и социальной адаптации воспитанников детских домов к самостоятельной жизни.
Однако мониторинг социализации выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, показывает, не утешительные факты:
- растет доля детей-сирот с низким уровнем готовности к самостоятельной жизни, значит риск социальной дезадаптации;
- рост числа детей- сирот, не работающих после окончания обучения, как следстви- тунеядство, временные нестабильные заработки и правонарушения;
- рост матерей- одиночек из числа детей-сирот. Проблемы неполных семей.
Программа «Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в ГБ ПОУ «Балахнинский технический техникум» позволяет охватить все категории сиротства, включая в себя детей-сирот – выпускников детских домов, сирот, проживающих в приемных и опекунских семьях, сирот проживающих самостоятельной семьей. Тем самым, программа позволяет преодолевать трудности адаптации и социализации, расширять границы собственного пространства жизнедеятельности, самоопределения.
Программа направлена на создание дополнительных условий для успешной образовательной, профессиональной деятельности и как следствие коррекция поведения обучающихся, способствующая их личностному и профессиональному самоопределению в жизни.
Основной целью разрабатываемой программы является создание дополнительных условий социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в период их обучения, направленной на защиту их прав и интересов, социальную адаптацию, профессиональное самоопределение, самостоятельное жизненное обустройство, выработку способности к самостоятельному принятию решений, овладению навыками их реализации.
Объект: процесс подготовки обучающихся-сирот к самостоятельной жизнедеятельности в современном обществе через комплекс организованных социально- психологических, медико- педагогических и педагогических мероприятий.
Предмет: комплекс условий, способствующих повышению эффективности процесса социальной адаптации и профессиональной реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Задачи:
Изучение особенностей личности учащихся-сирот, их социальной ситуации развития, условий жизнедеятельности, выявление интересов и потребностей, отклонений в социальном поведении и социальной адаптации.
Проведение комплекса организационных, психолого-педагогических и социально-педагогических мероприятий, способствующих формированию готовности учащихся-сирот к самостоятельной жизнедеятельности.
Совершенствование образовательной, воспитательной и профилактической работы педагогического коллектива с обучающимися данной категории.
Формирование у обучающихся - сирот и детей этой категории потребности в созидательной деятельности, положительном отношении к труду, готовности и способности жить согласно законам и нормам современного социума.
Развитие материально-технической базы техникума, включающей условия профессионального обучения и быта обучающихся - сирот.
В соответствии с поставленной целью, ЦСАДС ведет работу по следующим
направлениям:
1.Осуществление социально – психологической диагностики и коррекции обратившихся в ЦСАДС воспитанников с целью выявления проблем в их личностном развитии, общении и поведении, уровня готовности к самостоятельной жизни в современном обществе.
2. Оказание социально – правовой помощи выпускникам в обеспечении жилой площадью, в трудоустройстве и социальной адаптации, получение квалифицированной юридической помощи и социально-правовой защиты в период социального и профессионального самоопределения на продолжении всего периода обучения.
3. Привлечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также учреждений межведомственного взаимодействия (здравоохранения, образования, центра занятости населения, дома культуры и спорта и т.п.), а также общественных и религиозных организаций и объединений к решению вопросов социальной адаптации детей, данной категории.
4.Создание условий для приобщения к культуре, спорту и интеллектуального развития
детей-сирот.
5.Организация досуга и отдыха детей-сирот.
6.Методическая поддержка деятельности.
7. Мониторинг процесса адаптации детей-сирот
Программа рассчитана на обучающихся ГБ ПОУ «БТТ» возрастом от15 до 23 лет.
Сроки реализации: бессрочно
Участники:
Программа предполагает сотрудничество всего педагогического коллектива техникума и ЦСАДС, органов местного самоуправления, организаций и предприятий города и области, а так же участие самого обучающегося.
министерство образования Нижегородской области;
органы местного самоуправления Балахнинского муниципального района;
управление образования Балахнинского муниципального района, сектор социально- правовой защиты детства;
администрация и педагогии образовательного учреждения;
руководители/работники общественных организаций;
руководители/работники предприятий;
руководители/работники коммерческих и финансовых организаций;
Образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
медицинские учреждения и реабилитационные центры;
обучающиеся данной категории образовательного учреждения;
СМИ;
обучающиеся, проживающие в ЦСАДС
Ожидаемый результат:
Сохранение контингента учащихся-сирот со времени поступления в техникум и до его окончания;
Выполнение социального заказа - подготовка молодого специалиста способного трудиться самостоятельно и обеспечивать себя и свою семью в современных экономических условиях;
Формирование навыков здорового образа жизни и эффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у учащихся-сирот;
Приобретение учащимися-сиротами практического опыта самопознания и саморегуляции, повышение их самооценки;
Приобретение учащимися-сиротами практических знаний и навыков жизни в социуме, решения своих проблем цивилизованным путём, самостоятельного строительства собственной жизни и несения за это ответственности.
Организационная структура ЦСАДС.
На сегодняшний день центр адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей располагает следующими кадрами:
руководитель – 1 шт. ед.
социальный педагог- 1 шт. ед
педагог - психолог-1 шт. ед
воспитатели- 4 шт. ед
педагоги доп. образования- 1 шт. ед.
медицинский работник- 1 шт. ед
ЦСАДС предоставляет следующие услуги обучающимся:
- полное государственное обеспечение выпускников детских домов;
- проживание в общежитии ( благоустроенные мебелизированные комнаты, рассчитанные на 2-3 человек, в каждой комнате сан. узел)
- медицинское обслуживание обучающихся;
- плановая воспитательная работа персонала,
-организация горячего питания обучающихся.
Материально- техническая база.
ЦСАДС - это отдельно стоящее пятиэтажное здание.
1 этаж – вахта, склад, прачка, постирочная, камера хранения, тренажерный зал, вахта.
2 этаж- 2-х местные ,4-х местные – спальные комнаты для детей, кабинет руководителя и социального педагога, кабинет педагога психолога, медицинский кабинет, оборудованная кухня для приготовления пищи, телевизионная комната, кабинеты дополнительного образования, компьютерный класс.
3,4,5 этажи - 2-х местные ,4-х местные – спальные комнаты для детей.
Механизм реализации программы.
Программа реализуется по - этапно:
Проектно-целевой этап (июнь- август)
Анализ воспитательной деятельности педагогического коллектива ЦСАДС и техникума с обучающими данной категории студентов, мониторинг деятельности педагогического коллектива по программе, определение успехов и неудач в деятельности, корректировка и выявление проблем и ожидаемых «зон риска» в работе, формирование единой стратегии воспитательного воздействия на обучающихся, определение основных направлений и задач, разработка и утверждение планирования работы педагогического коллектива на учебный год.
Деятельностный этап (сентябрь- июнь)
Реализация программы согласно утвержденному планированию.
Итоговый этап (июль- август)
Мониторинг воспитательной деятельности, процесса адаптации обучающихся.
Анализ деятельности ЦСАДС, коррекция и внесение изменений в программу и работу специалистов.
Комплекс услуг представляемых ЦСАДС обучающимся детям-сиротам
и детям, оставшимся без попечения родителей, а так же опекунским и приемным семьям
воспитывающих детей данной категории
Алгоритм работы специалистов ЦСАДС с обучающимся.
Сбор и систематизация информации о детях сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, детях сиротах, проживающих в приемных и опекунских семьях
Изучение личности воспитанника, выявление «зон риска», проблем социализации и адаптации.
Определение области социально- правового, социально- психологического и медицинского сопровождения обучающегося
сопровождения
Привлечение обучающихся в программу индивидуального сопровождения.
Определение партнеров совместной деятельности по оказанию
поддержки сопровождения
Работа по программе индивидуального сопровождения обучающихся
Выход: социализированная и адаптированная личность
Для оказания поддержки и помощи в работе техникума к сотрудничеству привлекаются различные внешние социальные структуры города (таблица 1).
Для привлечения внешних структур специалисты ЦСАДС организуют встречи с руководителями межведомственного взаимодействия, направляются письма, ходатайства, осуществляются посещения, телефонные переговоры, организуются круглые столы с обозначением основных проблем и путей их решения.
Межведомственное взаимодействие ЦСАДС
Внешние структуры |
||
№ |
Наименование |
Вид оказываемой помощи |
1 |
Здравоохранительные учреждения |
Предоставление сведений о состоянии здоровья, нахождении на учете. Оказание медицинской помощи и медицинского сопровождения обучающихся. |
2 |
Правоохранительные органы |
Предоставление сведений о нахождении на учете ПДН, ОВД. Совместная профилактическая деятельность. |
3 |
Образовательное учреждение |
Предоставление информации об успеваемости, посещаемости занятий обучающегося, проблемах обучения. Представление характеристик с указанием причин дезадаптации. Оказание помощи в составлении ИПС (индивидуально- педагогическое сопровождение), участие в воспитательном процессе. |
4 |
Социальные службы |
Решение социальных вопросов, контроль за предоставлением социальных льгот и пособий, согласно социального статуса. Предоставление информации о льготной категории, основаниях, порядке и размерах социальных выплат. Контроль за соблюдением соц. обязательств. |
5 |
Органы исполнительной власти |
Решение жилищного вопроса: предоставление жилплощади, оказание помощи в трудоустройстве. Представительство на судебных процессах. |
6 |
Культурные и спортивные учреждения |
Помощь в организации досуга и отдыха: привлечение обучающихся в библиотеки города, молодежные клубы, общественные организации, организация молодежных активов, организация и проведение досуга. Вовлечение обучающихся к занятиям в спортивных секциях, объединениях. Предоставление обучающимся льгот для посещения занятий, предоставление помещений для занятий спортом согласно договору. |
7 |
Спонсорская помощь |
Оказание материальной помощи для улучшения социально- бытовых условий и помощь в проведении совместных с воспитанниками мероприятий. |
9 |
Волонтерское движение |
Привлечение волонтеров из районных и областных центров дополнительного образования, профилактика зависимости от ПАВ, оказания психолого-педагогической поддержки. |
Этапы реализации Программы
1. Проектно-целевой этап (июнь- август)
обеспечение учебно-материальной базы;
кадровое обеспечение;
научно-методическое обеспечение (подготовка кадров, подготовка диагностической базы, корректировка воспитательных, дополнительных программ);
знакомство с контингентом учащихся при поступлении их в техникум, установление контактов, выявление проблем и потребностей обучающихся;
разработка и утверждение планирования деятельности ЦСАДС, проектов и планов межведомственного взаимодействия.
2. Деятельностный этап (сентябрь- июнь):
реализация программы, проектов, планов межведомственного взаимодействия;
3. Итоговый этап (июнь-август)
аттестация выпускников сирот и их индивидуальное устройство по месту постоянного жительства;
организация и проведение мониторинга адаптации выпускников техникума в процессе их самостоятельного жизнеустройства;
проведение качественного и количественного анализа результатов деятельности ЦСАДС согласно программе и планированию.
Реализация программы: бессрочно
Основные мероприятия системы сопровождения
детей-сирот в ЦСАДС
№ п/п |
Мероприятия |
Ответственные |
Срок выполнения |
Проектно-целевой этап |
|||
1 |
Сбор и анализ информации по социально-педагогическому и психологическому, социально- правовому, медицинскому сопровождению детей-сирот. |
Руководитель ЦСАДС Социальный педагог, ЦСАДС, психолог |
сентябрь |
2 |
Утверждение программы социальной адаптации детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
Зам. директора по ВР Руководитель ЦСАДС, Педагоги техникума, центра |
сентябрь |
3 |
Совещание администрации техникума с педагогическим коллективом по работе программы ЦСАДС |
Зам. директора по ВР Руководитель ЦСАДС |
сентябрь |
4 |
Повышение квалификации кадров |
Зам. директора по ВР Руководитель ЦСАДС Методист техникума |
По установленному графику |
5 |
Утверждение плана воспитательной работы ЦСАДС. Работы системы дополнительного образования. Разработка и утверждение проектов социальной направленности. |
Зам. директора по ВР Руководитель ЦСАДС Рабочая группа, Воспитатели, педагоги доп. образования |
сентябрь |
6 |
Разработка и утверждение плана работы по межведомственному взаимодействию с социальными институтами по вопросам социально-правовой поддержке детей-сирот. |
Зам. директора по ВР Руководитель ЦСАДС, Социальный педагог |
сентябрь |
7 |
Разработка и утверждение плана мероприятий по социально- медицинскому сопровождению. |
Зам. директора по ВР Руководитель ЦСАДС Мед. работник |
сентябрь |
8 |
Разработка и утверждение планов работы социально- психологической службы техникума. Разработка совместных планов и программ, проектов. Разработка индивидуальных программ социализации детей-сирот. |
Зам. директора по ВР Руководитель ЦСАДС, Социальный педагог Педагог-психолог |
сентябрь |
Деятельностный этап |
|||
1 |
Работа социально- психологической службы техникума. |
Социальный педагог Педагог-психолог |
По плану работы службы. |
2 |
Работа по профилактике правонарушений среди обучающихся техникума |
Социальный педагог, педагог- психолог воспитатели |
По плану работы |
3 |
Социально- правовое сопровождение детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
Социальный педагог |
По плану работы |
4 |
Работа по межведомственному сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся беЗ попечения родителей |
Социальный педагог |
По плану работы |
Проведение воспитательных мероприятий направленных на духовно- нравственное развитие личности обучающихся. Организация досуга и отдыха. Реализация социальных проектов. |
Воспитатели ЦСАДС, Рабочая группа |
По плану воспитательной работы техникума, ЦСАДС |
|
Работа системы дополнительного образования. |
Педагоги дополнительного образования |
По плану работы |
|
Мониторинг процесса адаптации и социализации обучающихся, включенных в программу сопровождения. |
Соц. педагог, Педагог- психолог, Рабочая группа |
Январь, июнь |
|
Участие в педагогических советах техникума, МК по вопросам воспитания и доп. образования, заседаниях круглого стола, семинарах, круглых столах, совещаниях и заседаниях муниципального и областного уровня. |
Пед. коллектив |
По плану работы техникума |
|
Участие в техникумовских, городских, областных заседаниях, педагогических советах, семинарах, заседаниях круглого стола по детям сиротам и детям, оставшимися без попечения родителей, по вопросам профилактики, зависимости от ПАВ, проблемы правонарушений и безпризорности. |
Пед. коллектив |
По плану работы |
|
Результативный этап |
|||
17 |
Анализ деятельности ЦСАДС по основным направлениям программы |
Зам. Директора по ВР Руководитель ЦСАДС Рабочая группа |
август |
18 |
Мониторинг социализации выпускников из числа детей сирот техникума |
Руководитель ЦСАДС Социальный педагог, психолог |
январь, июнь |
Ожидаемые результаты:
1.Сохранение контингента обучащихся- сирот со времени поступления в техникум и до окончания обучения;
2.Выполнение социального заказа - подготовка молодого специалиста способного трудиться самостоятельно и обеспечивать себя и свою семью в современных экономических условиях;
3.Формирование навыков здорового образа жизни и эффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у обучащихся-сирот;
4.Приобретение учащимися-сиротами практического опыта самопознания и саморегуляции, повышение их самооценки;
5.Приобретение учащимися-сиротами практических знаний и навыков жизни в социуме, решения своих проблем цивилизованным путём, самостоятельного строительства собственной жизни и несения за это ответственности.
Оценка социальной эффективности мероприятий.
Достижение цели программы можно оценить по критериям:
наличие образования выпускников техникума,
трудоустройство выпускника,
наличие жилья,
наличие собственной семьи и постоянность отношений,
порядок проведения досуга,
экономическое состояние,
активность в обществе,
наличие вредных привычек, зависимостей от ПАВ,
наличие правонарушений, судимости
Показатели оценки социализации обучающихся:
Уровень психологической защищенности и комфорта.
Осознанное принятие и выполнение общественных норм поведения и общения.
Включение в социально-полезную деятельность, стремление развивать свои склонности и способности, самоконтроль поведения, самостоятельное планирование и занятие личностно-значимыми видами деятельности.
Самостоятельное принятие решения и ответственность за него.
Активность, целеустремленность, работоспособность.
Саморазвитие личности, повышение самооценки и уверенности в своих силах.
Профессиональное самоопределение.
Умение адекватно реагировать в кризисных ситуациях.
Благоприятный социальный статус в учебном заведении и по месту работы.
Психологическая готовность к созданию семьи, рождению и воспитанию детей.
Методы оценки эффективности реализации программы
№ |
Результаты |
Методы измерения |
Показатели |
1 |
Удовлетворенность детей-сирот деятельностью образовательного учреждения, качеством работы ЦСАДС |
Диагностика (анкетирование, тестирование) воспитанников |
Рост числа воспитанников с высоким и средним уровнем удовлетворенности обучением и проживанием (в %) |
2 |
Уровень социальной адаптации детей-сирот |
Карта адаптации, мониторинговые исследования, характеристика классного руководителя, сводка успеваемости, анкетирование. |
Положительная динамика качества обученности и воспитанности. Снижение количества правонарушений (в %) |
3 |
Удовлетворенность качеством жизни. |
Наблюдение, опрос, мониторинговые исследования. |
Рост числа детей-сирот, участвующих в общественной жизни техникума. Рост числа трудоустроенных и социально адаптированных детей-сирот |