12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шитова Ольга35

Министерство образования Нижегородской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Балахнинский технический техникум»

УТВЕРЖДЕНО:

Директором ГБ ПОУ

«Балахнинский технический техникум»

«___»___________2016г.

ПРОГРАММА

«Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

ГБ ПОУ «Балахнинский технический техникум»

Балахна 2016г.

ПАСПОРТ

Программы «Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ГБ ПОУ«Балахнинский технический техникум»

Наименование

программы

Программа социальной адаптации выпускников

детских домов в условиях техникума

Основание для

разработки программы

Областная целевая межведомственная программа «Дети-сироты» на 2010-2014 годы, утверждена Законом Нижегородской области № 126-3 от 9.09.2009.

Комплексная областная целевая программа развития образования в Нижегородской области на 2010-2014 годы, утверждена Законом Нижегородской области «Об утверждении Комплексной...» №96-3 от 4.08.2009, принят Законодательным Собранием 8.07.2009.

Разработчик

программы

ГБ ПОУ «Балахнинский технический техникум»

Цель программы

Создание дополнительных условий социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в период их обучения, направленной на защиту их прав и интересов, социальную адаптацию, профессиональное самоопределение, самостоятельное жизненное обустройство, выработку способности к самостоятельному принятию решений, овладению навыками их реализации. Охрана прав и зашита интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Задачи программы

Изучение особенностей личности обучающихся - сирот, их социальной ситуации развития, условий жизнедеятельности, выявление интересов и потребностей, отклонений в социальном поведении и социальной адаптации.

Проведение комплекса организационных, психолого-педагогических и социально-педагогических мероприятий, социально- медицинских мероприятий, способствующих формированию готовности обучающихся - сирот к самостоятельной жизнедеятельности.

Совершенствование образовательной, воспитательной и профилактической работы педагогического коллектива с учащимися-сиротами.

Формирование у обучающихся - сирот потребности в созидательной деятельности, положительном отношении к труду, готовности и способности жить согласно законам и нормам социума.

Развитие материально-технической базы техникума, включающей условия профессионального обучения и быта учащихся-сирот.

Обеспечение

Сроки и этапы

реализации программы

1. Проектно-целевой этап (июнь- август)

2. Деятельностный этап (сентябрь- июнь)

3. Итоговый этап (июль- август)

Основные направления

программных

мероприятий

Обучение и воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в рамках дополнительного образования, основанное на индивидуальном подходе.

Социально-педагогическое и психолого-педагогическое, медицинское сопровождение процесса дополнительного образования.

Мониторинг результативности социализации сирот, обучающихся в техникуме.

Исполнители

основных мероприятий программы

Зам. директора по УВР, руководитель ЦСАДС, социальный педагог, педагог-психолог, медицинский работник, воспитатели, педагоги дополнительного образования.

Ожидаемые результаты

Сохранение контингента обучащихся-сирот со времени поступления в техникум и до его окончания;

Выполнение социального заказа - подготовка молодого специалиста способного трудиться самостоятельно и обеспечивать себя и свою семью в современных экономических условиях;

Формирование навыков здорового образа жизни и эффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у обучащихся-сирот;

Приобретение учащимися-сиротами практического опыта самопознания и саморегуляции, повышение их самооценки;

Приобретение учащимися-сиротами практических знаний и навыков жизни в социуме, решения своих проблем цивилизованным путём, самостоятельного строительства собственной жизни и несения за это ответственности.

Система контроля

выполнения

программы

1. Удовлетворенность детей-сирот деятельностью образовательного учреждения, качеством работы ЦСАДС

Показатели: рост числа воспитанников с высоким и средним уровнем удовлетворенности обучением и проживанием (в %)

2. Уровень социальной адаптации детей-сирот

Показатели: положительная динамика качества обученности и воспитанности. Снижение количества правонарушений (в %)

3. Удовлетворенность качеством жизни выпускников техникума.

Показатели: рост числа детей-сирот, участвующих в общественной жизни техникума. Рост числа трудоустроенных и социально адаптированных детей-сирот

Программа «Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ГБ ПОУ «Балахнинский технический техникум»

Пояснительная записка

ГБОУ СПО «Балахнинский технический техникум» - одно из образовательных учреждений в Нижегородской области, реализующее дополнительные программы среднего профессионального образования. Особенность его в том, что в техникуме обучаются дети, требующие к себе особых педагогических подходов и непрерывного внимание специалистов различного направления. Это дети - сироты и дети, не имеющие родительского попечения - выпускники детских домов, дети- сироты, воспитывающиеся в приемных и опекунских семьях, лица из числа детей-сирот, создавшие самостоятельные семьи и проживающие на период обучения на частных квартирах, дети с ограниченными возможностями.

Дети-сироты- особая категория детей. Как правило, им свойственны проявления асоциального поведенческого характера - сквернословие, курение, раннее потребление спиртосодержащих напитков, дерзкие выходки, а также ослабление интенсивности или разрушение ведущих видов деятельности, необходимых для социализации подростков - познание, труд, общение. Определенное значение имеет также сниженная активность таких детей, гораздо более узкий круг интересов и другие проявления эмоционально-волевой сферы.

Среди основных проблем социальной адаптации обучающихся - сирот и детей этой категории можно выделить:

низкий уровень социального развития обучающихся, который выражается в неприятии и невыполнении норм и правил, установленных в учреждении, пассивном участии в общественной жизни, неадекватном отношении к педагогическим воздействиям.

девиантное и деликвентное поведение: самовольные отъезды из общежития, уход из приемных семей, не сложившиеся отношения и разногласия с опекунами, уклонения от учебных занятий и трудовой деятельности, различные формы агрессии, суицидальные попытки, алкоголизация, токсикомания и как следствие, связанные с этим правонарушения и преступления.

отклонения в состоянии здоровья, приводящие к неполной реализации имеющихся возможностей, нарушающие состояние внутренней гармонии и гармонии с внешней социальной средой.

полное отсутствие, либо низкий уровень осознания реальных, привлекательных для них жизненных перспектив. Отсутствие планов на будущее, неуверенность в себе, низкий уровень притязаний, неразвитость чувства собственного достоинства создают помехи для успешной социальной адаптации.

На протяжении нескольких лет в образовательном учреждении разработаны и реализуются программы профессиональной подготовки и социальной адаптации воспитанников детских домов к самостоятельной жизни.

Однако мониторинг социализации выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, показывает, не утешительные факты:

- растет доля детей-сирот с низким уровнем готовности к самостоятельной жизни, значит риск социальной дезадаптации;

- рост числа детей- сирот, не работающих после окончания обучения, как следстви- тунеядство, временные нестабильные заработки и правонарушения;

- рост матерей- одиночек из числа детей-сирот. Проблемы неполных семей.

Программа «Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в ГБ ПОУ «Балахнинский технический техникум» позволяет охватить все категории сиротства, включая в себя детей-сирот – выпускников детских домов, сирот, проживающих в приемных и опекунских семьях, сирот проживающих самостоятельной семьей. Тем самым, программа позволяет преодолевать трудности адаптации и социализации, расширять границы собственного пространства жизнедеятельности, самоопределения.

Программа направлена на создание дополнительных условий для успешной образовательной, профессиональной деятельности и как следствие коррекция поведения обучающихся, способствующая их личностному и профессиональному самоопределению в жизни.

Основной целью разрабатываемой программы является создание дополнительных условий социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в период их обучения, направленной на защиту их прав и интересов, социальную адаптацию, профессиональное самоопределение, самостоятельное жизненное обустройство, выработку способности к самостоятельному принятию решений, овладению навыками их реализации.

Объект: процесс подготовки обучающихся-сирот к самостоятельной жизнедеятельности в современном обществе через комплекс организованных социально- психологических, медико- педагогических и педагогических мероприятий.

Предмет: комплекс условий, способствующих повышению эффективности процесса социальной адаптации и профессиональной реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Задачи:

Изучение особенностей личности учащихся-сирот, их социальной ситуации развития, условий жизнедеятельности, выявление интересов и потребностей, отклонений в социальном поведении и социальной адаптации.

Проведение комплекса организационных, психолого-педагогических и социально-педагогических мероприятий, способствующих формированию готовности учащихся-сирот к самостоятельной жизнедеятельности.

Совершенствование образовательной, воспитательной и профилактической работы педагогического коллектива с обучающимися данной категории.

Формирование у обучающихся - сирот и детей этой категории потребности в созидательной деятельности, положительном отношении к труду, готовности и способности жить согласно законам и нормам современного социума.

Развитие материально-технической базы техникума, включающей условия профессионального обучения и быта обучающихся - сирот.

В соответствии с поставленной целью, ЦСАДС ведет работу по следующим

направлениям:

1.Осуществление социально – психологической диагностики и коррекции обратившихся в ЦСАДС воспитанников с целью выявления проблем в их личностном развитии, общении и поведении, уровня готовности к самостоятельной жизни в современном обществе.

2. Оказание социально – правовой помощи выпускникам в обеспечении жилой площадью, в трудоустройстве и социальной адаптации, получение квалифицированной юридической помощи и социально-правовой защиты в период социального и профессионального самоопределения на продолжении всего периода обучения.

3. Привлечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также учреждений межведомственного взаимодействия (здравоохранения, образования, центра занятости населения, дома культуры и спорта и т.п.), а также общественных и религиозных организаций и объединений к решению вопросов социальной адаптации детей, данной категории.

4.Создание условий для приобщения к культуре, спорту и интеллектуального развития

детей-сирот.

5.Организация досуга и отдыха детей-сирот.

6.Методическая поддержка деятельности.

7. Мониторинг процесса адаптации детей-сирот

Программа рассчитана на обучающихся ГБ ПОУ «БТТ» возрастом от15 до 23 лет.

Сроки реализации: бессрочно

Участники:

Программа предполагает сотрудничество всего педагогического коллектива техникума и ЦСАДС, органов местного самоуправления, организаций и предприятий города и области, а так же участие самого обучающегося.

министерство образования Нижегородской области;

органы местного самоуправления Балахнинского муниципального района;

управление образования Балахнинского муниципального района, сектор социально- правовой защиты детства;

администрация и педагогии образовательного учреждения;

руководители/работники общественных организаций;

руководители/работники предприятий;

руководители/работники коммерческих и финансовых организаций;

Образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

медицинские учреждения и реабилитационные центры;

обучающиеся данной категории образовательного учреждения;

СМИ;

обучающиеся, проживающие в ЦСАДС

Ожидаемый результат:

Сохранение контингента учащихся-сирот со времени поступления в техникум и до его окончания;

Выполнение социального заказа - подготовка молодого специалиста способного трудиться самостоятельно и обеспечивать себя и свою семью в современных экономических условиях;

Формирование навыков здорового образа жизни и эффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у учащихся-сирот;

Приобретение учащимися-сиротами практического опыта самопознания и саморегуляции, повышение их самооценки;

Приобретение учащимися-сиротами практических знаний и навыков жизни в социуме, решения своих проблем цивилизованным путём, самостоятельного строительства собственной жизни и несения за это ответственности.

Организационная структура ЦСАДС.

На сегодняшний день центр адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей располагает следующими кадрами:

руководитель – 1 шт. ед.

социальный педагог- 1 шт. ед

педагог - психолог-1 шт. ед

воспитатели- 4 шт. ед

педагоги доп. образования- 1 шт. ед.

медицинский работник- 1 шт. ед

ЦСАДС предоставляет следующие услуги обучающимся:

- полное государственное обеспечение выпускников детских домов;

- проживание в общежитии ( благоустроенные мебелизированные комнаты, рассчитанные на 2-3 человек, в каждой комнате сан. узел)

- медицинское обслуживание обучающихся;

- плановая воспитательная работа персонала,

-организация горячего питания обучающихся.

Материально- техническая база.

ЦСАДС - это отдельно стоящее пятиэтажное здание.

1 этаж – вахта, склад, прачка, постирочная, камера хранения, тренажерный зал, вахта.

2 этаж- 2-х местные ,4-х местные – спальные комнаты для детей, кабинет руководителя и социального педагога, кабинет педагога психолога, медицинский кабинет, оборудованная кухня для приготовления пищи, телевизионная комната, кабинеты дополнительного образования, компьютерный класс.

3,4,5 этажи - 2-х местные ,4-х местные – спальные комнаты для детей.

Механизм реализации программы.

Программа реализуется по - этапно:

Проектно-целевой этап (июнь- август)

Анализ воспитательной деятельности педагогического коллектива ЦСАДС и техникума с обучающими данной категории студентов, мониторинг деятельности педагогического коллектива по программе, определение успехов и неудач в деятельности, корректировка и выявление проблем и ожидаемых «зон риска» в работе, формирование единой стратегии воспитательного воздействия на обучающихся, определение основных направлений и задач, разработка и утверждение планирования работы педагогического коллектива на учебный год.

Деятельностный этап (сентябрь- июнь)

Реализация программы согласно утвержденному планированию.

Итоговый этап (июль- август)

Мониторинг воспитательной деятельности, процесса адаптации обучающихся.

Анализ деятельности ЦСАДС, коррекция и внесение изменений в программу и работу специалистов.

Комплекс услуг представляемых ЦСАДС обучающимся детям-сиротам

и детям, оставшимся без попечения родителей, а так же опекунским и приемным семьям

воспитывающих детей данной категории

Алгоритм работы специалистов ЦСАДС с обучающимся.

 

Сбор и систематизация информации о детях сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, детях сиротах, проживающих в приемных и опекунских семьях

 

 

 

Изучение личности воспитанника, выявление «зон риска», проблем социализации и адаптации.

Определение области социально- правового, социально- психологического и медицинского сопровождения обучающегося

сопровождения

 

 

 

Привлечение обучающихся в программу индивидуального сопровождения.

 

 

 

Определение партнеров совместной деятельности по оказанию

поддержки сопровождения

 

 

 

Работа по программе индивидуального сопровождения обучающихся

 

 

 

 

Выход: социализированная и адаптированная личность

 

Для оказания поддержки и помощи в работе техникума к сотрудничеству привлекаются различные внешние социальные структуры города (таблица 1).

Для привлечения внешних структур специалисты ЦСАДС организуют встречи с руководителями межведомственного взаимодействия, направляются письма, ходатайства, осуществляются посещения, телефонные переговоры, организуются круглые столы с обозначением основных проблем и путей их решения.

Межведомственное взаимодействие ЦСАДС

Внешние структуры

Наименование

Вид оказываемой помощи

1

Здравоохранительные учреждения

Предоставление сведений о состоянии здоровья, нахождении на учете.

Оказание медицинской помощи и медицинского сопровождения

обучающихся.

2

Правоохранительные органы

Предоставление сведений о нахождении на учете ПДН, ОВД.

Совместная профилактическая деятельность.

3

Образовательное учреждение

Предоставление информации об успеваемости, посещаемости занятий

обучающегося, проблемах обучения.

Представление характеристик с указанием причин дезадаптации.

Оказание помощи в составлении ИПС (индивидуально- педагогическое

сопровождение), участие в воспитательном процессе.

4

Социальные службы

Решение социальных вопросов, контроль за предоставлением

социальных льгот и пособий, согласно социального статуса.

Предоставление информации о льготной категории,

основаниях, порядке и размерах социальных выплат. Контроль

за соблюдением соц. обязательств.

5

Органы исполнительной власти

Решение жилищного вопроса: предоставление жилплощади,

оказание помощи в трудоустройстве. Представительство на

судебных процессах.

6

Культурные и спортивные учреждения

Помощь в организации досуга и отдыха: привлечение обучающихся в

библиотеки города, молодежные клубы, общественные организации,

организация молодежных активов, организация и проведение досуга.

Вовлечение обучающихся к занятиям в спортивных секциях,

объединениях. Предоставление обучающимся льгот

для посещения занятий, предоставление помещений для занятий спортом

согласно договору.

7

Спонсорская помощь

Оказание материальной помощи для улучшения

социально- бытовых условий и помощь в проведении совместных

с воспитанниками мероприятий.

9

Волонтерское движение

Привлечение волонтеров из районных и областных центров

дополнительного образования, профилактика зависимости

от ПАВ, оказания психолого-педагогической поддержки.

Этапы реализации Программы

1. Проектно-целевой этап (июнь- август)

обеспечение учебно-материальной базы;

кадровое обеспечение;

научно-методическое обеспечение (подготовка кадров, подготовка диагностической базы, корректировка воспитательных, дополнительных программ);

знакомство с контингентом учащихся при поступлении их в техникум, установление контактов, выявление проблем и потребностей обучающихся;

разработка и утверждение планирования деятельности ЦСАДС, проектов и планов межведомственного взаимодействия.

2. Деятельностный этап (сентябрь- июнь):

реализация программы, проектов, планов межведомственного взаимодействия;

3. Итоговый этап (июнь-август)

аттестация выпускников сирот и их индивидуальное устройство по месту постоянного жительства;

организация и проведение мониторинга адаптации выпускников техникума в процессе их самостоятельного жизнеустройства;

проведение качественного и количественного анализа результатов деятельности ЦСАДС согласно программе и планированию.

Реализация программы: бессрочно

Основные мероприятия системы сопровождения

детей-сирот в ЦСАДС

п/п

Мероприятия

Ответственные

Срок

выполнения

Проектно-целевой этап

1

Сбор и анализ информации по социально-педагогическому и психологическому, социально- правовому, медицинскому сопровождению детей-сирот.

Руководитель ЦСАДС

Социальный педагог, ЦСАДС,

психолог

сентябрь

2

Утверждение программы социальной адаптации детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Зам. директора по ВР

Руководитель ЦСАДС,

Педагоги техникума, центра

сентябрь

3

Совещание администрации техникума с педагогическим коллективом по работе программы ЦСАДС

Зам. директора по ВР

Руководитель ЦСАДС

сентябрь

4

Повышение квалификации кадров

Зам. директора по ВР

Руководитель ЦСАДС

Методист техникума

По установленному графику

5

Утверждение плана воспитательной работы ЦСАДС. Работы системы дополнительного образования. Разработка и утверждение проектов социальной направленности.

Зам. директора по ВР

Руководитель ЦСАДС

Рабочая группа,

Воспитатели, педагоги доп. образования

сентябрь

6

Разработка и утверждение плана работы по межведомственному взаимодействию с социальными институтами по вопросам социально-правовой поддержке детей-сирот.

Зам. директора по ВР

Руководитель ЦСАДС,

Социальный педагог

сентябрь

7

Разработка и утверждение плана мероприятий по социально- медицинскому сопровождению.

Зам. директора по ВР

Руководитель ЦСАДС

Мед. работник

сентябрь

8

Разработка и утверждение планов работы социально- психологической службы техникума. Разработка совместных планов и программ, проектов. Разработка индивидуальных программ социализации детей-сирот.

Зам. директора по ВР

Руководитель ЦСАДС,

Социальный педагог

Педагог-психолог

сентябрь

Деятельностный этап

1

Работа социально- психологической службы техникума.

Социальный педагог

Педагог-психолог

По плану работы службы.

2

Работа по профилактике правонарушений среди обучающихся техникума

Социальный

педагог,

педагог- психолог

воспитатели

По плану работы

3

Социально- правовое сопровождение детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Социальный педагог

По плану работы

4

Работа по межведомственному сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся беЗ попечения родителей

Социальный педагог

По плану работы

 

Проведение воспитательных мероприятий направленных на духовно- нравственное развитие личности обучающихся. Организация досуга и отдыха. Реализация социальных проектов.

Воспитатели ЦСАДС,

Рабочая группа

По плану воспитательной работы техникума, ЦСАДС

 

Работа системы дополнительного образования.

Педагоги дополнительного

образования

По плану работы

 

Мониторинг процесса адаптации и социализации обучающихся, включенных в программу сопровождения.

Соц. педагог,

Педагог- психолог,

Рабочая группа

Январь,

июнь

 

Участие в педагогических советах техникума, МК по вопросам воспитания и доп. образования, заседаниях круглого стола, семинарах, круглых столах, совещаниях и заседаниях муниципального и областного уровня.

Пед. коллектив

По плану работы техникума

 

Участие в техникумовских, городских, областных заседаниях, педагогических советах, семинарах, заседаниях круглого стола по детям сиротам и детям, оставшимися без попечения родителей, по вопросам профилактики, зависимости от ПАВ, проблемы правонарушений и безпризорности.

Пед. коллектив

По плану работы

Результативный этап

17

Анализ деятельности ЦСАДС по основным направлениям программы

Зам. Директора по ВР

Руководитель ЦСАДС

Рабочая группа

август

18

Мониторинг социализации выпускников из числа детей сирот техникума

Руководитель ЦСАДС

Социальный педагог,

психолог

январь,

июнь

Ожидаемые результаты:

1.Сохранение контингента обучащихся- сирот со времени поступления в техникум и до окончания обучения;

2.Выполнение социального заказа - подготовка молодого специалиста способного трудиться самостоятельно и обеспечивать себя и свою семью в современных экономических условиях;

3.Формирование навыков здорового образа жизни и эффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у обучащихся-сирот;

4.Приобретение учащимися-сиротами практического опыта самопознания и саморегуляции, повышение их самооценки;

5.Приобретение учащимися-сиротами практических знаний и навыков жизни в социуме, решения своих проблем цивилизованным путём, самостоятельного строительства собственной жизни и несения за это ответственности.

Оценка социальной эффективности мероприятий.

Достижение цели программы можно оценить по критериям:

наличие образования выпускников техникума,

трудоустройство выпускника,

наличие жилья,

наличие собственной семьи и постоянность отношений,

порядок проведения досуга,

экономическое состояние,

активность в обществе,

наличие вредных привычек, зависимостей от ПАВ,

наличие правонарушений, судимости

Показатели оценки социализации обучающихся:

Уровень психологической защищенности и комфорта.

Осознанное принятие и выполнение общественных норм поведения и общения.

Включение в социально-полезную деятельность, стремление развивать свои склонности и способности, самоконтроль поведения, самостоятельное планирование и занятие личностно-значимыми видами деятельности.

Самостоятельное принятие решения и ответственность за него.

Активность, целеустремленность, работоспособность.

Саморазвитие личности, повышение самооценки и уверенности в своих силах.

Профессиональное самоопределение.

Умение адекватно реагировать в кризисных ситуациях.

Благоприятный социальный статус в учебном заведении и по месту работы.

Психологическая готовность к созданию семьи, рождению и воспитанию детей.

Методы оценки эффективности реализации программы

Результаты

Методы измерения

Показатели

1

Удовлетворенность детей-сирот деятельностью образовательного учреждения, качеством работы ЦСАДС

Диагностика (анкетирование, тестирование) воспитанников

Рост числа воспитанников с высоким и средним уровнем удовлетворенности обучением и проживанием (в %)

2

Уровень социальной адаптации детей-сирот

Карта адаптации, мониторинговые исследования, характеристика классного руководителя, сводка успеваемости, анкетирование.

Положительная динамика качества обученности и воспитанности.

Снижение количества правонарушений (в %)

3

Удовлетворенность качеством жизни.

Наблюдение, опрос, мониторинговые исследования.

Рост числа детей-сирот, участвующих в общественной жизни техникума.

Рост числа трудоустроенных и социально адаптированных детей-сирот

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.