Особенности работы с кровными родителями воспитанников школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

14
1
Материал опубликован 24 August 2021 в группе

Особенности работы с кровными родителями воспитанников школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей


педагог-психолог высшей квалификационной категории

КОГОБУ для детей-сирот СШИ г. Сосновки

Бадыкова Алсу Гилемхановна


Одной из наиболее значимых проблем современного общества является проблема сиротства. Многочисленные исследования говорят о том, что специфическая психосоциальная среда интернатного учреждения не позволяет в полной мере удовлетворить потребности ребенка в родительской любви, заботе и внимании, которые необходимы ему для нормального развития.

Именно поэтому с 1 сентября 2015 г. вступило в силу Постановление правительства РФ от 24.05.2014 № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно этому постановлению одним из приоритетных направлений сиротских учреждений является сокращение срока пребывания ребенка в детском доме или школе-интернате за счет восстановления кровных родственных связей и развития различных форм семейного устройства детей.

Именно об этом мы и хотим рассказать. Начнем с того, что кровных родственников наших воспитанников можно разделить на несколько групп.

Категории кровных семей воспитанников:

Родители, лишенные родительских прав.

- Родители, отказавшиеся от воспитания ребёнка (в том числе опекуны, усыновители).

- Родители, временно ограниченные в родительских правах.

- Родители, находящиеся в местах лишения свободы.

- Родители, находящиеся в трудной жизненной ситуации (временно поместившие ребёнка в детский дом).

- Семьи родственников.

В работе с каждой из этих категорий родителей есть свои особенности, но общие направления деятельности специалистов школы-интерната остаются едиными для всех. Перечислим эти направления:

1. Совместная деятельность социальных педагогов школы-интерната и специалистов органов опеки и попечительства по возвращению воспитанника в кровную семью (работа с кровными родителями или родственниками).

Эта работа включает в себя:

Установление контактов с кровными родителями и родственниками, сбор информации о родителях и родственниках (составление социального паспорта семьи)

Помощь в лечении от алкогольной зависимости и содействие в трудоустройстве кровных родителей и родственников.

Оценка перспективы работы с родителями по восстановлению детско-родительских отношений и кровной семьи.

Оценка безопасности возвращения ребёнка в кровную семью, организация контактов ребёнка с биологическими родителями или родственниками, улучшение жилищных, санитарно-гигиенических условий.

Организация контактов и встреч ребёнка с биологическими родителями или родственниками.

Подготовка родителей к восстановлению детско-родительских отношений и семьи, педагогическое просвещение родителей, совместный анализ причин необходимости восстановления семьи.

Содействие в сборе, оформлении необходимых документов по восстановлению в родительских правах, консультации по социальным, социально-правовым, социально-педагогическим, социально-медицинским, социально-психологическим вопросам.

Привлечение родителей, насколько это возможно, к обсуждению семейных проблем и пути их решения, составлению и последующему осуществлению плана совместных действий.

Сопровождение вопросов, связанных с погашением задолженности по алиментам, реструктуризацией задолженности по оплате коммунальных платежей, содействие в поиске подходящей работы или регистрацией на учёт безработных граждан, получением социальных, медицинских и иных услуг, улучшением жилищных условий.

Оказание содействия в подготовке иска о восстановлении родительских прав и о возвращении ребёнка, сборе подтверждающих документов, разъяснение порядка направления искового заявления в суд, социально-психологическое сопровождение родителей, ребёнка и его законного представителя при рассмотрении судом спора.

2. Деятельность педагогического коллектива школы-интерната по созданию условий для социально-психологической реабилитации ребенка, формирования у него позитивного образа семьи и поддержания связей с кровными родственниками.

Это направление включает в себя следующие виды деятельности:

1. Создание в школе-интернате условий проживания, максимально приближенных к домашним.

Все наши воспитанники разделены по принципу кровного родства на разновозрастные семейные группы с постоянным составом педагогических работников. Группы размещены в помещениях квартирного типа с комнатами, рассчитанными на 2-3 человека, с общей комнатой отдыха, буфетной и санузлом.

2. Комплексная оценка уровня актуального развития и психологического состояния ребенка специалистами школьного психолого-педагогического консилиума.

Выделение приоритетных направлений работы с ребенком на основе диагностики его интеллектуальной, личностной и эмоционально-волевой сфер.

Оценка готовности и желания ребенка к контакту с родственниками.

Организация общения ребенка с кровными родственниками (встречи, телефонные разговоры, переписки и т.п.).

Разработка и составление индивидуального плана развития и жизнеустройства воспитанника, включающего маршруты социально-психолого- педагогического сопровождения.

Создание условий для социально-психологической реабилитации и всестороннего развития детей через реализацию общешкольной программы семейного воспитания в разновозрастных группах.

С сентября 2020 года в нашей школе началась реализация программы семейного воспитания «Мой дом». Она была разработана на основе региональной программы подготовки воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни.

Главной целью этой программы является создание у воспитанников позитивного образа семьи и формирование ключевых социальных компетенций, необходимых для успешной социализации в обществе.

Задачи:

1. Сформировать у детей адекватные представления о семье, ее функциях и значении в жизни каждого человека, способствовать адекватной поло-ролевой идентификации детей и подростков.

2. Дать теоретические и практические представления о духовных и нравственных ценностях семьи, общества и правовых основах государства, формировать чувство гуманности и уважения к культуре и традициям многонационального народа нашей страны.

3. Создать условия для социальной адаптации воспитанников в обществе, через формирования практических навыков ведения домашнего хозяйства.

4. Сформировать у воспитанников первичные представления об экономической и финансовой грамотности, необходимые для самостоятельной жизни.

5. Создать условия для развития интересов и способностей воспитанников, формирования у них позитивных жизненных установок, построения учебных и профессиональных планов, ответственного отношения к своему здоровью, развитие навыков конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

3. Взаимодействие школы-интерната с заинтересованными органами, ведомствами и учреждениями на всех этапах работы с кровной семьёй или родственниками, включая отслеживание судьбы восстановленной семьи, оказание социальной, педагогической, психологической и юридической помощи:

органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания;

местная администрация;

органы управления в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан;

комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав;

органы службы занятости;

органы в сфере охраны здоровья и медицинские организации;

органы внутренних дел;

учреждения уголовно-исправительной системы, исполняющие наказания;

учреждения физической культуры и спорта;

учреждения культуры.

4. Сопровождение семьи после возвращения ребёнка к родителям (оказание разного рода помощи в решении проблем, возникающих в воспитании и обучении детей, профилактика кризисных ситуаций и повторного отказа от ребенка).

Согласно российскому законодательству родители могут быть восстановлены в родительских правах, если они изменили свое поведение, образ жизни и отношение к воспитанию ребёнка.

Наша задача: помочь родителям или родственникам собрать все необходимые документы для возвращения ребенка в семью, восстановить и сохранить детско-родительские отношения и предотвратить возможность повторного социального сиротства ребенка.

5. Повышение уровня квалификации и психологической культуры педагогического коллектива в вопросах подготовки ребенка к возвращению в кровную семью или передаче в семью замещающую, социально-психологической реабилитации ребенка и организации воспитательного процесса в разновозрастных семейных группах:

- проведение тематических педагогических советов и методических объединений;

- групповые и индивидуальные консультации;

- мастер-классы;

- подбор методической литературы;

- разработка буклетов и информационных стендов.

В заключении хотелось бы сказать, что специалисты Сосновской школы-интерната прилагают все усилия для восстановления нормальных детско-родительских отношений и возвращения ребенка в кровную семью. Но, к сожалению, не всегда эти усилия приводят к положительному результату…

Мы прекрасно понимаем, что никакие, даже самые благоприятные условия, созданные в нашей школе, не заменят материнской ласки, любви и заботы, которые дают ребенку ощущение безопасности, значимости и уверенности в завтрашней дне.

Именно поэтому, при невозможности реабилитировать кровную семью, нежелании родителей идти на контакт и менять свой привычный образ жизни, начинается процесс подготовки ребенка к помещению в замещающую семью.

В нашем учреждении имеется богатый опыт подобной работы. С 2014 года в нашей школе-интернате работает мобильная группа «Школы кандидатов в приемные родители». За это время мы обучили более 100 кандидатов в замещающие родители, которые взяли в свои семьи более 50 детей в том числе и из нашей школы.

Хотелось бы отметить, что работа специалистов школы-интерната не заканчивается после передачи детей в семью. Мы постоянно поддерживаем наших воспитанников, их кровных и замещающих родителей, помогаем им в решении различных сложных ситуаций, возникающих в их жизни…


Список использованной литературы:

1. Бадыкова А.Г., Трусова Т.Ф. Использование ресурсов межведомственного взаимодействия, необходимых для развития социальных компетенций и успешной социализации в обществе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей/ Адаптация и социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Текст]: Сборник материалов / Сост. М.А. Салтыкова, Е.Л. Самоделкина, А.Д. Степанова; Авторский коллектив; КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области». - Киров: ООО «Полиграфовна», 2021 - 111 с.

2. Постановление правительства РФ от 24.05.2014 № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»

3. Программа деятельности ОГКОУ Ивановского детского дома «Звездный» по восстановительной реабилитации кровной семьи воспитанников/ http://dd-zvezdnyj.ru/2018-01-07-15-36-02/otdelenie-vosstanovitelnoj-reabilitatsii-krovnoj-semi/2-uncategorised/442-programma-deyatelnosti-ogkou-ivanovskogo-detskogo-doma-zvezdnyj-po-vosstanovitelnoj-reabilitatsii-krovnoj-semi-vospitannikov


Примечание: Данная статья использовалась как доклад для выступления школьном педагогическом совете. Ниже вы сможете найти презетацию для выступления. Очень надеюсь, что представленный материал будет вам полезен.


Особенности работы с кровными родителями детей-сирот
PPTX / 8.13 Мб


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, очень актуальная тема!

24 August 2021

Похожие публикации