Программа социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Тропинка в будущее»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2» с. Дивное
"Тропинка в будущее"
(Программа социальной адаптации детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей)
Составитель – Шарко И. А.
классный руководитель 1 «А» класса
2018/2019 уч/год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни всегда была острой государственной проблемой. Система государственного попечения охватывает практически всех детей, нуждающихся в опеке, и создаёт материальные предпосылки для их полноценного развития и подготовки к взрослой жизни. Поступление ребенка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. И, что самое главное, предъявляет к нему новые более высокие требования, как к личности в целом, так и к его интеллектуальным способностям. Переход к самостоятельной школьной жизни – важный момент в жизни любого ребёнка, а детей, оставшихся без попечения родителей, этот переход к школьной жизни связан с серьёзными стрессами.
Вчерашнему малышу детского дома необходимо привыкнуть к тому, что он первоклассник, пройти адаптацию к школе, почувствовать себя взрослым, нести ответственности за свою жизнь.
Государство берёт на себя обязательство по решению основных проблем ребёнка: обучение, воспитание, обеспечение детей-сирот самым необходимым. Но самостоятельная, взрослая жизнь ставит перед ними проблемы, к которым в реальности они оказываются неготовыми. социум. Ребенку предстоит, исходя из собственных возможностей и интересов, открыть для себя мир природы и культуры. Достичь этого возможно только в результате развивающего обучения. Следовательно, одна из задач нашего времени – создание условий для развития личности ребенка в процессе взаимодействия с различными объектами окружающей его культурной и материальной среды в их многообразных связях.
Процесс социализации (включение в систему социальных отношений) даже при благоприятном стечении обстоятельств разворачивается неравномерно и может быть чреват рядом сложностей, тупиков, требующих совместных усилий педагогов, специалистов и сирот. Если сравнить процесс социализации с дорогой, по которой должен пройти ребёнок – сирота из мира детства в мир взрослых, то она не везде выложена ровными плитами и не всегда сопровождается чёткими дорожными указателями. На ней есть участки с оврагами и сыпучими песками, шаткими мостиками и развилками. Накопленный опыт работы с детьми – сиротами, активный поиск решения проблемы привели к мысли о необходимости создания программы «Тропинка в будущее».
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Цель программы: повышение социально-психологической ориентации в обществе, социализация личности ребенка, оставшегося без попечения родителей в современных условиях.
Задачи программы:
Повышение уровня социальной адаптации (развитие навыков коммуникационной культуры, формирование потребности в общении, интимно – личностных отношений).
Информационное обеспечение детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по вопросам профессионального самоопределения, трудоустройства с учётом наклонностей, интересов и способностей.
Включение в адаптационный процесс интерактивных технологий (имитационных игр: сюжетно–ролевая, дидактическая, аттестационная, рефлексивная), позволяющих выпускникам детских домов и детям, оставшимся без попечения родителей, в игровой форме «проживать» различные ситуации, проектировать способы действия предложенных моделей до встречи с ними в реальной жизни. детей, оставшихся без попечения родителей.
Формирование и развитие общественно значимых знаний, навыков и умений, качеств, потребностей, мотивов и норм поведения.
Развитие личности ребенка в деятельности, управляемой системой мотивов, вхождения ребенка в новую самостоятельную среду (адаптация – индивидуализация – интеграция).
Формирование благоприятной среды воспитания и обучения с учетом возрастных особенностей личности; укрепление духовных связей, воспитывающих и воспитуемых.
Стимулирование доброжелательного отношения ребенка к социальной действительности.
Тесная связь с жизнью коллектива, страны
Содержание программы социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей определяют следующие принципы:
Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию педагога, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку непрерывность помощи до полного решения проблемы.
Целевая группа:
Основная целевая группа – дети, оставшиеся без попечения родителей.
Формы работы:
Групповые
Индивидуальные
Методы работы:
Тренинг
Тестирование
Профдиагностика
Собеседование
Наблюдение
Дискуссия, обсуждение, беседа;
Эксперимент;
Анкетирование, опрос;
Консультирование;
Проективные методы;
Тренинговые занятия с использованием здоровьесберегающих и инновационных технологий;
Развивающие игры, упражнения с игровыми формами работы.
Педагогические приёмы:
«Петля понимания» - уточнение правильности понимания того, что сказал собеседник;
«Активное слушание» - способ ведения беседы, при котором слушающий показывает, что он слышит, понимая чувства собеседника;
«Я – сообщение» - проговаривание своих эмоций и чувств, которые испытываются в связи с конкретным поступком человека;
«Рефрейминг» - изменение точки зрения на ситуацию для придания ей иного значения;
«Резюмирование» - обобщение сказанного, выделение главного в сказанном; «Парафраз» - повторение сказанного собеседником своими словами; «Открытые вопросы» - использование вопросов, предполагающих свободный ответ.
НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРС ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материальное обеспечение:
Помещение для занятий;
Техническое оснащение (магнитофон, компьютер);
Реализация программы:
Программа рассчитана на 9 занятий с интервалом 1 раз в месяц.
Продолжительность занятия: 30 минут
Количество участников: 1 человек.
Этапы программы
Диагностический этап:
Изучение научной и методической литературы по проблеме исследования.
Изучение особенностей социальной среды и социальной ситуации, в которой находится участник программы.
Диагностика наиболее типичных трудностей, возникающих в процессе адаптации первоклассника к школе, к самостоятельной жизни.
Организационно-деятельный этап:
Корректировка программы с учётом полученных диагностических данных.
Реализация системы занятий по программе.
Итоговый этап:
Совместный анализ занятий со специалистами образовательного учреждения, принимающими участие в реализации программы.
Диагностика изменений, произошедших с ребенком в ходе реализации программы.
Психолого-педагогический анализ результативности программы в целом.
Определение перспектив реализации данной программы в дальнейшем.
Содержание работы классного руководителя
№ | содержание работы | срок | ответственные |
1. | Выявление детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. | сентябрь | Социальный педагог Кл. руководитель |
2 | Создание нормативно-правовой базы для работы с подопечными детьми | сентябрь | Социальный педагог Кл. руководитель |
3.
| Подготовка и оформление статистической отчетности о детях – сиротах и оставшихся без попечения, не приступивших к обучению на 10 сентября. | сентябрь | Кл. руководитель, социальный педагог |
4
| Стартовая психолого-педагогическая диагностика опекаемых | октябрь | Социальный педагог Педагог - психолог |
5 | Изучение типов родительского воспитания детей опекунами и попечителями | декабрь, апрель | Социальный педагог |
6 | Консультации для опекунов по воспитанию и оказанию помощи в обучении дома | в течение года | Социальный педагог, педагог - психолог |
7. | Активное привлечение детей в соответствии с планом воспитательной работы классного руководителя к разнообразным школьным мероприятиям (в соответствии с художественными интересами и способностями детей) | в течение года | Классный руководитель |
8. | Проведение коррекционно-развивающей работы по итогам диагностики. | По мере необходимости | Педагог - психолог |
9. | Консультации для детей, опекунов, педагогов-предметников, классных руководителей по работе с детьми и учёту их особенностей | в течение года | Социальный педагог, педагог - психолог |
10. | Промежуточная психолого-педагогическая диагностика опекаемых | январь | Социальный педагог, педагог - психолог |
11 | Анализ психолого-педагогического состояния опекаемых по итогам промежуточной диагностики. Проведение коррекционной работы ( по необходимости) | 2 полугодие | Социальный педагог, педагог - психолог |
11. | Повышение правовой компетентности опекунов и опекаемых через лекции, беседы, консультации | В течение года, по обращению | Социальный педагог |
12 | Обследование условий жизни и воспитания детей, оставшихся без родителей и взятых под опеку | в течение года | Социальный педагог, кл. руководитель |
13. | Предварительная информация о количестве детей, нуждающихся в организованном летнем отдыхе. | апрель | Социальный педагог |
14 | Анализ благополучия ребенка в замещающей семье | апрель | Социальный педагог |
15 | Итоговая психолого-педагогическая диагностика опекаемых. | май | Социальный педагог, педагог - психолог |
16 | Организация летнего отдыха опекаемых | май | Социальный педагог. Классный руководитель |
Направления в работе с обучающимся
Направление в работе | Краткое содержание работы |
Формирование Я-концепции
| Моё «Я» как внутренний мир. В гармонии ли «Я» с собой. Взаимодействие моего «Я» с окружающим миром. Жизненная позиция. |
Правовая ориентация «Защита ребенка в социальных условиях». | Знакомство с «Конвенцией о правах ребенка», основными положениями «Семейного кодекса РФ», с Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». Расширение представлений по организации безопасности жизни (техника безопасности в быту, на отдыхе, в процессе труда, правила оказания первой помощи пострадавшему, общение с незнакомыми людьми). |
Валеологическая ориентация | Формирование основ здорового образа жизни. Факторы, угрожающие здоровью человека. Алкоголь и его влияние на здоровье. Табакокурение. Влияние состояния здоровья на выбор профессии и формирование семьи. |
Социально-бытовая ориентация «Я и моё окружение». | Рациональные потребности человека. Особенности поведения человека в различных жизненных ситуациях. |
Профессиональная и трудовая ориентация | Льготы для выпускников детских домов и детей, оставшихся без попечения родителей. Устройство на работу. Безработица. |
Семейная ориентация | Роль семьи в жизни человека. Любовь. |
Финансово-экономическая ориентация | Бюджет. Экономия. Основные экономические понятия. |
«Я и моя страна». | История, география, культурные традиции, природа страны, края, города. Профессиональные особенности деятельности страны, края, города. |
Критерии оценки эффективности программы:
- повышение уровня теоретической и практической подготовки обучающегося в соответствии с учебной программой;
- повышение учебной мотивации (наличие устойчивой мотивации к учению);
- развитие личности учащегося;
- повышение уровня произвольной регуляции эмоций;
- социализация ребенка, повышение жизненной компетенции.
Ожидаемые результаты:
- улучшения физического и психического здоровья учащегося;
- развитие его познавательной сферы;
- наличие положительной динамики в развитии эмоционально-волевой сферы учащегося;
- развития положительных качеств личности;
- улучшения детского самоконтроля и саморегуляции;
- принятие социальной роли ученика, адаптация в детском коллективе;
- наличие положительной динамики в коррекции фонематических процессов, в развитии артикуляционной моторики и звукопроизносительных навыков, сформированность навыков словоизменения;
- формирование прочных учебных умений и навыков.
По завершению данной программы к концу учебного года ребенок, оставшийся без попечения родителей должен овладеть следующими знаниями и умениями:
- ознакомиться со своими правами и обязанностями;
- ознакомиться с понятием Планета Земля и иметь представление о людях, населяющих нашу планету;
- иметь представления о своей стране, её символике, государственных праздниках;
- иметь представление о родном крае, городе, его обычаях, традициях. О труде людей на территории нашего края;
- изучить основы здорового образа жизни;
- иметь представления об отношениях в обществе;
- ознакомиться с различными видами профессий;
- освоить основы по организации безопасности жизнедеятельность;
- иметь представления о различных законодательных документах, обеспечивающих защиту прав и обязанностей детей.
Реализация программы позволит сформировать навыки, необходимые для дальнейшей успешной самостоятельной жизни детей-сирот и лиц из их числа:
Умение управлять своим эмоциональным состоянием.
Овладение ребёнком навыков самопознания и самопринятия.
Выработка навыков коммуникативной культуры.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
Период | Тема занятия | Структура занятия | Задачи занятия |
сентябрь | «Знакомство»
| 1.Вводная беседа. 2.Упражнение – разминка «Карандаши». 3.Обсуждение и принятие правил работы. 4.Обратная связь. | 1.Знакомство. 2.Формирование интереса и мотивации к посещению дальнейших занятий. |
октябрь | «Общение и умение слушать»
| 1.Разминка «Привет себе». 2.Психогеометрический тест. 3.Информационный блок «Психология общения». 4.Игра «Умеете ли вы слушать». 5.Упражнение «Слушание в различных позах». 6.Обратная связь. | 1.Продолжение формирования интереса к занятиям. 2.Введение понятия «психологическая информация». 3.Формирование представления об общении как о психологическом явлении. |
ноябрь | «Будь готов»
| 1.Беседа по социально-правовой ориентации. 2.Мозговой штурм. 3.Игра «Права человека» 4.Вручение памятки по технике безопасности. 5.Обратная связь. | 1.Знакомство с «Конвенцией о правах ребенка», основными положениями «Семейного кодекса РФ», с Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». 2.Расширение представлений по организации безопасности жизни (техника безопасности в быту, на отдыхе, в процессе труда, правила оказания первой помощи пострадавшему, общение с незнакомыми людьми). |
декабрь | «Сделай выбор»
| 1.Дискуссия. 2.Работа с карточками. 3.Упражнение «Высказывания». 4.Анкета «Проблемы табакокурения». 5.Игра «Слова на букву имени». 6.Обсуждение ассоциаций. | 1.Выяснение какие вредные привычки знает ребенок. 2.Мотивирование обучающегося к получению информации. 3.Развитие способности аргументировать и конструктивно участвовать в дискуссии. |
январь | «Все профессии важны»
| 1.Разминка 2.«Совместный счёт». 3.Шкала самоуважения 4.Методика «Линия жизни». | 1.Получение информации о профессиональном выборе. 2.Знакомство с основными профессиями. |
февраль | «Моя семья»
| 1.Анкета «Уровень сформированности семейных представлений». 2.Работа со схемой «Функции семьи». 3.Упражнение «Мама, папа, я – дружная семья» | 1.Диагностика уровня сформированности представлений о будущей семье, выявить основные проблемы ребёнка. 2.Формирование представления о семье как многофункциональном явлении. 3.Осознание обучающимся ответственности в построении семейных взаимоотношений 4. Роль семьи в жизни человека. Любовь. |
март | «Имитационная игра»
| 1.Работа с карточками. 2.Теоретическая часть «Социально-бытовая ориентация «Я и моё окружение». 3.Практическая часть «Заполнение документов». | 1.Обучение обучающегося умению делать правильный выбор и обоснованию его. 2.Рациональные потребности человека. Особенности поведения человека в различных жизненных ситуациях. 3.Закрепление полученных знаний. |
апрель | Бизнес-игра «Деловые ребята»
| 1.Анкета «Экономны ли вы?» 2.Игра «Экономический словарь». | 1.Знакомство учащихся с наиболее распространёнными экономическими терминами, качествами, необходимыми будущему бизнесмену. 2.Активизирование познавательной деятельности учащегося. |
май | Итоговое занятие по исследованию социальной компетенции
| 1.Анкета «Уровень социальной компетенции». 2. Игра «Я и моя страна». | 1.Определение уровня сформированности социальных навыков у ребенка, оценка, какие именно социальные навыки являются для него наиболее простыми, а какие наиболее сложными. 2.Возможность получения информации о круге ребенка, о значимых для него людях, кто из его окружения оказывает ему материальную поддержку, кто является эталоном поведения, чьи взгляды на жизнь ему близки. |
ЛИТЕРАТУРА
Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб., 2003.
Абрамова И.Г. Рискология – наука о поведении человека в ситуации выбора. – Спб: СПбГУП,1999.
Абрамова И.Г. Игротехнические приёмы (Рекомендации для организации игровых занятий в школе). – СПб, 1992.
Аникеева Н.Т. Воспитание игрой. – М., 1987.
Былеева Л.В. и др. Подвижные игры. – М., 1974.
Биндюков М., Соломин И., Ткачёв М. Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – М., 1999.
Грецов А. Тренинг общения для подростков. – ЗАО Издательский дом Питер, 2006.
Детская психодиагностика и профориентация / Ред.-сост. Л. Д. Столяренко. Серия «Учебники, учебные пособия» – Ростов н / Д: «Феникс», 1999.
Куган Б.А. Социально-трудовая адаптация детей группы социального риска. Курган – Челябинск, 1995.
Консультирование детей в психолого-педагогическом Центре – научно-методическое пособие. – М., 1998.
Минкова Э. А. Особенности личности ребёнка, воспитывающегося вне семьи. // Очерки. о развитии детей, оставшихся ез родительского попечения. – М.: ТОО «Симс»,1995.
Преодоление трудностей социализации детей-сирот. / Под редакцией Л.В. Байгородовой.
Рудестан К. Групповая психотерапия. – Спб.,1998.
12