Статья «Постинтернатное сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

5
0
Материал опубликован 2 June 2021

Постинтернатное сопровождение


Период жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей после выпуска из интернатного учреждения многие специалисты считают опасным. Почему?

Потому что именно у детей, лишенных родительского попечения имеется ряд неблагоприятных факторов, которые мешают нормальной социальной адаптации. Например, низкий интеллект, чрезмерная открытость и доверчивость, возбудимость, отягощенная наследственность, неблагоприятные биологические и социальные факторы, ранние сексуальные и патологические влечения, лживость, бродяжничество, воровство и т.д.,

В результате дети после выхода из интерната или замещающей семьи зачастую не могут воспользоваться предоставленными социальными льготами и гарантиями, защитить собственные права, установить контакт с окружающими людьми, становятся жертвами насильственных преступлений, мошеннических действий, влекущих утрату собственности (прежде всего жилья), вовлекаются в совершение антиобщественных действий, противоправную деятельность.

Поэтому в последнее время мы все чаще встречаем термин «постинтернатное сопровождение».

В широком аспекте постинтернатное сопровождение рассматривается - как система осуществляемых на основе межведомственного взаимодействия мероприятий по сопровождению выпускников для их успешной социальной адаптации и самореализации, а также минимизация потенциальной возможности их асоциального поведения и негативного воздействия на них вредных общественных структур (хулиганские группировки, преступные сообщества и т.д.). То есть в широком смысле, это совместная работа организаций, которые в своей деятельности так или иначе контактируют с детьми и могут им помочь – центры занятости, образовательные и медицинские учреждения, центры сопровождения, организации соц.защиты и т.д.

Рассмотрение постинтернатного сопровождения в узком аспекте выделяет прежде всего деятельность постинтернатных педагогов и ряда специалистов, оказывающих различную помощь выпускникам – в области образования, трудоустройства, получения жилья, организации досуга и т.д., осуществляемая на основе договора о постинтернатном сопровождении. То есть здесь речь идет о конкретном человеке, который сотрудничает с ребенком – куратор или наставник.

Основной задачей постинтернатного сопровождения выпускников является содействие в адаптации к «взрослой жизни», а именно в получении образования, трудоустройстве, приобретении навыков социализации в обществе, организации досуга, в защите личных и имущественных прав и т.д.

Наличие проблемы с социализацией достаточно давно осознана в сфере педагогики, социологии и психологии. Ее исследование в данных отраслях научного знания завершается выработкой соответствующих предложений и рекомендаций. Практическая реализация данных предложений и рекомендаций сталкивается с отсутствием правовой основы и практической сложностью осуществления мероприятий социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так как дети, врываясь во «взрослую жизнь», хотят полной свободы – меняют номера телефонов, не выходят на связь, отчисляются из образовательных учреждений, съезжают с общежитий и т. д.

Принятие федерального нормативного акта, в котором будут ответы на вопросы - что такое постинтернатное сопровождение детей, кем оно должно оказываться и в каком объеме, какие услуги будут бесплатными и какие организации станут помогать выпускникам - планировалось на 2020 год. Но, к сожалению, он ещё не принят.

В октябре 2020 Правительство Саратовской области приняло постановление от 28.10.2020 года № 872-П «О постинтернатном сопровождении выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области», которым утверждены порядок межведомственного взаимодействия по постинтернатному сопровождению и порядок непосредственно самого постинтернатного сопровождения.

По данному Постановлению субъектами межведомственного взаимодействия являются:

-министерство образования области;

-министерство здравоохранения области;

- министерство труда и социальной защиты области;

- министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области;

- учреждения постинтернатного сопровождения. Перечень их прилагается.

Координатором взаимодействия является министерство образования области. Распределены полномочия каждой организации. Определен перечень учреждений постинтернатного сопровождения.

Постинтернатное сопровождение осуществляется по месту нахождения учреждения постинтернатного сопровождения в следующих формах:

- консультирование;

-тренинги;

-психологическое тестирование;

-содействие в получении образования и трудоустройстве, защите прав и законных интересов;

-объединения Выпускников (Клубы, совет, ассоциация);

-занятия по повышению правовой компетентности Выпускников;

-тематические встречи, семинары, конференции;

-предоставление возможности временного проживания.

Для получения постинтернатного сопровождения Выпускники подают в соответствующее учреждение заявление, предоставляют паспорт и документы, подтверждающие статус ребенка.

Между Выпускником и учреждением постинтернатного сопровождения заключается договор о постинтернатном сопровождении на безвозмездной основе.

Хочу напомнить, что термин «постинтернатное сопровождение» в Саратовской области законодательно закрепился только в 2020году.

Если сравнивать с Москвой, там данное направление развивается с 2010 года и называется «постинтернатный патронат».

Постинтернатный патронат устанавливается над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет на безвозмездной основе либо организацией для детей-сирот, либо патронатным вопитателем.

Договор о постинтернатном воспитании может быть заключен между ребенком и организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  либо между ребенком, такой организацией и потенциальным патронатным воспитателем.

 В первом случае инициатором должен выступить сам ребенок, во-втором – нужно обязательное личное волеизъявление и ребенка, и воспитателя. При этом воспитатель должен соответствовать требованиям к опекунам (попечителям). Договор заключается также на безвозмездной основе. Срок действия договора — 1 год. В дальнейшем он может продлеваться до достижения ребенком 23 лет.

Постинтернатный патронат осуществляется в форме посещения постинтернатным воспитателем лица, в отношении которого установлен постинтернатный патронат в целях его воспитания и сопровождения.

Таким образом, в Москве принимающий родитель доводит своего подопечного до возраста 23-х лет.


И, по моему мнению, это сопровождение необходимо! Так как для подростков на этом этапе происходит:

изменение привычной среды;

несоответствие наступившей в восемнадцать лет гражданской дееспособности и социальной зрелости выпускника. Уже не ребенок, но еще не взрослый;

не решаются к моменту выпуска из организации или замещающей семьи социализационные возрастные задачи, в том числе недостаточный уровень готовности к самостоятельной жизни и адаптации в новых жизненных условиях;

сложившаяся модель социально и экономически несамостоятельной жизни (под попечительством) разрушилась, а новая модель самостоятельного поведения и образа жизни еще не сложилась

Приобретение нового социального статуса «выпускник» означает не просто изменение условий, а начало нового этапа в жизни


Кроме того несмотря на то, что многие учреждения (даже без нормативного акта) выполняют функции постинтернатного сопровождения, до сих пор 37 % выпускников не знают про социальные инфраструктуры, которые занимаются проблемами постинтернатной адаптации или думают, что их нет (а их на сегодняшний день около 2000).

В Саратовской области под постинтернатное сопровождение попадают выпускники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В рассматриваемом нами постановлении тоже идет речь именно о выпускниках интернатных учреждений. Хотя по состоянию на 1 августа 2020 года статистика такая: из общего количества выпускников только 8724 выпускников из организаций для детей-сирот и 44656 выпускников из замещающих семей. Поэтому институт постинтернатного сопровождения необходимо расширять. Данная услуга должна быть доступна и для детей из принимающих семей, для детей из семей группы риска, находящихся в трудной жизненной ситуации и всех кто в этом нуждается. Это не должно быть в принудительном порядке, постинтернатное сопровождение должно осуществляться по волеизъявлению сопровождаемого лица. Помощь на этом этапе необходима многим подросткам.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Сборник методических разработок и педагогических идей