«Детская журналистика как средство формирования предпосылок гражданской идентичности у детей дошкольного возраста»
«Детская журналистика как средство формирования предпосылок гражданской идентичности у детей дошкольного возраста»
В условиях реализации в образовательной деятельности ФГОС ДО особое значение занимает выбор эффективных технологий. Технология «детская журналистика» является средством формирования предпосылок гражданской идентичности детей дошкольного возраста. Авторами данной технологии являются кандидаты педагогических наук С.М. Жарков и А.Ю. Дейкина, а так же доктор педагогических наук, профессор А.Н. Орлов.
Главная цель этой технологии - формирование творческой, культурной, социально-активной личности, ориентированной на развитие интеллектуальной и социальной компетентности воспитанников в процессе речевой, игровой и продуктивной деятельности. Она содержит два основных блока: познавательный и деятельностный.
Познавательный блок предполагает работу по трём направлениям:
1 направление - знакомство детей с детскими журналами, газетами, телепередачами, их содержанием.
2 направление работы – знакомство с жанрами и некоторыми понятиями. Дети знакомятся с такими понятиями, как газета, журнал, телепередача. Также знакомятся с жанрами: интервью, статья, заметка, репортаж. В ходе обсуждения с детьми мы даём простые определения этим понятиям.
3 направление – создание условий. После обсуждения детьми особенностей профессии журналиста в группе был создан «центр журналистики» и в детском саду открыта детская телестудия «Мы – Россияне!». Мы познакомили детей с атрибутикой, символикой журналистики, и вместе с детьми и родителями создали их своими руками.
«Деятельностный блок» предполагает совместную работу по взаимодействию педагога с детьми, реализуемую через проектную деятельность, непосредственно образовательную деятельность, развлечения и результат деятельности.
Существует определённый алгоритм выпуска журналистского продукта:
Беседа с детьми, чтение литературного произведения, экскурсиия, интересное мероприятие, игра.
Определение интересной темы, распределение ролей, выбор рубрик. Распределение ролей можно делать по желанию, по считалке, голосованием или другим удобным способом.
Интервьюирование.
Обсуждение итогов деятельности, определение конечного результата.
Детская телепередача, выпуск журнала, газеты.
На последнем этапе выпускается продукт - «телепередача» или газета. И если в телепередаче участвуют дети подготовительной группы, то с детьми старшей группы мы создаем газеты. Сделано это после проведения первых репортажей. Так как газета позволяет более скромным и застенчивым детям проявить себя. Также у ребят старшей группы имеются большие логопедические проблемы, которые не позволяют в лучшем качестве реализовывать направление журналистики – телерепортаж.
Газету можно организовать не только для детей, но и для родителей. Так как, к сожалению, не все родители готовы переходить на новый месенджер, газета позволяет в минуты ожидания ребенка ознакомиться с жизнью группы.
Какие же роли могут примерять на себя дети:
Журналисты (корреспондент) Они занимаются поиском наиболее значимых и важных событий, которые происходят в мире, освещает их. Журналист должен много знать, хорошо говорить, правильно задавать вопросы, быть вежливым и тактичным.
Диктор или телеведущий Он грамотно, четко, выразительно читают текст, передаваемый в эфир. Телеведущий должен обобщить информацию, представленную журналистами, и озвучить ее в эфире.
Оператор Он снимает репортаж, монтирует видеосюжет. В роли операторов у нас пока выступают воспитатели или родители.
Иногда происходит так, что, выбрав при помощи жеребьёвки ребёнка, например для роли телеведущего, но этот ребёнок оказался застенчив, неразговорчив, предлагаю детям помочь ему и взять роль на себя. А с данным ребёнком ведётся работа в игровой форме, сначала с бутафорской камерой, с небольшой группой детей, кому доверяет.
Практическим результатом работы являются видеорепортажи, новостные передачи, издание газет. Темы передач ребята выбирают сами. Это могут быть сюжеты о праздничных и развлекательных мероприятиях, или сюжеты повседневной жизни детского сада, поздравления с профессиональными и календарными праздникам.
В помощь детям для ведения репортажа создаются технологические карты – схема, в которой закладывается определённый алгоритм ведущего новостей, корреспондента берущего интервью, или некое сообщение - репортаж с места событий. Таким образом, ребёнку - ведущему не нужно заучивать текст. Одни карты являются универсальными, подходят для репортажей разной тематики, в которых содержится не текст диалога или сообщения, а условные обозначения понятные детям, другие – создаются для конкретных событий и прорисовываются более детально.
В момент использования технологической карты дошкольники могут проявлять свою индивидуальность и креативность, проявляется это в том, что телеведущие, глядя на опорную картинку, могут заменить ее похожим словом, а не тратить время на воспоминание предварительно обговариваемого значения. Например, приветственный значок может звучать как: здравствуйте, добрый день, я вас приветствую и т.д. Конечно, с детьми важно обсуждать, как они понимают изображённые символы и в этот момент, когда дети предлагают свои варианты расшифровки, происходит запоминание наиболее понравившегося обозначения.
Начатая нами работа приносит свои плоды. Дети проявляют себя творчески, создавая технологические карты, участвуя в работе типографии, становятся социально-активными, так как ищут новые темы для организации журналистского продукта, в чем и состоит цель нашей технологии.