Статья «Кардмейкинг как средство формирования художественного творчества у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения»
Кардмейкинг как средство формирования художественного творчества у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения
Колегова Богдана Александровна
ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж
имени И.А. Куратова»
Специальность 44.02.04 Специальное дошкольное образование, 4 курс
Научный руководитель – Хабарова Людмила Павловна
Художественное творчество, включающее рисование, лепку и аппликацию, является едва ли не самым интересным видом деятельности детей дошкольного возраста. Художественное творчество позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем художественное творчество имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового, умственного развития детей.
Н.Н. Поддъяков утверждает, что художественное творчество – это своего рода качественный переход от уже известного к новому, неизвестному, что художественное творчество – это особая форма процесса развития ребёнка, которая носит «глубоко личностный характер» и определяется неповторимостью личности ребёнка, накопленного им опыта художественной деятельности [2, с. 40].
Значение детского творчества заключается в том, что в процессе этой деятельности и в ее результате ребенок получает такое разностороннее развитие, имеющее огромное значение для его жизнедеятельности, в котором заинтересована не только семья, но и наше общество. Рисуя, вырезая и наклеивая, ребенок создает нечто субъективно новое, в первую очередь для себя. Продукт его творчества не имеет общечеловеческой новизны [4, с. 80].
Дошкольный возраст – благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе – способности и склонности.
Согласно Е.В. Котовой, С.В. Кузнецовой, Т.А. Романовой психологической основой творческой деятельности является воображение – психический процесс, заключающийся в создании образов предметов и ситуаций, основанных на результатах их восприятия и осмысления [5, с.103].
Как же формируется художественное творчество у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения? Оно имеет свои особенности.
Значительное сокращение или полное отсутствие зрительных ощущений, восприятий, представлений в области чувственного познания ограничивает возможности формирования образов воображения, памяти, а также психологических систем, их структур, связей, функций и отношений внутри этих систем. Ограниченность внешних впечатлений оказывает отрицательное влияние на формирование творческого воображения. Замедленность процесса восприятия, осуществляемого с помощью осязания или нарушенного зрительного анализатора, сказывается на темпе переключения воображения и проявляется в неполноте и фрагментарности образов, в снижении воображения [3].
Согласно А.Г. Литваку, Л.И. Плаксиной, Л.И. Солнцевой особо важная роль в компенсации дефектов зрения и обусловленных ими пробелов в чувственном познании принадлежит воссоздающему воображению. При его помощи слепые на основе словесных описаний и имеющихся зрительных, осязательных, слуховых и других образов формируют образы объектов, недоступных для непосредственного отражения; обследуя макеты, модели, рельефные изображения недоступных для осязательного или нарушенного зрительного восприятия объектов, они в своем воображении трансформируют возникающие образы, в результате чего адекватно представляют реально существующие, но не воспринимавшиеся ими непосредственно в натуральном виде предметы [6, с. 213].
Творческое воображение детей с нарушением зрения из-за отсутствия или недостаточного количества и неполноценности зрительных представлений страдает значительнее, чем воссоздающее. Художественное творчество может быть полноценным только в том случае, если оно отражает жизнь во всей ее полноте. Само по себе творческое воображение не может возместить тех пробелов в чувственном отражении внешнего мира, которые имеются у детей с косоглазием и амблиопией.
В процессе обучения изобразительной деятельности осуществляется работа по формированию реальных образов мира. Овладение умениями изображать предметы невозможно без целенаправленного развития зрительного и других видов восприятия. Для того чтобы успешно рисовать, ребенку необходимо хорошо представлять предмет или явление, поэтому на всех этапах обучения детей с нарушением зрения изобразительной деятельности необходимо учить поэтапному обследованию предметов, умению анализировать их основные признаки.
По мнению Л.И. Плаксиной. Л.И. Солнцевой, для воображения детей с дефектами зрения характерна стереотипность, схематичность, условность, подражательность, стремление к прямым заимствованиям, подмена образов воображения образами памяти. Часто наблюдается явление персеверации, т.е. склонность к повторению одних и тех же образов с незначительными модификациями. Образы воображения возникают, как правило, на основе очень простых и прямых аналогий. Вероятно, персеверации являются способом преодоления затруднений в репродуцировании образов воображения. Затруднен у детей с нарушением зрения и переход от одного образа к другому из-за их низкой динамичности и пластичности [3].
Одним из методов, позволяющих разнообразить изобразительную деятельность, дать толчок развитию, как творческому потенциалу, так и развитию личности ребёнка в целом, является использование нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства – кардмейкинга [2, c.79].
Понятие «кардмейкинг» в переводе с английского языка означает следующее: card – открытка, make – делать, то есть изготовление открыток своими руками.
Изготовление открыток своими руками предполагает использование различных стилевых направлений: винтаж, гранж, мини-открытка, американский современный стиль, европейский и смешанный стиль [1].
Кардмейкинг не только дает детям с нарушением зрения практические умения и навыки, но и формирует начальный опыт творческой деятельности. Работа с разными материалами (бумагой, тканью, бисером, природными материалами и др.) повышает сенсорную чувствительность, способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, способствует развитию воображения, пространственного мышления, синхронизирует работу обеих рук. Формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел [7].
Библиографический список
Кардмейкинг – изготовление открыток своими руками [Электронный источник]. – Режим доступа: http://karapysik.ru/kardmejking-izgotovlenie-otkrytok-svoimi-rukami/
Карпова, И.А. Особенности художественно-творческого развития детей дошкольного возраста [Текст] / И.А. Карпова // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). – СПб.: Заневская площадь, 2014. – С. 40-42.
Климова, А.Е. Специфика развития творческого воображения у дошкольников с нарушением зрения [Электронный ресурс] / А.Е. Климова. – Режим доступа: https://www.rae.ru/forum2012/268/1428
Комарова, Т.С. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать? [Текст] / Т.С. Комарова // Дошкольная педагогика. – 2005. - №2. – С.80.
Котова, Е.В. Развитие творческих способностей дошкольников [Текст]: методическое пособие / Е.В. Котова, С.В. Кузнецова, Т.А. Романова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
Литвак, А.Г. Психология слепых и слабовидящих [Текст]: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – СПб.: КАРО, 2006. – 336 с
Открытка. История открытки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mirznanii.com/a/47166/otkrytka-istoriya-otkrytki