12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Татьяна Белотелова18
Преподаватель музыкальной школы
Россия, Ульяновская обл., Барыш

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» муниципального образования

«Барышский район» Ульяновской области

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 

«Детский альбом П.И. Чайковского» в педагогической практике преподавателя фортепиано»

                                                                                 

 Преподаватель МАУ ДО ДШИ

Белотелова Татьяна Геннадьевна

г. Барыш

2018

                                                                                «Только та музыка может тронуть,

                                                                                     потрясти и задеть, которая

вылилась из глубины взволнованной

вдохновением артистической души»

П.И. Чайковский.

Каждое поколение музыкантов и педагогов воспринимает «Детский альбом» П.И.Чайковского по-разному: от «простеньких пьесок » до «неоднозначных», «загадочных», «наполненных философского содержания» произведений. «Детский альбом» П. И. Чайковского занимает особое место в фортепианном творчестве композитора, как по своей тематике, так и по особенностям фортепианного изложения.      Этот цикл фортепианных пьес был написан П.И.Чайковским в 1878г. и посвящён своему любимому племяннику Володе Давыдову. Живя в гостях у своей сестры в Каменке и часто, слушая игру на фортепиано любимца Володи, Пётр Ильич поражался бедности репертуара для начинающих. Тогда-то и задумал он создать альбом пьес для ребят. В цикле  24 маленькие пьесы, которые не связаны сквозной единой тематикой. Но, по ним можно хорошо представить себе, в какой обстановке жили дети того времени, что их окружало, как они проводили время, какие впечатления оставались в их памяти. И действительно, читая различного рода публикации о цикле, статьи о самом композиторе, учебную и методическую литературу, поражаешься различию подходов в разборе каждой пьесы. В этом первом для России классическом сборнике музыки для детей есть абсолютно все творческие принципы Чайковского: высокая художественная требовательность ; глубокое и разнообразное содержание; народный элемент – такой необходимый в музыкальном развитии ребенка; ознакомление со многими музыкальными жанрами; полифоническое мышление ; изобразительность; тембры оркестра .

Создание музыки, предназначенной для детского исполнения - одна из самых сложных композиторский задач. Даже выдающимся мастерам не всегда удается решить такую проблему, как соединение высоких художественных качеств с доступностью детям, а так же педагогической целесообразностью на определенном этапе обучения.

«Детский альбом» П.И. Чайковского - превосходный учебный и методический материал для работы с детьми. Это сочинение юный музыкант открывает для себя в ту пору, когда личность его только начинает формироваться. Нет ни одного музыканта, который бы в детстве не играл пьес из этого замечательного альбома. Сочетание эмоциональной напряженности с простотой и непосредственностью, широты дыхания его мелодий с ощущением их внутренней интонационной жизни, богатством речевой выразительности – все эти направления ставят перед преподавателем и учеником множество пианистических, воспитательных задач. «Детский альбом» Чайковского - домашний альбом его эпохи. В нем представлен мир детских игр, разнообразных впечатлений. Автор как бы проникает взором взрослого в душу ребенка, вспоминая то, что в самом детстве было интересно и занимательно. Пожалуй, эта линия занимательности и составляет главное в «Детском альбоме». Многие музыканты, ознакомившись с новым сочинением П. Чайковского, высказывали известные сомнения. Цикл пьес казался странным, необычным. Серьезная музыка « Утренней молитвы», « настоящий траурный марш» - « Похороны куклы», по- взрослому страстная лирика « Сладкой грёзы». Как объяснить порядок пьес: есть программная закономерность номеров, но эта идея не достаточно последовательна. Теперь, когда после выхода сборника в свет прошло более ста лет, можно дать однозначный ответ. И педагоги , и ученики приняли « Детский альбом». В педагогической практике «Детский альбом» П.И. Чайковского - классический образец творческого подхода к детскому репертуару. Это произведение отличается не только огромной художественной ценностью, оно полезно для воспитания учащихся, для совершенствования их технических способностей, для развития у детей хорошего вкуса.

Характерная черта формообразования в произведениях П.Чайковского - редкостная определённость, отчётливость структуры. В « Детском альбоме» качество доведено до высочайшего совершенства. Пьесы отличаются ясностью формы. Каждая пьеса – словно образец, « пример из учебника».

«Старинная французская песенка» - типичная двухчастная репризная форма, а « Камаринская» - маленькие вариации.

Важнейшее качество цикла, делающее понятным и близким детям – мелодический язык. Мелодичность, простота музыкальной интонации, связь её с домашним музицированием , присущие творчеству Чайковского, в

« Детском альбоме» сознательно подчеркнуты. В мечтательной пьесе « Сладкая греза» - романсовые интонации, в сказочном « Вальсе» - вальсовые…

« Детский альбом» был написан Чайковским с учётом возможностей юных пианистов. В то же время в детском цикле отразились характерные черты « взрослого» фортепианного стиля композитора. Пианизм П.И. Чайковского - « поющий». « Детский альбом» дает прекрасный материал для работы над мягким, певучим звучанием инструмента, обучения навыкам легато.. Объединение мелодической линии, умение обозначить кульминационные точки, а так же найти главную кульминацию пьесы, осознание роли пауз как элемента выразительности - эти задачи ярко представлены в пьесах, которые чаще всего в репертуаре юных пианистов : « Болезнь куклы». « Старинная французская песенка»

Очень важно иметь в виду еще одно обстоятельство, в семье Чайковских была оркестрина – механизированный орган небольшого размера. На валике оркестрины были записаны отрывки из популярных в то время опер Россини, Беллини, Моцарта. Инструменты подобного рода воспроизводят музыку с налетом механичности. Эта особенность и воплотилась в некоторых пьесах Чайковского в виде «кукольного ритма».
В «Детском альбоме» переплетаются и живые интонации, услышанные композитором от матери, няни, гувернантки. «Нянина сказка» и «Баба-яга» - это редкий и выразительный пример фантастики П. И. Чайковского. Если песня жаворонка – утро жизни, то «В церкви» - это ее вечер. Суровая, печальная пьеса хорал, в которой узнается музыка вечерней молитвы, звучащей со словами «Помилуй мя, Боже, по велицей милости твоей» «Шарманщик поет» - манящая композитора Италия с ее шарманками и уличными певцами. Смысл же гораздо шире: это идея нерасторжимости жизни и смерти, символами которых являются «Песнь жаворонка» и «Шарманщик поет» это итоговое принятии жизни после трагического покаяние «В церкви».

   Музыка Чайковского, воплощая драгоценные качества русской культуры - любовь и сострадание к человеку, необыкновенную чуткость к беспокойным исканиям человеческой души, непримиримость к злу и страстную жажду добра, красоты, нравственного совершенства, - обнаруживает глубокие связи с творчеством Л. Толстого и Ф. Достоевского, И. Тургенева и А. Чехова.

Немалое значение в фортепианной музыке П.И. Чайковского имеет колористическое начало. В сочинениях для фортепиано мастерски передаются тембры различных инструментов, часто угадывается определенная «инструментовка» - голос в сопровождении камерного ансамбля. Сопоставление инструментов или групп симфонического оркестра. Эта черта фортепианного стиля композитора ярко проявилась и в « Детском альбоме». Не случайно существует так много переложений цикла для различных инструментальных составов. Имитация различных тембров требует специфических приёмов исполнения. Немаловажно и знакомство с самими инструментами. Вряд ли юный пианист убедительно сыграет « Камаринскую», если ни разу не слышал балалайку, передаст колорит пьесы « Шарманщик поёт», если не знаком с шарманкой ( хотя бы по кинофильмам)

Большинство пьес альбома и в наши дни доступны и понятны детям, потому что в них простым и ясным языком рассказывается о том, что и сейчас близко нашим ребятам.

Музыкальное восприятие у учащихся следует начинать с чувственного аспекта, с пробуждения эмоций, формирования эмоциональной отзывчивости, что предполагает смещение акцента с технической стороны искусства на духовную, эмоциональную. Важную роль выполняет первое прослушивание пьес.  Именно на этом этапе происходит развитие умения сосредоточенно и внимательно вслушиваться в музыкальное произведение и его жизненное, эмоциональное   содержание. Неоценимую роль в раскрытии образа разучиваемого произведения играет личное исполнение его преподавателем.

Беседа преподавателя и ученика после прослушивания музыки имеет очень большое значение для формирования пробуждения эмоционального отклика на слушаемую или исполняемую музыку, приобретения навыка выражать в слове, пластике, жесте, мимике свое отношение к музыке, определение  ее характера и настроения. Так, например, учащиеся знакомятся с  различными по характеру маршами: игрушечный марш -  «Марш деревянных солдатиков»; траурный марш - «Похороны куклы». При изучении танцев дети знакомятся с музыкой разных национальностей. Рассказ о кукле всегда вызывает у учащихся эмоциональный отклик. Здесь и сочувствие, и сопереживание горю другого человека и радость. Музыкальные пьесы «Зимнее утро», «Шарманщик поет», «Мама», «Сладкая греза», «Баба Яга» помогают ученику мысленно нарисовать картины природы или придумать сюжеты, что значит, таким образом,   пробудить фантазию. 

Художественное прочтение гениального сочинения - бесконечный процесс.. Маленькие пианисты, исполняя пьесы «Детского альбома», получают удивительную возможность окунуться в чудесный мир музыки, который делает их эмоциональную жизнь богаче и разнообразней. И замечательно, что жизнь детей наполнена музыкой Петра Ильича Чайковского, миром сказки, доброты, любви и творчества

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

С.А. Айзенштадт « Детский альбом» П. И. Чайковского- М.: Издательский дом « Классика – XXI век», 2003г.

Б. Асафьев « О музыке Чайковского» Л. Музыка 1972г.

Н. Калинина П.И. Чайковский ( повесть) М. Дет. Лит. 1988г

А.А.Николаев « Фортепианного наследие Чайковского». М., 1958.

5. П.И.Чайковский «Детский альбом» - фортепианный цикл из 24 пьес. Москва «Музыка» 1981г

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.