Урок на тему «Детский альбом П.И. Чайковского в педагогической практике преподавателя фортепиано»
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» муниципального образования
«Барышский район» Ульяновской области
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Детский альбом П.И. Чайковского» в педагогической практике преподавателя фортепиано»
Преподаватель МАУ ДО ДШИ
Белотелова Татьяна Геннадьевна
г. Барыш
2018
«Только та музыка может тронуть,
потрясти и задеть, которая
вылилась из глубины взволнованной
вдохновением артистической души»
П.И. Чайковский.
Каждое поколение музыкантов и педагогов воспринимает «Детский альбом» П.И.Чайковского по-разному: от «простеньких пьесок » до «неоднозначных», «загадочных», «наполненных философского содержания» произведений. «Детский альбом» П. И. Чайковского занимает особое место в фортепианном творчестве композитора, как по своей тематике, так и по особенностям фортепианного изложения. Этот цикл фортепианных пьес был написан П.И.Чайковским в 1878г. и посвящён своему любимому племяннику Володе Давыдову. Живя в гостях у своей сестры в Каменке и часто, слушая игру на фортепиано любимца Володи, Пётр Ильич поражался бедности репертуара для начинающих. Тогда-то и задумал он создать альбом пьес для ребят. В цикле 24 маленькие пьесы, которые не связаны сквозной единой тематикой. Но, по ним можно хорошо представить себе, в какой обстановке жили дети того времени, что их окружало, как они проводили время, какие впечатления оставались в их памяти. И действительно, читая различного рода публикации о цикле, статьи о самом композиторе, учебную и методическую литературу, поражаешься различию подходов в разборе каждой пьесы. В этом первом для России классическом сборнике музыки для детей есть абсолютно все творческие принципы Чайковского: высокая художественная требовательность ; глубокое и разнообразное содержание; народный элемент – такой необходимый в музыкальном развитии ребенка; ознакомление со многими музыкальными жанрами; полифоническое мышление ; изобразительность; тембры оркестра .
Создание музыки, предназначенной для детского исполнения - одна из самых сложных композиторский задач. Даже выдающимся мастерам не всегда удается решить такую проблему, как соединение высоких художественных качеств с доступностью детям, а так же педагогической целесообразностью на определенном этапе обучения.
«Детский альбом» П.И. Чайковского - превосходный учебный и методический материал для работы с детьми. Это сочинение юный музыкант открывает для себя в ту пору, когда личность его только начинает формироваться. Нет ни одного музыканта, который бы в детстве не играл пьес из этого замечательного альбома. Сочетание эмоциональной напряженности с простотой и непосредственностью, широты дыхания его мелодий с ощущением их внутренней интонационной жизни, богатством речевой выразительности – все эти направления ставят перед преподавателем и учеником множество пианистических, воспитательных задач. «Детский альбом» Чайковского - домашний альбом его эпохи. В нем представлен мир детских игр, разнообразных впечатлений. Автор как бы проникает взором взрослого в душу ребенка, вспоминая то, что в самом детстве было интересно и занимательно. Пожалуй, эта линия занимательности и составляет главное в «Детском альбоме». Многие музыканты, ознакомившись с новым сочинением П. Чайковского, высказывали известные сомнения. Цикл пьес казался странным, необычным. Серьезная музыка « Утренней молитвы», « настоящий траурный марш» - « Похороны куклы», по- взрослому страстная лирика « Сладкой грёзы». Как объяснить порядок пьес: есть программная закономерность номеров, но эта идея не достаточно последовательна. Теперь, когда после выхода сборника в свет прошло более ста лет, можно дать однозначный ответ. И педагоги , и ученики приняли « Детский альбом». В педагогической практике «Детский альбом» П.И. Чайковского - классический образец творческого подхода к детскому репертуару. Это произведение отличается не только огромной художественной ценностью, оно полезно для воспитания учащихся, для совершенствования их технических способностей, для развития у детей хорошего вкуса.
Характерная черта формообразования в произведениях П.Чайковского - редкостная определённость, отчётливость структуры. В « Детском альбоме» качество доведено до высочайшего совершенства. Пьесы отличаются ясностью формы. Каждая пьеса – словно образец, « пример из учебника».
«Старинная французская песенка» - типичная двухчастная репризная форма, а « Камаринская» - маленькие вариации.
Важнейшее качество цикла, делающее понятным и близким детям – мелодический язык. Мелодичность, простота музыкальной интонации, связь её с домашним музицированием , присущие творчеству Чайковского, в
« Детском альбоме» сознательно подчеркнуты. В мечтательной пьесе « Сладкая греза» - романсовые интонации, в сказочном « Вальсе» - вальсовые…
« Детский альбом» был написан Чайковским с учётом возможностей юных пианистов. В то же время в детском цикле отразились характерные черты « взрослого» фортепианного стиля композитора. Пианизм П.И. Чайковского - « поющий». « Детский альбом» дает прекрасный материал для работы над мягким, певучим звучанием инструмента, обучения навыкам легато.. Объединение мелодической линии, умение обозначить кульминационные точки, а так же найти главную кульминацию пьесы, осознание роли пауз как элемента выразительности - эти задачи ярко представлены в пьесах, которые чаще всего в репертуаре юных пианистов : « Болезнь куклы». « Старинная французская песенка»
Очень важно иметь в виду еще одно обстоятельство, в семье Чайковских была оркестрина – механизированный орган небольшого размера. На валике оркестрины были записаны отрывки из популярных в то время опер Россини, Беллини, Моцарта. Инструменты подобного рода воспроизводят музыку с налетом механичности. Эта особенность и воплотилась в некоторых пьесах Чайковского в виде «кукольного ритма».
В «Детском альбоме» переплетаются и живые интонации, услышанные композитором от матери, няни, гувернантки. «Нянина сказка» и «Баба-яга» - это редкий и выразительный пример фантастики П. И. Чайковского. Если песня жаворонка – утро жизни, то «В церкви» - это ее вечер. Суровая, печальная пьеса хорал, в которой узнается музыка вечерней молитвы, звучащей со словами «Помилуй мя, Боже, по велицей милости твоей» «Шарманщик поет» - манящая композитора Италия с ее шарманками и уличными певцами. Смысл же гораздо шире: это идея нерасторжимости жизни и смерти, символами которых являются «Песнь жаворонка» и «Шарманщик поет» это итоговое принятии жизни после трагического покаяние «В церкви».
Музыка Чайковского, воплощая драгоценные качества русской культуры - любовь и сострадание к человеку, необыкновенную чуткость к беспокойным исканиям человеческой души, непримиримость к злу и страстную жажду добра, красоты, нравственного совершенства, - обнаруживает глубокие связи с творчеством Л. Толстого и Ф. Достоевского, И. Тургенева и А. Чехова.
Немалое значение в фортепианной музыке П.И. Чайковского имеет колористическое начало. В сочинениях для фортепиано мастерски передаются тембры различных инструментов, часто угадывается определенная «инструментовка» - голос в сопровождении камерного ансамбля. Сопоставление инструментов или групп симфонического оркестра. Эта черта фортепианного стиля композитора ярко проявилась и в « Детском альбоме». Не случайно существует так много переложений цикла для различных инструментальных составов. Имитация различных тембров требует специфических приёмов исполнения. Немаловажно и знакомство с самими инструментами. Вряд ли юный пианист убедительно сыграет « Камаринскую», если ни разу не слышал балалайку, передаст колорит пьесы « Шарманщик поёт», если не знаком с шарманкой ( хотя бы по кинофильмам)
Большинство пьес альбома и в наши дни доступны и понятны детям, потому что в них простым и ясным языком рассказывается о том, что и сейчас близко нашим ребятам.
Музыкальное восприятие у учащихся следует начинать с чувственного аспекта, с пробуждения эмоций, формирования эмоциональной отзывчивости, что предполагает смещение акцента с технической стороны искусства на духовную, эмоциональную. Важную роль выполняет первое прослушивание пьес. Именно на этом этапе происходит развитие умения сосредоточенно и внимательно вслушиваться в музыкальное произведение и его жизненное, эмоциональное содержание. Неоценимую роль в раскрытии образа разучиваемого произведения играет личное исполнение его преподавателем.
Беседа преподавателя и ученика после прослушивания музыки имеет очень большое значение для формирования пробуждения эмоционального отклика на слушаемую или исполняемую музыку, приобретения навыка выражать в слове, пластике, жесте, мимике свое отношение к музыке, определение ее характера и настроения. Так, например, учащиеся знакомятся с различными по характеру маршами: игрушечный марш - «Марш деревянных солдатиков»; траурный марш - «Похороны куклы». При изучении танцев дети знакомятся с музыкой разных национальностей. Рассказ о кукле всегда вызывает у учащихся эмоциональный отклик. Здесь и сочувствие, и сопереживание горю другого человека и радость. Музыкальные пьесы «Зимнее утро», «Шарманщик поет», «Мама», «Сладкая греза», «Баба Яга» помогают ученику мысленно нарисовать картины природы или придумать сюжеты, что значит, таким образом, пробудить фантазию.
Художественное прочтение гениального сочинения - бесконечный процесс.. Маленькие пианисты, исполняя пьесы «Детского альбома», получают удивительную возможность окунуться в чудесный мир музыки, который делает их эмоциональную жизнь богаче и разнообразней. И замечательно, что жизнь детей наполнена музыкой Петра Ильича Чайковского, миром сказки, доброты, любви и творчества
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
С.А. Айзенштадт « Детский альбом» П. И. Чайковского- М.: Издательский дом « Классика – XXI век», 2003г.
Б. Асафьев « О музыке Чайковского» Л. Музыка 1972г.
Н. Калинина П.И. Чайковский ( повесть) М. Дет. Лит. 1988г
А.А.Николаев « Фортепианного наследие Чайковского». М., 1958.
5. П.И.Чайковский «Детский альбом» - фортепианный цикл из 24 пьес. Москва «Музыка» 1981г