Статья «Детский коллектив»

2
0
Материал опубликован 9 February 2023

Педагогика включает в себя две категории коллектива, это педагогический коллектив, который состоит из учителей, воспитателей, родителей и коллектив детский.

Разработка концепции детского коллектива начала развиваться в 60-е годы. Над ней трудились такие учёные как Н. Л. Селиванова, У. Кала, М. Д. Виноградова, А. Т. Куракин и др.

Для данной концепции свойственно:

Определять подход к детскому коллективу, который необходимо создать, как своего рода инструмент, для воспитания и развития всех и каждого. Определение его закономерности, становления и развития. Помнить о взаимодействии ребенка с коллективом, его причастность к нему, идентификации ребенка с коллективом и индивидуализации в коллективе. 

Изучение и воспитание коллектива, а также воспитание личности через коллектив занимались известные учёные, такие как Н. К. Крупская, А. С. Макаренко и другие.

Весомый вклад в исследовании концепции детского коллектива внес Антон Семёнович Макаренко. Его работа «Педагогика отношений» опиралась на преодоление отчуждения людей друг от друга. Он подчеркивал, что формирование личности происходит не только индивидуально, но также через воздействие на неё через коллектив, посредством воспитателя и педагога.

Его вклад по развитию педагогики и его работы о формировании и развитии коллектива обрела большую популярность и остаётся ведущей по сей день.

Он сформулировал закон жизни коллектива: «Движение – форма жизни коллектива, остановка – форма его смерти».

«Через коллектив каждый его член входит в общество» – писал Макаренко.

Он определил принципы и этапы развития коллектива.

Принципы коллектива по Макаренко:

1) гласность;

2) ответственность;

3) перспектива в действиях;

4) параллельность действий.

Этапы коллектива по Макаренко:

1) становление коллектива;

2) усиление влияния актива;

3) расцвет коллектива.

Первый этап становление коллектива состоит в том, что педагог ставит перед собой цель в объединении и формировании группы или класса в коллектив. Он должен выступать организатором и руководителем этого коллектива и должен уметь управлять им. Данный этап заканчивается тогда, когда благодаря общей деятельности в коллективе выделяется актив, сплоченный в результате общей цели.

Второй этап, усиление влияния актива, подразумевает что актив не просто поддерживает педагога, но он также понимает, что необходимо коллективу, что приносит ему пользу. Если актив научиться правильно понимать требования коллектива, то они будут незаменимыми помощниками педагогу. Позиция педагога здесь становиться скрытной, он начинает воздействовать на коллектив через так называемые органы самоуправления, сформированные активом.

Третий этап, расцвет коллектива, здесь происходит плавный переход от второго этапа. Здесь начинается усиление активности всех членов коллектива. Повышается характер требований, на этом этапе требования участники предъявляют к себе, а не к другим участникам, что определяет их уровень развития коллектива, если коллектив дошел до этого изменения, то он способен сформировать целостную личность.

Развитие коллектива и его становление, возможно только под руководством опытного педагога, который адекватно реализовывает и управляет деятельностью и функционированием коллектива. 

Взаимоотношения сверстников в группе, классе, отряде – это проблема которая имеет место быть в любом возрасте. Но в зависимости от возраста, влияние и роль ребенка в коллективе меняется, что заставляет его чувствовать более или менее значимым и если удастся сплотить детей в дружный, целостный и работоспособный коллектив, то это повлияет на их успешное обучение и воспитание.

Надежда Константиновна Крупская в своих работах и выступлениях определила основы формирования детского коллектива. Она считала, что одна из главных ролей в формировании личности ребенка будет активное участие в социалистическом строительстве. Она рассматривала коллектив как способ развития личности ребенка.

Общественная жизнь должна быть тесно связана с воспитанием и идти в одном направлении. Она считала, что в школе главной целью должно быть «воспитание всесторонне развитых людей, с сознательными и организованными общественными инстинктами, имеющих цельное продуманное мировоззрение, ясно понимающих, что происходит вокруг них в природе и в общественной жизни».

Н. К. Крупская считала, что коллективизм должен воспитываться в детях с раннего возраста. «Наша воспитательная работа, должна сочетать умение растить коллективиста и в то же время дать возможность в этой коллективной обстановке всесторонне развиться личности ребенка». 

Она считала, что детский коллектив обладает всеми условиями для развития необходимых навыков, которыми должен обладать каждый ребенок. Она разработала методику организации детского коллектива в коммунистическом воспитании и определила, что главенствующую роль играет самоуправление школьников. Здесь задача самоуправления стояла в воспитании гражданина, активиста школы, которое помогает научить детей строить коллективно новую жизнь.

При совместной работе и совместном труде идет выработка дисциплины, коллективизм, трудовое воспитание. Участие детей и подростков в общественной деятельности все это играло важную роль, считала Крупская. В ходе этой деятельности дети получали новые знания или имели возможность применить полученные знания на практике. Школьники должны четко понимать цель и значимость той работы, которую они выполняют, чтобы побудить у них интерес к трудовой деятельности.

Наиболее значимые условия по формированию сплочённости в своих работах выделяет Беспаликова О. В.:

1. Реализация возможностей внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность важная часть образовательного процесса. Существует множество видов внеурочной деятельности, такие как: секции, кружки, конкурсы, игры, олимпиады, школьные мероприятия.

2. Учёт индивидуально-личностных особенностей обучающихся.

Педагог должен понимать, что, учитывая индивидуальные личностные качества каждого члена коллектива и обучая детей сотрудничеству, он тем самым сформировывает адекватное отношение детей друг к другу и к коллективу в целом.

3. Наличие традиций.

Еще одно важное условие сплоченного коллектива. Традиции – это прочные и стабильные формы коллективной жизни. Благодаря традициям, мы определяем общественные нормы поведения. Традициями могут быть: поход в театр или музей, участие в социальных акциях, празднование праздников.

4. Активизация совместной деятельности обучающихся.

Совместная деятельность, которая начала свой путь в процессе учебной деятельности в школе, во внеурочной деятельности, она также дает возможность для создания деятельности в свободное время.

Изучив и проанализировав работы некоторых ученых и педагогов, мы можем сделать вывод, что сплоченность детского коллектива является одной из самых важных в развитии коллективной деятельности.

Про школьный коллектив мы можем сказать, что большую роль в классе играет положительное эмоциональное участие в общественно полезных занятиях. Важно чтобы в коллективе, присутствовал положительный психологический настрой, который будет способствовать формированию здоровых отношений в классе. Такой коллектив в идеале является самостоятельным и самоуправляемым.

Взаимоотношения – это взаимная позиция одного человек к другому, а также отношение личности к коллективу. У детей взаимоотношения проявляются так же, но в своей определенной сфере, например, игра служит отличным примером для начала длительной дружбы, не только между двумя людьми, но та же создание новых отношений целому коллективу, так же сферой для создания взаимоотношений случит совместная трудовая деятельность или учебные и внеучебные занятия, общие интересы. И тут мы можем разделить школьный коллектив на две группы: коллектив, основанный в школе и коллектив, выходящий за ее пределы. 

Ученик в школьном коллективе может занимать разные позиции, такие как: быть лидером; изгоем; общаться только с определенным кругом лиц; общаться одинаково со всем классом, помогать и проявлять доброжелательность; обращать на себя внимания, выделяться; зацикливаться на недостатках других и указывать на них; соперничать или сотрудничать с товарищами в классе.

Важно, чтобы коллектив класса и каждый его ученик, независимо от его позиций, взглядов и отношений с классом чувствовал себя нужным, важным и имел возможность проявить себя и задача педагога, классного руководителя, привлечь коллектив класса в обсуждение общих проблем. Это поможет им преодолеть тревогу и страх, неуверенность, зажатость, почувствовать себя взрослым человеком в обществе.

Комментарии
Комментариев пока нет.