12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Наталья894
5

Детское объединение "Каплиграфия"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Карапсельская средняя общеобразовательная школа №13»

Согласовано Утверждаю:

Заместитель директора по ВР Директор школы

________________ ________________

Садовникова Т.П / Смолов В.В/

Приказ № от « »____2017год







t1576809146aa.pngt1576809146ab.png





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Каплиграфика»

(Духовно-нравственное направление)

Возраст обучающихся: 7-9 лет

Срок реализации: 1 год




Автор – составитель

Данилочкина Н.В

учитель начальных классов







с. Карапсель

2017 г.

Пояснительная записка

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый

ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие

способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом

прекрасном мире. Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изо деятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия по программе «Каплиграфика » направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с

требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. Изобразительному искусству принадлежит особая роль в развитии эстетического, творческого воспитания. Через данную деятельность формируется умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность,

способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.


Цель: Приобщение младших школьников к миру изобразительного и декоративно - прикладного искусства, архитектуры и дизайна через нетрадиционные способы рисования.

Задачи

* обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием

различных материалов

* развивать художественный вкус, пространственное воображение, творчество и фантазию,

наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность

* воспитывать аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.

формировать эстетическое отношение к окружающей действительности

Педагогическая деятельность организуется со следующими принципами

- доступность и наглядность;

-последовательность и систематичность обучения и воспитания;

- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

-предоставления возможностей творческого самовыражения и самореализации .



Планируемые результаты:

Рисуют дети обычно по представлению, опираясь на имеющийся у них запас знаний об окружающих их предметах и явлениях, еще очень неточных и схематичных.

Характерная особенность изобразительного творчества детей на первом его этапе - большая смелость. Ребенок смело изображает самые разнообразию события из своей жизни и воспроизводит особенно увлекающие его литературные образы и сюжеты из прочитанных книг.

Среди рисующих детей можно встретить два типа рисовальщиков: наблюдателя и мечтателя. Для творчества наблюдателя характерны образы и сюжеты, увиденные в жизни, для мечтателя - образы сказок, образы воображения. Одни рисуют машины, дома, события из своей жизни, другие - пальмы, жирафов, ледяные горы и северных оленей, космические полёты и сказочные сценки.

Ребенок, рисуя, часто мысленно действует среди изображаемых им предметов, он только постепенно становится по отношению к своему рисунку посторонним зрителем, находящимся вне рисунка и смотрящим на него с определенной точки зрения. Более же старшие дети, у которых развивается постепенно критическое отношение к своей продукции, часто бывают не удовлетворены своим рисунком, ищут совета и поощрения у взрослого и, если не находят, разочаровываются в своих возможностях.

Личностные результаты:

*осмысленное и эмоционально- ценностное восприятие визуальных образов реальности в произведениях искусства;

*овоение художественной культуры как формы материального выражения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах;

*воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира искусства;

*овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами;

*овладение средствами художественного изображения;

*развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать, анализировать и структурировать визуальный образ на основе его эмоционально- нравственной оценки;

*формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры.

Метапредметные результаты:

*формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

*воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, своего края, выраженных в изобразительном искусстве, в национальных образах предметно- материальной и пространственной среды и понимания красоты человека;

*умение воспринимать и терпимо относится к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мир;

*обретения самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям в различных учебных и жизненных ситуациях;

*умение эстетически подходить к любому виду деятельности;

*развитие художественно- образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека;

*формирование способности к целостному художественному восприятию мира.

Предметные результаты:

*восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций;

*активное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

*художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества;

*понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать специфику образного языка и средств художественной выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во время практической творческой работы;

*восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений изобразительного искусства;

*умение ориентироваться и находить самостоятельно необходимую информацию по искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству. В электронных информационных ресурсах;

*применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно- творческой деятельности.

Особенности возрастной группы

Программа расчитана на детей 7-9 лет ,данная программа предпологает решение образовательх.воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных особенностей младших школьников.

Формы занятий

- теоретические занятия;

- практические занятия;

- рефлексия (повторения, закрепления знаний и выработки умений)

- комбинированное занятие;

- мастер-классы для детей;

-выставки;

-участие в конкурсах;

Основной формой занятия является теоретическое занятие, которое строится через взаимодействия педагога с детьми на основе индивидуального подхода.

Методы, используемые при организации занятий с детьми:

тычок жесткой полусухой кистью,

рисование пальчиками,

рисование ладошкой, оттиск пробкой,

оттиск печатками из картофеля,

обрывание бумаги, скатывание бумаги,

оттиск поролоном, оттиск пенопластом, оттиск печатками из ластика, оттиск смятой бумагой,

восковые мелки + акварель, свеча + акварель, печать по трафарету,

набрызг, отпечатки листьев

Приёмы, используемые при организации занятий с детьми

- репродуктивный (воспроизводящий);

-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

-проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);

-эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).

Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество.

Режим занятий: Программа внеурочной деятельности рассчитана на 1 год. Занятия 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия 45 минут.

Учебно-тематический план

п\п

Наименование темы

Общее количество часов

Из них

Теоретические часы

Практические часы

1.

Цветоведение

2

Нетрадиционные техники рисования

18ч

14ч

3

Декоративно-прикладное искусство


ИТОГО

34ч

25ч

.




Содержание программы.

1.Цветоведение.

-расширить знания о разнообразии и характеристике цвета;

-развить художественно - эстетические способности, творческую фантазию, повышать уровень мотивации и познавательного интереса обучающихся.

В разделе «Цветоведение» излагаются и обобщаются основы цветоведения и колористики. Рассматриваются закономерности восприятия цвета, способы и методы достижения цветовой гармонии и колористических палитр.

Все виды изобразительного и прикладного искусства широко используют возможности его воздействия.

Ожидаемые результаты по изучению раздела «Цветоведение»

Знать:

основные средства выразительности живописи;

правила техники безопасности при работе с инструментами ;

основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;

Уметь:

использовать приемы смешения красок для получения разнообразных теплых и холодных оттенков цвета (красный теплый и холодный, зеленый теплый и холодный, синий теплый и холодный);

использовать приемы плавного и ступенчатого растяжения цвета;

применять способы смешения акварельных, гуашевых красок для получения разнообразных оттенков в соответствии с передаваемым в рисунке настроением

2.Нетрадиционные техники рисования

-обучить детей техническим приемам и способам изображения, с использованием различных материалов.

Раздел «Нетрадиционные техники рисования» подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными.

Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования, является важнейшим средством эстетического воспитания.

Нетрадиционные техники рисования помогают почувствовать себя свободным, увидеть и передать на бумаге то, что обычными средствами сделать труднее. А главное, они дают детям возможность удивиться и порадоваться миру.

Ожидаемые результаты по изучению раздела «Нетрадиционные техники рисования»

В результате изучения данного раздела учащийся должен:

Знать / понимать:

нетрадиционные изобразительные техники и способы изображения;

свойства материалов и правила работы с различными материалами;

технические приемы изображения;

графические материалы (карандаши цветные и простые, воско­вые мелки), их свойства и маркировку;

основы композиционного построения на формате, понятия: штрих, линия, мазок, тычок;

технику безопасности при работе с кистью, клеем, цветными ка­рандашами, ножницами.

Уметь:

самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты, владеть навыками нетрадиционной техники рисования и применять их;

самостоятельно передавать композицию, используя технику нетрадиционного рисования;

выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок, давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;

пользоваться изобразительными материалами: воском, пластилином, гуашью, тушью, клеем; инструментами: ножницами, стеком, кистью, соломинкой, нитью, заострённой палочкой, пипеткой;

самостоятельно подбирать цвет красок, материалы (пластилин, природный материал) для воплощения замысла;


Декоративно-прикладное искусство.

Основные задачи раздела:

-обучить учащихся основам декоративно–прикладного искусства (использование фактуры материалов, цвета, рисунка, объема, пространства, композиции, умение согласовать между собой детали в целый ансамбль);

- формировать художественно-творческую активности, интерес к декоративному искусству.

Раздел «Декоративно-прикладное искусство» знакомит воспитанников с миром образов народного искусства и с многообразием различных культур.

Декоративно-прикладное творчество является одним из видов художественного творчества в области пространственных искусств. В нем проявляются закономерности эстетического отношения человека к действительности и искусства к действительности, общие у него со скульптурой, живописью, архитектурой и т.д.

Притягательной силой декоративного искусства является разнообразие и практичность многих его видов и жанров. Именно поэтому для каждого отдельного года обучения в программе предусмотрены разделы, посвящённые декоративно - прикладному творчеству. Декоративно-прикладное искусство объединяет обширную область пластических искусств, которая служит художественному, эстетическому оформлению материальной предметной среды.

самостоятельно дополнять или изменять работу, применяя знания и навыки в области владения изобразительными техниками и способами;

изображать отдельные предметы, простые по композиции и по содержанию сюжеты.

Ожидаемые результаты по изучению раздела «Декоративно – прикладное искусство»

В результате изучения данного раздела учащийся должен:

Знать / понимать:

доступные сведения о памятниках культуры и искусства в связи с историей, бытом и жизнью своего народа; о ведущих художественных музеях России и своего региона;

понятие: народное декоративно-прикладное искусство;

отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;

основы орнамента (символика орнаментальных мотивов, ритмические схемы композиции, связь декора с материалом, формой и назначением вещи);

названия ручных инструментов, их назначение, правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;

разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного образа (формат, форма, цвет, линия, объем, ритм, композиция, пропорции, материал, фактура, декор);

Уметь:

организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой,

ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой;

применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях с учетом замысла;

рисовать кистью без предварительного рисунка элементы жостовского орнамента, придерживаться последовательности исполнения росписи;

решать художественно-творческие задачи на проектирование изделий, пользуясь технологической картой облегченного типа, техническим рисунком, эскизом с учетом простейших приемов технологии в народном творчестве;

выполнять сюжетно-тематические и декоративные композиции по собственному замыслу, по представлению, иллюстрации к литературным и фольклорным произведениям изобразительными материалами, в технике аппликации из бумаги, ткани;

лепить и украшать декором сосуды по мотивам керамики Гжели, Филимоновской игрушки и т.д.;

конструировать динамические и статические игрушки по мотивам традиционных работ народных мастеров;



Календарно - тематическое планирование

п/п

Название темы

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности обучающегося

Дата проведения

планируемая

фактическая

Цветоведение 8ч (теории 2ч,практики 6ч)

1

Колористика и цвет

теория

Познакомиться с основами цветоведения и колористики. Рассматривать и использовать при рисовании закономерности восприятия цвета, способы и методы достижения цветовой гармонии и колористических палитр. Использовать при рисовании разные приемы смешения красок для получения разнообразных теплых и холодных оттенков цвета (красный теплый и холодный, зеленый теплый и холодный, синий теплый и холодный);применять приемы плавного и ступенчатого растяжения цвета;

Применять способы смешения акварельных, гуашевых красок для получения разнообразных оттенков в соответствии с передаваемым в рисунке настроением



2

Природа цвета и света

практ



3

Свет и тень, тон и тональные отношения в природе и изобразительном искусстве.

практ



4

Цвет и эмоции

практ



5

Символика цвета.

практ



6

Три основные краски,строящие многоцветие мира

теория



7

Цветовые гармонии. Цветовой круг.

практ



8

Цвет в живописи.

практ



Нетрадиционные техники рисования18ч (теории 4ч,практики14ч)

9

Изображение и реальность

теория

Стимулировать положительную мотивацию, вызывать радостное настроение,

Почувствовать себя свободным, увидеть и передать на бумаге то, что обычными средствами сделать труднее. Дать возможность удивиться и порадоваться миру. Применять на занятиях технику безопасности при работе с кистью, клеем, цветными карандашами, ножницами. Уметь самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты, овладеть навыками нетрадиционной техники рисования и применять их;

самостоятельно передавать композицию, используя технику нетрадиционного рисования;

выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок, давать мотивированную оценку результатам своей деятельности; пользоваться изобразительными материалами: воском, пластилином, гуашью, тушью, клеем; инструментами: ножницами, стеком, кистью, соломинкой, нитью, заострённой палочкой, пипеткой;

подбирать самостоятельно цвет красок, материалы (пластилин, природный материал) для воплощения замысла;

дополнять самостоятельно или изменять работу, применяя знания и навыки в области владения изобразительными техниками и способами;

изображать отдельные предметы, простые по композиции и по содержанию сюжеты



10

Рисование с применением восковых карандашей и восковой свечи

практ



11

Для художника любой материал может стать выразительным

практ



12

Рисование с применением восковой свечи

теория



13

Рисование пальцами и ладонями.

практ



14

Рисование по сырому листу.

практ



15

Томпонирование.

практ



16

Рисование брызгами (набрызг).

практ



17

О чем и как рассказывает искусство.

Художественно-выразительные средства

теория



18

Кляксография.

практ



19

Отпечатки природными материалами.



практ



20






Ниткография.

практ



21

В мастерской художника.(Что такое коллаж, фраттаж,граттаж?)

теория



22

Коллаж.

практ





23

Каплиграфия

практ



24

Фраттаж.

практ



25

Граттаж.

практ



26

Нитрография

практ



Декоративно-прикладное искусство 8ч(теории 3ч,практики 6ч)

27

Дымковская игрушка

практика

Организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой, ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой, применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях с учетом замысла; рисовать кистью без предварительного рисунка элементы жостовского орнамента, придерживаться последовательности исполнения росписи; решать художественно-творческие задачи на проектирование изделий, пользуясь технологической картой облегченного типа, техническим рисунком, эскизом с учетом простейших приемов технологии в народном творчестве; выполнять сюжетно-тематические и декоративные композиции по собственному замыслу, по представлению, иллюстрации к литературным и фольклорным произведениям изобразительными материалами, в технике аппликации из бумаги, ткани;

лепить и украшать декором сосуды по мотивам керамики Гжели, Филимоновской игрушки и т.д.; конструировать динамические и статические игрушки по мотивам традиционных работ народных мастеров;



28

Гжель

практика



29

Филимоновская игрушка.

теория



30

Хохлома

практика



31

Русская матрешка

теория



32

Русский пряник.

практика



33

Игрушки - свистульки

практика



34

Формотворчество на основании натурального материала, создание стилизованного декоративного образа (выставка )

теория





МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ПРОГРАММЕ

Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.

Работа кружка «Разноцветный мир» позволяет систематически и последовательно решать задачи

развития художественно-творческих способностей. На занятиях используется музыкальное

сопровождение, что пособствует созданию ребенком выразительного художественного образа

Условия реализации программы. Программа может быть успешно реализована при наличии следующих материалов и оборудования:

акварельные краски, гуашь;

простые карандаши, ластик;

печатки из различных материалов;

наборы разнофактурной бумаги;

восковые и масляные мелки, свеча;

ватные палочки;

коктельные трубочки;

палочки или старые стержни для процарапывания;

матерчатые салфетки;

стаканы для воды;

подставки под кисти; кисти.

демонстрационная доска, дидактический материал в соответствии с темами занятий

различные игрушки

наглядный и раздаточный материал, в соответствии с темой занятия.

Список литературы

1.«Цветные ладошки», И.А.Лыкова, «Карапуз-Дидактика»,2006г.

2. И учеба, и игра изобразительное искусство. М.В. Трофимова, Т.И. Тарабарина. Ярославль. 1987 г.

3. Школьникам о живописи. Р. М. Чумичева, М., 1992 г.

4. Обучение детей технике рисования. Т. С. Комарова, М., 1976 г.

5. Русское народное творчество . А.П. Усова, М.,1961 г.

6. Изобразительная деятельность в начальной школе. И.А. Легкова. М. 2007

7. Мотивы народных орнаментов в аппликациях. З.А. Богатеева 1992 г

8. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа.

9. Школьникам о художниках детской книги. Сост. Т. Н. Доронова, М., 1991 г.

10. Поэтический образ природы в детском рисунке. Л.В. Компанцева, М., 1985 г.

11. Занятия по изобразительной деятельности . Т.С. Комарова, 1991 г.

12. Занятия по изобразительной деятельности . Г. С. Швайко, 2002 г.

13. Увлекательное рисование методом тычка с детьми. К. К. Утробина, М., 2000 г.

14. Знакомство детей школьного возраста с русским народным декоративно-

прикладным искусством. О.А. Скоролупова. М. 2003 г.

15. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. Планирование,

конспекты, методические рекомендации, И.А. Лыкова, М, 2007

16. Энциклопедия рисования , В. Запаренко, СПб, 2000

17. Игрушки из ладошки. Аппликация. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет. Н.В. Дубровская, 2004

18. Яркие ладошки. Рисунки - аппликации. Рабочая тетрадь для детей 3-4 лет. Н.В.

Дубровская, 2004

19. Рисунки из ладошки. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет. Н.В. Дубровская, 2004

20 Работа с бумагой в нетрадиционной технике – 1, Пищикова Н.Г., М, 2006

21. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – 2, Пищикова Н.Г., М, 2008

22. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – 3, Пищикова Н.Г., М, 2008

23. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. М, 2008

24. Рисование с детьми 3-4 лет, Д.Н.Колдина, М, 2008

25. Семицветик. Игры на восприятие цвета. В.П. Матвеев, 1999


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.