Рабочая программа по внеурочной деятельности. Мир сказок. 2 класс
6
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Сказка любима не только детьми, но и взрослыми, которые в детстве слушали сказки. Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку в детях развивается чувство прекрасного. Сказка приоткрывает завесу в мир тайн и чудес, в мир сокровенный, но явно ощутимый. Сказочное повествование вневременное: ты никогда не поймешь, где и когда происходит его действие, значит — сказка вечна. Она поднимает вопросы самые важные: о добре и зле, о предназначении человека и жизненном пути. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА Цель программы: формирование духовной культуры и эстетическое развитие личности ребенка, осмысление им традиционных духовно-нравственных ценностей русского народа. · Образовательная: приобщить детей к истокам родной культуры посредством введения их в духовный мир русской народной и авторской сказки. · Воспитательная: воспитывать у детей любовь к культурному наследию своего народа, трудолюбие, послушание и уважение к родителям и близким людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь. · Развивающая: развивать у детей социальные навыки: общительность, дружелюбие, потребность радовать близких результатами своего труда, способность отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор, подражать положительным героям сказок, видеть, ценить и беречь красоту родного края, умение рассуждать, вести диалог, беседу, обобщать, содействовать развитию речи детей, дать им навыки кукловождения, сценического мастерства, участия в организации выставок и спектаклей. Осознать духовный мир русских народных и авторских сказок детям помогает использование на занятиях таких современных форм и методов, как беседа-диалог, познавательные и сюжетно-ролевые игры, инсценизация и театрализация, музейные экскурсии, а также просмотр видеофильмов с последующим их обсуждением, что способствует формированию у детей способности интерпретировать сказку, извлекая из нее нравственный смысл и накапливая собственный духовный опыт. Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность, на самостоятельный творческий поиск детей в различных формах: рисование, аппликация, лепка, сочинительство, шитье, изготовление кукол, декораций, постановка спектаклей. Программа имеет интегрированный характер. Она может быть использована на уроках чтения, русского языка, основ православной культуры, при проведении классных часов, бесед с участием родителей, школьных праздников. Подведение итогов занятий рекомендуется провести в различных формах общественной презентации: выставка творческих работ и поделок, путешествие в сказку, литературный аукцион, конкурс, спектакль. МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «МИР СКАЗОК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Программа рассчитана на проведение занятий во внеурочное время с детьми 7-8 лет в течении года в объеме 34 часа в год (по одному часу в неделю). В ходе занятий младшие школьники будут не только овладевать необходимыми теоретическими и практическими знаниями по содержанию программы, но и смогут проявить себя в духовно привлекательных, личностно значимых для них формах творческой деятельности. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ОБУЧЕНИЯ Вводное занятие. Чему учит нас народная сказка? Беседа-диалог: Может ли сказка быть живой? В сказке — живая душа народа. Сказка может любить и быть любима, она может наказывать и одухотворять, она учит добру и умению решать сложные жизненные вопросы. Посещение спектакля театра юного зрителя «Финист — ясный сокол» с последующим обсуждением. Практическая работа: подобрать и записать названия сказок, в которых говорится о ценности труда, значении его в нашей жизни. «С трудом и мороз не страшен». Трудолюбие, терпение, находчивость, милосердие. «Доброе слово — что ясный день». Беседа-диалог: Доброе слово — доброе дерево — добрый плод. Знакомство с русской сказкой «Морозко» и сказкой братьев Гримм «Госпожа Метелица». Игра в «Вежливое слово» (участники передают мячик друг другу, сказав при этом доброе, вежливое слово, не повторяясь). Практическая работа: выписать в рабочую тетрадь вежливые, добрые слова, которые встретились при чтении сказок; выбрать одно (любое) вежливое слово и рассказать историю его происхождения, придумать сказку с этим словом. Волшебный цветок. Знакомство с выставкой сказки С. Аксакова «Аленький цветочек» разных годов издания. Портрет писателя. Выразительное чтение сказки по ролям. Инсценировка понравившихся отрывков. Практическая работа. Листки активности с заданиями: выписать в рабочую тетрадь добрые, красивые слова из сказки «Аленький цветочек» ; придумать и записать свое продолжение сказки, ответив на вопросы: если бы вместо младшей дочери к Чудищу отправились другие сестры, что было бы? Если бы Чудище превратилось в молодого человека, у которого не было бы богатства и дворца, что было бы?; нарисовать или сделать поделку аленького цветочка. «Что за прелесть эти сказки!» Выставка творческих работ и поделок. Их анализ. Путешествие по пушкинским сказкам. Знакомство с выставкой сказок А. С. Пушкина разных лет изданий с иллюстрациями разных художников. Просмотр и обсуждение «Сказки о рыбаке и рыбке». Беседа-диалог о смирении и гордости, бескорыстии и жадности, послушании и своенравии. Твое понимание поговорок: «Чего нет, того и хочется», «Кто много желает, тот и мало видает». Практическая работа: прочитать любую из сказок А. С. Пушкина, выписать в рабочую тетрадь пушкинские термины, обозначающие чувства: отрицательные и положительные; написать письмо-совет одному из отрицательных героев сказки, после которого ему захотелось бы совершить добрый поступок. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях. Выразительное чтение по ролям сказки А. С. Пушкина. Беседа-диалог о гордости и кротости, высокомерии и смирении, грубости и вежливости, жадности и доброте. Чем напоминает нам царевна русскую крестьянскую девушку из сказки «Морозко»? почему ее образ вызывает у нас сочувствие? Экскурсия в школьный музей «Теремок», чьи интерьеры подходят под описание горницы в доме богатырей: «лавки, крытые ковром», «под святыми стол», печь с лежанкой и другое. Инсценировки отрывков сказки. Репетиции. Понятие об актерском мастерстве и о художественных средствах создания театрального образа. Практическая работа: отработка сценической речи, тренинг по взаимодействию действующих лиц сказки на сцене, изготовление костюмов, реквизита и декораций. Подготовка и проведение праздника «Духовный мир русской сказки». КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН «МИР СКАЗОК»
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА Атрихалова Е. В., Ксенофонтов И. В. Использование потенциала фильмов духовно-нравственной направленности в современной школе. — Калуга, КГИМО, 2010 Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка. — М., 2009 Изготовление реквизита в кукольном театре. — М., 1979 Ильин И. А. Духовный мир сказки. — М., 1982 Народные русские сказки. — М., 1982 Наш школьный кукольный театр. — М., 1978 Пушкин А. С. Сказки. — М., 2002 Русские народные сказки. — М., 1958 Сказки русских писателей. — М., 1977 Стрелкова Л. П. Уроки сказки. — М.. 1989 Тимофеева И. Н. Сто книг вашему ребенку: Беседы для родителей. — М., 1987 Тумина Л. Е. Кружок «Сочини сказку». — М., 1995 |