12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Воловик Ольга Владимировна117
Россия, Хабаровский край, район Лазо р.п.Хор



Краевой научно-практический конкурс учащихся "Будущее Хабаровского края в надежных руках"



Научное направление «Краеведение»


Исследовательская работа



Детство, опаленное войной









                                                              Автор работы:

Чевтаев Степан Павлович, 7б класс,

МБОУ СОШ №1 р.п.Хор

муниципального района имени Лазо

Хабаровского края


Руководитель:

Воловик Ольга Владимировна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №1 р.п.Хор

муниципального района имени Лазо

Хабаровского края












пt1677330887aa.gif .Хор, 2019



Содержание


1Введение……………………………………………………………………3

3

Основная часть………………………………………………………….5

5

2.1.Военное детство бабушки Зверевой Зои Николаевны……………….5

6

2.2.Не может учитель без школы прожить, а без учителя — школа…….8

2.3. Мастер своего дела……………………………………………………..10

2.4. Слова благодарности…………………………………………………...11

3. Заключение……………………………………………………………….12

3.1. Человек с большой буквы……………………………………………..12

Список литературы, источников…………………………………………..13

Приложение



1





























Введение

Пускай сегодня знают люди

Про тех, кто вырос в дни войны.

Мы никогда не позабудем,

Что были дважды рождены…


В тот далекий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Дети играли, они даже не подозревали, что всё это скоро кончится и на устах будет только одно слово-война. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. "Дети Великой Отечественной войны"– так называют сегодняшних 70-86-летних людей. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война.

Поколение детей войны – это наши прабабушки и прадедушки. Хотя детям войны не приходилось воевать самим, во время Великой Отечественной войны им пришлось трудно. Их лучшие, детские годы пришлись на времена горя и лишений.

Современные дети даже не могут представить себе, каково расти во время войны. Разрушенные дома и звуки выстрелов — таким запомнилось детство тем, кто рос на оккупированной фашистами территории. А те, кто жил в тылу, запомнились воздушная тревога, письма и «похоронки» с фронта. Многие дети тогда потеряли своих пап, а иногда даже мам и других близких людей на войне.

Во время войны почти все люди в нашей стране жили в бедности и лишениях. У многих снарядами и бомбами были разрушены дома. Многие дети тогда не знали, что такое игрушки. Девочки хранили как зеницу ока единственную истрепанную куклу, а мальчики играли гильзами от винтовок и снарядами, что не разорвались. От таких «игрушек» часто случалась беда.

Сейчас дети войны уже стали пожилыми людьми. Их нужно уважать, ведь война отобрала у них детство, им пришлось вынести такое, что мы себе не можем и представить. У детей войны можно узнать много полезного о том, как преодолевать трудности и радоваться малому, как стать достойным человеком, профессионалом своего дела, несмотря на жестокое военное детство.

В данной исследовательской работе рассматривается история страны в годы Великой Отечественной войны на основе изучения истории отдельно взятой семьи моей бабушки - Зверевой Зои Николаевны, чьё детство пришлось на тяжёлые годы для нашей страны.

Работа написана на основе воспоминаний, документов семейного архива.

Актуальность данной темы нам видится в том, что через историю конкретных людей вживую постигается история и современность. Стихийно это происходит через рассказы и живое общение, но устные рассказы и предания недолговечны, многое со временем утрачивается, поэтому необходимы специальные усилия, чтобы история семьи не исчезла бесследно. Я решил работать над исследованием, в центре которого моя бабушка по маминой линии в годы Великой Отечественной войны и послевоенные годы.

Цель исследования:

Изучить жизнь и педагогическую деятельность учителя географии - Зверевой Зои Николаевны, определить какую роль в её жизни сыграло тяжёлое военное детство.

Задачи:

1.Собрать информацию о жизни и педагогической деятельности Зверевой Зои Николаевны;

2.Изучить и систематизировать документы и фотографии личного и школьного архивов;

3.Оформить собранный материал.

4.Представить работу в школьную библиотеку для использования на классных часах и уроках истории.

Гипотеза:

Несмотря на тяжёлое военное детство, можно стать достойным гражданином своей страны, профессионалом своего дела.

Методы исследования: поисковый, описательный метод, метод опроса, метод обработки данных.

База исследования: воспоминания, документы семейного архива и фотографии.

Предмет исследования: исторический путь жизни и педагогической деятельности учителя.

Практическая значимость: материалы данной исследовательской работы могут быть использованы на уроках истории и внеклассных занятиях по краеведению.

Новизна: данного исследования: собрать материал о Зверевой З.Н, довести его до широкого круга общественности. На школьном уровне создать серию «Жизнь замечательных учителей», которых в нашей школе не мало.









Основная часть

2.1. Военное детство бабушки

Моя бабушка, Зверева Зоя Николаевна, родилась 4 декабря 1934 года.

Самого начала войны она не помнит, ей было 5 лет. Но осталось в памяти, как тяжело было жить, учиться, работать в те суровые годы.

В войну бабушка пошла в первый класс хабаровской начальной школы №22. Располагалась она в старинном двухэтажном здании на углу улиц Ленина и Калинина. Здание сохранилось до сих пор.

Помнит она тусклый свет от слабой лампочки под потолком. Зимой было очень холодно, в чернильницах замерзали самодельные химические чернила, которые приносили из дома в стеклянных пузырьках. Чернила делали из так называемых «химических» карандашей грифелями синего и фиолетового цветов. Тетрадей не хватало, нередко писали на полях старых довоенных газет. Учебники были тоже довоенные, передавались из рук в руки. От частого использования листочки отделялись от корешков книг, края страниц превращались в тонкое «кружево». Так они их берегли!

Помнит она ночные затемнения в Хабаровске. Окна закрывались светомаскировочными шторами из очень плотной синей бумаги. Тогда город был большей частью одноэтажный деревянный (кроме центра). По ночам по улицам ходили дежурные, стучали палками в те дома, где пробивался хотя бы тоненький лучик света. Ведь Хабаровск был прифронтовым городом. На чердаках высоких домов дежурили активисты противовоздушной обороны. Везде были припасены бочки с водой, ящики с песком на случай пожаров от воздушных налетов. Небо каждую ночь освещали лучи прожекторов. Нередко можно было видеть, как на перекрестке лучей прожекторов появлялся крохотный самолетик, похожий на мотылька.

Питание было скудным. Часто у них с мамой ужин состоял из тонких ломтиков пайкового хлеба, поджаренных на нерпичьем жире, кипятка, заваренного сушеной морковкой, конфет-тянучек, сваренных из невесть чего, которые мама покупала у уличных торговок. Хлеба по карточкам отпускали очень мало. По детской карточке(иждивенец) давали 150 граммов, по карточке «служащая» (у мамы) – 400 граммов. У них был крохотный огород, урожая с которого хватало ненадолго. Приходилось им есть и подмороженную картошку, которую собирали на полях. В пайке выдавали мед вместо сахара, но тоже очень мало. Вместо нормального мяса выдавали солонину, которую надо было долго вымачивать в воде, чтобы избавить от соли. Как дочке фронтовика ей полагался пропуск в столовую МОПРа (Международная организация помощи рабочим). Находилась она на первом этаже гастронома на улице Карла Маркса. Один раз в день давали полную тарелку макарон со сливочным маслом и стакан сладкого чая с настоящим сахаром. В годы войны собирали бутылки для зажигательной смеси, аптечные пузырьки. Готовили к отправке на фронт посылки с перчатками, варежками, носками - вязали сами. Шили кисеты, носовые платки, белые подворотнички для гимнастерок.

Вот что вспоминает бабушка Зоя Николаевна о своих родителях и о детдомовском детстве. «С начала войны папа воевал на западном фронте. А мама тяжело заболела. На Дальнем Востоке у нас никого из родных не было. Мои родители родом из Донбасса, а он был захвачен немцами. Так я оказалась в одном из детских домов Хабаровска. Могу сказать, что наш детский дом был местом, где нам не давали умереть с голоду, где было тепло, где были добрые воспитательницы». (Приложение 1)

С самого начала жизни в детдоме она испытывала тоску по маме. Ей было трудно понять, что случилось, ввиду малого возраста. Хотелось домой к маме, что однажды она задумала бежать…

В детдоме был стенд, на котором вывешивали газеты, чтобы можно было прочитать, что происходит на фронте. В этом месте всегда было людно, потому что большинство детдомовцев так или иначе были жертвами войны. У стенда было название «Последние известия», и дети понимали эти слова буквально: больше никогда не увидим родителей, ничего о них не узнаем. И плакали…

Постепенно к жизни в детдоме она стала привыкать. К ним нередко в гости приходили шефы - красноармейцы. Это были уже пожилые дядечки, оторванные войной от своих семей. Они жалели детей, угощали кусочками сахара, облепленными махоркой, потому что доставали из карманов, где носили кисет с табаком.

Её отец за войну был несколько раз ранен. После основного лечения в госпитале, выздоравливающих раненых обычно отправляли в отпуск в родные места для окончательной поправки в местных госпиталях. Вот её отец, мой прадедушка, был переведен в военный госпиталь в г. Хабаровск, расположенный на улице Серышева. Отец приходил детский дом, навещал её, выступал перед ребятами, рассказывал о войне. У него были награды, и она гордилась им.

Детдомовцы бывали в этом госпитале. Из воспоминаний бабушки «Помню, как выздоравливающие перетаскивали нас через ограду, когда мы приходили во внеурочные часы. Дети, кто постарше, писали за раненых письма родным. Девочки скатывали выстиранные и высушенные бинты. Целые километры бинтов! Выступали с концертами. Однажды и я прочитала стихотворение С.Я. Маршака «Детский дом в Ельне». Помню его до сих пор». (Приложение 2)

В детдоме бабушка пробыла около года, мама забрала её домой. Как ни голодно было им, мама разрешала приводить подружек из детдома. Из воспоминаний «Мы дружно, весело и долго чистили ведро картошки величиной чуть больше горошины, жарили на нерпичьем жире и съедали с превеликим аппетитом. Или просто ели вареную картошку, посыпанную серой крупной каменной солью, которую получали по карточкам».

После окончания начальной школы с пятого по десятый класс училась она в средней школе №35. Каждое лето с четвертого по девятый класс ездила в пионерский лагерь. Летом 1946 года в лагере её приняли в пионеры. Тогда не было шелковых галстуков, их в лагере пошили из сатина свекольного цвета и повязали эти галстуки на торжественной линейке. В пионерском лагере хорошо кормили, это были послевоенные годы восстановления разрушенного войной хозяйства. Карточки отменили только в 1948 году. Жизнь была наполнена радостью, что война позади. Было радостно осознавать, что они, дети, подростки, могут посильно помогать старшим. Работали на прополке овощей в подсобных хозяйствах, собирали ягоду. Но особенно бабушке запомнился сбор лекарственных трав (в войну и после). Собирали сурепку от цинги и пастушью сумку как кровоостанавливающее средство». (Приложение3)

Вспоминая свои детские военные и послевоенные годы, она поняла, что именно тогда получила навыки тимуровской работы. Все это ей пригодилось учительской деятельности. В разные годы в разных классах они выбирали полезные и нужные людям дела, которые делали ребят добрее, укрепляли дружбу в классе.


















2.2.Не может учитель без школы прожить,
а без учителя — школа

Тяжёлое военное детство и послевоенная юность не смогли повлиять на её мечту, она мечтала стать учителем, мечтала дарить знания и любовь детям, чего так не хватало в те тяжёлые военные годы.

В 1956 году бабушка окончила Хабаровский педагогический институт, естественно-географический факультет. После окончания института у неё было право выбора, куда пойти работать. Её решением стало пойти работать в 1 школу посёлка Хор.

Зоя Николаевна проработала в школе учителем географии 50 лет. За это время у неё было очень много классов, но, несмотря на это, она их всех любила, как собственных детей. (Приложение 4)

Зоя Николаевна вела интересную школьную жизнь с учениками: участвовали в конкурсах, ездили в музеи и планетарии, проводили праздничные концерты, помогали ветеранам.

В конце 70-ых годов прошлого века с 7-8 классами оказывали тимуровскую помощь ветеранам войны, одиноким людям. Девочки занимались уборкой, делали покупки, мальчики кололи дрова, убирали во дворах, все вместе помогали на огородах. Просто приходили в гости и слушали рассказы пожилых людей о жизни, о войне. Позже, в 1982-1985 годы, с 5-7 классами собирали макулатуру в течение всего учебного года, сдавали. А заработанные деньги переводили в Советский Фонд мира. Сдали 4150 кг на 83 рубля – есть документы. (Приложение 5) В1998 г. с учениками 5-го класса придумали доброе дело «Умная игрушка. Добрая игрушка» - собрали игрушки, книги, одежду – все в хорошем состоянии и отправили в детский дом п. Переяславка. Очень помогли родители учеников, а в отправке – Р.А. Адиян из редакции газеты «Наше время». Участвовали в митингах. С 2003 по 2005год организован кружок «Теплые руки». Поздравляли уже неработающих учителей - пенсионеров с днями рождения ежегодно, а не только в юбилеи. ( Приложение 6)

Из воспоминаний бабушки. «Какой же была наша жизнь после уроков, работы с учениками и их родителями? Общежития для молодых специалистов не было, жили по разным адресам, по двое-трое в комнате. Первый год я жила с учительницей математики из школы рабочей молодежи Валентиной Максимовной Кузьминской. Она приехала по распределению в Хабаровский край из города Калинин (ныне г. Тверь). Славный, душевный человек, большая умница. Жили молодые учителя весело, дружно. В школе, кроме ученической, была учительская самодеятельность: пели в хоре, участвовали в инсценировках, читали стихи. Ходили в клуб на танцы, там же смотрели кинофильмы. В клубе были разные кружки.»

Молодые учителя были комсомольцами, поэтому участвовали в общественной жизни поселка. В 50-60 –е годы было много малограмотных и совсем неграмотных людей. И они, комсомольцы, учили их грамоте. Была поставлена благородная задача - научить людей вместо крестика ставить свою подпись и хотя бы читать по слогам. Из воспоминаний бабушки «Моя ученица жила по улице Советской (сейчас это территория детского сада № 5). Занятия были один-два раза в неделю. К моему приходу в доме был всегда чисто вымыт пол, стол застелен белой скатертью. На ней – тетрадь в косую линейку, чернильница- непроливашка и Букварь. Не зря с заглавной буквы: так бережно обращалась моя ученица с этой книгой! Эти принадлежности мы принесли своим ученикам, а по окончании учебы – оставили в подарок.

Не забуду ее, счастливую, в те минуты, когда она смогла самостоятельно по слогам прочитать, записанные крупными буквами, названия газет «Тихоокеанская звезда» и « Учительская газета».

Прошло лет сорок, у меня была случайная встреча с племянницей моей бывшей ученицы. Она рассказала, что тетушка до конца дней своих вспоминала наши уроки. Лучшей благодарности для меня не было!»

Всю свою жизнь моя бабушка посвятила школе, она дарила не только знания, но любовь детям. Школа была для неё вторым домом. Мудро и терпеливо она вела своих учеников по дороге жизни, пытаясь вложить в каждого любовь, надежду и веру в счастливое будущее.




















2.3Мастер своего дела

Несмотря на огромный трудовой стаж, творчество Зои Николаевны всегда отличалось новаторским подходом. Так в 1969 году на краевых педагогических чтениях прозвучал доклад Зои Николаевны по теме «Воспитание у учащихся 9 класса интереса к экономической географии зарубежных стран». Этот доклад позже вошел в сборник методических материалов для учителей старших классов. В этом же году бабушке присвоено звание «Отличник просвещения».

В начале 90-х годов, когда многие школы ввели в расписание уроки экологии, она разработала и издала свою экологическую программу «Планета Земля - общий дом человечества», в которую включила темы по природоведению, краеведению и охране природы Хабаровского края. А вот о том, чтобы написать… целый учебник физической географии района, она поначалу даже и не думала. Но в 1999 году, во время посещения курсов в Институте усовершенствования учителей, ей попала в руки маленькая брошюра учителя из района им. Полины Осипенко - пособие по географии района. Так и возникла мечта: создать свой учебник, но не сухой и сжатый, как энциклопедия, а целую хрестоматию, куда помимо географических данных войдут и история района, и творчество его жителей.

В учебник вошли данные Гидрометцентра, Хорской рыбинспекции, гидрологической станции района. Есть здесь контурные карты и удивительные сравнительные схемы - например, территории района и других государств, таких как Бельгия и Люксембург. А еще фотографии, рассказы о знаменитых земляках, стихотворения и проза.
Недаром, наверное, когда в 2004 году Зоя Николаевна отправила первый вариант своего учебника в Москву на конкурс новых учебников, она сразу вошла в число призёров, получив диплом третьей степени. Она считала, что нужно знакомить школьников с людьми, которые сделали много для процветания родной земли. Ведь чтобы стать хорошим хозяином своей страны, надо знать свою Родину и гордиться ею.







2.4.Слова благодарности

Всю свою жизнь моя бабушка, Зверева Зоя Николаевна, посвятила своей работе. В школе для своих учеников она была не только учителем, но и второй мамой. Чтобы заслужить уважение окружающих, необязательно совершать какой-то подвиг, достаточно добросовестно относиться к тому, что мы называем профессией.

11апреля 2011 года на собрании жителей п. Хор ей вручили диплом почётного ветерана района имени Лазо. (Приложение7)

Почётной грамотой были отмечены творческие работы воспитанников Зверевой З.Н. –учащихся ХСШ, занявших второе место на краевой выставке. В 1969 году Зое Николаевне присвоено звание « Отличник просвещения».

Возглавляя методическую работу с учителями района, она приступила к созданию интегрированной программы для 5 классов « Мы-Земляне» по природоведению и экологии.

В 2004 году работа педагога «Физическая география района имени Лазо Хабаровского края» удостоена диплома 3 степени за подписью главного редактора газеты» География, кандидата педагогических наук О.К. Коротковой

В 2008 году Зоя Николаевна Зверева награждена Памятным знаком губернатора Хабаровского края «150 лет Айгуньского договора. За заслуги». Приложение (8)

 Моя бабушка считала себя счастливым человеком. Ведь её мечта сбылась. Всю свою жизнь она отдала любимой работе – учить детей в школе.
















3.Заключение

3.1 Человек с большой буквы

Моя бабушка росла в сложное для страны время.

Тяжелое детство пришлось на огненные военные годы, принесшие горе, голод, разруху, сломанные судьбы, страшные испытания. А послевоенные свершения в стране принадлежат их рукам, героическим трудовым будням, горячим и беспокойным сердцам, заботящимся о счастливом будущем России.  Не смотря на тяжёлое военное детство и послевоенную юность, она выросла достойным человеком, профессионалом своего дела.

Работая над этой темой, я понял, что быть учителем нелегко, здесь работают только влюбленные в свою профессию люди, а учитель никогда не бывает одиноким, он всегда в окружении детей и всегда остается учителем. Профессия учителя – самая лучшая. Пусть говорят, что профессии разные, что есть профессии важнее, но я убежден: самая добрая, самая мудрая, самая первая профессия на земле - это профессия учителя. Профессия педагога - особенная. Сколько нужно терпения, доброты, знаний, чтобы работать с нами, с детьми!

В результате изучения документов и фотоматериалов из архива З.Н.Зверевой, а также во время бесед с учителями и бывшими учениками, я понял, что моя бабушка разносторонний человек, внесший большой вклад в образования и воспитания подрастающего поколения. Бывшие ученики все ее любили, уважали, звонили, потому что она всем раздарила частички своего доброго сердца.

В результате работы над темой подтвердилась наша гипотеза о том, несмотря на тяжёлое военное детство, можно стать достойным гражданином своей страны, профессионалом своего дела.

В ходе исследования я приобрел навыки поисково-исследовательской работы, узнал очень много из жизни и педагогической деятельности своей бабушки. Я пришёл к выводу, что никакие преграды судьбы не способны повлиять на человека, очень важно стремиться к своей цели, не останавливаться на достигнутом. Только тогда ты станешь человеком с большой буквы, настоящим профессионалом.








4. Список источников и литературы

4.1. Список литературы:

1) Книга к 120 -летию посёлка Хор « От истоков - к будущему»

2) Журнал «Будильник»

4.2. Источники:

Семейный и школьный архивы:

1) Документы

2) Награды

3) Семейные фотографии

4) Вырезки из СМИ

6) Материалы школьного музея: фотографии, воспоминания.

























Приложение 1

Книга к 120 -летию посёлка Хор « От истоков - к будущему»

Статья « Детство, опалённое войной»


t1677330887ab.jpg













Книга к 120 -летию посёлка Хор « От истоков - к будущему»

t1677330887ac.jpg

















 Приложение 2


Стихотворение С.Я. Маршака «Детский дом в Ельне»


Детский дом в Ельне

t1677330887ad.gifНа площади опустошенной Зверева Зоя Николаевна

Разрушен вражеским огнем

Приветливый, многооконный,

С цветами в окнах детский дом.

Что в мире может быть печальней

Полуразрушенных печей

На месте прежней детской спальни,

Среди обломков кирпичей.

В золе я видел мячик детский,

А рядом школьную тетрадь.

Ее примял сапог немецкий,

Оставив грязную печать.

Нет преступления бесцельней,

Бессмысленней злодейства нет.

За детский дом, сожженный в Ельне, -

В Берлине, Мюнхене и Кельне

Дадут преступники ответ.

Впервые в газете "Известия", 1941, № 230, 28 сентября.













Приложение 3


Фотография из семейного архива Зверевой Зои Николаевны





t1677330887ae.gif



















 









Приложение 4


Зt1677330887af.jpg дание школы п.Хор. Начало 60-годов











t1677330887ag.jpg

Выпуск 1966 года. Зверева З.Н. в центре 2-го ряда







t1677330887ah.jpgt1677330887ai.jpgЗверева Зоя Николаевна




 Приложение 5


Фотография из личного архива Зверевой Зои Николаевны

t1677330887aj.gift1677330887ak.jpg

Статья из газеты о инициативности класса З.Н.Зверевой














 Приложение 6


Фотография из личного архива З.Н.Зверевой

7 мая 1984 год Участие класса в школьной самодеятельности 

t1677330887al.gift1677330887am.gif









Нt1677330887an.jpgt1677330887ao.jpgt1677330887ap.jpg аграды класса З.Н.Зверевой



















Приложение 7

t1677330887aq.jpgКнига к 120 летию п. Хор «От истоков – к будущему»











Зверева Зоя Николаевна

t1677330887ar.jpg





















Приложение 8

Награды З.Н. Зверевой

t1677330887as.gift1677330887at.gif


t1677330887au.gif

t1677330887av.gif

t1677330887aw.gift1677330887ax.jpgt1677330887ay.jpg

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.