12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Матафонова Алёна Михайловна184
Россия, Амурская обл., с Тыгда
1

Статья «Инклюзивное образование в начальных классах общеобразовательной школы»

Доклад на районном семинаре учителей начальных классов на тему

«ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ»


Подготовила учитель начальных классов Матафонова А.М.

 

                                        «Инвалида от обычного человека отделяет лишь мгновение», - сказал сатирик Михаил Жванецкий.

   

Главная проблема «особого» ребёнка заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, а иногда и к элементарному образованию. А так же проблема негативного отношения к детям с ограниченными возможностями со стороны сверстников, наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей с ограниченными возможностями.

Идёт постепенное изменение отношений к людям с нарушениями физического и умственного развития. Сегодня стратегическим направлением становится включение детей с особыми нуждами в общий поток, инклюзия. Гарантии прав людей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования закреплены в Конституции РФ, а также федеральных законах РФ и типовых положениях.

Инклюзивное образование — это постепенный, детальный и очень бережный процесс включения ребенка с ограниченными возможностями в общую образовательную среду, которые учитывают индивидуальные особенности и опирается на сильные стороны ребенка.

Участие родителей в таком образовании просто необходимо. Родители должны понимать, что инклюзия подразумевает двустороннюю ответственность. Тут нельзя просто «сдать» ребёнка в школу и ждать результатов. Родители должны сотрудничать с педагогом, совместно решать задачи развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Задача учителя - индивидуализировать процесс обучения, максимально приближая его к возможностям ребенка.

Первое с чего начинается работа - это собрание с родителями класса в котором предстоит обучаться ребёнку с ОВЗ.

Даны рекомендации для родителей по воспитанию и обучению детей с особыми образовательными потребностями.

  1)В семье сохранять доброжелательную обстановку, проявлять терпение, заботу и мягкое руководство деятельностью ребёнка.

 2)Важно поддерживать здоровый образ жизни (отдых, прогулки, полноценное питание, соблюдение режима дня).

      3)Дома необходимо повторять материал, пройденный в классе. Вечером ещё раз просто прочитать ребёнку то, что надо запомнить, а не требовать, чтобы он повторил.

  Приведу пример работы с таким ребенком. В начале первой четверти проводилась работа по диагностированию познавательных возможностей ученицы, после чего был составлен индивидуальный план по работе с данным ребенком. Психологом школы составлена психолого-педагогическая карта, намечены коррекционный путь, велись индивидуальные занятия, т.к. на лицо имелись волевые расстройства, эмоциональные переживания. В конце каждой четверти проводился мониторинг результативности усвоения содержания учебного материала, с результатами которого  были ознакомлены родители ребёнка.

        Внеклассная работа также направлена на воспитание у сверстников толерантного и уважительного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья.

        Поиск наиболее оптимальных путей, средств, методов для успешной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество – это задача всех и каждого. Ведь помочь наполнить черно-белый мир «особого ребенка» яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями. Этот мир придуман не нами, но, начиная с себя, мы можем менять его в лучшую сторону, делая добро.






 

Какие приемы помогают детям эффективнее обучаться?

Учащиеся с ОВЗ нуждаются в изменении способов подачи информации. Необходимо предоставление особых условий, например, изменение формы выполнения задания, частичное его выполнение. Возможно изменение типа выполнения задания: вместо письменного – устное, выполнение учебных тестов на компьютерном тренажере.

Для детей с различными формами нарушения здоровья особенно необходимо добиваться развития навыка адекватного восприятия результатов своей деятельности, не вызывая излишней нервозности и тревожности.

Основные правила:

1. Предоставлять каждому ребенку возможность работать в присущем ему темпе. Совершенно недопустимы в это время замечания типа «Быстрее!», «Задерживаешь всех!». Лучше предложить ребенку пропустить очередную запись, заменить задание, для выполнения которого требуется меньше времени.

Объем работы должен увеличиваться постепенно и согласовываться с индивидуальным темпом. Выполнение меньшего объема работы позволяет менее подготовленному ребенку успешно с ней справиться, что, в свою очередь, помогает ему почувствовать себя участвующим в общей работе. Так отрабатывается умение начинать и заканчивать работу со всеми. Индивидуализация темпа – необходимое условие психологического комфорта ребенка в школе.

при написании контрольной работы давать до­полнительное время;

при необходимости разрешать переписывание контрольной работы;

принимать работу позже установленного срока;

—  оценивать собственный прогресс ребенка, не сравнивая его с другими, на протяжении длительного времени.

2. В начале обучения нельзя использовать работу в группах в полной мере, но постепенно вводить ее элементы - разумно. Важно учитывать необходимость смены состава группы для формирования у детей адекватной самооценки. И практически полностью исключить соревнования между группами детей во избежание взаимных упреков и нарушения атмосферы сотрудничества и общности класса.

3. Регулярная смена видов деятельности и форм работы на уроке позволяет всем детям без исключения снять напряжение, повысить внимание.

4. Для снятия напряжения существуют разные педагогические «секреты», например:

- детям разрешается на уроке занять на какое-то время удобное положение: работать стоя, при желании поменять рабочее место; походить на носках, сделать стойку на одной ноге, напрячь стопы, голени, бедра, ягодицы, живот и т.д.;

- учитель может «постоять за спиной ребенка», положить руку на плечо, разрешить отстраниться от текущей работы.

5. Почти всем детям необходимо проговаривать последовательность своих действий вслух. Необходимо учить детей говорить тихо, вполголоса, шептать «губами», чтобы не мешать другим. Но нельзя запрещать детям говорить вслух т.к. через внешнюю речь происходит осмысленное освоение нового и трудного материала.

6. Важно следовать за естественной потребностью ребенка в познавательной деятельности, а не навязывать ее. Учителя по возможности предлагают детям задания, которые бы они выполняли с удовольствием. Требовать от ребенка выполнения неинтересных или более сложных заданий следует осторожно и дозировано, так как постоянное напряжение приводит к соматическим или психологическим проблемам.

Основное правило для учителя.

Создание условий для адаптации ребенка к школе состоит в том, чтобы ребенок был успешен не столько в обучении, сколько в сфере общения и взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса: учителями, детьми, родителями.

Учителя часто боятся устанавливать разные прави­ла для разных детей. Они считают, что если сделают послабление одному ребенку, то остальные захотят то­го же. Однако особый ребенок тратит огромные уси­лия на постижение того, что другим дано от рождения. Справедливо — это не значит одинаково. Сами дети прекрасно понимают этот принцип, проблема во взрослых.

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.