12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Любовь Александровна Попова4673
Люблю свою работу за возможность общаться с самыми интересными людьми на свете - детьми. Есть чему у них поучиться.
Россия, Тюменская обл., Ялуторовск
5

Доклад «Формирование профессиональных компетенций педагога с целью повышения качества образования»

Выступление на школьном методическом объединении

Тема «Формирование профессиональных компетенций педагога с целью повышения качества образования»

Качество образования во все времена зависело от уровня подготовки педагогов. Великий русский педагог К. Д. Ушинский говорил: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя». Именно педагог является основной фигурой при внедрении в практику различных инноваций, и для успешной реализации в новых условиях, поставленных перед ним задач, должен обладать необходимым уровнем  профессиональной компетентности.

Качества учителя указывающие на то, что педагог является профессионально компетентным (компетентный [от лат. сompetentis – соответствующий, способный] – знающий, осведомленный, авторитетный в какой-нибудь области) и уровень его компетентности соответствует требованиям инновационной педагогики?

«Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся». (А. К.Маркова)

Современный педагог должен быть, готов к включению в деятельность, которая поможет практически решать встающие перед ним профессиональные проблемы. Это зависит от дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляется понятие «компетентность», соответствующая пониманию современных целей образования.

А что такое «компетенция»? Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним. Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Быть компетентным означает умение мобилизировать в данной ситуации полученные знания и опыт.

Из всех компетенций, необходимых учителю в профессиональной деятельности, можно выделить наиболее значимые.

-Социально-психологическая компетенция, связанная с готовностью решать профессиональные задачи, в том числе и в режиме развития.

Профессионально-коммуникативная компетенция, определяющая степень успешности педагогического общения и взаимодействия с субъектами образовательного процесса.

Общепедагогическая профессиональная компетенция, включающая в себя психологическую и педагогическую готовность к развертыванию индивидуальной деятельности.

Предметная компетенция в сферах предметной специальности: знания в области преподаваемого предмета, методики его преподавания.

-Управленческая компетенция, т.е. умения проводить педагогический анализ, ставить цели, планировать и организовывать деятельность.

Рефлексивная компетенция, т.е. умение видеть процесс и результат собственной педагогической деятельности

Информационно-коммуникативная компетенция, связанная с умением работать в сфере ИК-технологий.

Компетенция в сфере инновационной деятельности, характеризующая учителя как экспериментатора.

-Креативная компетенция, т.е. умения учителя выводить деятельность на творческий, исследовательский уровень.

Выделенным компетенциям деятельности будут соответствовать соответствующие компетентности :

-          компетентность в мотивации учебной деятельности ученика,

-          компетентность в раскрытии личностного смысла конкретного учебного курса и учебного материала конкретного урока,

-          компетентность в целеполагании учебной деятельности,

-          компетентность в вопросах понимания ученика, что необходимо для реализации индивидуального подхода в обучении,

-          компетентность в предмете преподавания (предметная компетентность),

-          компетентность в принятии решений, связанных с разрешением педагогических задач,

-          компетентность в разработке программ деятельности и поведения,

-          компетентность в организации учебной деятельности, которая, в свою очередь, предполагает:

-          компетентность в организации условий деятельности, прежде всего информационных, адекватных поставленной учебной задаче,

-          компетентность в достижении понимания учеником учебной задачи и способов ее решения (способов деятельности),

-          компетентность в оценивании текущих и итоговых результатов деятельности.

Какими умениями должен владеть компетентный педагог?

-          Успешно решать свои жизненные проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность и ответственность;

-          ориентироваться на рынке труда и понимать, какие умения потребуются ученикам, чтобы найти себе работу в современных условия и успешно продвигаться по лестнице профессионального успеха;

-          видеть и понимать действительные жизненные интересы своих учеников;

-          проявлять уважение к своим ученикам, к их суждениям и вопросам;

-          чувствовать проблемность изучаемых ситуаций;

-          связывать изучаемый материал с повседневной жизнью, с интересами учащихся;

-          закреплять знания и умения в учебной и внеучебной практике;

-          планировать учебное занятие с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов;

-          ставить цели и оценивать степень их достижения совместно с учащимися;

-          в совершенстве владеть методом «создания ситуации успеха»;

-          привлекать прошлый опыт учащихся, создавая новый опыт без лишних временных затрат;

-          привлекать экспертов и специалистов для обсуждения тех вопросов, в которых сам недостаточно компетентен;

-          оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой;

-          оценивать не только предметные достижения, но и развитие личностных качеств;

-          видеть пробелы не только в знаниях, но и в готовности жить в социуме.

Что должен пронимать педагог :

-          нужно быть готовым к постоянным переменам;

-          строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вчерашних знаний и вчерашнего опыта невозможно;

-          главная задача – обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей жизни своих учеников, поэтому родители – самые верные союзники учителя;

-          любая человеческая деятельность красива и эффективна, и это представление передать ученикам.

Какие могут быть риски:

-          по привычке считать себя самым главным и единственным источником знаний;

-          передавать ученикам свой жизненный опыт и воспитывать их исходя из того, как был воспитан сам;

-          придерживаться представлений о том, что существуют раз и навсегда заданные способы правильного и неправильного решения различных проблем;

-          следовать мелочным правилам и инструкциям.

Итак, компетентность учителя – это синтез профессионализма, (специальная, методическая, психолого-педагогическая подготовка) творчества, (творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование средств, приёмов, методов обучения) и искусства (актёрство и ораторство).

В СОВРЕМЕННОЙ школе ученик может учиться сам, учитель лишь создаёт для этого условия.

Современный учитель должен успешно решать новые для него проблемы:

-          как воспитать детей в духе толерантности в классе, в котором каждый третий – носитель собственного этнического мировоззрения, отличного от традиционного для данного социума;

-          как повысить мотивацию обучащихся;

-          как осуществить педагогическую поддержку одарённого ребёнка, осуществляющего обучение по индивидуальной образовательной программе;

-          как преодолеть школьнику неуспешность в обучении и т.п.

Школа не должна научить на всю жизнь – школа должна научить учиться всю жизнь и эффективно использовать полученные знания на практике.

В современных условиях активная жизненная позиция, повышение профессионального мастерства  помогает педагогу обеспечить одно из главнейших прав обучающихся – право на качественное образование.

«Ваша Судьба в ваших руках, меняйте себя, и вы измените окружающий мир». (Ф. Ларошфуко)


5



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Куликова Ирина Геннадьевна, 23.08.22 в 06:54 1Ответить Пожаловаться
Требуется список источников
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.