Доклад на тему «Использование результатов ВПР в целях повышения качества образования по предмету»
Уважаемые коллеги!
Я уверена, что слова Президента Российской Федерации В.В. Путина о том, что «необходимо, чтобы школьники получали прочные знания и на их базе смогли овладеть будущей профессией, добиться успеха и в жизни быть
востребованными и полезными для своей страны…» являются для каждого из нас своеобразным ориентиром, которым мы руководствуемся в своей деятельности.
Одним из способов достижения поставленных Президентом задач служит подготовка, выполнение и анализ Всероссийских проверочных работ. Нечего греха таить, что поначалу данной формы контроля опасались не только школьники, но и учителя. Но проведение этих работ в течение нескольких лет позволило всем к ним « адаптироваться». Знаем, что цель ВПР-мониторинг результатов ФГОС в каждой образовательной организации. Школа- интернат в данной системе занимает особое место, т.к. из нее по понятным причинам практически « выпадают» родители, и педагогам нашей школы на них рассчитывать не приходится. Поэтому у нас складываются двусторонние отношения: « ученик-учитель». И еще администрация.
При подготовке к урокам контроля знания я составляю материал в соответствии с КИМами ВПР, в этом же направлении мы тесно сотрудничаем с завучем, которая проводит контрольные срезы на школьном уровне в том же русле. Такая совместная деятельность полезна прежде всего ребенку: когда он открывает КИМ во время проведения ВПР, то у него практически не возникает вопросов по процедуре выполнению предложенных заданий.
Каким же образом влияет использование оценочных результатов ВПР на повышение качества образования?
Для начала я составила дорожную карту мониторинговых исследований, в которой по классам и годам отражено, что должен выполнять учитель. Далее, составляя подробный анализ-отчет, определяю направления в работе по «западающим» темам. Мною разработана система заданий, которую я использую на уроках. Кроме этих заданий, использую варианты работ с образовательных сайтов в интернете. И, поверьте, это не слепое натаскивание. Для наших детей, как не для каких других, опять же по понятным причинам, важно максимальное овладение универсальными учебными действиями и дальнейшее использование их в познавательной и, главное, в социальной практике.
Чтобы достичь высокого качества образования по предмету, после проверки ВПР, их анализа, на совещании при заместителе директора, в результате обсуждения формируем общую стратегию устранения пробелов в знаниях учащихся, разрабатываем дальнейший план действий. Основными пунктами этих мероприятий являются следующие:
-пополнить материальную базу учебных кабинетов в соответствии с ФГОС. Здесь хочется оговориться или даже похвалиться, что оснащение наших кабинетов хорошее. Это, в основном, благодаря шефским организациям. Но, как говорится, нет предела совершенству;
-при составлении административных проверочных работ сделать акцент на « западающих» заданиях;
-включить в план-график внутришкольного контроля мероприятия, которые позволят оценить, насколько ученики лучше стали справляться с заданиями, сходными с заданиями ВПР;
- уделить больше внимания обучению педагогов, повышению их квалификации посредством не только курсов, но и посещения семинаров, конференций, вебинаров, в том числе в сети Интернет.
Безусловно, использование результатов ВПР направлено конкретно на ученика.
В данном случае выясняется, на каком уровне освоена основная образовательная программа (базовый, повышенный, высокий, ниже базового, критический);
-проектируются индивидуальные образовательные маршруты для школьников-участников оценочной процедуры;
-также готовятся педагогические рекомендации для индивидуальной поддержки учащегося (какие имеются дефициты в знаниях и навыках, и каким образом их можно восполнить).
Именно такая слаженная работа по использованию результатов оценочных процедур всеми участниками образовательного процесса и приводит к стабильному качеству образования по предмету. Но не надо забывать, что учитель- ключевая фигура в образовании, непосредственно участвующая в формировании содержания образования, в его обновлении. Не будет лишним еще раз сказать, что в условиях интернатного обучения и воспитания детей значимость учителя особенно важна.