12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ирина63
0

Деятельность субъектов образовательного процесса по поддержанию учебной мотивации у младших школьников

Деятельность субъектов образовательного процесса по

поддержанию учебной мотивации у младших школьников

Попова И.А.

Мотивация представляет собой комплекс потребностей, управляющий активностью человека, и часть которого педагог может создать для учеников. Но мотивировать - это не значит заложить готовые мотивы и цели в голову обучающегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого обучающегося. Исследуя литературу по вопросу исследования, мы пришли к выводу, что в каждой учебной деятельности выделяют субъекты образовательного процесса.

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» субъектами образовательной деятельности являются обучающиеся и их родители (законные представители), педагогические, научно - педагогические, руководящие и иные работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Совместная деятельность всех субъектов образовательного процесса очень важна в формировании мотивов учения.

Деятельность каждого субъекта образовательного процесса направлена на стимуляцию мотивов младших школьников. Деятельность этих субъектов включает несколько блоков - работу с целями, эмоциями, мотивами, учебно-познавательной деятельностью школьников. Внутри каждого из блоков проводится работа по возобновлению и коррекции прежних мотивов, активизации новых мотивов и появлению у них новых качеств. Для повышения мотивации существует множество способов, касающихся целевого воздействия на мотивационную сферу учащихся.

Одним из способов мотивации является укрепление чувства «открытости» к воздействиям, то есть к обучаемости. Могут использоваться упражнения на сотрудничество с взрослыми. Сначала на материале задачи, на поиск новых подходов к задаче.

Следующий способ - это упражнения на целеполагание школьников в учении, прежде всего на реалистичность в целеполагании, надо укреплять адекватную самооценку и уровень притязаний. В упражнении на закрепление адекватной самооценки важно учить школьников правильному анализу своих успехов и неудач. Становлению адекватной самооценки и уровня притязаний способствует упражнения на решение задач максимальной для себя трудности, переживание неудачи и самоанализ не только ее внешних причин в виде трудности задачи, но и внутренних причин - своих способностей в целом и усилий при решении данной задачи.

Особым видом работы по формированию у учащихся соответствующего уровня требований, самооценки и мотивации является способ поощрения их учителем. Более важной, чем оценка учителя, для мотивации школьника является сокрытая в отметке информация o его потенциале. Оценка учителя повышает мотивацию, если она относится не к способностям ученика в целом, а к тем усилиям, которые прилагает ученик при выполнении задания. Также, для поощрения мотивации ученика используется такой прием, когда учитель сравнивает успехи не с успехами других учеников, а с его прежними результатами.

Следующий способ на устойчивость целей, на их действенность, настойчивость и упорство в их реализации. Сохранению цели помогают задания на возобновление учебной деятельности после трудностей и препятствий. Укреплению настойчивости школьника для достижения цели способствует упражнения на решение сверх трудных задач. Инициативу и пластичность целеполагания поддерживает способ на постановку близких и далeких целей, немедленное и отсроченное их выполнение. Чтобы упражнения на мотивы и цели могли использоваться школьниками в реальных условиях, важно, чтобы oни были связанны с учебным материалом или с ситуациями из жизни ученического коллектива.

Одним из более эффективных способов является способ вызывания исходной мотивации. Учитель может использовать несколько способов побуждения учащихся в начале урока: актуализировать мотивы предыдущих достижений (вспомнить, как учащиеся работали на прошлом уроке), вызывать мотивы oотносительной неудовлетворенности (oотметить незавершенность действий или не усвоение предыдущего материала), усилить мотивы направленности на предстоящую работу (показать важность изучаемого материала на будущее), усилить мотивы удивления, любознательности.

Следующий способ - подкрепление и усиления возникшей мотивации. Здесь учитель учитывает познавательные и социальные мотивы, направляя интерес учащихся на решение учебных задач несколькими способами и их сравнению (познавательные мотивы), на различные способы сотрудничества с одноклассниками (социальные мотивы). Данный способ важен, так как учитель, вызвав мотивацию в начале урока, иногда перестает о ней думать, сосредоточиваясь на содержании урока. Для этого могут быть использованы чередования разных видов деятельности.

Учителю необходимо придавать каждому этапу урока значимость в формировании мотивации учения у младших школьников. Для того чтобы создать грамотную структуру урока, учитель должен уметь планировать воспитательные и развивающие задачи, связанные с реальными умениями школьников в учении и их мотивацией.

Родителям же следует уделять больше времени совместной деятельности с их ребенком. Необходимо активно принимать участие не только в семейных делах, но и в школьных мероприятиях, стараться правильно оценить знания и достижения школьника, психологически мотивировать и поддерживать его действия, подавать положительный пример, стимулирующий мотивацию к учению. Также родителям и учителям необходимо слаженно работать над повышением и поддержанием учебной мотивации младших школьников, организуя совещания, родительские собрания, классные часы и мероприятия по данной теме.

Развитие уровня учебной мотивации - это процесс трудоемкий, целенаправленный и длительный. Формировать у младших школьников устойчивый интерес к учебной деятельности необходимо через проведение уроков-путешествий, уроков-встреч, уроков-игр, сюжетных уроков, уроковвикторин, уроков защиты творческих заданий, игровой деятельности, через использование сказочных персонажей, внеклассной работы и применение различных приёмов активизации их внимания. Частое использование и варьирование различных способов и приёмов формирования мотивации способствует подкреплению желания детей получать знания. Необходимо применять на практике и приемы повышения мотивации, из которых состоят способы мотивации.

Исходя из выше сказанного, можно отметить, что совместная деятельность всех субъектов образовательного процесса очень важна в формировании мотивов учения. Для повышения мотивации существует множество способов, непосредственно воздействующих на мотивационную сферу учащихся. Учителю для мотивации учения необходимо использовать такие способы мотивации как: способ «открытости», способ упражнения на целеполагание школьников в учении, способ поощрения их учителем, способ на устойчивость целей, способ на постановку близких и далеких целей, способ вызывания исходной мотивации, подкрепление и усиления возникшей мотивации. Каждый этап урока учителю следует наполнять психологическим содержанием. Родителям же следует уделять больше времени совместной деятельности с их ребенком. Родителям и учителям необходимо слаженно работать над повышением и поддержанием учебной мотивации младших школьников, организуя совещания, родительские собрания, классные часы и мероприятия по данной теме.

Таким образом, мотивация изучается с различных сторон, из-за чего трактуется авторами по-разному. Самым общим является понятие мотива Л.И. Божович, согласно которому мотив - это то, ради чего осуществляется деятельность, в качестве мотива могут выступать идеи, предметы внешнего мира, представления, чувства и переживания. Опираясь на классификацию мотивов А.К. Марковой, можно выделить познавательные и социальные мотивы учения младших школьников. Мотивация представляет собой совокупность движущих сил поведения, включающую в себя цели, потребности, влечения, интересы, идеалы, которые непосредственно побуждают человеческую деятельность. Вопрос о проблеме мотивации учебной деятельности младших школьников исследовали Н.А.Леонова, Л.И. Бoжoвич, Т.А. Ильина, А.К. Маркова, А.А. Файзуллаев, Х. Хекхаузен. Совместная деятельность всех субъектов образовательного процесса является важным элементом в формировании мотивов учения младших школьников. Для повышения мотивации существует множество способов воздействия на мотивационную сферу учащихся. Учителю для мотивации учения необходимо использовать такие способы мотивации как: способ «открытости», способ упражнения на целеполагание школьников в учении, способ поощрения их учителем, способ на устойчивость целей, способ на постановку близких и далеких целей, способ вызывания исходной мотивации, усиления и подкрепление возникшей мотивации. Также родителям и учителям необходимо слаженно работать над повышением и поддержанием учебной мотивации младших школьников, организуя совещания, родительские собрания, классные часы и мероприятия по данной теме.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.