Статья «Учебная мотивация младших школьников»

1
0
Материал опубликован 26 July 2019

Учебная мотивация младших школьников.

Планируемые результаты освоения программы начальной школы согласно ФГОС НОО  определяют учебную мотивацию, как необходимое условие дальнейшего успешного обучения детей в среднем звене. Одной из задач, которые должны решаться в начальной школе, является создание условий для формирования положительной учебной мотивации и дальнейшего её развития у младших школьников.  Развитие учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Один из факторов, влияющий на мотивацию младшего школьника – организация самого процесса учения, т.е. использование  учителем разнообразных форм работы на уроке  и методов, которые побуждают  к активной мыслительной и практической деятельности.

Совершенствуя методы, средства и формы обучения, каждый учитель дол­жен проявить максимум творчества и инициативы, чтобы обеспечить активное ус­воение знаний учащимися, заложить основы их всестороннего развития и интереса к учению.

Каждый педагог должен хорошо знать приёмы возбуждения интереса школьников, уметь ими пользоваться в зависимости от ситуации.

В своей работе я использую творчество детей как способ положительной мотивации учения.

Творчество – это создание нового, прекрасного, оно противостоит шаблону, оно возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит ребёнка в атмосферу вечного поиска.

Использование игровых приёмов («Ситуация успеха», «Соревнование», «Удивительный факт», «Прогнозирование») с привлечением творчества детей не теряет своей актуальности в нынешней школе.

Школьники младшего возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Их быстро утомляет однотипная и длительная работа. Такие приёмы позволяют мотивировать детей к изучению нового материала - ведь очень хочется узнать ответ к загадке, раскрыть секрет удивительного факта, побывать в роли сказочного героя и т.д.

Творческие задания следует давать систематически, так как нельзя сориентировать детей на какую-то интересную работу, а потом всё взять и бросить. В 1 классе следует давать творческие задания на добровольных началах, а со 2 класса рекомендовать их выполнение. В то же время необходимо помнить, что перегружать заданиями нельзя – это отобьёт интерес к ним.

В 1 классе, после изучения всех букв, ребята составляют свою «Азбуку», подбирают слова, стихи, ребусы, загадки на определённую тему на каждую букву алфавита.

После первых работ, видя, как это интересно, какую похвалу учителя и товарищей можно заслужить, начинают стараться и выполнять творческие задания все. Особенно большое значение имеет игра-соревнование (творческие задания) для отстающих: сравнивая свои результаты с достижениями товарищей, они получают новые стимулы для роста и начинают прилагать больше усилий.

На уроках русского языка увлекает ребят изучение пословиц и поговорок. Шарады, ребусы, кроссворды не могут никого оставить равнодушным. Этот занимательный материал помогает детям в усвоении орфографии.

Чтобы выполнить творческое задание, ученик должен не столько хорошо знать программный материал, но, и это главное, – уметь делать выводы на основе сравнений, обобщений, выявлять закономерности, уметь фантазировать.

Приём «Опора». Ученик составляет собственную опорную схему или развернутый план ответа по новому материалу. Составление алгоритмов, памяток. Пример, алгоритм разбора слова по составу.

Прием «Повторение с расширением». Ученики составляют серию вопросов, ответы на которые позволяют дополнить знания нового материала.

Прием «Свои примеры». Ученики подготавливают свои примеры к новому материалу. Возможно также сочинение своих задач, выдвижение идей по применению изученного материала.

В 3-4 классах кроссворды со словарными словами – одно из любимых творческих домашних заданий, оно направлено на повышение эффективности работы с орфографическим словарём.

 

Работая с детьми младшего школьного возраста уже много лет, я поняла, что серьёзный и большой по объёму материал можно давать в игровой, увлекательной и доступной для детей форме. Урок должен не только увеличивать запас систематических знаний учащихся, но и воспитывать в них желание и умение учиться. Эмоциональный фон урока должен помочь детям лучше и глубже усвоить содержание материала. Учитывая возрастные и психологические особенности школьни­ков, я всегда стараюсь разнообразить урок играми, загадками, ребусами, кроссвордами, яркой броской наглядностью, подготовленные самими детьми. Только учебная деятельность, построенная с доминированием элементов, форм и правил игровой деятельности, с её живостью, помогает наиболее успешному усвоению нового материала, формирует положительную учебную мотивацию.

С удовольствием, а не по принуждению, ученики участвуют в КВНах по русскому языку, математике, окружающему миру.

В начальной школе особое место занимает проектно-исследовательская деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать творческое мышление, умение увидеть и решить проблему творчески. Именно она позволяет мне решать следующие задачи обучения:

1 Развитие положительной мотивации к обучению

2. Развивать коммуникативность  - умение общаться со взрослыми и сверстниками.

3. Формировать умение ставить и формулировать свои собственные цели и способы их достижения.

Проектно-исследовательскую деятельность использую для организации самостоятельной исследовательской, творческой деятельности учеников в рамках работы над определенной выбранной темой (проектом). Возможные продукты проектной деятельности младших школьников: журнал, книжка-раскладушка, памятка, тест по теме, презентация, сочинение рассказа, сказки, коллаж, стенгазета, сувенир-поделка, буклет. Опираясь на возрастные особенности младших школьников, на уроках стараюсь использовать различные виды исследовательских работ и способы деятельности учащихся: сообщения, доклады, рефераты, учебное исследование, проекты, групповую работу, самостоятельную работу.

 

Применяю различные формы проектно- исследовательской деятельности: уроки-минипроекты, уроки-монопроекты, уроки-исследования, на которых осуществляются межпредметная интеграция, экскурсии, коллективное выполнение и защита проектов, составление книжек-малюток, наблюдение, анкетирование, эксперимент.

Вся работа направлена на развитие положительной мотивации к обучению и имеет хороший результат.

Большой интерес школьники проявляют к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение обязательно нужно связывать с практическими потребностями ученика. Положительную учебную мотивацию формируют задания, связанные непосредственно с окружающей средой ребёнка: подготовить сообщение о своем домашнем питомце; рассказать о любимой игрушке, просмотреть периодическую печать, телепередачи и подготовить сообщение о любимом виде спорта; работа над проектом «Сколько весит твой портфель?».

При проведении уроков я использую мультимедийные презентации, что позволяет на уроках реализовать принципы доступности, наглядности. Презентации применяю на различных этапах урока: при изучении и закреплении учебного материала, для проверки выполнения домашнего задания. Использование презентации на уроках позволяет сформировать учебно—познавательную и коммуникативную образовательные компетенции, положительную мотивацию учения.

Необходимым этапом урока для формирования положительной мотивации учения является этап рефлексии. Дети учатся оценивать не только урок в целом и свою работу на нем, но и имеют возможность ориентироваться на собственные достижения в усвоении предмета. Детям предлагается оценить свою работу на уроке, показав соответствующий смайлик, что получилось, над чем ещё предстоит поработать, с каким настроением уходят с урока.

Для формирования рефлексивных способностей и оценочной самостоятельности учащихся за основу я взяла «Волшебные линеечки» Дембо-Рубинштейна. «Волшебные линеечки» являются безобидной и содержательной формой отметки. Эта линеечка напоминает ребенку измерительный прибор. С помощью линеечек можно измерить все что угодно.

Такая оценка:

- позволяет любому ребенку увидеть свои успехи (всегда есть критерий, по которому ребенка можно оценить как успешного);

- удерживает учебную функцию отметки: крестик на линеечке отражает реальное продвижение в изучаемом предметном содержании;

- помогает избежать сравнения детей между собой (поскольку у каждого из них оценочная линеечка только в собственной тетрадке).

Прогностическая самооценка позволяет ребенку оценить свои возможности и результаты и с помощью учителя мотивировать себя на успех в дальнейшей работе.

  На этапе рефлексии использую и «Лесенку успеха».  При оценке себя на уроках ученики используют лесенку так : если есть успехи, то добавляется ступенька вверх, на которой ребенок рисует радостное лицо. Если продвижения нет, то лицо должно быть грустным. 

 

Учение является ведущим видом деятельности для младших школьников, поэтому в педагогической практике учителя ищут возможности повышения активности ребят в этом процессе, что будет способствовать не только улучшению качества общеобразовательной подготовки учащихся, но и формированию активной личности в целом.

Только грамотный выбор методов и приёмов, их обоснованное сочетание, учет методических особенностей использования смогут способствовать формированию учебной мотивации младших школьников.

Творческие задания повышают интерес детей к учению, к предмету, помогают выявить и развить не только общеучебные, но и специальные способности учеников.

Из опыта работы.

Учитель начальных классов: Черникова И.В.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.