Статья «Решение проблемы учебной мотивации младших школьников»
Решение проблемы учебной мотивации младших школьников
Часто у младших школьников происходит снижение или вообще потеря учебной мотивации. Как я организую работу по стимулированию учащихся с низкой учебной мотивацией? На уроках использую красочную наглядность, литературных персонажей и сказочных героев. В первом классе практически каждый день происходят удивительные события: в гости к ребятам приходят Незнайка и Буратино, и другие сказочные герои. Они часто просят помощи у ребят, а те с огромным интересом им помогают.
В формировании учебной мотивации огромную роль играет дидактическая игра. Дидактическая игра оказывает большое влияние на активизацию познавательной деятельности учащихся, делает учебный процесс интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. При включении в игру у ребёнка интерес к учебной деятельности резко возрастает. Важно, чтобы игровая задача полностью совпадала с учебной. На уроках можно использовать игры: «Путешествия в лес», «Поездки в зоопарк», «Космические путешествия». В пути делаются остановки, на которых детей ожидают герои любимых сказок. Они дают задания и чтобы попасть на следующую станцию, малышам нужно их выполнить. Во время путешествий ставятся, прежде всего, учебные и развивающие цели: развитие логического мышления, творческого воображения и смекалки.
Также, на уроках русского языка использую игру «Составь слово». Она состоит из серии заданий:
1.Составь слова из следующих букв
а) к, о, с в) е, р, о, м д) л, а, н, е, п, т, а
б) у, д, б г) ш, а, к, а е) к, ч, а, р, у
2.Расшифруй, какие тут спрятаны слова, и скажи, какое слово из данных лишнее
с, л, у, т; ш, а, ф, к ; ж, о, а, к; с, л, т, о
3.Расшифруй слова и скажи, каким общим словом их можно объединить
ь, о, ч, н; ч, е, е, р, в; у, о, р, т ; н, е, д, ь
4.Расшифруй слова и скажи, на какие группы их можно разделить
а, к, о, р, о, с; в, л, е; щ, а, у, к; а, а, ь, с, р, к; т, р, г, и; а, н, о, о, р, в
5.Буквы потерялись
- Какие буквы пропущены?
…ЕЛО
…ННА
…ОРЬ
…ИСТ
…ИГА (Сахар)
При изучении и закреплении правописания парной согласной моим ученикам нравится игра «Отвечай и проверяй».
- Свекла где растет? (на грядке)
- Буквы пишут где? (В тетрадке)
- Что мы утром чистим? (Зубки)
- Одеваем в холод?(шубки)
-Любим мы играть …(в снежки)
- Есть на праздник …(пирожки)
(Что общего в словах? Есть суффикс –к-)
При изучении строения слов использую игру «Вырастим деревья». Игра проводится по рядам. Дети каждого ряда выходят по одному к доске и записывают на веточках свои слова с данным корнем (деревья нарисованы цветным мелом на доске). Также моим ученикам нравится игра «Найди родственников». На доске нарисован любой предмет и написано его название. Учитель читает слова и просит ребят, как только они услышат слово-родственник делать хлопок (или встать, или поднять руку). На этапе закрепления очень полезна игра «Лото». Работа с лото проходит в парах. Один лист кладётся на каждую парту, и дети, сидящие за одной партой закрывают клетки лото, совещаясь друг с другом. Вместо фишек они используют разрезанные старые открытки. У ведущего (у учителя) карточки со словами. Учитель читает слово, а дети закрывают на своих карточках лото однокоренные слова.
Особенно моим ученикам нравятся такие игры, как «Иду в гости»: в игре участвует весь класс. У детей фишки (они выбирают сами): красные – это «гости», жёлтые – это «хозяева». «Хозяева» приглашают в гости и предлагают гостю задание, записанное на карточке. «Хозяева проверяют выполненное задание и ставят оценку. Затем приглашают «нового» гостя. (пересаживаются) и игра «Живая математика»: у всех учащихся есть карточка с цифрами от 0 до 9. Читаю пример (3х2). Встает или поднимает руку тот ученик, у кого карточка с цифрой 6. Лучше всего давать примеры на деление, так как в ответах получаются однозначные числа.
Развивать и сохранять учебную мотивацию у младших школьников мне помогают и занимательные задания, загадки. Работа над загадками – это упражнение в самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображения. Загадки учат детей говорить ярко, образно, просто. Так, изучая тему «Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, нч.» на различных этапах урока использую такие загадки:
Сами крошки,
Боятся кошки;
Под полом живут,
Туда всё несут. (Мыши)
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка) и т. д.
Я заметила, что больший интерес школьники проявляют к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение стараюсь связывать с практическими потребностями ученика. Введение в теорию осуществляю через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам: найти площадь класса, средний возраст членов семьи.
Например, на уроке «открытия» новых знаний на математике во 2-ом классе при изучении темы «Единицы измерения. Метр», измеряем длину и ширину парт, рост друг друга. При изучении темы «Периметр многоугольника», после знакомства с понятием периметр, спрашиваю детей о том, где можно применить полученные знания. Находим периметр нашей классной комнаты для покупки линолеума. Такая работа вызывает неподдельный интерес моих учеников.
Изучая раздел «Табличное умножение и деление» даю задание своим ученикам найти необычные способы запоминания таблицы умножения, выбрать для себя наиболее интересные, научиться применять их на практике и научить одноклассников применять новые способы запоминания таблицы умножения. В результате происходит более глубокое усвоение материала.
При закреплении новой темы предлагаю дома придумать или подобрать упражнения по изученной теме и приготовить карточку для соседа. На уроке дети обмениваются карточками, выступают в роли учителя и ученика, одновременно решая и контролируя друг друга.
На уроке контроля использую компьютерные тесты с выставлением отметки. Использую проверочные работы, при решении которых ученики сами выбирают вариант на отметку «3», «4», или «5». Такая работа позволяет ученикам определять самостоятельно уровень своих знаний. Также использую самостоятельную работу с проверкой по эталону. В результате такой работы каждый ученик сделает вывод о своих знаниях.
Работа по повышению учебной мотивации приносит свои плоды. Мои ученики активные участники и победители различных конкурсов. На уроках дети не ждут готовых ответов, а сами стараются добыть их. Многие учителя, посетившие мои уроки, отмечают высокую активность детей при работе, желание отвечать, умение работать в группах, заинтересованность в получении знаний.
Панкова Татьяна Владимировна